Рабочая программа по биологии 5 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ».

УМК: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. СуховаБиология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,2012. — 304 с. и обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова   Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.  — М. : Вентана-Граф, 2012. — 128 с.

        Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента

системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Задачи:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

 

  1. Планируемы результаты освоения учебного курса:

                    

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

 

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

      Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  осознание роли жизни;

рассмотрение биологических процессов в развитии;

использование биологических знаний в быту;

объяснять мир с точки зрения биологии.

 

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

 

Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Выпускник,  научится и выпускник получит возможность научится:

В результате знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и наиболее распространенных животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекцией, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  • Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

  Биология  –  наука о живом мире   (8 ч)

       Наука о живой природе -1ч. Человек и природа. Живые организмы – важная часть  природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

     Свойства живого – 1ч.Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,  размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов,  обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого  целого.

     Методы изучения природы. Увеличительные приборы -1ч.Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение,     описание, измерение, эксперимент. Использование  сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,   микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани – 1ч.Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

       Химический состав клетки – 1ч. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их  значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки, их значение для  жизни организма и клетки

         Процессы жизнедеятельности клетки – 1ч. Основные процессы, присущие   живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала   дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

         Великие учёные-естествоиспытатели – 1ч: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов» 

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.

 

 

 

Многообразие живых организмов     (11 ч)

Царства живой природы – 1ч.Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов,  растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни:  их строение,  значение  и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

          Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека – 1ч. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

                 Растения – 1ч.  Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи,  папоротники.

           Знакомство с внешним строением побегов растения – 1ч. Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

                Животные – 1ч.Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.  Зависимость от окружающей среды.

               Наблюдение за передвижением животных – 1ч.

       Грибы – 1ч.Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. 

Многообразие и значение грибов – 1ч. Плесневые грибы, их использование  в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в   хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека

                Лишайники – 1ч. Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

                  Значение живых организмов в природе и жизни человека- 1ч. Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями»

 

 

Жизнь организмов на планете Земля     (8 ч)

            Среды жизни планеты Земля- 1ч. Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

              Экологические факторы среды – 1ч.  Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

               Приспособления организмов к жизни в природе – 1ч. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов  к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных,   яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

               Природные сообщества – 1ч. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

              Природные зоны России – 1ч.Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.  Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

              Жизнь организмов на разных материках – 1ч. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.  Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Жизнь организмов в морях и океанах – 1ч. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к  условиям обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

 

     Человек на планете Земля      (5 ч)

 

                 Как появился человек на Земле – 1ч.Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.  Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

                   Как человек изменял природу – 1ч. Изменение человеком  окружающей  среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы 

                   Важность охраны живого мира планеты – 1ч. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. 

                  Сохраним богатство живого мира – 1ч.  Виды, находящиеся  на грани исчезновения.  Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники,Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

                    

Итоговая контрольная работа (1 ч)Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

Экскурсия «Многообразие живого мира». Задание на лето (1 ч)

  1. IV. Тематический план

 

 

 

                                            

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Биология – наука о живом мире

8

2

Многообразие живых организмов

11

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

5

5

Экскурсия «Многообразие живого мира»

1

 

Итого

34


  1. Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Лабораторные работы

Актуальная тематика региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

Биология  –  наука о живом мире  

8

П. 1Вопросы с.7

 

 

 

 

 

1

Наука о живой природе

1

П.2 Вопросы с. 12, заполнить таблицу

 

 

 

 

 

2

Свойства  живого

1

П.3Вопросы на 18-19, отчет по лаб.работе

 

 

 

 

 

3

Методы изучения природы.

Увеличительные приборы

1

П.4Вопросы с.24, заполнить таблицу, отчет по лаб. работе

Лабораторная работа № 1.

«Изучение строения

увеличительных приборов»

 

 

Интеграция с географией.

 

 

 

4

Строение клетки. Ткани.

 

1

П. 5 вопросы с.27

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

 

 

 

 

5

Химический состав клетки

1

П.6 вопросы с.32, заполнить таблицу

 

 

 

 

 

6

Процессы жизнедеятельности клетки 

1

П.7 на с.33 выполнить заданияА,Б,В

 

 

 

 

 

7

Великие естествоиспытатели 

1

П.7 заполнить таблицу

 

 

 

 

 

8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология  –  наука о живом мире»  

 

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Многообразие живых организмов    

11

 

 

 

 

 

 

9

Царства живой природы

1

П.8 вопросы на с.38

 

Лесхоз, лесничества.

 

 

 

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Значение бактерий в природе и для человека.

1

П.9-10 вопросы на с.42

 

ООО УК «ДАМАТЕ»,

ООО «Тюменские молочные фермы»,

«Золотые луга», ООО ПК «Молоко»,

«Ситниково», водоканалы, очистные сооружения, тепличные комплексы – ООО «ТК ТюменьАгро».

 

 

 

 

11

Царства живой природы.

Растения.

1

П.11, приготовить сообщение или презентацию.

 

 

 

 

 

12

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Практическая работа №1  Уход за комнатными растениями

1

Отчет по лаб.  работе

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»

 

 

 

 

 

13

Царства живой природы.  Животные

 

1

П.12 вопросы на с.56

 

 

 

 

 

14

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных2

1

Отчет по лаб. работе

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных»

 

 

 

 

15

Царства живой природы.

Грибы

1

П.13 вопросы на с.60

 

Хлебокомбинаты г. Тюмени и Тюменской области.

 

 

 

16

Многообразие  и значение грибов

1

П.14 вопросы на с.65, приготовить сообщение или презентацию

 

 

 

 

 

17

Царства живой природы.

Лишайники

1

П.15 вопросы на с.69

 

Водоканалы, очистные сооружения.

 

 

 

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека 

1

П.16 вопросы на с.72

 

Нижнетавдинский район ООО «Экодрим», завод по переработке строительных отходов; г. Тюмень ООО «НОВ – Экология», мусороперерабатывающий завод», ООО «Лизинговая компания «Диаматгрупп – Тюмень», завод по сортировке и переработке мусора, ООО «Экологический альянс».

Интеграция с географией.

 

 

19

Обобщение  и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»    

1

Выполнить задания на с.73-74

 

Особо охраняемые природные территории юга тюменской (заказники федерального значения, заказники регионального значения, памятники природы регионального значения).

 

 

 

 

Жизнь организмов на планете Земля    

8

 

 

 

 

 

 

20

Среды жизни планеты Земля

 

1

П.17вопросы на с. 77-78

 

 

 

 

 

21

Экологические факторы среды

 

1

П.18 вопросы на с.81

 

 

 

 

 

22

Приспособления организмов к жизни в природе

1

П.19 вопросы на с.84

 

 

 

 

 

23

Природные сообщества

 

1

П.20 вопросы на с.87, составить пищевую цепь

 

 

 

 

 

24

Природные зоны  России

1

П.21 вопросы на с.93, приготовить сообщение или презентацию

 

 

 

 

 

25

Жизнь организмов на разных материках

1

П.22 вопросы на с.98

приготовить сообщение или презентацию

 

 

 

 

 

26

Жизнь организмов в морях и океанах 

 

1

П.23

вопросы на с.103

приготовить сообщение или презентацию

 

 

 

 

 

27

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»   

1

Выполнить задания на с. 104-105

 

 

 

 

 

 

Человек на планете Земля     

5

 

 

 

 

 

 

28

Как появился человек на Земле

 

1

П. 24 вопросы на с.110

 

 

 

 

 

29

Как человек изменял природу

1

П.25Вопросы на с.112

 

 

 

 

 

30

Важность охраны живого мира планеты

1

П.26 вопросы на с.116

 

 

 

 

 

31

Сохраним  богатство живого мира  

 

1

П.27, вопросы на с.119, разработать памятки по сохранности живого мира

 

 

 

 

 

32

Обобщение и систематизация знаний по   теме «Человек на планете Земля»     

1

Выполнить задания на С.

120-121

 

 

 

 

 

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1

Задание на лето с.123-124

 

 

 

 

 

34

Экскурсия. «Многообра-зие живого мира»

Обсуждение заданий на лето

1