Рабочая программа по биологии 9 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

          Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости,  знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

     Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области   биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами,    справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические    эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,   работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий   своей деятельности по отношению к природной среде; для  соблюдения    правил поведения в   окружающей среде, норм здорового образа жизни.

 

II.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета  у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

 

III.  Содержание учебного курса

Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ - 3 ч

                Урок 1: Биология – наука о жизни.(1 час)

               Урок 2: Методы исследования в биологии. (1 час)

                Урок 3: Сущность жизни и свойства живого. (1 час)

        Раздел 2: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.Молекулярный уровень - 9 часов

                Урок 4 : Молекулярный уровень. Общая характеристика. (1 час)

               Урок 5:Неорганические вещества. Углеводы. Липиды. (1 час)

                Урок 6: Входное тестирование (1 час)

                Урок 7: Белки. Состав и строение. (1 час)

                Урок 8: Функции белков. Биологические катализаторы. (1 час)

                Урок 9: Нуклеиновые кислоты. (1 час)

                Урок 10: АТФ и другие органические соединения клетки. (1 час)

                Урок 11: Вирусы. (1 час)

                Урок 12: Проверочная работа по теме " Молекулярный уровень". (1 час)

        Раздел 3: Клеточный уровень - 11 часов

                Урок 13: Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана Лр 1. Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий (1 час)

                Урок 14: Ядро. (1 час)

                Урок15: Органоиды клетки. ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи. (1 час)

                Урок16: Митохондрии и пластиды. (1 час)

                Урок 17: Различия в строении клеток прокариот и эукариот. (1 час)

                Урок 18: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. (1 час)

                Урок 19: Питание клетки. (1 час)

                Урок 20: Фотосинтез и хемосинтез. (1 час)

                Урок 21: Синтез белков в клетке. (1 час)

                Урок 22: Деление клетки. Митоз. (1 час)

                Урок 23: Контрольная работа по теме «Клеточный уровень» (1 час)

        Раздел 4: Организменный уровень. - 13 часов

                Урок 24: Бесполое размножение организмов. Половое размножение. Оплодотворение. (1 час)

                Урок 25: Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон. (1 час)

                Урок 26: Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. (1 час)

                Урок 27 Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. (1 час)

                Урок 28 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (1 час)

                Урок 29 Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. (1 час)

                Урок 30 Взаимодействие генов. (1 час)

                Урок 31 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование (1 час)

                Урок 32  Контрольная работа за 1 полугодие (1 час)

                Урок 33 Закономерности изменчивости. Лр2Выявление изменчивости организмов (1 час)

                Урок 34 Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. (1 час)

                Урок 35 Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. (1 час)

                Урок 36 рок обобщения по теме«Организменный уровень». (1 час)

        Раздел 5: Популяционно-видовой уровень - 3 часа

                Урок 37 Вид .Критерии вида. Лр 3.Изучение морфологического критерия вида. (1 час)

                Урок 38 Популяции. (1 час)

                Урок 39 Биологическая классификация. (1 час)

        Раздел 6: Биогеоценотический (экосистемный) уровень - 6 часов

                Урок 40 Сообщество, экосистема, биогеоценоз. (1 час)

                Урок 41 Состав и структура сообщества. (1 час)

                Урок 42 Потоки вещества и энергии в экосистеме Лр 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) (1 ч)

                Урок 43 Продуктивность сообщества. (1 час)

                Урок 44 Саморазвитие экосистемы. Лр 5-7 (1 час)

                Урок 45 Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе» (1 час)

        Раздел 7: Биосферный уровень - 3 ч

                Урок 46 Биосфера. Среды жизни. (1 час)

                Урок 47 Средообразующая деятельность организмов (1 час)

                Урок 48 Круговорот веществ в биосфере. Лр 8. (Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы 1 час)

        Раздел 8: ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ - 9 часов

                Урок 49 Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. (1 час)

                Урок 50: Изменчивость организмов. (1 час)

                Урок 51 Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. (1 час)

                Урок 52 Борьба за существование и естественный отбор (1 час)

                Урок 53 Формы естественного отбора. (1 час)

                Урок 54 Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование. (1 час)

                Урок 55 Макроэволюция. (1 час)

                Урок 56: Основные закономерности эволюции. (1 час)

                Урок 57 Контрольная работа по теме "Основы учения об эволюции" (1 час)

        Раздел 9: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - 3 часа

                Урок 58: Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна.Современные гипотезы происхождения жизни. (1 ч)

                Урок 59: Основные этапы развития жизни на Земле. Лр 9. Изучение палеонтологических доказательств эво­люции (1 час)

                Урок 60: Развития жизни на Земле. (1 час)

        Раздел 10: ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. - 8 часов

                Урок 61: Экологические факторы. Условия среды. (1 час)

                Урок 62: Общие закономерности влияния Экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. (1 час)

                Урок 63 Адаптация организмов к различным условиям существования.  (1 час)

                Урок 64 Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция. (1 час)

                Урок 65: Колебания численности организмов (1 час)

                Урок 66 Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Экскурсия (1 час)

                Урок 67 Повторение и обобщение.  (1 час)

                Урок 68 Итоговая контрольная работа (1 час)

 

IV . Тематическое планирование

Разделы программы

 

количество               количество

     уроков

Введение.

Биология как наука и методы её исследования.

3

Уровни организации живой природы

 45

·         Молекулярный уровень.

9

·         Клеточный уровень.

11

·         Организменный уровень.

 

13

·         Популяционно-видовой уровень.

3

·         Биогоеценотический (экосистемный) уровень.

 

6

·         Биосферный уровень.

 

3

Основы учения об Эволюции.

 

9

Происхождение и развитие жизни на земле.

3

Основы экологии и биосферы.

 

8

Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

  1. V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Лабораторные работы

Актуальная тематика для региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

ВВЕДЕНИЕ

3

 

 

 

 

 

 

1

Биология – наука о жизни.

1

П. 1 вопросы

 

 

 

 

 

2

Методы исследования в биологии.

1

П.2 вопросы

 

 

 

 

 

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

П.3 вопросы

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ

ПРИРОДЫ

45

 

 

 

 

 

 

 

Молекулярный уровень

9

 

 

 

 

 

 

4

Общая характеристика. Неорганические

вещества.

1

П.1.1. вопросы

 

 

 

 

 

 

5

Углеводы. Липиды.

1

П.1.2-.13. вопросы

 

 

Интеграция с химией «Органические вещества»

 

 

6

Входная контрольная работа

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

7

Белки. Состав и строение.

1

П.1.4 вопросы

 

 

 

 

 

8

Функции белков. 

1

П.1.5 вопросы

 

Молокозавод «Абсолют»

г. Ялуторовск, Молочный комбинат «Ялуторов-ский»,

пос. Боровский, ЗАО «Фатум».

 

 

 

9

Нуклеиновые кислоты.

1

П.1.6 вопросы

 

 

 

 

 

10

АТФ и другие органические

соединения клетки.

1

П.1.7 вопросы

 

 

 

 

 

11

Вирусы. Биологические

катализаторы.

 

1

Повторение п.1.1-1.7

 

 

Интеграция с химией «Катализаторы»

 

 

12

Проверочная работа по теме:

Молекулярный уровень.

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Клеточный уровень.

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

 

1

П.2.1-2.2вопросы. отчет по лаб.работе

Л.р №1 «Рассматривание клеток растений,

животных подмикроскопом

 

Интеграция с физикой «Молекуляр-но – кинетическая теория»

 

 

14

Ядро.

1

П.2.3 вопросы, решить задачу

 

 

 

 

 

 

П.1.8-1.9 вопросы

 

15

Органоиды клетки.

ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи.

1

 

 

 

 

 

 

16

Митохондрии и пластиды.

1

П.2.4 вопросы

 

 

 

 

 

17

Различия в строении клеток прокариот

и эукариот.

1

П.2.5-2.6 вопросы

 

 

 

 

 

18

Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

1

П.7 вопросы

 

 

Интеграция с химией «Окислительно-восстановительные реакции, кислород и его свойства, углевод и его соединения».

 

 

19

Питание клетки.

1

П.2.8-2.9вопросы

 

 

 

 

 

20

Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы.

1

П.2.10-2.11вопросы

 

 

Интеграция с физикой «Электродинамика»

 

 

21

Синтез белков в клетке.

1

П.2.12-2.13 вопросы

 

 

 

 

 

22

Деление клетки. Митоз.

1

П.2.14 вопросы, зарисовать схеме деления клетки

 

 

 

 

 

23

Контрольная работа по

 теме: «Клеточный уровень»

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Организменный уровень.

13

 

 

 

 

 

 

24

Бесполое размножение организмов. Половое

размножение.

Оплодотворение.

1

П.3.1-3.3 вопросы

 

 

 

 

 

25

Индивидуальное развитие

организмов. Биогенетические закон.

1

П.3.4 вопросы

 

 

 

 

 

26

Закономерности наследования

признаков, установленные Г.Менделем.

Моногибридное скрещивание.

1

П.3.5 заполнить таблицу по моногибридному скрещиванию

 

ООО Агрофирма «Междуре-чье»,

Омутинский район, крестьянско-фермерское хозяйство,

Омутинский район, ООО «Бизон», Исетский район, Комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц,

Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма

Интеграция с информатикой «Информационные системы»

 

 

27

Неполное доминирование. Генотип

и  фенотип. Анализирующее

скрещивание.

1

П.3.6 вопросы, решить задачу

 

 

 

 

 

28

Дигибридное скрещивание. Закон

 независимого наследования признаков.

1

П.3.7 вопросы решить задачу

 

 

 

П. 3.4 вопросы

 

 

29

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана. Перекрест.

1

П.3.8  вопросы

 

 

 

 

 

30

Взаимодействие генов.

1

П.3.9 вопросы

 

 

 

 

 

31

Генетика пола. Сцепленное

с полом  наследование.

1

П.3.10 вопросы

 

 

 

 

 

32

 Контрольная работа за 1 полугодие

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

33

Закономерности изменчивости

 

1

П.3.11 вопросы, отчет по лаб.работе

Л.р.№2 «Выявление изменчивости организмов»

 

интеграция с физикой «Радиоактивность

 

 

34

Основы селекции. Работы Н.И.

Вавилова.

1

П.3.12-.3.13 вопросы

 

 

 

 

 

35

Основные методы селекции растений,

животных, микроорганизмов.

1

П.3.14 вопросы

 

ООО «Ясень Агро» вертикально-интегрирован-ный комплекс по откорму и переработке крупного рогатого скота в «ООО «Ясень-Агро»,

ООО «Эко-Нива АПК Холдинг».

 

 

 

36

Урок обобщения по теме:

«Организменный уровень».

 

1

Повторение

 

 

 

 

 

 

Популяционно-видовой уровень.

3

 

 

 

 

 

 

37

Критерии вида.

 

1

П.4.1 вопросы, заполнить схему, отчет по лаб. Работе, решить задачу

Л.р.№3 «Изучение морфологического критерия вида»

 

 

 

 

38

Популяции.

1

П.4.2 вопросы

 

 

 

 

 

39

Биологическая классификация.

1

П.4.3 повторение

 

 

 

 

 

 

Биогеоценотический (экосистемный)

уровень 

6

 

 

 

 

 

 

40

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

П.5.1вопросы

 

 

 

 

 

41

Состав и структура сообщества.

1

П.5.2 вопросы

 

 

 

 

 

42

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

П.5.3 вопросы, отчет по лаб.раб.

Л.р.№4 «Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе»

 

 

 

 

 

43

Продуктивность сообщества.

1

П.5.4 вопросы

 

 

 

 

 

44

Саморазвитие экосистемы.

1

П.5.5 повторение п.5.1-5.5

Л.р.№5,6,7

 

 

 

 

45

Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»

1

 

 

 

 

 

 

 

Биосферный уровень

3

 

 

 

 

 

 

46

Биосфера. Среды жизни.

1

П.6.1. вопросы

 

 

 

 

 

47

Средообразующая деятельность

организмов.

1

П.6.2 вопросы

 

 

 

 

 

48

Круговорот веществ в биосфере.

1

П.6.3 вопросы отчет по лаб.раб.

Л.р. №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме»

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

9

 

 

 

 

 

 

49

Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

1

П.7.1 вопросы

 

 

 

 

 

50

Изменчивость организмов.

1

П.7.2 вопросы

 

 

 

 

 

51

Генетическое равновесие в популяции

и его нарушения.

1

П.7.3 вопросы, решить задачу

 

 

 

 

 

52

Борьба за существование и

естественный отбор.

1

П.7.4 вопросы, закончить схему, решить задачу

 

 

 

 

 

53

Формы естественного отбора.

1

П.7.5 вопросы

 

 

 

 

 

54

Изолирующие механизмы

видообразования. Видообразование.

1

П.7.6-7.7 вопросы

 

 

 

 

 

55

Макроэволюция.

1

П.7.8 вопросы

 

 

 

 

 

56

Основные закономерности эволюции.

1

П.7.9 вопросы

 

 

 

 

 

57

Контрольная работа по теме

«Основы учения об эволюции»

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

3

 

 

 

 

 

 

58

Гипотезы возникновения жизни.

Гипотеза Опарина-Холдейна.

Современные гипотезы происхождения

 жизни.

1

П.8.1-8.3 вопросы

 

 

 

 

 

59

Основные этапы развития жизни на

Земле.

1

П.8.4-8.6 вопросы, отчет по лаб.раб.

Л.р№9  Изучение палеонтологических

доказательств эво­люции

 

 

 

 

60

Основные этапы развития жизни на

Земле.

1

П.8.7-8.8 вопросы

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ  и биосфера

8

 

 

 

 

 

 

61

Экологические факторы.

Условия среды.

1

П.9.1 вопросы

 

 

Интеграция с химией «Сера и ее соедине-ния», «Азот и его соединения»

 

 

62

Общие закономерности влияния

Экологических факторов на организмы.

Экологические ресурсы.

1

П.9.2-9.3 вопросы

 

 

 

 

 

63

Адаптация организмов к различным

Условиям существования.

1

П.9.4 вопросы

 

 

 

 

 

64

Межвидовые отношения организмов.

1

П.9.5 вопросы

 

 

 

 

 

65

Колебания численности организмов.

Экологическая регуляция.

1

П.9.6 вопросы

 

 

 

 

 

66

Эволюция биосферы.

Антропогенное воздействие на

биосферу.

1

П.10.1-10.2 вопросы

Экскурсия

«Антропогенное воздействие на природную среду».

 

 

 

 

 

 

67

Повторение и обобщение

1

Повторение по курсу

 

 

 

 

 

68

Итоговая  контрольная работа.

1

Работа над ошибками