Рабочая программа по биологии 6 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ»., за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2011.

Цели :

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни, особенностей разных сред жизни; целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии; обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики; научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых); практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда; развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

  1. Планируемы результаты освоения учебного курса:

                    

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

      Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:   осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

              Предметными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

  • осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  • рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Выпускник, научится и выпускник  получит возможность научится:

 В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека; изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

 

 

III. Содержание курса

           

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений – 1ч.Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Многообразие жизненных  форм растений – 1ч. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений- 1ч.. Строение, жизнедеятельность клетки.

Ткани растений – 1ч. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя, его строение и значение – 1ч.Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений.

Условия прорастания семян-1ч.

Корень, его строение и значение – 1ч.Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Побег, его строение и развитие – 1ч.Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек.

Лист, его строение и значение – 1ч.Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада.

Стебель, его строение и значение – 1ч.Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля.

Цветок, его строение и значение – 1ч.Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. С

Плод,разнообразие и значение плодов – 1ч.Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

            Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

            Минеральное питание растений- 1ч. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы.

            Воздушное питание растений – фотосинтез – 1ч.Фотосинтез: значение, условия.

           Дыхание и обмен веществ у растений – 1ч. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина.

         Вегетативное размножение и его использование человеком – 1ч. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности.

           Рост и развитие растений – 1ч. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Систематика растений, её значение для ботаники – 1ч. Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации.

Водоросли, их разнообразие в природе – 1ч.Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком.              Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение – 1ч. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные – 1ч. Значение этих растений в природе и жизни человека.

Отдел Голосеменные- 1ч. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека.

Отдел покрытосеменные – 1ч. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных.

Класс Двудольные и класс Однодольные-2ч. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

           Многообразие и происхождение культурных растений – 2ч. Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком.          Многообразие и происхождение культурных растений – 1ч. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Дары Нового и Старого Света – 1ч. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме)- 1ч. В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе – 1ч.

Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние – 1ч. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы»- 1ч.

         

 

 

 

 

 

  1. IV. Тематический план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов /программа Пономарёвой/

Количество часов /рабочая программа/

1.

Наука о растения – ботаника

4

4

2.

Органы растений

8

8

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

11

11

5.

Природные сообщества

5

3

 

Контроль знаний /промежуточный, итоговый/

-

2

Итого:

33 ч

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Лабораторные работы

Актуальная тематика региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

Наука о растениях – ботаника

4

 

 

 

 

 

 

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

1

§1, воп.1-5 с.6-13 Подготовится к вводному контролю р/т

Зад. 3-5 с. 4-5

 

 

 

 

 

2

Вводный контроль. Многообразие жизненных форм растений.

1

§2, вопросы 1-5, р/т Зад. 3-4 с.6-7

 

 

 

 

 

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

§3, воп.1-4 с. 17-21, р/т зад.2,3 с.8. зарисовать и подписать в тетради  строение растительной клетки.

 

 

 

 

 

4

Ткани растений.

1

§4, воп.1-5 с.21-25 повторить §1-3, р/т зад.2 с.11 зад.1-4 с.11-13

 

 

 

 

 

 

Органы растений

8

 

 

 

 

 

 

5

Семя, его строение и значение.

1

§5, воп.1-5 с.28-34, р/т зад.2-3 с.13-14 зарисовать строение семени фасоли и пшеницы в тетради.

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».

 

 

 

 

6

Условия прорастания семян.

1

§6, воп.1-5 с.34-37, р/т зад.2-4 с.16, опыт по прорастанию семян

 

Лесхоз. Лесничества.

 

 

 

7

Корень, его строение и значение.

1

§7, воп.1-5 с.37-42, р/т зад2,3 с.17-18, закончить зад.4

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

 

 

 

 

 

8

Побег, его строение и развитие.

 

1

§8, воп.1-5 с.43-47, р/т зад.2,3 (дописать) с.20-21

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

 

 

 

 

 

9

Лист, его строение и значение.

1

§9, воп.1-5, с.48-54, р/т зад.3-4, 2(по желанию) с.22-23 знать термины.

 

 

 

 

 

10

Стебель, его строение и значение.

1

§10, воп.1-5, с.54-60, задание № 5 на с. 59 (сообщение), р/т зад.2,3 с.24-25

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

 

 

 

 

 

11

Цветок, его строение и значение.

1

§11, воп.2,4 задание № 5 (сообщение) с.60-66, р/т зад.3,4 с.28, термины

 

 

 

 

 

12

Плод, разнообразие и значение плодов.

1

§12, воп.1-4, 5 (сообщение), р/т зад.1,3,4 с.29-31

 

 

 

 

 

 

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

 

 

 

 

 

 

13

Минеральное питание растений и значение воды.

1

§13, воп.1-4 с.74-78 р/т зад.1,4 с.34-35

 

 

 

 

 

14

Воздушное питание растений – фотосинтез.

1

§14, воп.1-4 с. 78-82, р/т зад.1,4 с.35-36 повторить §1-14

 

ООО «ТК Тюмень Агро» (тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте).

 

 

 

15

Промежуточный контроль

1

 

 

 

 

 

 

16

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

§15, воп.1-5 с.82-86, р/т зад.1-3 с.37-38

 

 

 

 

 

17

Размножение и оплодотворение у растений.

1

§16, воп.1-4 с. 86-90, сообщение о С.Г. Навашине р/т зад.2-4 с.40-41

 

Лесхоз. Лесничества.

 

 

 

18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

 

1

§17, воп.1-5 с.91-96  р/т зад.1,3 с.40-43 задания на с. 103 (эксперимент с королевской бегонией, проект по вегетативному размножению»

Лабораторная работа  № 5 «Черенкование комнатных растений».

 

 

 

 

19

Рост и развитие растений.

1

§18, воп.1-5 с.96-100 р/т зад.1,2,5 с.43-44

по жел. проект № 3 с. 103

 

 

 

 

 

 

Многообразие и развитие растительного  мира

11

 

 

 

 

 

 

20

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

§19, воп.1-4 с.104-107 р/т зад.2, 4 (по жел) сообщение про К. Линнея

 

Комитет природных ресурсов, Особо охраняемые природные территории юга тюменской (заказники федерального значения, заказники регионального значения, памятники природы регионального значения).

 

 

 

21

Водоросли, их разнообразие в природе.

1

§20, воп.1-4 с.108-112, р/т зад.2,5 с.4-6 сообщение о значении водорослей

 

 

 

 

 

22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

1

§21, вопросы 1-5, с.113-116, р/т зад.2,3 с.7-8 сообщения о древовидных папоротниках, о каменном угле.

Лабораторная работа  № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

 

 

 

 

23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

§22, воп.1-5 с.117-121, р/т зад.2 с.10 сообщение о многообразии и значении хвойных растений.

 

 

 

 

 

 

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

§23, воп.1-4 с.122-126, р/т зад.2 с.12 повторить §§ 19-22.

 

 

 

 

 

24

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

§24, воп.1-4 с.126-131, р/т зад.3 с.14-15 подготовка проектов «Представители класса Двудольные»

 

 

 

 

 

25

Семейства класса Двудольные

1

§25, воп.1-5 с.132-137, р/т зад.2 с.17, 3 (по жел) подготовка проектов «Представители класса Однодольные».

 

 

 

 

 

26

Семейства класса Однодольные.

1

§26, воп.1-5 с.138-143 р/т зад.2 с.19, 3 (по жел) Повт §24-25

 

Районный отдел филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Тюменской области.

 

 

 

27

Историческое развитие растительного мира.

1

§27, воп.1-4 с.143-147, р/т зад.3 с.21-22

 

 

 

 

 

28

Многообразие и происхождение культурных растений.

1

§28, воп.1-5 с.147-150, р/т зад.3 с.24

 

Тепличные комплексы – ООО «ТК Тюмень Агро».

 

 

 

29

Дары Нового и Старого света.

1

 

 

 

 

 

 

 

Природные сообщества

5

 

 

 

 

 

 

30

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

1

§29, воп.1-5 с.150-154, р/т зад.1-2 с.24-25 Повт. §19-28

 

База отдыха «Верхний бор» (озеро Кривое, сосновый бор), парковые зоны своей местности

Интеграция с географией «Природные комплексы»

 

 

31

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса

1

§30, воп.1-5 с.159-162 р/т зад.3 с.30 Повт курс 6 класса

 

 

 

 

 

32

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

1

 

 

 

 

 

 

33

Смена природных сообществ и её причины.

 

1

§31, воп.1-5 с.163-166, р/т зад3 с.34

 

 

 

 

 

34

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы»

1

§32, воп.1-5 с.166-170

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на лето