Рабочая программа по биологии, для обучающихся по адаптированной программе 8 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

  1. Требования уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Обучающиеся  должны знать/понимать:

  • признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
  • особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.

Обучающиеся  должны уметь:

  • узнавать изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание).
  • Содержание учебного курса:

Введение – 2ч.

 Многообразие  животного мира – 1ч. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные .Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).

Значение животных и их охрана – 1ч. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные – 4ч

Общие признаки беспозвоночных – 1ч (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Дождевой червь. Черви-паразиты – 3ч. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Насекомые – 8 ч.

Общая характеристика насекомых – 1ч.Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки-2ч. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд-1ч. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки -1ч. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха- 1ч. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела – 1ч. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Повторение .  Интересное  о насекомых – 1ч.

Позвоночные животные -7ч.

Общие признаки рыб – 1ч. Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы – 3ч. Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы  - 2ч.(пресноводные): окунь, щука, карп.

Повторение. Интересное о рыбах – 1ч.

Земноводные – 4ч.

Лягушка – 4ч.. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Пресмыкающиеся – 5ч.

Общие признаки пресмыкающихся- 4ч.. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Птицы -11ч.

Общая характеристика птиц-5ч: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса-1ч: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы – 1ч: сова, орел.

Водоплавающие птицы – 1ч: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека – 1ч.: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве.

Охрана птиц – 1ч.

Млекопитающие животные  - 24ч.

Внешнее строение млекопитающих – 1ч.Общие сведения Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Особенности внутреннего строения млекопитающих  - 1ч.

Грызуны-2ч. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности  человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные- 3ч.. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери – 4ч. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.Псовые (собачьи): волк, лисица.Медвежьи: медведи (бурый, белый).Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Ластоногие и Китообразные – 2ч: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные – 2ч: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Приматы- 1ч. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Сельскохозяйственные млекопитающие – 8ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Тематическое планирование:

 

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Беспозвоночные

4

3

Насекомые

8

4

Рыбы

7

5

Земноводные

4

6

Пресмыкающиеся

5

7

Птицы

11

8

Млекопитающие

24

9

Повторение  

2

10

Экскурсия

1

 

Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класс (адаптированная программа)

Содержание

 

Пр. р

Домашнее задание

Дата

Дата (факт)

 

1.

Введение

2

 

 

С.3-6

 

 

Многообразие животного мира.

1

2.

Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных.

1

 

С.6-9

 

 

 

 

3.

Беспозвоночные

4

 

 

С.11-12

 

 

 Общая характеристика беспозвоночных. Общие признаки червей.

1

4.

Дождевой червь.

1

Пр.р. Рассматривание дождевого червя.

С.13-15

 

 

5.

Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы.

1

 

С.15-16

 

 

6.

Черви-санитары пресных водоёмов. Печеночный сосальщик. Повторение.

1

 

С.17-19

 

 

 

7.

Насекомые

8

Пр.р Зарисовка насекомых..

 

С.20-23

 

 

Общая характеристика насекомых.

1

8.

Бабочка-капустница.

1

 

С.23-25

 

 

9.

Яблонная плодожорка.

1

 

С.25-27

 

 

10.

Майский жук.

1

 

С.27-29

 

 

11.

Комнатная муха

1

 

С.29-31

 

 

12.

Медоносная пчела.

1

Пр .Рассматривание пчелы. Зарисовка.

С.31-35

 

 

13.

Тутовый шелкопряд.

1

 

С.35-37

 

 

14.

Повторение. Интересное о насекомых.

1

 

С.38-43

 

 

 

15.

Позвоночные

7

 

 

С.45-47

 

 

Общие признаки рыб.

1

16.

Рыбы. Внешнее строение и скелет рыб.

1

 

С.47-49

 

 

17.

Внутреннее строение рыб.

1

Пр. Рассматривание скелета рыб. Зарисовка

С.50-52

 

 

18.

Размножение и развитие рыб.

1

 

С.52-54

 

 

19.

Речные рыбы. Морские рыбы.

1

 

С.54-56-58

 

 

20.

Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб.

1

 

С.59-62

 

 

21.

Повторение. Интересное о рыбах.

1

 

С.63-71

 

 

 

 

22.

Земноводные

4

 

 

С.72-74

 

 

 

Внешнее строение лягушки.

1

23.

Внутреннее строение лягушки.

1

Пр.р. Рассматривание скелета лягушки. Зарисовка.

С.75-77

 

 

24.

Размножение и развитие лягушки.

1

 

С.77-79

 

 

25.

Повторение. Значение и охрана земноводных. Интересное о земноволных.

1

 

 

С.79-81

 

 

 

26.

Пресмыкающиеся

5

 

 

С.82-83

 

 

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

27.

Среда обитания и внешнее строение

1

 

С.83-84

 

 

28.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

Пр.р. Рассматривание скелета пресмыкающихся. Зарисовка.

С.85-86

 

 

29.

Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

 

С.87-89

 

 

30.

Значение и охрана пресмыкающихся. Повторение. Интересное о пресмыкающихся.

1

 

С.89-93

 

 

 

31.

Птицы

11

Пр.р. Рассматривание и зарисовка птичьих перьев.

 

С.94-97

 

 

 Внешнее строение птиц.

1

32.

Особенности скелета птиц.

1

Пр.р. Рассматривание и зарисовка скелета птицы.

С.97-98

 

 

33.

Внутреннее строение птиц.

1

 

С.99-101

 

 

 

34.

Размножение и развитие птиц.

1

Пр.р Зарисовка  строения яйца птицы

С.101-104

 

 

 

35.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

 

С.105-107

 

 

 

36.

Птицы леса. Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе

1

 

 

С.107-110

 

 

 

37.

Хищные птицы.

1

 

С.110-113

 

 

38.

Водоплавающие птицы.

1

 

С.113-117

 

 

39.

Птицы, обитающие возле жилья человека.

1

Пр. р. Подкормка зимующих птиц.

С.117-119

 

 

40.

Значение и охрана птиц. Повторение. Интересное о птицах.

1

 

С.119-126

 

 

41.

Домашние птицы. Птицеводство.

1

 

С.130-134

 

 

 

42.

Млекопитающие

24

 

 

С.136-140

 

 

Внешнее строение млекопитающих.

1

43.

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

1

Пр.р. Рассматривание и зарисовка скелета млекопитающих.

С.140-145

 

 

44.

Грызуны.

1

 

С.146-148

 

 

45.

Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

 

С.149-151

 

 

46.

Зайцеобразные.

1

 

С.151-153

 

 

47.

Разведение домашних кроликов.

1

 

С.153-156

 

 

48.

Интересное о зайцеобразных.

1

 

С.156-159

 

 

49.

Хищные звери.

1

 

С.159-165

 

 

50.

Дикие пушные хищные звери.

1

 

С.165-168

 

 

51.

Разведение норки на зверофермах.

1

 

С.168-170

 

 

52.

Домашние хищные звери.

1

 

С.172-176

 

 

53.

Ластоногие.

1

 

С.176-178

 

 

54.

Китообразные.

1

 

С.178-180

 

 

55.

Парнокопытные.

1

 

С.181-186

 

 

56.

Непарнокопытные.

1

 

С.186-189

 

 

57.

Приматы.

1

 

С.190-193

 

 

58.

Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова.

1

 

С.194-197

 

 

59.

Содержание коров на фермах

1

 

С.197-200

 

 

60.

Выращивание телят.

1

 

С.200-202

 

 

61.

Овцы.

1

 

С.202-207

 

 

62.

Верблюды.

1

 

С.207-209

 

 

63.

Северный олень.

1

 

С.209-211

 

 

64.

 Домашние свиньи.

1

 

С.211-216

 

 

65.

Домашние лошади.

1

 

С.217-220

 

 

 

66.

Повторение

2

 

С221-223

 

 

Что вы узнали о животных.

1

67.

Значение и охрана млекопитающих. Повторение.

1

 

 

 

 

 

68.

Экскурсия

1

 

 

 

 

Экскурсия на луг. Наблюдение за насекомыми.

1