Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП НОО МАОУ «Малышенская СОШ».

Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Цели и задачи данной программы, особенности программы

Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

   Задачи:

-формирование способности воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово);

-формирование способности понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

-формирование умений воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события;

-формирование навыков самоконтроля;

-формирование  умений  правильно отбирать и использовать языковые  средства;

-формирование умений воспроизводить текст (уметь рассказывать его).

В основе методики преподавания предмета «Литературное чтение»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход,  обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

II.Планируемые результаты освоения учебного курса:

 Личностными результатами обучения в первом классе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в первом классе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в первом классе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;  умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, умение декламировать (читать наизусть стихотворные произведения)

 

Выпускник научится и выпускник получит возможность научится:

Ученик научится:

  • ¾ осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  • ¾ читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
  • ¾ правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • ¾ моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
  • ¾определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
  • ¾использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
  • ¾различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
  • ¾сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
  • ¾читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
  • ¾моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
  • ¾придумывать истории с героями изученных произведений;
  • ¾пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
  • ¾получать информацию о героях, произведении или книге;
  • ¾работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
  • ¾дополнять таблицы, схемы, модели;
  • ¾сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • ¾ понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
  • ¾ высказывать суждения о произведении и поступках героев;
  • ¾ узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
  • ¾ оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
  • ¾сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
  • ¾находить в тексте произведения сравнения, обращения;
  • ¾находить в тексте и читать диалоги героев;
  • ¾определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
  • ¾иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
  • ¾инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
  • ¾создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
  • ¾находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
  • ¾дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
  • ¾находить в тексте информацию о героях произведений.

III.Содержание учебного курса:

Добуквенный период – 13ч.

Для чтения и обсуждения в классе-1ч

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира- 8ч.: сказки, загадки, потешки,  поговорки, пословицы, былины,  легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей-2ч.. Произведения о жизни детей разных народов и стран.  Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга-. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика – 1ч. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.  Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Основной период – 51ч.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал-4ч.

Эмоциональная отзывчивость-4ч. 

Понимание настроения литературного произведения – 15ч. Осознание  схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения-16ч.  Запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека.  Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается – 12ч. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.  Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Послебуквенный период – 40ч.

Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной)- 8ч. Рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки- 7ч.  Плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины- 5ч. Плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка- 5ч.. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы- 9ч.   Художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям- 1ч.

Стихотворное произведение-3ч. Ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно- художественные рассказы:  рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно- популярные рассказы и очерки – 2ч.  Особенности:  отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк-  повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Читаем сказки, загадки, скороговорки – 6ч.

 Иван царевич и Серый волк-1ч.

Русская народная сказка Былина -3ч.  «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Ле­генда о покорении Сибири Ермаком».

Героическая песня -1ч. «Кузь­ма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение- 1ч.Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Учимся уму – разуму – 8ч.

И.А. Крылов – 3ч. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет».

И.И. Хемницер- 2. «Стрекоза», «Друзья»;

Л.Н. Толстой- 1ч. «Стрекоза и муравьи»;

А.Е. Измайлов – 1ч. «Кукушка»;

И.И. Дмит­риев – 1ч. «Муха».

Читаем о родной природе – 7ч.

В.А. Жуковский- 2ч.Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин- 2ч.«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писа­тели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов- 1ч.«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Гор­ные вершины...», «Утёс».

П.П. Ершов- 1ч.«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокра­щении).

В.М. Гаршин – 1ч.«Лягушка-путешественница                               

 

 

 

 

 

IV.Тематическое планирование:

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Добукварный период.

13

2

Основной период

51

3

Послебуквенный период

40

4

Читаем сказки, загадки, скоророговорки

6

5

Учимся уму – разуму

8

6

Читаем о родной природе

7

7

О наших друзьях - животных

7

 

 

 

V.Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Возможные виды учебной деятельности

Дата

 

план

факт

 

 

Добукварный период.

13

 

 

 

 

1

Введение понятия «предложение».

1

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской.

 

 

 

 

 

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

 

1

Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит».  Составление рассказа с опорой на  картинки и обозначение каждого предложения полоской. Выявление сходства и различия в объектах.

 

 

 

3

Введение понятия «слово».

1

Составление рассказа по картинкам. Введение понятия «слово» каждое  слово обозначается полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом.

Классификация животных (дикие и домашние).

 

 

 

4

Мир родной природы

В.Белов

«Родничок».

1

Слушание сказки. Работа над осознанностью восприятия. Работа с книгами и моделями  обложек.

 

 

 

5

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

Пересказ сказки "Репка". Интонационное выделение первого звука в словах "репка", «дед», «бабка», "внучка", «Жучка», "кошка", "мышка". Отработка пространственных отношений между объектами. Классификация предметов по заданному признаку (подбор пар слов по первому звуку).

 

 

 

6

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца. Сравнение звуков по твердости-мягкости.

 

 

 

7

Знакомство со схемой звукового состава слова.

1

Звуковой анализ слова «ау».  Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [у], [а] в словах (под ударением).

 

 

 

8

Мир родной природы

М.Михайлов «Лесные хоромы».

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Составление плана с помощью «заместителей» героев( м- муха,…)

 

 

 

9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

1

Звуковой анализ слов. Нахождение звука «ы» в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые).

 

 

 

10

Звуковой анализ слов «кит» и «кот».

Составление рассказа  по сюжетным картинкам.

1

Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Усатый - полосатый». Придумывание рассказа по серии картинок.

 

 

 

11

Сравнение слов «лук», «лес» по звуковой структуре.

1

Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. 

Игра «Придумай слово» со звуком [л], [л'].

 

 

 

12

Мир родной природы

Муса Гали «Земные краски»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук».

Обозначение согласных звуков в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание).

 

 

 

 

Основной период

51

 

 

 

 

14

Знакомство со звуком [а], буквой «А, а».

1

Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.

 

 

 

15

Знакомство с буквой «Я, я».

1

Звуковой анализ слов «пять», «дыня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Разгадывание кроссворда

 

 

 

16-17

Учимся уму-разуму.

А.Барто «В школу».

2

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

18

Знакомство со звуком [о], буквой «О, о».

1

Звуковой анализ слова  «полка». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик». Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам).

 

 

 

 

19

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок».  Разгадывание кроссворда.

 

 

 

20-21

Буква «ё» в начале слова. Обозначение буквой «ё» звуков [й] и [о] в начале слова.

2

Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Сравнение рассказов на с.33 и 41.

 

 

 

22

Учимся уму-разуму

В.Железников «История с азбукой»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Составление схематического плана.

 

 

 

23

Знакомство с буквой «Ю, ю».

1

Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Разгадывание кроссворда

 

 

 

24-25

Буква «ю» в начале слова. Обозначение буквой «ю»  звуков [й] и [у] в начале слова.

2

Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).

 

 

 

26

Знакомство с буквой «Э, э».

1

Звуковой анализ слов «экран», «эхо». Чтение стихотворения хорошо читающими детьми. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников).

 

 

 

27

Учимся уму-разумуЛ.Пантелеев «Буква «ты»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

28

Буква «е» в начале слова. Обозначение буквой «е» звуков [й’] и [э] в начале слова.

1

Звуковой анализ слов «ели», «ежата». Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова.

 

 

 

29

Знакомствосо звуком [ы],буквой «ы».

1

Чтение стихотворения С. Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов «рыба», «дым», «усы». Преобразования слов. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников).

 

 

 

30

Знакомство со звуком [и], буквой «И, и».

1

Звуковой анализ слов «флаги», «гиря».

 

 

 

31

Учимся уму-разумуЯ. Аким «Мой верный чиж»

 

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

32

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

1

Чтение слов, получающихся при изменении гласной буквы. Сопоставление первых звуков в словах: «мышка-мишка», «миска – маска», «белка-булка», «булка - булки», «булки - белки».

 

 

 

33

Знакомство со звуками [м] - [м`], буквой «М, м».

1

Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру и В.Орлова хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями «моя», «моё», «мой», «мои».

 

 

 

34

Учимся уму-разумуЕ.Ильина«Шум и шумок»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

35

Знакомство со звуками [р] - [р`], буквой «Р, р».

1

Звуковой анализ слов «рысь», «речка». Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). Чтение хорошо читающими детьми рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело».

 

 

 

36

Знакомство со звуками [л] - [л`], буквой «Л, л».

1

Звуковой анализ слов «луна», «лиса». Чтение слогов с буквой «л» с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов и предложений. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы.

 

 

 

37

Учимся уму-разумуЕ. Благинина «Тюлюлюй»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

38

Введение понятия «слог».

 Е. Пермяк «Про нос и язык».

Г Остер «Меня нет дома»

1

Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слов, предложений. Чтение хорошо читающими учениками рассказа Г.Цыферова «Как цыплёнок рисовал».

 

 

 

39

Знакомство со звуками [г]-[г `] буквой «Г, г».

Е Чарушин «Как Никита играл в доктора»

1

Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Чтение слогов  с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. Классификация объектов (растения, насекомые). Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Одни неприятности».

 

 

 

40

Знакомство со звуками [к]-[к `] буквой «К, к».

Г. Остер «Середина сосиски»,Я. Аким

«Жадина»

1

Звуковой анализ слов «карта», «брюки». Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: «юла», «лимон», «клоун». Поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове «крот». Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера «Так не честно».

 

 

 

41

Мир сказокКот, петух и лиса

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

42

Знакомство со звуками [з] – [з`],буквой «З, з».

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

Украинская народная сказка «Рукавичка»

1

Звуковой анализ слов «зебра» и «замóк». Чтение слова «замóк» с изменением ударения: «зáмок», и определение  лексического значения обоих слов. Чтение слогов по «окошечкам». Чтение слогов, слов, предложений. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера   «Где лучше бояться?».

 

 

 

43

Знакомство со звуками [с]-[с`], буквой «С, с».Г.Остер «Спускаться легче»

1

Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов («навес», «сосна», «бант»). Чтение стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В.Сутеева «Цыпленок и утёнок».

 

 

44

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

     Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон). Чтение хорошо читающими детьми рассказа В.Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».

 

 

45

Мир сказокВ.Сутеев «Дядя Миша».

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

46

Знакомство со звуками [т] - [т`], буквой «Д,д,Т, т».

А.Шибаев «Что за шутки»,

 Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»

1

     Звуковой анализ слов «тигр», «труба». Чтение слогов, слов. Расшифровка «закодированных» слов: «актёр» -- «тёрка», «корт» -- «крот», «салат» -- «атлас» (лексическое значение слов: «корт», «атлас»), определение лексического значения слов («корт», «атлас»). Составление предложений. Чтение стихотворений   хорошо читающими детьми.

 

 

47

Знакомство со звуками [б] - [б`], буквой «Б, б».

1

Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа  Е.Чарушина «Томка».

 

 

48

Мир сказок

С .Маршак «Тихая сказка»

1

Звуковой анализ слов «бант», «бинт». Сравнение  звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков. Расшифровка зашифрованных слов: «набор» - «барон», «кабан» - «банка». Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно»

 

 

49

Знакомство со звуками [в] - [ в`],буквой «В,в».

 Е Чарушин «Яшка», А Кушнер «Что я узнал»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

50

Знакомство со звуками [ф]-[ф`], буквой «Ф,ф».

Ю Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирев «Медвежата»

1

Звуковой анализ слов «ветка», «волна». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов: «слово», «весна». Чтение хорошо читающими детьми рассказа А.Шибаева «Одна буква» и Я.Тайца «По грибы».

 

 

51

Знакомство со звуком [ ж ], буквой «Ж, ж».

1

Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Чтение слогов и слов. Чтение слов «сев», «довод» справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «Волк». Разгадывание ребусов.

 

 

52

Мир сказок

Шарль Перро «Красная шапочка»

1

Звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок». Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж]  всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов, предложений, отгадывание загадок. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Поэты».

 

 

53

Знакомство со звуком [ ч `],буквой «Ч, ч».

Н.Носов «Ступеньки»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

54

Знакомство со  звуком [ щ`] буквой «Щ, щ».

О. Дриз «Горячий привет»

Г.Остер «Привет  Мартышке»

1

Чтение стихотворения В.Орлова хорошо читающими детьми. Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч'] (звук [ч'] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Составление  словосочетаний. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Цыферова «Кот».

 

 

 

55

Знакомство со звуками [х] - [х`],  буквой «Х,х».

Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц»

Е Чарушин «Зайчата»

1

Звуковой анализ слов «ящик», «клещи». Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и  [щ']. Составление слов по схемам.

 

 

56

Мир родной природы

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

Звуковой анализ слов "хобот", "хвост". Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: «выход». Разгадывание кроссворда. Чтение хорошо читающими детьми сказки Л.Толстого «Белка и волк».

 

 

 

57

Знакомство

 с буквой «ь».

Особенности буквы «ь».

Г.Сапгир «Людоед и принцесса»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

58

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. 

Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек»

1

Чтение стихотворения Г.Сапгира. Знакомство с одной из функций мягкого знака: ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Чтение слов по моделям. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение по таблице слов с использованием данных слогов. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Отец и мать».

 

 

59

Знакомство с особенностями «ъ».

1

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием  мягкого знака. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа И.Бутмина «Трус» хорошо читающими детьми.

 

 

 

60

Мир родной природы

А. Блок  «Зайчик».

1

Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на ь и ъ знаках. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина  «Как Мыша за сыром ездил».

 

 

61

А.Толстой «Еж»

Г. Цыферов «Зелёный заяц»

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

62

В.Драгунский «Он живой и светится»

1

 

 

 

63

Лиса и журавль (Русская народная сказка),                        Н. Сладков           «Лиса и мышь»

1

 

 

 

64

Г. Сапгир «Лошарик»

1

 

 

 

 

Послебуквенный период

40

 

 

 

65

 Литературное слушание

Литературные (авторские) сказки.

В.Г.Сутеев «Палочка- выручалочка»

1

Читают литературную (авторскую) сказку, выполняют задания в учебнике и тетради.

 

 

 

66

Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

1

Закрепление понятия народная сказка, выделение зачина. Упражнение в чтении (плавном и целыми словами)

Повторение народных сказок, изученных на уроках литературного чтения.

 

 

67

Литературные (авторские) сказки.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок в учебнике и хрестоматии).

1

Знакомятся  с литературными (авторскими) сказками, отвечают на вопросы по содержанию

 

 

68

Литературные (авторские) сказки.

В.Г.Сутеев «Кораблик»

Дополнительное чтение. Кир Булычев «Скороговорка». Литературная (авторская) сказка.

В.В.Бианки «Лис

и Мышонок».

Загадка.

Проверь себя. «Книжная полка»

1

Читают литературную (авторскую) сказку, выполняют задания в учебнике и тетради.

Сравнивают скороговорки авторские и народные.

Работают с текстом сказки: целостное восприятие, выполняют задания в учебнике и  тетради.

 

 

 

Читают загадку. Отвечают на  вопросы. Сравнивают образы  Лuса и Лисы.

 

 

69

Литературное слушание

А. Блок «Зайчик»

Дополнительное чтение (отсутствует в новых тетрадях)

Стихи о родной природе.

А.Блок «Снег да снег»

Стихи о зиме. С.Есенин «Поёт зима – аукает…»

Книжная полка

 

1

Слушают текст, отвечают на вопросы по содержанию, определяют оттенки интонации в произведении (радость, грусть, печаль, тревогу) выделяют фамилию автора и заголовок.

Слушают стихотворения А.Блока. Беседа после чтения. Сравнивают стихотворения А.Блока «Зайчик» и

«Снег да снег», повторяют изученные произведения.

 

 

 

70

Рассказы для детей. К.Д.Ушинский

«Играющие собаки».

 

1

Читают по частям рассказ, выполняют  задания в учебнике и тетради, составляют план, обучаются подробному  пересказу.

 

 

71

Л.Н.Толстой «Кос-

точка».

1

Читают, выполняют  задания  в учебнике и тетради. Повторяют произведения  Л.Н.Толстого.

 

 

72

Произведения о

детях. В.А.Осеева

«Кто наказал

его?». Пословица.

И.Северянин «Её

питомцы».

 

1

Отработка навыка чтения

вслух. Выразительное чтение – показ отношения к герою  рассказа. Определяют  тему

и жанр произведения. Выполняют задания в учебнике и тетради. Работают с пословицей, выразительно читают  и объясняют смысл пословицы. Слушают стихотворение И.Северянина «Её питомцы». Сравнивают произведения. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

 

 

73

Литературное слушание

Рассказы о детях  Е.А.Пермяк «Пичугин мост»

 

1

Слушают рассказ, беседуют

по содержанию. Упражнение в чтении слов, предложений  и отрывка рассказа. Выполняют задания в тетради. Рассматривают книги с рассказами о детях.

 

 

 

74

Рассказы для детей. Е.Пермяк

«Торопливый ножик». Пословицы.

 

1

Читают рассказ Е.Пермяка

«Торопливый ножик», выполняют задания в учебнике и тетради. Работают с пословицей: выразительное чтение,

определение и объяснение ее смысла, соотнесение пословицы с главной мыслью рассказа.

 

 

75

Рассказы о детях  В. Осеева «Потерянный день»,  «Три товарища»

1

Слушают рассказ, беседуют

по содержанию. Упражнение в чтении слов, предложений  и отрывка рассказа. Выполняют задания в тетради.

 

 

76

В.А.Осеева

«Печенье». Пословицы

1

Отработка умения читать вслух, выполнение заданий к рассказу  «Печенье» самостоятельно (дифференцирование задания), коллективная проверка и самооценка.

 

 

 

77

Литературное слушание

Стихи о  детях.

Н.Саконская «Мы с мамой».

 

 

 

1

Слушают стихотворения Н.Саконской «Мы с мамой», работают над выразительностью  чтения, выполняют  задания

под руководством учителя Сравнивают  стихотворения А Барто, Я.Акима, Н.Саконской,

Э.Успенского.  Рассматривают книги о маме.

 

 

 

78

Стихотворения для детей.

А.Л.Барто «Я – лишний».

Я.Л.Аким «Мама».

Текущая проверка выразительности чтения («Оценка знаний» с.43-45)

1

Слушают стихотворение А.Барто «Я – лишний», выполняют  задания в учебнике и тетради. Повторяют произведения А. Барто. Самостоятельное ознакомительное чтение стихотворения Я.Акима «Мама», беседа, выразительное чтение, заучивание наизусть.

Сравнение стихотворений.

 

 

 

79

Э.Успенский «Все

в порядке»

Текущая проверка навыка чтения вслух «Оценка знания ч.1, с42-45»

«Проверь себя».

 

1

Самостоятельное чтение стихотворения Э.Успенского  «Все в порядке», беседа, выполнение заданий.

Урок по формированию самоконтроля и самооценки. Выполнение заданий с использованием учебника и учебных пособий, формирование умения находить нужную информацию в книге. Выполнение заданий по

страничкам «Проверь себя» в учебнике под руководством учителя. Организация проверки.

 

 

 

80

Произведения о родной природе

(рассказы, стихотворения).

Л.Н.Толстой «Солнце и ветер»,

В.В.Бианки «Синичкин календарь».

Дополнительное чтение. Э.Мошковская

«Лед тронулся».

 

1

Знакомятся с новым блоком (разделом), читают заголовки,  рассматривают содержание  (оглавление) раздела  (Сколько произведений входит? Каких авторов? Какое произведение открывает раздел?  Чем заканчивается? и т.д.).

Слушают произведение Л.Н.Толстого «Солнце и ветер», беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя.

Работают с рассказом В.Бианки  «Синичкин календарь»: самостоятельное первичное чтение, объяснение заголовка, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя, а в тетради самостоятельно с последующей проверкой. Слушают стихотворение  Э.Мошковской «Лед тронулся», выполняют  задания в учебнике и тетради.

 

 

 

81

Литературное слушание

Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1

Слушают, беседуют  после чтения. Иллюстрируют отдельные картины и

составляют книжку- самоделку.


 

 

 

 

 

82

Произведения о родной природе.

И.С.Соколов- Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка- закличка.

Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька». За-

гадка.

Данные произведения полностью  можно прочитать в хрестоматии с. 8-12

1

Знакомятся  с разножанровыми произведениями о природе (рассказ, загадка, закличка, народная песня). Самостоятельно читают загадки и выполняют задания в учебнике. Слушают народную песню «Березонька». Сравнивают произведения по моделям, выделяют общее

и различие (авторская при-

надлежность, жанр, тема).

 

 

 

 

83

Произведения о родной природе.

С.Я.Маршак «Апрель». М.М.Пришвин

«Лесная капель».

 

1

Читают стихотворение

С.Маршака «Апрель», выполняют задания в учебнике и тетради под руководством  учителя. Слушают  рассказ М.Пришвина «Лесная капель», выполняют  задания  в  учебнике под руководством учителя и в тетради – самостоятельно. Сравнивают изученные на уроке произведения.

 

 

 

84

Произведения о животных.

И.Мазнuн «Давайте дружить».

Ю. Коваль «Бабочка»

 

1

Знакомятся с новым разделом: чтение заголовка, рассматривание содержания, чтение фамилий писателей, чьи произведения вошли в

раздел. Работают со стихотворением И.Мазника «Давайте дружить» и с рассказом Ю. Коваля «Бабочка»: слушание, чтение по частям, беседа, упражнения в выразительном чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради.

 

 

 

85

Литературное слушание

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и

зайцы». (отсутствует в новых тетрадях)

1

Выставка книг с произведениями о природе, рассматривание, называние, чтение

фамилий авторов. Слушают стихотворение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», выполняют задания в учебной хрестоматии и тетради под руководством  учителя.

 

 

 

86

Произведения о животных. С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка.

 

1

Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Упражнения  в выразительности чтения.

Самостоятельная работа с загадкой (чтение, выполнение заданий), проверка под

руководством учителя

 

 

 

87

Произведения о животных.

Е.И.Чарушин «Томкины сны»,

И.Жуков «Нападение на зоопарк».

 

1

Повторяют  изученные произведения Е.И.Чарушина. Рассматривают книги (если

есть возможность). Чтение учителем рассказа Е.Чарушина «Томкины сны», дети следят по тексту. Выполняют задания в учебнике и тетради. Самостоятельное чтение скороговорки  И.Жукова «Нападение на зоопарк», упражнения в выразительном чтении. Творческая работа: сочинение комиксов по теме чтения.

 

 

 

88

Произведения о животных.

М.М.Пришвин «Ежик», Дополнительное

чтение. Ю.Могутин «Убежал». Б.Заходер «Ежик»

 

1

Слушают рассказ М.Пришвина «Ежик» из художественной книги. Работают с отрывком рассказа М.Пришвина «Ежик»: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение учащимися стихотворения Ю.Могутина  «Убежал», коллективное выполнение заданий, работа над выразительностью чтения. Сравнение произведений по моделям.

Самостоятельное чтение учащимися стихотворения Б.Заходер «Ежик», коллективное выполнение заданий

под руководством учителя.

 

 

 

89

  Литературное слушание

В.В.Чаплина «Мушка».

 

 

1

Работают с выставкой книг о животных (1-3 книги). Слушают рассказ В.Чаплиной «Мушка», составляют схематический план, читают слова, предложения и эпизод. Рассказывают по готовому плану. Выполняют задания в тетради.

 

 

 

90

Произведения о животных.

М.М.Пришвин «Норка и Жулька».

Произведения фольклора. Русская народная  песня «Котик». Загадка.

 

1

Чтение учителем рассказа М.Пришвина «Норка и Жулька», а учащиеся следят по тексту, упражнение в чтении вслух, выполнение самостоятельно заданий в учебнике и тетради, проверка под руководством учителя. Сравнение произведений. Повторение произведений фольклора (см. раздел «Малые жанры фольклора» в учебной хрестоматии политературному слушанию).

Слушание русской народной песни «Котик», выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных песен «Березонька» и «Котик». Самостоятельная работа с

загадкой.

 

 

 

91

Сказки и рассказы о животных.

Э.Шим «Глухарь». Дополнительное

чтение. Г.А.Скребицкий «Самые быстрые

крылья».

 

1

Работа с рассказом Э.Шима «Глухарь»: чтение, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Чтение рассказа Г. Скребицкого  «Самые быстрые крылья» учащимися  вслух по частям, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя, а в тетради – самостоятельно с последующей проверкой под  руководством учителя.

 

 

 

92

«Проверь себя».

Контрольная работа.

 

1

Работают по страничке «Проверь себя» в учебнике под  руководством учителя. Контрольная (комплексная) работа в тетради выполняется  учащимися самостоятельно с использованием учебника и

учебной хрестоматии.

 

 

 

93

 Литературное слушание

С.Баруздин «Человеки» (отдельные рассказы)

Книжная полка.

1

Работают с книгами о детях: рассматривание, выделение фамилии автора и заголовка. Работают с рассказом С.Баруздина: слушание, беседа, составление рассказа о мальчиках. Чтение слов, предложений, диалога мальчиков из рассказа.

 

 

 

94

Литературные (авторские) сказки для детей. М.Пляцковский

«Добрая лошадь»

1

Знакомятся с новым разделом (блоком). Самостоятельно читают сказку  М.Пляцковского «Добрая лошадь», выполняют  задания  в учебнике и тетради под  руководством учителя. Объясняют заголовок и главную  мысль произведения. Повторяют произведения из блока.

 

 

 

95

Рассказы В.А.Осеевой для

детей. В.Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица.

 

1

Повторяют  изученные произведения В.А.Осеевой. Литературная игра «Вспомни и

назови». Слушают  рассказ В.Осеевой «Кто хозяин?», выполняют  задания в учебнике и тетради под руководством учителя. Самостоятельно работают с рассказом В.Осеевой «Просто старушка». Читают, выполняют задания.

 

 

 

96

Рассказы о детях. В.В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Пословица.

 

1

Ра ботают с рассказом В.Голявкина: чтение учителем, а учащиеся следят по тексту; выполнение заданий в учебнике под руководством  учителя; самостоятельное выполнение заданий в тетради и коллективная проверка. Выразительное чтение  пословицы и объяснение её смысла.

 

 

 

97

Литературное слушание

Произведения о детях.

Е.Ильина. «Чик – чик ножницами»

1

Слушание  рассказа Е.Ильиной «Чик-чик ножницами»: беседа, моделирование обложки, чтение слов, предложений и отрывков

рассказа в учебной хрестоматии. Самостоятельное выполнение заданий в тетради

по литературному слушанию,  проверка под руководством  учителя.

 

 

 

98

Рассказы о детях.Е.А.Пермяк «Самое страшное», С.Востоков «Кто

кого».

 

1

Чтение по частям рассказа, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнивают рассказы о детях В.Осеевой и Е.Пермяка. Читают  юмористическое стихотворение современного поэта С.Востокова «Кто кого»:

выбор тона и темпа чтения.

 

 

 

99

Рассказы о детях.

И.Бутман «Трус».

Текущая проверка уровня начитанности «Оценка знаний с.45-50»

1

Работают с рассказом И.Бутмана «Трус»: чтение по  частям, беседа, обсуждение образов героев и их сравнение, чтение по ролям. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. Проверка под руководством учителя.

 

 

 

100

Рассказы Е.А.Пермяка. Е.А.Пермяк «Бумажный змей».

 

1

Повторение рассказов о детях. Литературная игра «Вспомни и назови». Работа

со схемой.  Слушание рассказа Е.Пермяка «Бумажный  змей», выполнение заданий в

учебнике и тетради. Дополнение схемы.

 

 

 

101

Литературное слушание    

Рассказы о детях.Н.Носов «Фантазёры»

Книжная полка.Рассказы о детях и для детей.В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

Работа с детскими книгами. Слушание рассказа, беседа после чтения, моделирование обложки, работа с текстом, повторное слушание.

Выставка книг о детях. Слушание, беседа, выявление особенности рассказа (юмористический), моделирование, пересказ эпизодов.

 

 

 

102

Произведения о детях. В.Берестов«Сережа и гвозди». «Проверь себя».Библиотечный урок. Книги о детях и для детей. «Книжная полка».

 

1

Повторение стихотворений о детях, дополнение модели (стихи о детях): нахождение

в учебнике, чтение по учебнику или наизусть, правильное называние (фамилия ав-

тора и заголовок).Работают  со  стихотворением В.Берестова  «Сережа и гвозди»: чтение, выполнение заданий, упражнения в выразительном  чтении. Коллективная работа по страничке «Проверь себя», индивидуальный опрос и т.д. Данный урок советуем провести нетрадиционно в школьной библиотеке или в классе, используя классную библиотеку для отбора книг о детях. Работа с «Книжной полкой», а затем отбор книг, которые соответствуют образцам и дополнение.

 

 

 

103

Литературные (авторские) сказки для детей. М.Пляцковский

«Урок дружбы». Пословица.

 

1

Знакомство с новым разделом (чтение заголовка, рассматривание содержания).

Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы» вслух по частям, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение краткому пересказу сказки. Рассказы детей о понравившемся герое. Чтение пословицы и объяснение ее смысла.

 

 

 

 

Читаем сказки, загадки, скоророговорки

6

 

 

 

 

104

Сказки о животных. В.Орлов «Как

малышу нашли маму».

 

1

Повторение сказок о животных, изученных в 1 классе. Работа со сказкой В.Орлова «Как малышу нашли маму»: слушание, беседа, составление схематического плана, чтение по частям. Самостоятельное выполнение заданий

в тетради и проверка под руководством учителя.

 

 

 

105

11  Литературное

слушание. Сказки

зарубежных писателей.

Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Сказки зарубежных писателей.Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

1

Повторение сказок зарубежных писателей. Слушание сказки Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», беседа, работа с иллюстрациями в учебной хрестоматии, чтение эпизода, данного в учебной хрестоматии крупным шрифтом. Самостоятельное выполнение заданий  в тетради.

Слушание историй из книги, рассматривание иллюстраций.

 

 

 

106

Произведения современных писателей. А.Усачёв «Грамотная мышка»

 

1

Знакомство с произведениями современных писателей. Работа со сказкой А.Усачёва

«Грамотная мышка»: чтение по частям, объяснение заголовка, выполнение заданий в  учебнике и тетради, выявление главной мысли.

 

 

 

107

Произведения современных писателей.  М.Яснов «В лесной библиотеке» (считалка). Сказки В.Г.Сутеева. В.Сутеев «Цыпленок и Утенок».

1

Самостоятельное чтение считалки  М.Яснова «В лесной библиотеке» и подготовка к игре  «Кто прочитает без ошибок». Выразительное чтение и самооценка.

 

 

 

108

Сказки о детях. С.Прокофьева

«Сказка о том, что надо дарить».

 

1

Чтение «Сказки о том, что надо дарить» С.Прокофьевой учителем или хорошо читающим учеником, выполнение заданий в учебнике. Упражнение в чтении текста  (правильно и бегло). Дифференцированное выполнение заданий в тетради. Проверка выполнения заданий в тетради и самооценка.

 

 

 

109

Литературное слушание

Сказки о животных. Русская народная

сказка «Лисичка- сестричка и волк»

Проверь себя.

Народные сказки. Русская народная

сказка «Терешечка».

 

1

Работа с русской народной

Сказкой «Лисичка-сестричка и волк»: слушание, беседа, выполнение заданий в тетради. Чтение в учебной хрестоматии материала, данного крупным шрифтом. Работа над образами героев. Выставка народных и литературных (авторских) сказок (3-5 книг): рассматривание и деление на две части (народные и авторские). Слушание русской народной сказки «Терешечка», восприятие детьми редко употребляемых слов, выполнение задания в тетради.

 

 

 

 

110

Учимся уму – разуму

8

 

Рассматривание детских книг зарубежных писателей. Работа со сказкой Д.Биссета

«Дракон Комодо»: первичное ознакомительное чтение и выполнение заданий в учебнике. Чтение по частям и составление плана (озаглавливание частей). Беседа о дружбе всего живого на Земле. Выполнение заданий в тетради, коллективная проверка. Повторение изученного, выполнение заданий в учебнике. Индивидуальный опрос: чтение (з. 3), рассказывание (з. 4), пересказ сказки (з. 5).

Самостоятельная работа (з. 2 на листочках).

 

 

 

Сказки зарубежных писателей.

Д.Биссет «Дракон Комoдо»

Дополнительное чтение

«Проверь себя».

 

1

 

111

112

Стихотворения А.Л.Барто.

А.Барто «Жук».

Итоговая проверка навыка чтения вслух «Оценка знаний с.50-52»

2

Знакомство с новым разделом, повторение произведений о животных. Работа со

стихотворением А.Барто «Жук»: работают над выразительностью чтения, выполняют  задания  в учебнике. Повторяют стихотворения А. Барто.

Дифференцированное вы- полнение заданий в тетради.

 

 

 

113

Рассказы о животных.

Н.Н.Сладков «На одном бревне».

Пословицы.

 

1

Литературная игра «Вспомни и назови» включает отрывки из изученных произведений

о животных. Чтение сказки

Н.Сладкова «На одном бревне», выполнение заданий в учебнике, объяснение своего

понимания заголовка, работа с иллюстрацией и чтение эпизода. Выполнение заданий в тетради. Работа с пословицами: чтение, выполнение заданий.

 

 

 

114

Литературное слушание

В. Бианки «Лесной Колобок - Колючий бок»

 

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

 

 

 

115

Рассказы о животных. Е.И.Чарушин «Как

Никита играл в доктора».

 

1

Работа с книгами Е.И.Чарушина: рассматривание по группам, правильное называние, определение тем.

 

 

 

116

Комплекс-

ная контрольная

работа.

 

1

Выполнение комплексной

контрольной работы. Цель

работы – проверить: уровень

начитанности, знание изу-

ченных произведений и ли-

тературоведческих понятий,

умение пользоваться книгой

(учебником) для получения

нужной информации.

 

 

 

117

Литературное слушание.

Рассказы о животных. Г.А.Скребицкий

«Мать»

Книжная полка

 

1

Самостоятельная работа: составление списка авторов, которые писали произведения о животных (дети работают на листочках, пользуются учебником и хрестоматией). Слушание рассказа Г.Скребицкого «Мать», моделирование обложки, составление схематического плана, работа с учебной хрестоматией и тетрадью.

Рассматривание книг о природе. Работа с рассказом М.Пришвина: слушание, беседа, составление схемы «Дары леса» (подарки дедушки), моделирование обложки. Работа по рубрике «Книжная полка»

 

 

 

118

Рассказы о животных. Е.И.Чарушин

«Томка и корова». Загадка.

 

1

Чтение рассказа Е.Чарушина «Томка и корова», выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение загадки. Выполнение

заданий в тетради. Творческая работа «Проба пера»: рассказ-описание «Корова».

 

 

 

 

119

Читаем о родной природе

7

 

Игра «Назови детенышей». Например: овца – ягненок, корова – ? коза – ? и т.д. Работа со стихотворением В.Берестова «Выводок»: чтение названия (фамилия автора и заголовок) и объяснение заголовка, чтение стихотворения, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией в учебнике (с. 112). Заучивание стихотворения наизусть, работа над выразительностью чтения. Обобщение по изученному разделу, выполнение заданий в учебнике по страничке «Проверь себя». Индивидуальный опрос (з. 1): чтение произведений и рассказов о героях, самостоятельная работа (з. 2) на листочках.

 

 

 

Произведения о больших и маленьких.

В.Берестов «Выводок».

«Проверь себя». Библиотечный урок. Книги о животных. «Книжная

полка».

 

1

 

120

Рассказы о природе. И.С.Соколов-

Микитов «Радуга».Стихи о природе.

Е.Трутнева «Эхо». .

 

 

1

Знакомство с новым блоком (разделом), повторение изученных произведений о род-

ной природе. Литературная игра «Вспомни и назови». Работа с рассказом И.Соколова-Микитова «Радуга»: чтение, моделирование, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание стихотворения Е.Трутневой «Эхо», выявление первичного восприятия,

выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради. Выразительное чтение. 

 

 

 

121

Веселые стихи. Загадки.

И.Шевчук «Ленивое эхо».

Дополнительное чтение.

К.И.Чуковский «Загадка». Итоговая проверка выразительности чтения «Оценка знаний» с. 52-54

1

Чтение народной загадки (с.

118) и авторской (К.Чуковский «Загадка»). Чтение загадок, выполнение заданий в учебнике и тетради. Заучивание наизусть одной из загадок.

 

 

 

122

Рассказы о природе. И.Соколов- Микитов «Май».А.Плещеев «Травка зеленеет». 

 

1

Повторение рассказов И.С.Соколова-Микитова по учебнику и учебной хрестоматии. Чтение учащимися отдельных отрывков из изученных рассказов. Самостоятельное первичное чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Май», чтение по частям, выполнение заданий в учебнике и тетради. Стихотворение А.Плещеева «Травка зеленеет»: слушание выразительного чтения учителем, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа над выразительностью чтения, заучивание наизусть.

 

 

 

123

Рассказы для детей. Я.Тайц «Всё здесь».

Дополнительное чтение. Я.Тайц «По ягоды».

 

1

Повторение рассказов для детей В.Осеевой, Е.Пермяка, С.Баруздина, В.Чаплиной и других. Работа с рассказом Я.Тайца «Всё здесь»: чтение

ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Творческая работа «Проба пера» (с. 125). Выполнение заданий в тетради. Самостоятельное чтение рассказа Я.Тайца «По ягоды», упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради.

 

 

 

124

Веселые стихи. Загадка.

К.И.Чуковский «Радость».

 

1

Работа с загадкой: чтение текста, выполнение заданий, заучивание наизусть. Слушание стихотворения К.Чуковского «Радость», беседа, работа с иллюстрацией в тетради (з. 1). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение по частям.

 

 

 

125

Произведения о мире. М.Есеновский

«Моя небольшая родина». Ю.Коринец «Волшебное письмо»

 

 

1

Слушание стихотворения  М.Есеновского

«Моя небольшая родина».выявление первичного восприятия, повторное чтение детьми по частям,

выполнение заданий в учебнике.  Слушание стихотворения Ю.Коренца «Волшебное

письмо», выявление первичного восприятия, повторное чтение детьми по частям,

выполнение заданий в учебнике. Творческая работа «Проба пера» в тетради (з. 2). Чтение текста стихотворения, выполнение заданий в учебнике, задания 1 в тетради. Творческая работа в тетради (з. 2). Самостоятельная работа в тетради (з.3).

 

 

 

 

 

126

О наших друзьях - животных

7

 

Слушание стихотворения А. Барто, выявление первичного восприятия, повторное чтение детьми по частям, выполнение заданий в учебнике.

 

 

 

Литературное слушание.

А. Барто «Весенняя гроза»

Книжная полка

1

 

127

Стихотворение о лете.

Р.Валеева «Здравствуй, лето!».

Итоговая проверка уровня начитанности «Оценка знаний»

с. 54-60

1

Литературная игра «Вспомни и назови» (учащиеся читают наизусть отрывки из изученных стихотворений о родной

природе, а класс находит эти

стихотворения в учебниках, учебных хрестоматиях и пе-речитывает). Работа со стихотворением Р.Валеевой «Здравствуй, лето!»: знакомство со стихотворением до

чтения, чтение текста, выполнение заданий в учебнике и тетради. Упражнение в

выразительном чтении стихотворения.

 

 

 

128

Веселые стихотворения.

В.Лунин «Я видела чудо».

 

1

Чтение учащимися наизусть или по учебнику стихотворения Р.Валеевой «Здравствуй, лето!». Работа со стихотворением В.Лунина «Я видела чудо»: самостоятельное первичное чтение, рассматривание иллюстрации, упражнение в выразительном чтении, выполнение заданий в

учебнике и тетради. Творческая работа «Проба пера».

 

 

 

129

«Проверь себя».

Работа с детскими книгами (текущая проверка) «Оценка знаний» с. 64

1

Обобщение по изучаемому разделу, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Задание 3 (с. 137) выполняется самостоятельно на листочках.

 

 

 

130

Литературное слушание. 

В. Сутеев

 «Мешок яблок»

1

Слушание, выявление первичного восприятия, повторное чтение детьми по частям,

выполнение заданий в учебнике.

 

 

 

131

132

  Литературное слушание. 

Контрольный

урок.

Тест «Оценка знаний»  с.60-63

1

Обобщение по изучаемому разделу, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя.