Рабочая программа по технологии 1 класс

Пояснительная записка

 к рабочей программе курса «Технология» 1 класс на основе УМК «Школа XXI века» Технология.

 

Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации,  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки от 26.11.2010 №1241, зарегистрирован в Минюсте России09.02.2011г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011, №22540), основной образовательнойначального общего образования МОУ  «СОШ с. Черкасское », примерной основной образовательной программы начального общего образования по технологии,  опираясь на основу авторской программы Е.А.Лутцевой / Технология 1-4   «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана-Граф, 2012г./, положения о «Рабочей программе педагога» МОУ «СОШ с. Черкасское»

Учебно-методический комплект:

Лутцева Е.А. Технология : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева.-М. : Вентана-Граф, 2011 Лутцева Е.А.Технология : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. – М. : Вентана-Граф, 2012 Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки  к мастерству. 1 класс. Органайзер для учителя / Е.А.Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012 Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы. Программа / Е.А.Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов в I четверти – 9.

 Количество часов во II четверти – 7.

 Количество часов в III четверти – 9.

 Количество часов в IV четверти – 8.      

В рабочей программе предусмотрено проведение:

 диагностики – 1 час

 

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ – 19 уроков (58%). 

 

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Цели курса:

- развитие социально значимых личностных качеств каждого ребёнка; формирование элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности;

 

- развитие умения добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.

           Задачи курса в 1 классе:

  • 1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности..), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи), творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • 2) развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
  • 3) развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • 4) развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • 5) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • 6) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • 7) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  • 8) расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

 

Структура курса

Содержательные линии:

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры (информационно-познавательная и практическая части, концентрический принцип построения).
  2. Из истории технологии (познавательная часть имеет культурологическую направленность, линейный принцип построения).

Содержательные линии представлены следующими разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

 

 

 Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися,  соответствуют единым требованиям: эстетичность, практическая значимость, доступность детям данного возраста, целесообразность, экологичность. Предлагаемые в данном курсе виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно- прикладное наследие народов России.

 

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:

 информационно- теоретической,

урок-экскурсия,

урок-практикум,

 урок-исследование.

 

Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • 1) качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • 2) степень самостоятельности;
  • 3) уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

 

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся  носит  сквозной  (накопительный)  характер  и  осуществляется  в  ходе текущих  и  тематических  проверок  в  течение  всех  четырёх  лет  обучения  в начальной  школе.  В 1 классе оценка не выставляется. Текущему  контролю  подвергаются  знания  и  умения,  которые  являются  составной  частью  комплексных  знаний  и  умений,  например  по  обработке  материалов,  изготовлению  конструкций  макетов  и моделей.  Особое  внимание  уделяется  работам,  для  изготовления  которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно  наблюдать  и  фиксировать  динамику  личностных  изменений каждого ребёнка  (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). 

Для итоговой аттестации каждый ученик в течение  четырёх  лет  обучения  создаёт  свой  «Портфель  достижений»,  куда  собирает  зачтённые результаты  текущего контроля,  представленные в виде изделий или  их фотографий, краткие описания  или отчёты о выполненных проектах  и  (или)  проверочных  заданий,  грамоты,  благодарности  и  т.  п.  

 

К  концу  обучения  в  начальной  школе  должна  быть  обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень  первоначальных    трудовых  умений,  начальной  технологической подготовки.

Эти требования включают: 

  • ü элементарные знания  о  значении  и  месте  трудовой  деятельности  в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного  пространства  (удобство,  эстетическая  выразительность,  прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • ü соответствующую возрасту  технологическую  компетентность:  знание используемых  видов  материалов,  их  свойств,  способов  обработки; анализ    устройства  и  назначения  изделия;  умение  определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения  практических  задач;  подбор  материалов  и  инструментов  в соответствии  с  выдвинутым  планом  и  прогнозом  возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии; 
  • ü достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов  (линейка,  угольник,  циркуль)  и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план,  схемы,  простейшие  чертежи  при  решении  задач  по  моделированию,  воспроизведению и конструированию объектов;
  • ü умение создавать  несложные  конструкции  из  разных  материалов: исследование  конструктивных  особенностей  объектов,  подбор материалов  и  технологии  их  изготовления,  проверка  конструкции  в действии, внесение корректив; 
  • ü овладение такими  универсальными  учебными  действиями  (УУД),  как ориентировка  в  задании,  поиск,  анализ  и  отбор  необходимой информации,  планирование  действий,  прогнозирование  результатов собственной  и  коллективной  технологической  деятельности,  осуществление  объективного  самоконтроля  и  оценки  собственной деятельности  и  деятельности  своих  товарищей,  умение  находить  и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • ü умение самостоятельно  справляться  с  доступными  проблемами, реализовывать  реальные  собственные  замыслы,  устанавливать доброжелательные  взаимоотношения  в  рабочей  группе,  выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
  • ü соответствующую возрасту  технологическую  компетентность:  знание используемых  видов  материалов,  их  свойств,  способов  обработки; анализ    устройства  и  назначения  изделия;  умение  определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения  практических  задач;  подбор  материалов  и  инструментов  в соответствии  с  выдвинутым  планом  и  прогнозом  возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей,  сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии; 
  • ü достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов  (линейка,  угольник,  циркуль)  и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план,  схемы,  простейшие  чертежи  при  решении  задач  по  моделированию,  воспроизведению и конструированию объектов; 
  • ü умение создавать  несложные  конструкции  из  разных  материалов: исследование  конструктивных  особенностей  объектов,  подбор материалов  и  технологии  их  изготовления,  проверка  конструкции  в действии, внесение корректив;
  • ü овладение такими  универсальными  учебными  действиями  (УУД),  как ориентировка  в  задании,  поиск,  анализ  и  отбор  необходимой информации,  планирование  действий,  прогнозирование  результатов собственной  и  коллективной  технологической  деятельности, осуществление  объективного  самоконтроля  и  оценки  собственной деятельности  и  деятельности  своих  товарищей,  умение  находить  и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • ü умение самостоятельно  справляться  с  доступными  проблемами, реализовывать  реальные  собственные  замыслы,  устанавливать доброжелательные  взаимоотношения  в  рабочей  группе,  выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);

 

Результаты из учения технологии в 1 классе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений: 

  • ü положительно относиться к учению,
  • ü проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
  • ü принимать одноклассников,  помогать  им,  отзываться  на  помощь  от взрослого и детей;
  • ü чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
  • ü самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые  простые  и  общие  для  всех  людей  правила  поведения  (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • ü чувствовать удовлетворение  от  сделанного  или  созданного  самим  для родных, друзей, для себя;
  • ü бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • ü осознавать уязвимость,  хрупкость  природы,  понимать  положительные  и негативные последствия деятельности человека;
  • ü с помощью  учителя  планировать  предстоящую  практическую деятельность;
  • ü под контролем  учителя  выполнять  предлагаемые  изделия  с  опорой  на план и образец.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • ü с помощью  учителя  учиться  определять  и  формулировать  цель деятельности на уроке;
  • ü учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • ü учиться высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с иллюстрацией учебника.
  • ü с помощью  учителя  объяснять  выбор  наиболее  подходящих  для выполнения задания материалов и инструментов.
  • ü учиться готовить рабочее место,  с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты  и  выполнять  практическую  работу  по  предложенному  учителем  плану  с опорой на образцы, рисунки учебника.
  • ü выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
  • ü учиться совместно  с  учителем  и  другими  учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке. 

Познавательные УУД:

  • ü наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и  окружающего  мира,  конструкторско-технологические  и  декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
  • ü сравнивать изучаемые  материалы  по  их  свойствам,  анализировать конструкции  предлагаемых  изделий,  делать  простейшие  обобщения; 
  • ü группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • ü с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ü ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • ü находить ответы  на  предлагаемые  вопросы,  используя  учебник,  свой жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке;  пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • ü делать выводы о результате совместной  работы всего класса;
  • ü преобразовывать информацию  из  одной  формы  в  другую  –  в  изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • ü учиться слушать  и  слышать  учителя  и  одноклассников,  совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам):

  1. Общекультурные и  общетрудовые  компетенции.  Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  • ü о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; 
  • ü об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
  • ü о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

  • ü обслуживать себя  во  время  работы:  поддерживать  порядок  на  рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • ü соблюдать правила гигиены труда.
  1. Технология ручной  обработки  материалов.  Элементы графической грамоты

Знать:

  • ü общие названия изученных видов материалов  (природные, бумага, тонкий  картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); 
  • ü последовательность  изготовления  несложных  изделий:  разметка,  резание,  сборка, отделка;
  • ü способы разметки на глаз, по шаблону;
  • ü формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
  • ü клеевой способ соединения;
  • ü способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
  • ü названия и  назначение  ручных  инструментов  (ножницы,  игла)  и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

  • ü различать материалы и инструменты по их назначению;
  • ü качественно выполнять  операции  и  приёмы  по  изготовлению  несложных изделий: 

1)   экономно размечать сгибанием, по шаблону;

2)   точно резать ножницами;

3)   собирать изделия с помощью клея;

4)   эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

  • ü использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • ü безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • ü с помощью  учителя  выполнять  практическую  работу  и  самоконтроль  с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
  1. Конструирование и моделирование.

Знать: 

  • ü о детали как составной части изделия;
  • ü конструкциях – разборных и неразборных;
  • ü неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

  • ü различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • ü конструировать и  моделировать  изделия  из  различных  материалов  по образцу, рисунку.

 

 

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 8 часов)

1

Рукотворный и природ ный мир города и села (экскур сия).  -1ч.

2

На земле, на воде и в воздухе – 1ч

3

Природа и творчество. Природ ные материалы (экскур сия) – 1ч.

4

Листья и фанта зии (экскурсия).- 1ч

5

Семена и фанта зии.- 1ч.

6

Композиция из листьев. Что такое композиция? 1ч

7

Орна мент из листьев. Что такое орна мент? 1ч

8

Природ ные матери алы. Как их соеди нить? – 1ч

 

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 4 часа)

1

Мате риалы для лепки. Что может пластилин? – 1ч.

2

В мастерской конди тера. Как работает мас тер? – 1ч.

3

В море. Какие цвета и формы у морс ких обита телей? 1ч.

4

Наши проек ты. Аквариум. 1ч.

БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (16 часов)

1

Мастерская Деда Мороза и Снегу рочки.

2

Наши проек ты. Скоро Новый год

3

БумагаКакие у неё есть секре ты?

4

Бумага и картон. Какие секре ты у карто на?

5

Оригами. Как сги бать и складывать бумагу?

6

Обитатели пруда. Какие секре ты у орига ми?

7

Животные зоопарка. Одна основа, а сколь ко фигу рок?

8

Наша армия родная.

9

Ножницы. Что ты о них зна ешь?

10

Весен ний празд ник 8 марта. Как сделать пода рок-порт рет.

11

Шаб лон. Для чего он нужен?

12

Бабоч ки. Как изготовить их из листа бума ги?

13

Орна мент в полосе. Для чего нужен орна мент?

14

Весна. Какие краски у весны?

15

Настроение весны. Что такое коло рит?

16

Празд ники и тради ции весны. Какие они?

ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 5часа )

1

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

2

Игла-труженица. Что умеет игла?

3

Вышивка. Для чего она нужна?

4

Прямая строч ка и перевивы. Для чего они нуж ны?

5

Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

     

 

 

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1.

Природная мастерская

8

2.

Пластилиновая мастерская

4

3.

Бумажная мастерская

16

4.

Текстильная мастерская

4

 

Всего:

33

 

5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема урока.

Ко личество ча сов

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

 

Понятия

Предметные

результаты

УУД: регулятивные ( Р.); познавательные

( П.); коммуникативные( К.)

Личностные результаты

План

Факт

ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 8 часов)

1

Рукотворный и природ ный мир города и села (экскур сия).

1

Что нас окружает? Что в мире сделано человеком, а что возникло и существует без его участия. Какая разница между окружающим пространством города и села?

Город, село, естественная природа, рукотворный мир.

Научиться различать мир естественной природы и рукотворный мир; понимать, что рукотворный мир создает человек для своего удобства.

Р.- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства для ее осуществления.

П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивать и классифицировать предметы по их происхождению (природное или рукотворное); мотивировать выбор.

К.- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, использовать речь для регуляции своего действия.

Обращение внимания детей на необходи мость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

   

2

На земле, на воде и в воздухе

1

Какие машины и как помогают человеку? Что такое транспорт? Где работают транспортные машины?

Транс порт, виды транспорта- на земный, воздуш ный, водный

Научиться различать виды транспорта по среде, в которой они работают; понимать функ циональное на значение тран спортных сред ств( пассажир ский, грузовой, специальный)

Р.- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать технические объекты окружающего мира; называть функциональное назначение транспортных средств; делать выводы о наблюдаемых явлениях.

К.- слушать и понимать речь других.

Развитие навы ков сотрудничес тва со взрослы ми и сверстника ми в различных социальных ситу ациях, умение не создавать конф ликты и нахо дить выходы из спорных ситуаций.

   

3

Природа и творчество. Природ ные материалы (экскур сия)

1

Для чего нужны растения? Можно ли из растений изготавливать красивые картинки, составлять цифры?

Семена, плоды, природ ный материал.

Узнать о возможности использования природного материала своего края в творчестве; научиться различать и называть природный материал ближайшего окружения, подбирать материалы .

Р.- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание ;наблюдать и отбирать природные материалы; называть известные природные материалы; объяснять свой выбор предметов ; делать выводы о наблюдаемых явлениях.

К.- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Необходимость бережного отношения к природе.

   

4

Листья и фанта зии (экскурсия).

1

Все ли листья имеют одинаковую форму? Какой формы бывают листья?

Форма, цвет, размер, группы.

Научиться использовать разную форму листьев для воплощения своих творческих фантазий.

Р.- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание ;наблюдать и отбирать природные материалы; называть известные природные материалы; объяснять свой выбор предметов ; делать выводы о наблюдаемых явлениях.

К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Развитие творческих способностей, воображения.

Формирование чувства гордости за свою Родину, обращение внимания детей на необходи мость бережного отношения к природе.

   

5

Семена и фанта зии.

1

Одинаковые ли семена у разных растений? Какие по форме бывают веточки? Что можно изобразить с помощью семян, плодов и веток?

Плод, семена, ветки, аппликация.

Узнать о возмож ности использо вания природно го материала своего края для составления образов живот ных и цветов, научиться различать и называть плоды и семена расте ний, подбирать материалы для воплощения своих идей.

Р.- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать плоды и семена различных растений; называть известные растения и их семена; узнавать семена в композициях , делать выводы.

К.- слушать и понимать речь других, допускать существование различных точек зрения.

Развитие творческих способностей, воображения, наблюдения, сравнения, классификации, обобщения как средств интеллектуальной адаптации. Обращение внимания детей на бережное отношение к природе.

   

6

Композиция из листьев. Что такое композиция?

1

Знакомство с понятием

« композиция.

Как создать красивую композицию?

Композиция

Познакомиться с понятием « Композиция» на основе наблюдения и сравнения аппликационных изображений. Размечать лист основы, подбирать листья, составлять композицию и приклеивать ее детали.

Р.- принимать особенности организации рабочего места , рационально располагать материалы и инструменты, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом, оценивать результат своей деятельности.

П.- наблюдать и называть особенности композиций; ориентироваться в материале на страницах учебника; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.

К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

   

7

Орна мент из листьев. Что такое орна мент?

1

Знакомство с понятием

« орнамент». Любое ли расположение листьев создает орнамент?

Орна мент.

Познакомиться с понятием «Орна мент» на основе наблюдения и сравнения ап пликационных изображений, научиться отбирать парные листья и составлять из них орнамент.

Р.- рационально организовывать свое рабочее место под руководством учителя; контролировать последовательность действий на уроке, оценивать результаты своей деятельности.

П.- наблюдать особенности орнамента, сравнивать, узнавать, анализировать, открывать новые знания и практические умения через пробное действие.

К.- Выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме.

Формирование целостного , со циально ориенти рованного взгля да на мир в его ограниченном единстве и разно образии приро ды.Формирова ние эстетичес ких потребнос тей.

   

8

Природ ные матери алы. Как их соеди нить?

1

Что может стать материалом для соединения различных деталей? Как соединить разные детали?

Соединительный матери ал, де таль, плас тилин, вата , клей.

Научиться соединять объемные природные материалы с плоскими.

Р.- работать с опорой на инструкционную карту, оценивать результаты своей деятельности и свои знания.

П.- наблюдать, сравнивать, анализировать, ориентироваться в материалах учебника, делать выводы, отбирать необходимый для работы материал, освоить способ решения проблем творческого и поискового характера.

К. -слушать и понимать речь других, допускать существование различных точек зрения.

Интеллектуальная адаптация- формирование умений обоб щать, сравни вать, выделять проблему. Формирование эстетических ценностей, разви тие понимания и сопереживания чувствам других людей.

   

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 4 часа)

9

Мате риалы для лепки. Что может пластилин?

1

Какое главное свойство пластилина? Из чего еще можно лепить?

Пластилин, глина, стека.

Получить расширенные представления о пластических материалах, выяснить технологические свойства пластилина и его возможности.

Р.- рационально располагать материалы и инструменты на парте, организовывать рабочее место, называть то новое, что освоено, оценивать результаты своей деятельности, работать в определенной последовательности с пошаговым контролем.

П.- называть свойства материала и выделять главное, понимать поставленную цель, находить ответы на вопросы, используя материал учебника и свой опыт, открывать новое знание через практическое исследование.

К.- Участвовать

в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям, уважительное отношение к людям труда.

   

10

В мастерской конди тера. Как работает мас тер?

1

Познакомиться с профессией

«Кондитер», узнать , можно ли сделать пирожное из пластилина, и из каких частей оно состоит?

Кондитер, мастер, изделие, детали, основа.

Получить общее представление об готовом изделии и его конструкции, познакомить с работой кондитера.

Р.- организовывать рабочее место, оценивать результат своей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий на уроке.

П.- использовать свойства пластилина в работе, понимать поставленную цель и находить способы ее решения , ориентироваться в учебнике, изготавливать изделие с опорой на рисунки.

К. - использовать речь для регуляции своего действия.

Овладение нача льными навыками адаптации в ди намично изменя ющемся и разви вающемся мире. Формирование умения плани ровать предсто ящую практичес кую работу.

   

11

В море. Какие цвета и формы у морс ких обита телей?

1

Кто живет в море? Что такое цветосочета ние?

Морские обитате ли, цветосочетание.

Расширить и за крепить предста вление об изде лии и его конст рукции, научи ться определять конструктивные особенности из делий и техноло гию их изготов лений. Познакомиться с цветосочетания ми .

Р.- принимать и удерживать учебную задачу, организовывать рабочее место, оценивать результат своей деятельности, осуществлять пошаговый контроль .

П.- использовать свойства пластилина в практической работе, понимать поставленную цель и отделять известное от неизвестного, переносить известные знания на новый вид работы.

К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осмысление необ ходимости береж ного отношения к окружающей при роде, формирова ние эстетических потребностей, цен ностей и чувств, развитие доброже лательности, эмо ционально-нравст венной отзывчивости.

   

12

Наши проек ты. Аквариум.

1

Выполнить проектное задание в группе.

Проект, аквариум.

Научиться применять ранее полученные знания и умения, касающиеся материалов, конструкций и технологий, при выполнении группового задания.

Р.- Корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при изготовлении изделия; проводить оценку и самооценку.

П.- придумывать и предлагать свои варианты деталей рыбок, водорослей по форме, цвету, осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ; использовать свойства пластилина в практической работе, находить ответы на вопросы, используя материал учебника и свой опыт.

К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), умение договариваться и помогать друг другу .

Формирование чувства удовлет ворения от сделан ного и созданного для родных, дру зей и других лю дей. Развитие на выков сотрудни чества со взрос лыми и сверстник ами в различных социальных ситуациях.

   

БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (16 часов)

13

Мастерская Деда Мороза и Снегу рочки.

1

Что особенного в новогоднем празднике? Можно ли самим сделать новогодние украшения? Как сделать их красивыми и аккуратными?

Новый год, украше ния, подвес ка.

Повторить правила работы с ножницами, освоить способ склеивания бумажных деталей с помощью ватных палочек.

Р.- сравнивать раскладку предметов на рабочем месте, находить сходства и различия, оценивать результат своей деятельности, осуществлять последовательность действий на уроке.

П.- запоминать правила техники безопасности работы с ножницами; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (точечное склеивание концов полосок и самих полосок), изготавливать изделия с опорой на рисунки.

К.- работать в группе, слушать и понимать речь других, допускать существование различных точек зрения.

Осознание своей этнической и наци ональной принадлеж ности, ценности мно гонационального российского обще ства. Формирование целостного , социально ориентированного взгляда на мир и уважительного отношения к иному мнению.

   

14

Наши проек ты. Скоро Новый год!

1

Проверка умения использовать личный опыт и знания прошлых уроков в работе, аналогичной предыдущей.

Проект ное задание.

Применить ранее полученные знания по изготовлению бумажных полосок и деталей из них, знания о конструктивных особенностях изделий в работе, схожей с предыдущей.

Р.- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своей деятельности (качество изделия).

П.- использовать ранее приобретенные знания для выполнения задания, устанавливать аналогии в конструкции деталей, находить ответы на вопросы, используя материал учебника и личный опыт, изготавливать изделия с опорой на рисунки , отбирать материал по цвету.

К.- изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию, договариваться и помогать друг другу в совместной работе, понимать важность коллективной работы, контролировать свои действия при совместной работе.

Установка на безопасный и здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формирование эстетических потребностей и ценностей, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

   

15

БумагаКакие у неё есть секре ты?

1

Какими свойствами обладает бумага? Для чего придумали разные виды бумаги?

Виды бумаги: писчая, книжная, фотобу мага, газетная, цветная , рисова льная.

Выяснить значение бумаги в жизни человека, познакомиться с разновидностями бумаги, изделиями, которые изготовлены из бумаги.

Р.- поддерживать порядок на рабочем месте в процессе работы, убирать рабочее место в конце работы.

П.- сравнивать разные виды материала, находить сходства и различия, переносить известные знания и умения ( свойства пластилина) на схожие виды работ( исследование свойств бумаги), ориентироваться в материале на страницах учебника, делать выводы, обобщать.

К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Формирование навыков самообслуживания, установка на безопасный и здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду.

   

16

Бумага и картон. Какие секре ты у карто на?

1

Выяснение свойств картона и его назначение.

Картон, упаков ка.

Познакомиться с разновидностями картона, изделиями, которые из него изготовлены; исследовать свойства разных видов картона.

Р.- организовывать рабочее место, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

П.- сравнивать, находить сходства и различия, ориентироваться в материале учебника, открывать новое через практическое исследование, делать выводы, обобщать.

К.- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Осознание необходимости бережного отношения к деревьям, книгам, тетрадям. Практическая и интеллектуальная адаптация учащихся.

   

17

Оригами. Как сги бать и складывать бумагу?

1

Как изготовить игрушку из листа бумаги, не применяя никаких инструментов? Как выполнить качественное сгибание бумаги?

Оригами, сгиб, линия сгиба.

Научиться при менять получен ные знания о свойствах бума ги и картона в собственной творческой деятельности, познакомиться с техникой Оригами. Освоить приемы сгибания и складывания. Прием точечного наклеивания.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль сложенных деталей, оценивать результат своей деятельности.

П.- объяснять использование бумаги и картона, открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, отбирать необходимый материал для композиций, изготавливать изделие с опорой на рисунки, находить ответы на вопросы, используя разнообразную информацию ( учебник, личный опыт, материал урока)

К.- уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе.

Осознание разнообразия культур. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

   

18

Обитатели пруда. Какие секре ты у орига ми?

1

Как по одной базовой форме изготовить разные изделия?

Аппликация, базовая форма

« Двой ной треугольник», основа .

Познакомиться с базовой формой оригами « Двой ной треуголь ник», составлять композиции из деталей, приме нять полученные знания о свой ствах бумаги и картона .

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль сложенных деталей.

П.- объяснять использование бумаги и картона, открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, отбирать необходимый материал для композиций, изготавливать изделие с опорой на рисунки)

К.- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Осмысление бережного отношения к окружающему природному пространству.

   

19

Животные зоопарка. Одна основа, а сколь ко фигу рок?

1

Как по одной базовой форме изготовить разные изделия?

Аппликация, базовая форма, основа «Рыбка»

Познакомиться с базовой формой оригами«Рыбка», составлять ком позиции из дета лей, применять полученные знания о свой ствах бумаги и картона в собственной творческой деятельности.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль сложенных деталей, оценивать результат своей деятельности.

П.- объяснять использование бумаги и картона, открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, отбирать необходимый материал для композиций, изготавливать изделие с опорой на рисунки, находить ответы на вопросы)

К.- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Осмысление бережного отношения к окружающему природному пространству.

   

20

Наша армия родная.

1

Для чего каждой стране нужна армия? Какая техника в разных родах войск.

Армия, техника, род войск, Отечество.

Получить представление о 23 феврадя- Дне защитника оте чества, о родах войск, защищаю щих небо,землю, водное простран ство. Закрепить знания об аппли кации, совершен ствовать умение выполнять складывание заготовок.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль сложенных деталей, соблюдать последовательность действий, оценивать результат своей деятельности.

П.- использовать ранее приобретенные знания в практической работе, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

К.- Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников. Формулировать собственное мнение и позицию.

Осознание необходимости уважительного отношения к воинам и ветеранам армии, формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.

   

21

Ножницы. Что ты о них зна ешь?

1

Выяснить устройство и предназначе ние ножниц. Правила работы с ножницами.

Режу щий инстру мент, конструкция, мозаика.

Познакомиться с понятиями режу щий инструмент, конструкция, с профессиями мастеров, исполь зующих разные виды ножниц в своей работе. Узнать правила работы с ножницами, освоить основной прием работы с ними.

Р.- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои дей ствия в процессе его выполнения.

П.- соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; исследовать конструктивные особенности ножниц; открывать новые знания и умения – правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами; искать информацию в приложении учебника (памятки).

К.- слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.

Формирование уважительного отношения к людям труда, работникам разных профессий. Установка на безопасный и здоровый образ жизни.

   

22

Весен ний празд ник 8 марта. Как сделать пода рок-порт рет.

1

Как резать по размеченным линиям: прямой, кривой и ломанной? Как придать закрученную форму полоске бумаги.

Линии. Портрет

Освоить приемы резания ножницами по линиям, приемы вытягивания, накручивания.

Р.- Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

П.- исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям; отбирать необходимые материалы для композиций, изготавливать изделия с опорой на рисунки и памятки.

К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Воспитывать понимание роли матери в жизни каждого человека, уважительное отношение девочкам и женщинам.

   

23

Шаб лон. Для чего он нужен?

1

Что такое шаблон? Как размечать детали по шаблону?

Шаблон, деталь, приспо собле ние, разметка.

Познакомиться с новыми понятиями, правилами экономичной разметки по шаблону. Совершенство вать умение резать, наклеивать, собирать композицию.

Р.- Принимать учебную задачу урока, работать в определенной последовательности, осуществлять пошаговый контроль, оценивать результат своей деятельности.

П.- исследовать материалы и отбирать те, из которых могут быть изготовлены шаблоны; сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм; открывать новые знания и умения – приёмы разметки деталей по шаблонам.

К.- Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Формирование чувства удовлетворенности от сделанного самостоятельно, установка на безопасный и здоровый образ жизни. Формирова ние начальных навы ков адаптации ( выде лять проблему и ви деть конструктивные особенности и техно логию изготовления образцов).

   

24

Бабоч ки. Как изготовить их из листа бума ги?

1

Как из прямоугольного листа бумаги получить квадрат и другие формы? Как выполнить складывание приемом гофрирования

Прием склады вания

«гармошкой» или «гофри рование»

Научиться полу чать квадрат из прямоугольного листа, а также из готавливать ова льную форму. Научиться скла дывать «гармош кой». Познако миться с соедине нием деталей с помощью прово локи. Познако миться с прие мом разрезания листа по сгибу.

Р.- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

П.- сравнивать конструктивные особеннос ти схожих изделий и технологии их изго товления; сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам, складыванием; формы деталей бабочек с геометрическими формами; открывать новые знания и умения через пробные упражнения (приёмы формообразования складыванием бумажной заготовки гармошкой).

К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Понимание необходимости бережного отношения к природе, формирование эстетических потребностей и ценностей, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

   

25

Орна мент в полосе. Для чего нужен орна мент?

1

Для чего нужен орнамент? Что может рассказать орнамент на изделии?

Орна мент

Учиться состав лять орнаменты из деталей раз ных геометрии ческих форм, совершенство вать приемы раз метки деталей по шаблону, резания ножницами.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль приготовленных деталей, соблюдать последовательность действий.

П.- наблюдать и сравнивать образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов; осваивать умение работать по готовому плану.

К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

   

26

Весна. Какие краски у весны?

1

Какие краски у весны? Как изобразить весну с помощью аппликации?

Деталь, шаблон, композиция.

Совершенствовать умение разме чать по шабло ну, составлять композиции, на клеивать на пове рхность. Совер шенствовать при емы вырезания ножницами по прямым и кри вым линиям.

Р.- Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

П.- исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям; отбирать необходимые материалы для композиций, изготавливать изделия с опорой на рисунки и памятки.

К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осмысление необхо димости бережного отношения к окру жающей природе, формирование эсте тических потребнос тей, ценностей и чув ств, развитие добро желательности, отзывчивости.

   

27

Настроение весны. Что такое коло рит?

1

Что такое колорит? Как передать настроение весны?

Колорит, цветосочетание.

Совершенство вать умение раз мечать по шабло ну, составлять композиции, наклеивать на поверхность. Со вершенствовать приемы выреза ния ножницами по прямым и кривым линиям.

Р.- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами.

П.- переносить известные знания и умения на схожие виды работ, выбирать оптималь ный способ для выполнения задачи.

К.- Выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Формирование умения чувствовать красоту природы во всех ее проявлениях. Проявление эмоциональной отзывчивости.

   

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Празд ники и тради ции весны. Какие они?

1

Какие праздники отмечают весной? Что такое коллаж?

Роспись, коллаж- художественная техника.

Получить предс тавление о раз ной художест венной технике, научиться под бирать матери алы, приклеи вать тканные ма териалы на картон.Совершенствовать прие мы вырезания ножницами по прямым и кривым линиям.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль приготовленных деталей.

П.- осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей); отбирать необходимые материалы для композиций.

К.- слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир.

   

ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 4 часа )

29

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

1

Что такое ткани? Какие они бывают? Для чего нужны ткани?

Ткань, лоскут, модельер

Познакомиться с видами тканей и их применени ем, выявить хара ктерные особен ности матери алов, исследо вать свойства некоторых видов ткани, научиться завязывать узе лок.

Р.- поддерживать порядок на рабочем месте в процессе работы, убирать рабочее место в конце работы.

П.- сравнивать разные виды материала, находить сходства и различия, переносить известные знания и умения ( свойства пластилина) на схожие виды работ, ориентироваться в материале на страницах учебника, делать выводы, обобщать.

К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Формирование навыков самообслуживания, установка на безопасный и здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, уважительного отношения к труду людей.

   

30

Игла-труженица. Что умеет игла?

1

Какие бывают иглы? Что умеет игла и кто ее помощники?

Швей ные ин струменты:швей ная игла штопальная игла игла для вышивания.

Швей ные при способ ления.

Познакомиться с новыми понятия ми, разными видами игл, пра вилами хранения и безопасного использования игл и булавок. Освоить приемы отмеривания нитки и вдевание ее в иголку,прием выполнения прямого стежка.

Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль приготовленных деталей, соблюдать последовательность действий, оценивать результат своей деятельности.

П.- наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки для шитья, заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка).

К.- использовать речь для регуляции своего действия.

Овладение началь ными навыками адап тации в динамично изменяющемся и раз вивающемся мире. Формирование умения планировать предстоящую практическую рабо ту, контролировать самостоятельную деятельность. Умение осуществ лять поиск необходи мой информации .

   

31

Вышивка. Для чего она нужна?

1

Для чего одежду украшают вышивкой? Какая бывает вышивка?

Мереж ка, канва, бахрома

Познакомиться с вышивкой , ее видами и назна чением. Освоить умение разме чать линию стро чки приемом продергивания ниток ( мережка) и способ обработ ки края изготов лением бахромы.

Р.- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения.

П.- соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки , заправка её в иглу, приёмы выполнения прямого стежка).

К.- слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

   

32

Прямая строч ка и перевивы. Для чего они нуж ны?

1

Что такое перевивы? Чем они похожи и чем различаются?

Переви вы- волна, цепочка, змейка.

Освоить приемы выполнения строчки прямого стяжка и ее вариантов.

Р.- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

П.- открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание и заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка, получение перевивов).

К.- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

   

33

Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

1

Подвести итоги по курсу 1 класса - что узнали, чему научились?

Технологически операции.

Обобщить свои знания и умения.

Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правиль ность выполнения действия на уровне адек ватной ретроспективной оценки соответст вия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

П.- строить сообщения в устной форме, обобщать, отделять известное от неизвестного.

К.- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль резу льтата, на анализ соо тветствия резуль татов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке .