Рабочая программа по географии 5 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ».

Рабочая программа разработана на основе  программы  География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2014. 

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • 1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
  • 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • 6) формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • 8) смысловое чтение;
  • 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • 10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
  • 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • 12) формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • 1) понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
  • 2) формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
  • 3) умение работать с разными источниками географической информации;
  • 4) умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • 5) овладение основами картографической грамотности;
  • 6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • 7) формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • 8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

 

Выпускник научится и выпускник получит возможность научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении

              концепции устойчивого развития.

 

 

 

  • Содержание учебного курса

 

 « Введение. Географическое познание нашей планеты»-3ч.

География – одна из наук о планете Земля – 1ч.

Зарождение географии – 1ч.

Наблюдение – метод географической науки – 1ч.

 «Земля как планета Солнечной системы»-6ч.

Земля как планета Солнечной системы-1ч.

Движение Земли по околосолнечной орбите-1ч.

Фенология и  календарь природы – 2ч.

Суточное вращение Земли-1ч.

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»-1ч.

 «Геосферы Земли»-25ч.

 «Литосфера»-6ч.

Слои «твёрдой» Земли-1ч.

Вулканы Земли – 1ч.

Из чего состоит земная кора-1ч.

Строение земной коры – 1ч.

Рельеф земной поверхности – 1ч.

Человек и литосфера – 1ч.

«Атмосфера»-5ч.

Воздушная оболочка Земли-1ч.

Погода – 1ч.

Метеорологические наблюдения-1ч.

Человек и атмосфера-1ч.

            «Гидросфера»-8ч.

 

             Вода на Земле – 1ч.

            Свойства воды-1ч.

            Мировой океан – главная часть гидросферы-1ч.

            Воды суши. Реки – 1ч.

           Горные и равнинные реки – 1ч.

          Озера. Ледники – 1ч.

          Вода в «земных кладовых» - 1ч.

         Человек и гидросфера – 1ч.

 «Биосфера»-6ч.

Оболочка жизни – 1ч.

Жизнь в тропическом поясе-1ч.

Растительный и животный мир умеренных поясов-1ч.

Жизнь в полярных поясах и в океане-1ч.

Природная охрана. Охрана природы-2ч.

            Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»-1ч.

 

 

 

 

 

 

  1. Тематическое планирование

 

Название раздела

Количество часов

Практические работы

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

1

Земля как планета Солнечной системы

6

2

Геосферы Земли:

- Литосфера

- Атмосфера

- Гидросфера

- Биосфера

- Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

25

6

4

8

6

1

8

2

3

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Календарно – тематическое планирование по география 5 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Актуальная тематика для региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

    1

Введение. Географическое познание нашей планеты

География – одна из наук о планете Земля.

3

1

 

п.1 (стр. 5-7), р.т. стр. 3-4, атлас стр. 6-7, стр.18-19

 

 

 

 

 

 

2

Зарождение географии

1

п.1 (стр. 8-10), р.т. стр. 4

 

 

 

 

3

Наблюдение – метод географической науки

1

п.2 (стр.10-13), р.т. стр. 5-6

Аэрофотоснимки района, области.

Посещение организации Росгосстат.

Интеграция с биологией: тема «Методы биологических исследований»

 

 

 

4

Земля как планета Солнечной системы

Земля среди других планет            Солнечной системы

6

1

 

п.3 (стр. 14-18), р.т. стр.7-9, атлас стр. 2-5

 

 

 

 

 

 

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

п.4 (стр. 19-21), р.т. стр. 10-12)

 

 

 

 

6-7

Фенология и календарь природы

2

п. 4 (стр. 22-23), р.т. стр. 12

 

 

 

 

8

Суточное вращение Земли

1

п. 5 (стр. 24-28), р.т. стр. 13-14

 

 

 

 

9

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»

1

работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

10

Геосферы Земли.

Литосфера.

Слои «твердой» Земли

25

6

1

 

 

п.6 (стр. 29-34), р.т. стр.15-17

Абатский район - ИП Токарев Константин Александрович (разработка песчано-гравийной смеси) и ИП Воротников Константин Александрович (добыча и переработка сапропеля); Юргинский район- ИП Никулин Валерий Николаевич (добыча сапропеля); Уватский район - ОАО «НК «Роснефть».

 

 

 

 

11

Вулканы Земли

1

п.7 (стр. 35-40), р.т. стр.18-20, атлас стр. 10-11

 

 

 

 

12

Из чего состоит земная кора

1

п.8 (стр. 41-44), р.т. стр.21-22

 

 

 

 

13

Строение земной коры.

1

п.9 (стр. 45-47), р.т. стр.24-25

 

 

 

 

14

Рельеф земной поверхности

1

п.10 (стр. 54-57), р.т. стр.27-29, атлас стр. 8-9,10-11

 

 

 

 

15

Человек и литосфера

1

п.11 (стр. 58-63), р.т. стр.30-31, атлас стр. 20-21,22-23

Нижнетавдинский район - ООО «Экодрим», завод по переработке строительных отходов;

г. Тюмень -

ООО «НОВ - Экология», мусороперерабатывающий завод; Тюмень -

ООО «Лизинговая компания «Диамант групп - Тюмень», завод по сортировке и переработке мусора; Тюмень -

ООО «Экологический альянс»;

Интеграция с биологией: тема «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир»

 

 

 

 

16

Атмосфера

Воздушная оболочка Земли

4

1

 

п.12 (стр. 64-69), р.т. стр.32-34

 

 

 

 

 

 

17

Погода

1

п.13 (стр. 70-72), р.т. стр.35

 

 

 

 

18

Метеорологические наблюдения

1

п.13 (стр. 72-73), р.т. стр.36-37

 

 

 

 

19

Человек и атмосфера

1

п.14 (стр. 76-83), р.т. стр.38-41

 

 

 

 

 

20

Гидросфера

Вода на Земле

8

1

 

п.15 (стр. 84-86), р.т. стр.42-43

Тюменский район - база отдыха «Верхний бор», естественный источник с минеральной водой;

Ялуторовский район - ООО «Долина Карабаш» (термальный парк «Фешенель», естественный источник с минеральной водой)

 

 

 

 

21

Свойства воды

1

п.15 (стр. 86-89), р.т. стр.43

 

 

 

 

22

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

п.16 (стр. 90-95), р.т. стр.44-49, атлас стр. 14-15

 

 

 

 

23

Воды суши. Реки.

1

п.17 (стр. 96-97), р.т. стр.50-51, атлас стр. 8-9,10-11

 

 

 

 

24

Горные и равнинные реки.

1

п.17 (стр. 98-102), р.т. стр.751, атлас стр. 8-9,10-11

 

 

 

 

25

Озера. Ледники

1

п.18 (стр. 103-106), р.т. стр.52-53, атлас стр. 8-9,10-11

 

 

 

 

26

Вода в «земных кладовых»

1

п.18 (стр. 106-108), р.т. стр.53-56

 

 

 

 

27

Человек и гидросфера

1

п.19 (стр. 109-114), р.т. стр.57-59

 

 

 

 

 

28

Биосфера

Оболочка жизни

6

1

 

п.20 (стр. 115-120), р.т. стр.60-61

 

 

 

 

 

 

29

Жизнь в тропическом поясе

1

п.21 (стр. 121-129), р.т. стр.62-65, атлас стр. 16-17

 

 

 

 

30

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

п.22 (стр. 130-137), р.т. стр.66-70, атлас стр. 16-17

 

 

 

 

31

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

п.23 (стр. 138-146), р.т. стр.71-73, атлас стр. 16-17

 

 

 

 

32-33

Природная среда. Охрана природы.

2

п.24 (стр. 147-151), р.т. стр.74-77

 

 

 

 

34

Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

1

Работа над ошибками