Рабочая программа по биологии 8 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс»  4-е изд. М.: Дрофа, 2009

Цели:

 

       освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  3. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  4. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

обучения:

освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развития:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитания:

убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

 адаптировать личность к жизни в обществе. правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.) включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

II.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

 

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

III.Содержание учебного курса.

Введение. 1ч

Введение. Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке – 1ч.Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека (2 часа)

Место человека в систематике – 1ч. Доказательства животного происхождения человека.

Историческое прошлое – 1ч.Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Лабораторная работа. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Клеточное строение организма. Ткани (3 часа).

Строение и химический состав клетки – 1ч. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственной информации.

Физиология клетки – 1ч.Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.

Типы тканей и их свойства – 1ч. Ткани, образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей. Микропрепараты клетки. Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

      Рефлекторная регуляция органов и систем организма (2 часа)

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция – 1ч. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Контрольная работа по теме «Строение организма» - 1ч.

Лабораторная работа. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Опорно-двигательная система (8 часов).

Значение опорно – двигательной системы – 1ч.

Строение костей – 1ч.

Скелет головы и туловища. Скелет человека. Скелет конечностей – 1ч. Скелет и мышцы, их функция. Химический состав костей, их макро- и микроскопическое строение, типы костей, скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

Соединения костей – 1ч.Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные  (суставы).

Строение мышц и сухожилий- 1ч. Обзор мышц. Мышцы антагонисты и синергисты.

Работа скелетных мышц и их регуляция – 1ч. Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки – 1ч.. Развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах костей, вывихах суставов – 1ч.

Лабораторные работы. Изучение внешнего вида отдельных костей. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

 Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Внутренняя среда организма (3 часа).

Компоненты внутренней среды – 1ч. : кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией.  Иммунитет – 1ч. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный.

Иммунная система – 1ч. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бицилло - и вирусоносители. Течение инфекционной  болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцина, лечебная сыворотка. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов)

Транспортная система организма – 1ч. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Круги кровообращения – 1ч.

Строение и работа сердца – 1ч.. Автоматизм сердца.

Движение крови по сосудам – 1ч. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Гигиена сердечнососудистой системы – 1ч.

Первая помощь при кровотечениях – 1ч.

Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.

Дыхательная система (5 часов).

Строение и функции органов дыхания – 1ч. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания органов дыхания, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях.

Механизм вдоха и выдоха – 1ч.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания – 1ч. Охрана воздушной среды.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких – 1ч.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

      Пищеварительная система (6 часов).

Пищевые продукты и питательные вещества – 1ч. Их роль в обмене веществ.

Пищеварение в ротовой полости – 1ч. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

Пищеварение в желудке – 1ч. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Функции толстого и тонкого кишечника – 1ч.

Регуляцмя деятельности пищеварительной системы – 1ч.

Профилактика заболеваний органов пищеварения – 1ч. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа действие ферментов слюны на крахмал

 Обмен веществ и энергии (3 часа).

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов – 1ч. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Витамины – 1ч. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен веществ. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).

Наружные покровы тела человека – 1ч. Строение и функции кожи. Ногти и волосы.

 Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции – 1ч. Уход за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Оказание первой помощи при тепловом солнечном ударе – 1ч. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные заболевания, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги и обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделительная система. (1 часа).

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма – 1ч. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы, их предупреждение.

Демонстрация модели почки, таблицы «Органы выделения». 

Нервная система человека. (5 часов).

Значение нервной системы- 1ч. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая.

Строение и функции спинного мозга – 1ч.

Строение головного мозга – 2ч. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Вегетативная система, строение и функции – 1ч. Соматический и автономный отделы периферической нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Анализаторы . (5 часов).

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов – 1ч. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Орган зрения и зрительный анализатор – 1ч. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

Заболевание и повреждения глаз – 1ч. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции  наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органа слуха, Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы слуха и равновесия. Из анализаторы – 1ч. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

     Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 часа).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции – 1ч.

Роль гормонов в обмене веществ и росте, развитии организма – 1ч. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов).

Рефлекторный характер деятельности нервной системы – 1ч. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловный и условный рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения – 1ч: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы-1ч. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность – 1ч. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.  Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лабораторные работы. Выработка навыка  зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Индивидуальное развитие организма. (5 часов).

Жизненные циклы организмов – 1ч. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём – 1ч.: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения – 1ч. Новорожденный и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Интересы и склонности – 1ч.Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Резерв времени – 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

в том числе

 

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1

Введение.

1

 

 

2

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека

2

 

 

3

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма

Тема 2.1 Общий обзор организма

 

1

 

1

 

4

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани

3

1

 

5

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма

2

 

1

6

Тема 2.4. Опорно-двигательная система

8

4

1

7

Тема 2.5. Внутренняя среда организма

3

1

 

8

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

7

3/1

 

9

Тема 2.7. Дыхательная система.

5

1

1

10

Тема 2.8. Пищеварительная система.

6

1

 

11

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии.

3

1

1

12

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция.

3

 

 

13

Тема 2.11. Выделительная система.

1

 

 

14

Тема 2.12. Нервная система человека.

5

2

 

15

Тема 2.13. Анализаторы.

5

1

1

16

Тема 2.14 Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

 

 

17

Тема 2.15 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

2

1

18

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма.

6

 

 

 

ИТОГО

68

18/1

6

 

 

 

 

  1. V. Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Лабораторные работы

Актуальная тематика региона

Интегрируемые темы

дата

по факту

по плану

 

Введение

1

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке.

1

§1,2

 

 

 

 

 

 

Происхождение человека

2

 

 

 

 

 

 

2

Систематическое положение человека.

1

§3

 

 

 

 

 

3

Историческое прошлое людей. Расы человека.

1

§4, 5

 

 

 

 

 

 

Общий обзор организма

1

 

 

 

 

 

 

4

Общий обзор организма.

1

§6

 

 

Интеграция с химией по теме атомно-молекулярное учение.

 

 

 

Клеточное строение организма. Ткани

3

 

 

 

 

 

 

5

Строение и химический состав клетки.

1

§7

 

 

 

 

 

6

Физиология клетки.

1

§7

 

 

 

 

 

7

Типы тканей и их свойства.

1

§8 до мышечной ткани.

 

 

 

 

 

 

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

2

 

 

 

 

 

 

8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

1

§8.

 

 

Интеграция с физикой по теме разность потенциалов

 

 

9

Контрольная работа по теме «Строение организма».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Опорно-двигательная система

8

 

 

 

 

 

 

10

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

1

§9

 

 

Интеграция с химией по теме соли.

 

 

11

Скелет головы и туловища. Скелет человека. Скелет конечностей.

1

§10.

 

 

 

 

 

12

Соединение костей.

1

§11,12

 

 

 

 

 

13

Строение мышц. Обзор мышц человека.

1

§13

 

 

 

 

 

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

§14.

 

 

 

 

 

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

§15.

 

 

 

 

 

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

§16.

 

 

 

 

 

17

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Внутренняя среда организма

3

 

 

 

 

 

 

18

Компоненты внутренней среды.

1

§17, проект по теме «Иммунология на страже здоровья»

 

 

Интеграция с химией по теме соли

 

 

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

§18.

 

 

 

 

 

20

Иммунология на службе здоровья.

1

§18,19

 

«Тюменская станция переливания крови».

 

 

 

 

Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

 

 

 

 

 

 

21

Транспортная система организма.

1

§20.

 

 

 

 

 

22

Круги кровообращения.

1

§21.

 

 

 

 

 

23

Строение и работа сердца.

1

§22.

 

 

 

 

 

24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1

§23.

 

 

 

 

 

25

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

§24.

 

«Тюменский кардиологический центр».

 

 

 

26

Первая помощь при кровотечениях.

1

§25.

 

 

 

 

 

27

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Дыхательная система

5

 

 

 

 

 

 

28

Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.

1

§26,27

 

 

 

 

 

29

Значение и механизм дыхания.

1

§27,28

 

 

 

 

 

30

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

§29.

 

 

 

 

 

31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.

1

§30.

 

 

 

 

 

32

Зачет по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхательная система».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Пищеварительная система

6

 

 

 

 

 

 

33

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

1

§30.

 

Армизонский район ООО «КоопХЛЕБ». Аромашевский район ИП Костин А.В Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий.

 

 

 

34

Пищеварение в ротовой полости.

1

§31.

Сообщение о исследованиях И.П. Павлова.

 

 

 

 

 

35

Пищеварение в желудке.

1

§32.

 

 

 

 

 

36

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная  роль печени.

1

§33.

 

 

 

 

 

 

37

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

1

§34 Сообщения о профилактики заболеваний органов пищеварения, влияния на них вредных привычек

 

 

 

 

 

38

Профилактика заболеваний органов пищеварения.

1

§35.

 

 

 

 

 

 

Обмен веществ и энергии

3

 

 

 

 

 

 

39

Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания.

1

§36,38.

Сообщение о витаминах.

 

 

 

 

 

40

Витамины.

1

§36.

 

 

 

 

 

41

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система и обмен веществ».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Покровные органы. Теплорегуляция

3

 

 

 

 

 

 

42

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1

§39.

 

 

 

 

 

43

Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей.

1

§39,40,41.

 

Санаторий-профилак-торий «Нива»

(составить правила ухода за кожей для жителей города Тюмени, учитывая сезоны года).

Интеграция с физикой по теме теплообмен

 

 

44

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

1

§40.

 

 

 

 

 

 

Выделительная система.

1

 

 

 

 

 

 

45

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

§42.

 

 

 

 

 

 

Нервная система человека

5

 

 

 

 

 

 

46

Значение и строение нервной системы.

1

§43

 

 

 

 

 

47

Строение и функции спинного мозга.

1

§44.

 

 

 

 

 

48-49

Головной мозг. Его строение.

2

§45,46

 

 

 

 

 

50

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

§47.

 

«Федеральный центр нейрохирургии»

 

 

 

 

Анализаторы

5

 

 

 

 

 

 

51

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

§48,52

 

 

 

 

 

52

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

§49, зад.

 

«Областной офтальмологический диспансер» (г. Тюмень и «Визус» г. Ишим).

Интеграция с физикой по теме оптика

 

 

53

Заболевание и повреждение глаз.

1

§50.

 

 

 

 

 

54

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

§51.

 

 

 

 

 

55

Зачет «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

 

 

 

 

 

 

56

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

§58.

 

«Тюменский эндокринологический центр».

 

 

 

57

Роль гормонов и обмене веществ, росте и развитии организма.

1

§59.

 

 

 

 

 

 

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

 

 

 

 

 

 

58

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

§53.

 

 

 

 

 

59

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

§54.

 

 

 

 

 

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

§55.

 

 

 

 

 

61

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.

1

§56. 57

 

 

 

 

 

62

Обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции (эндокринная система). Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное развитие организма.

5

 

 

 

 

 

 

63

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода.

1

§60, §61., подготовка сообщений.

 

ГБУЗ ТО «Перинатальный центр»

 

 

 

64

Беременность и роды.

1

§61., подготовка сообщений.

 

ГБУЗ ТО «Перинатальный центр»

 

 

 

65

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.

1

Конспект

 

ГАУЗ ТО ОКВД

ГБУЗ Тюменской области «Центр профилактики и борьбы со СПИДом»

 

 

 

66

Развитие ребенка после рождения.

 

1

§63.

 

 

 

 

 

67

Интересы и склонности.

 

1

§64.

 

 

 

 

 

68

Резерв. Повторение темы « Строение и функции организма»

1

Конспект