РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «РОБОТОТЕХНИКА»

I.Пояснительная записка

 

Цели курса:

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.
  2. Всестороннее развитие личности учащегося:
  • Развитие навыков конструирования
  • Развитие логического мышления
  1. Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
  2. Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
  3. Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
  4. Творческое мышление при создании действующих моделей.
  5. Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
  6. Установление причинно- следственных связей,
  7. Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  8. Экспериментальное исследование.
  9. Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

 

Основными задачами занятий   являются:

  • обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
  • развивать творческие способности и логическое мышление детей;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

 

II.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

    Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  • уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:

ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • как передавать программы в RCX;
  • как использовать созданные программы;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
  • создавать программы на компьютере для различных роботов;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов;

      УМЕТЬ:

  1. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
  2. Прогнозироватьрезультатыработы.
  3. Планироватьходвыполнениязадания.
  4. Рациональновыполнятьзадание.
  5. Руководить работой группы или коллектива.
  6. Высказываться устно в виде сообщения или доклада.
  7. Высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
  8. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  9. Осуществлять простейшие операции с файлами;

10.запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;

  1. Представлять одну и ту же информацию различными способами;
  2. Осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
  3. Устройство компьютера на уровне пользователя;
  4. Основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
  5. Интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.

 

III. Содержание курса внеурочной деятельности.

Введение  (1 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Конструирование (16 ч.)

Знакомство с различными видами конструкторов. Правила работы с конструктором Lego.

Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора. Приёмы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов.

Сбор непрограммируемых моделей. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей: «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка – барабанщица». Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры:

  • Датчик касания;
  • Датчик освещенности.

Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор собственных моделей.

Программирование (13 ч.)

История создания языка LabView. Визуальные языки программирования.

Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

Работа с пиктограммами, соединение команд.

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.

Составление программы по шаблону. Передача и запуск программы. Составление программы.

Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.

Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками.  Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий).

Датчик освещенности (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее).

Проектная деятельность в группах (4 ч.)

Разработка собственных моделей  в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.  Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.  Презентация  моделей. Выставки. Соревнования.

 

 

 

 

 

Содержание

Способ достижения

Возможные формы  и виды

деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Беседа, ролевая игра, самопрезентация,

познавательная игра,задание по образцу ( с использованием инструкции),

творческое моделирование ( создание модели-рисунка),викторина,проект

 работа в паре , индивидуальная,

групповая.

 

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, где они подтверждают практически приобретенные социальные знания, начинают их ценить (или отвергать).

Ролевая игра

(с деловым акцентом)

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Тематическое  планирование.

 

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

 
 

1

Введение

1

Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

 

2

Конструирование

16

Умение работать в коллективе, группе

 

3

Программирование

13

Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

Умение работать в коллективе, группе.

 

4

Проектная деятельность

4

Умение работать в коллективе, группе

 

 

ИТОГО:

34

 

 


  1. V. Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата

 

1

Что такое «Робототехника»?

1

Беседа «Основные принципы механики».

Игра «Конструктор».

 

2

Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO EDUCATION

1

Беседа «Что такое программирование?»

Правила техники безопасности с компьютером.

 

3

Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO EDUCATION

1

Правила техники безопасности с конструктором. Игра «Угадай механизм»

 

4

Изучение механизмов конструктора LEGO EDUCATION.

1

С чего начать. Выполнение задании:

«Гигантская гусеница» ,«Рулетка».

 

5

Изучение механизмов конструктора LEGO EDUCATION

1

Беседа «Профессия программист»

Выполнение задании: «Найдите на ощупь»

 

6

Конструирование и программирование заданных моделей

1

Практическая работа №1

 

7

Проект «Танцующие птицы»        

1

Практическая работа №2,

Совершенствование исследуемых моделей.

Беседа «Перелётные птицы»

Изготовление проекта «Танцующие птицы»

 

 

8

Проект «Танцующие птицы»

1

Изготовление проекта «Танцующие птицы» конструирование, исследование.

 

9

Проект «Танцующие птицы»

1

Изготовление проекта «Танцующие птицы» конструирование, исследование.

 

10

Проект «Голодный аллигатор»

1

Практическая работа №3.  Изготовление проекта «Голодный аллигатор» конструирование, исследование.

 

11

Проект «Голодный аллигатор»

1

Практическая работа №3.  Изготовление проекта «Голодный аллигатор» конструирование, исследование.

 

 

12

Проект «Голодный аллигатор»

1

Практическая работа №3.

 

13

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Практическая работа №4 Проектирование ударного механизма для барабана.

 

14

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Практическая работа №4 Проектирование ударного механизма для барабана.

 

15

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Практическая работа №4

 

16

Проект «Рычащий лев»

1

Практическая работа№5.Беседа «Общая ось и полуоси».

 

17

Проект «Рычащий лев»

1

Практическая работа№5

Управление моделями с общей осью и полуосями.

 

12.01

18

Проект «Рычащий лев»

1

Практическая работа№5.  Колеса в качестве роликов.

19.01

19

Проект «Нападающий »

1

Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий».

26.01

20

Проект «Нападающий »

1

Беседа «Футбольная команда».Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий».

02..02

21

Проект «Нападающий »

1

Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий».

09.02

22

Проект «Ликующие болельщики»»

1

Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики».

16.02

23

Проект «Ликующие болельщики»»

1

Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики».

02.03

24

Проект «Ликующие болельщики»»

1

Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики».

09.03

25

Проект «Порхающая птица»

1

Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Порхающая птица».

16.03

26

Проект «Порхающая птица»

1

Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики».

06.04

27

Проект «Порхающая птица»

1

Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики».

13.04

28

Проект «Непотопляемый парусник»

1

Практическая работа№9 Конструирование и исследование модели «Непотопляемый парусник» Колеса и маховики Транспортное средство с электроприводом

20.04

29

Проект «Спасение самолёта»

1

Практическая работа№10.

1.Построить самую невероятную машину, которую можно себе представить.

2.Дать название своей машине и кратко объяснить остальному классу, какую полезную работу она выполняет.

27.04

30

Проект «Спасение самолёта»

1

Изготовление проекта «Спасение самолёта» Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода.

04.05

31

Я создаю собственный проект

1

Практическая работа№11

Проектирование механизмов. Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода

11.05

32

Я создаю собственный проект

1

Практическая работа№11

Проектирование механизмов. Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода

18.05

33

Я создаю собственный проект

1

Защита проекта.

25.05

34

Я создаю свой собственный проект

1