Рабочая программа по биологии, для обучающихся по адаптированной программе 9 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов.

Цели:

  • Формирование у обучающихся системы доступных  природоведческих  знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
  • Развитие познавательных способностей, коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, коррекция недостатков моторики.
  • Воспитание правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества.

      Основные задачи:

      Образовательные: дать  элементарные представления о Земле, о природных условиях и   ресурсах нашей Родины; формировать четкие представления о природных объектах и явлениях природы; вовлекать обучающихся к решению доступных для них проблем окружающей действительности; формировать специальные и общеучебные умения и навыки при работе с учебными пособиями и картами; знакомить с приёмами выращивания некоторых растений   и ухода за ними, с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном   уголке природы

      Коррекционные: формировать правильное  понимание природных явлений; развивать элементарное  мышление; формировать функции сравнения, анализа и синтеза; развивать способность к обобщению и конкретизации; создавать условия для коррекции памяти, внимания, восприятия; развивать речь с опорой на свою  деятельность.

      Воспитательные: прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека; воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца; формировать аккуратность, настойчивость, волю; воспитывать бережное  отношение к природе

 

II.Требования к уровню учащихся, обучающихся по данной программе:

Обучающиеся  должны знать/понимать:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
  • о влиянии физической нагрузки на организм;
  • нормы правильного питания;
  • о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
  • названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
  • меры предупреждения сколиоза;
  • свою группу крови и резус-фактор;
  • норму кровяного давления;
  • состояние своего зрения и слуха;
  • санитарно-гигиенические правила.

Обучающиеся  должны уметь:

  • применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования;
  • измерять температуру тела;
  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

III.Содержание учебного курса:

Введение – 2ч.

Науки, изучающие человека – 1ч.

Роль и место человека в природе – 1ч. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общий обзор организма – 2ч.

Клетка. Строение клетки и тканей организма – 1ч.Краткие сведения о клетке и тканях человека.

Органы. Системы органов человека – 1ч.Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Л.р. Строение клетки.

Опорно – двигательная система- 14ч.

Скелет – 1ч. Значение скелета человека.

Состав и строение костей – 6ч.Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.Череп.Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.

Значение и строение мышц – 3ч. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

Первая доврачебная помощь при этих травмах – 1ч

Значение опроно – двигательной системы – 1ч. Роль физический упражнений в её формировании.

Л.р Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей.

Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система – 8ч.

Кровеносная система – 2ч. Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.Кровь, ее состав и значение.

Кровеносные сосуды – 3ч. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Сердечно – сосудистые заболевания и их предупреждение – 2ч.Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно- сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Л.р. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Дыхательная система – 5ч.

Значение дыхания – 1ч. Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Газообмен в легких и тканях – 2ч. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Болезни дыхательной системы и их предупреждение – 1ч. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание)

Пищеварительная система – 13ч.

Значение питания. Пищевые продукты – 2ч. Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека.Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли.

Витамины – 1ч. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Органы пищеварения – 2ч.  Ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание.

Изменениепищи в желудке – 2ч.. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи.

Нормы питания и гигиена – 1ч. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

Уход за зубами и ротовой полостью – 1ч.

Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний – 4ч. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений.  Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторные работы.

Л.р. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Мочевыделительная система – 8ч.

Почки – органы выделения – 1ч. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний – 1ч. Профилактика цистита.

Кожа- 4ч. Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении – 2ч. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Нервная система – 4ч.

Головной и спиной мозг – 1ч.Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Нервы. Значение нервной системы – 1ч.

Режим дня, гигиена труда – 1ч. Гигиена умственного и физического труда. Режим дня.

Сон и его значение – 1ч. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему – 1ч. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Органы чувств- 6ч.

Орган зрения – 1ч.Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика.

Гигиена зрения – 1ч. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха – 1ч.Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха.

Гигиена слуха – 1ч.

Органы осязания, обоняния, вкуса – 2ч.  Слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная. Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха.

Охрана здоровья в Российской Федерации – 4ч.

Охрана здоровья человека – 2ч.Здоровье человека и общества. Факторы, сохраняющие здоровье.

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации – 1ч.

 

 

 

 

 

 

IV.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Общий обзор организма

2

3

Опорно – двигательная система

14

4

Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система

8

5

Дыхательная система

5

6

Пищеварительная система

13

7

Мочевыделительная система

8

8

Нервная система

4

9

Органы чувств

6

10

Охрана здоровья человека в РФ

4

11

Повторение

1

 

Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс (адаптированная программа)

Содержание

Лаб. Пр. раб.

Домашнее задание

Дата

Дата (факт.)

 

1.

Введение-2ч. 

 Науки, изучающие человека.  

 

С.4-15

 

 

 

2.

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

 

С.6-9

 

 

 

3.

Общий обзорорганизма-2ч.

Клетка. Строение клетки и тканей организма.

Лаб. Р.

«Устройство светового микроскопа»

С.9-12

 

 

4.

Органы. Системы органов человека.

 

С.13-16

 

 

 

5.

Опорно-двигательная система-14ч.

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

 

С.17-21

 

 

6.

Состав и строение костей.

Лаб. Р. Состав костей.

С.22-25

 

 

7.

Соединение костей.

 

С.25-28

 

 

8.

Скелет головы.

 

С.29-31

 

 

9.

Скелет туловища.

 

С.31-35

 

 

10.

Скелет верхних конечностей.

 

С.36-40

 

 

11.

Скелет нижних конечностей.

 

С.39-41

 

 

12.

Первая помощь при растяжениях связок, переломах костей. вывихах суставов.

 

С.42-45

 

 

13.

Значение и строение мышц.

 

С.46-50

 

 

14.

Основные группы мышц человека..

 

С.51-53

 

 

15.

Работа мышц. Физическое утомление.

 

С.53-56

 

 

16.

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

 

С.57-61

 

 

17.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.

 

С.62-64

 

 

18.

Повторение.

 

С.64-66

 

 

 

19.

Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система – 8ч.

Кровеносная система. Значение крови и  кровообращения.

 

 

С.66-68

 

 

20.

Состав крови.

 

С.69-72

 

 

21.

Органы кровообращения. Сосуды.

 

С.73-77

 

 

22.

Сердце: его строение и работа.

Лаб.р. Подсчет частоты пульса.

С.77-81

 

 

23.

Большой и малый круги кровообращения.

 

С.82-85

 

 

24.

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.

 

С.85-88

 

 

25.

Первая помощь при кровотечении.

 

С.89-92

 

 

26.

Повторение.

 

С.92-94

 

 

 

27.

Дыхательная система-5ч.

 Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

 

 

С.94-99

 

 

28.

Газообмен в легких и тканях.

 

С.99-101

 

 

29.

Гигиена дыхания.

 

С.102-106

 

 

30.

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

 

С.106-111

 

 

31.

Повторение.

 

С.111-113

 

 

 

32.

Пищеварительная система-13ч.

Значение питания. Пищевые продукты.

 

 

С.113-115

 

 

33.

Питательные вещества.

 

С.115-119

 

 

34.

Витамины.

 

С.119-123

 

 

35.

Органы пищеварения.

 

С.124-127

 

 

36.

Ротовая полость. Зубы.

 

С.128-131

 

 

37.

Изменение пищи в желудке.

Лаб.Р. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

С.131-134

 

 

38.

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

 

С.134-137

 

 

39.

Гигиена и нормы питания.

 

С.137-141

 

 

40.

Уход за зубами и ротовой полостью.

 

С.141-144

 

 

41.

Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.

 

С.145-147

 

 

42.

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.

 

С.148-151

 

 

43.

Пищевые отравления.

 

С.151-155

 

 

44.

Повторение.

 

С.156-158

 

 

 

45.

Мочевыделительная  система-8ч.

 Почки – органы выделения.

 

 

С.158-161

 

 

46.

Предупреждение почечных  заболеваний.  Повторение.

 

С.162-165

 

 

47.

Кожа. Значение и строение кожи.

 

С.165-168

 

 

48.

Уход за кожей.

 

С.169-171

 

 

49.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

 

С.171-175

 

 

50.

Закаливание организма.

 

С.176-179

 

 

51.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

 

С.179-181

 

 

52.

Первая помощь при ожогах и обморожении. Повторение.

 

С.181-184

 

 

 

53.

Нервная система-4ч.

Головной и спинной мозг.

 

 

С.186-190

 

 

54.

Нервы. Значение нервной системы.

 

С.191-194

 

 

55.

Режим дня, гигиена труда.

 

С.195-197

 

 

56.

Сон и его значение.

 

С.199-200

 

 

57.

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. Повторение.

 

С.200-204

 

 

 

58.

Органы чувств-6ч.

Орган зрения.

 

 

С.205-209

 

 

59.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

 

С.210-213

 

 

60.

Орган слуха.

 

С.213-216

 

 

61.

Гигиена слуха.

 

С.216-218

 

 

62.

Орган обоняния.

 

С.219-221

 

 

63.

Орган вкуса. Повторение.

 

С.221-224

 

 

 

64.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации-4ч.

Охрана здоровья человека.

 

 

С.225-228

 

 

65.

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.

 

С.229-231

 

 

66.

Повторение.

 

 

 

 

67.

Охрана здоровья. Главы Конституции и статьи Федерального закона.

 

 

 

 

 

68.

Повторение – 1ч.

Повторение курса «Человек»