РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 4 класса

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., № 373 В ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;)

ООП  НОО МАОУ « Малышенская СОШ»

Ориентирована на работу по УМК:

- авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой (Лутцева Е.А.Технология : программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2012)

 

Цель курса: научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.

 

В связи с этим задачами курса являются:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

 

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Личностные результаты

 

Создание условий для формирования следующих умений:

  • оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительноотноситься к результатам труда мастеров;
  • принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
  • понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
  • предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
  • самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
  • осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

  • искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
  • приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные УУД

  • формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
  • слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы.

Предметные результаты

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культурытруда, самообслуживание
  • Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
  • Конструирование и моделирование

 

 

Выпускник  научится: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой); читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

выполнять рицовку;

оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции;

 

самостоятельно:

анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;

обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве

требований полезности, прочности, эстетичности;

выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему;

с помощью учителя:

формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

выдвигать возможные способы их решения;

 коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать,

вносить коррективы в полученные результаты;

соблюдать последовательность выполнения разметки разверток и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;

 выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

осуществлять перевалку и пересадку растений;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

 собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие.

 

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию из других источников:

о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);

о качествах человека - созидателя;

о производительности труда (не называя понятие);

о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

о способах получения искусственных и синтетических материалов;

 передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;  графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка;

в процессе практической работы  узнавать:

что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;

названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);

простейшие способы достижения прочности конструкций;

последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно - измерительных инструментов;

линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасности работы канцелярским ножом;

косую строчку, её варианты и назначений;

агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;

размножение растений отпрысками и делением куста;

назначение технологических машин;

основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы, правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;

 

III.Содержание учебного предмета курса

 

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание - 14

Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в.

Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа,нефти) в промышленнос ти и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 10ч

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти(пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с

замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

  1. Конструирование и моделирование – 5 ч

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ — начала ХХI в. Ее современное назначение(удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей,  исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

  1. Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов - 8ч

Зеркало времени. Древние русские постройки.

Плоские и объёмные фигуры. Изготовляем объемные фигуры. Доброе мастерство. Разные времена – разная одежда. Русский костюм. Какие бывают ткани. Застежки и отделка одежды.

 

 

                                               IV.Тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

   

Рабочая программа

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

13

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Элементы графической грамоты  

6

3

Конструирование и моделирование.

7

4

Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов

8

 

Итого:

34

 

 

 

  1. V. Календарно-тематическое планирование

Технология

34 часа (1 час в неделю)

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основной деятельности ученика

Плановые сроки

прохождения программы

Д/З

 

По плану

Фактически

 

1.       

Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства

 

Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек

1

Работать по инструкционной карте, соединять объемные детали.

13.09,

 

Принести картон,

фольгу

2.      

От мастерской ремесленника –

к промышленному комбинату. Чеканка.

1

Применять приемы получения точек, линий, выпуклостей, вогнутостей.

20.09

 

Принести батарйку

3-4

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство.

Как люди совершают открытия. Электрическая цепь.

2

Различать элементы электрической цепи. Собирать простую модель электрической цепи.

4.10, 11.10

 

Принести цв. картон

5-7

Как работает современный завод.

Какие бывают двигатели. Модель телефона.

3

Изготовлять простейшую модель телефона.

18.10, 25.10

 

Приготовить разверстку

8

Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья

 

Чёрное золото.

Как добывают нефть и газ. Свойства материала.

1

Характеризовать организацию работы предприятия.

Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты.

8.11

 

Принести пластиковую бутылку

9-10

Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки.

 

2

Изучать и сравнивать свойства материалов.

15.11

 

Принести разные бросовые материалы

Проблемы экологии.

Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок.

22.11

 

Принести разные бросовые материалы

11-12

Новые технологии в земледелии и животноводстве.

Природоохранные сельскохозяйственные технологии.

2

Выполнять изделия из вторсырья.

29.11, 6.12

 

Принести разные бросовые материалы

Чудеса в саду и огороде.

Чем питаются космонавты.

 

 

Проростить семена

13

Цветочная сказка

1

13.12

 

Проростить побеги комн растений

14

Жилище человека

О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома.

 

1

Выявлять условия выращивания клубневых или луковичных растений.

Вести дневник наблюдений за выращиванием.

20.12

 

Завести дневник наблюдений

15-16

Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий.

 

2

Читать схематические рисунки.

Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома.

27,12 17.01

 

Принести пустые коробки

17

Как дом стал небоскребом.

 

1

Разрабатывать схемы, эскизы, изготавливать модель.

24.01

 

Принести пустые коробки

18-19

Какие бывают города.

Города будущего.

2

Реализовывать коллективный проект.

31.01, 7.02

 

Принести пустые коробки

20

Дизайн.

Художественное конструирование

Что такое дизайн. Дизайн упаковки.

 

1

Работать по разверткам, выполнять объемную аппликацию.

14.02

 

Принести цв бумагу

21-22

Дизайн в технике. Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.

2

Разрабатывать технологическую документацию, оформлять инструкционную карту.

21.02, 28.02

 

Принести цв бумагу

23

Дизайн рекламной продукции. Дизайнерский коллективный проект в области техники

1

Разрабатывать новую модель передвижения.

7.03

 

Принести цв бумагу

24-25

Дизайн интерьера и ландшафта. Макет технического устройства

2

Использовать алгоритм последовательности проектирования, соблюдать требования дизайна.

14.04, 21.03

 

Альбом

26

Дизайн  одежды. Проект «Дизайн в одежде»

1

Работать по инструктивной карте.

4.04

 

Альбом, цветные карандаши

27-28

Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов - 8ч

 

Зеркало времени. Древние русские постройки.

 

2

Коллективный проект

11.04

 

Принести коробочный картон

29

Плоские и объёмные фигуры. Изготовляем объемные фигуры.

1

Различать плоские и объёмные фигуры

18.04

 

Заготовить развертку по выбору

30

Доброе мастерство.

 

1

Знакомство с народными промыслами

 25.04

 

Приготовить солёное

тесто или пластилин

31

Разные времена – разная одежда

 

Знакомство с профессией модельера

2.05

 

32

Русский костюм.

1

Знакомство с предметами одежды. Знакомство с тканями.

 10/05

 

Спросить у бабушек старинные предм.од.

33

 

 

Какие бывают ткани.

1

Знакомство с видами тканей

16/05

 

Принести разные виды тканей

34

Застежки и отделка одежды

1

Различать виды застежек.

23/05

 

. Принести пуговицы, крючки