Рабочая программа по географии 6 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ».

Рабочая программа разработана на основе  программы  География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2014. 

 

Основной целью курса является:

- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человек;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

  1. II. Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.
  3. Формирование целостного мировоззрения.
  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.
  5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  6. Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  8. Смысловое чтение.
  9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  10. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

- географический объект;

- глобус;

- земная ось;

- географический полюс;

- экватор;

- литосфера;

- земная кора;

- атмосфера;

- погода;

- гидросфера;

- океан;

- море;

- река;

- озеро;

- биосфера.

Использовать понятие для решения учебных задач по:

-ориентированию на местности;

- проведению глазомерной съемки местности;

- определению атмосферного давления;

- созданию самодельных метеорологических измерителей;

- определению суточной температуры  воздуха;

- определению образованию тумана;

  выявлению причин  особенностей годового распределения осадков на Земле;                            

  - определению механического состава почвы.               

Приводить примеры:

- географических объектов своей местности;

- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;

- форм рельефа суши;

- ветров различного направления, виды облаков.

Отбирать источники географической информации для:

- описания  формы рельефа;

- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;

- составления описаний  гор, равнин, океанов, рек и их географического положения; 

-объяснения причин разнообразия климата на Земле;

- составления описаний  глубин океанов;

- составления описания географической оболочки.

Использовать приобретенные знания и умения для:

- приведения фенологических наблюдений;

- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;

- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;

- определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, виды облаков и атмосферных осадков;

- для понимания причин фенологических наблюдений;                                                           

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности их разных источников.

 

Выпускник научится и выпускник получит возможность научится:

  1. Называть и/или показывать:

существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений; форму и размеры Земли (длина окружности); на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан; основные земные сферы и части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте; основные части земной коры, гидросферы, атмосферы; характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры; части Мирового океана; среднюю соленость вод океана; воды суши подземные и поверхностные; речную систему, речной бассейн; компоненты ПТК; правила поведения в природе; причины изменения температуры воздуха в течение суток, года; главную причину образования ветра; главную причину образования облаков, осадков; пояса освещенности Земли; географические координаты своей местности.

  1. Приводить примеры:

  характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;   связей между элементами погоды;    изменения погоды в связи со сменой воздушных масс; воздействия организмов на компоненты неживой природы; влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе; меры по охране природы в своей местности; горных пород и минералов, их использования человеком; влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности; взаимосвязей: река — рельеф; искусственных водоемов; из истории географических исследований и открытий.

  1. Определять:

атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра; стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам; абсолютные и относительные высоты; объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте; по карте географическое положение объектов; по образцам: осадочные и магматические горные породы; фенологические сроки начала времен года.

  1. Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

  1. Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

 

III.Содержание учебного курса

Введение. Географическое познание нашей планеты. (6 ч)

Начало географического познания Земли-1ч. География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод.

География в средние века. (Европа)-1ч. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытие викингов. Торговые пути в Азию. 

География в средние века. (Азия)-1ч. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке.

Великие географические откры-тия-1ч. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Географические откры-тия и исследования в 16-19 веках-1ч. Продолжение эпохи великих географических открытий.

Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.

Современные географические исследования-1ч. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.

Земля как планета Солнечной системы. (6 ч)

Изображения земной поверхности-1ч. Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли

Ориентирование на местности-1ч. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний  на местности различными способами.

Топографический план и топографическая карта-1ч. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.

Как составляют топографические планы и карты-1ч. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

Изображение рельефа на топографических планах и картах-1ч. Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты большого Соловецкого острова.

Виды планов и их использование-1ч. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные).

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности-6ч.

Глобус-модель Земли-1ч. Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сетка глобуса. 

Географические координаты-2ч. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе.

Определение расстояний и высот по глобусу-1ч. Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе.   Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин.

Географическая карта-1ч. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами.

Географические карты и навигация в жизни человека-1ч. Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

Геосферы Земли-13ч.

Литосфера – 5ч.

Минералы – 1ч. Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник.

Выветривание и перемещение горных пород-1ч. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующего земную поверхность.

Рельеф земной поверхности. Горы суши-1ч. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.

Равнины и плоскогорья суши-1ч. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.

Рельеф дна мирового океана-1ч. Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Атмосфера – 6ч.

Как нагревается атмосферный воздух-1ч. Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Атмосферное давление -1ч. Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.

Движение воздуха-1ч Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Вода в атмосфере – 2ч. Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.

Климат- 1ч. Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.

Гидросфера – 2ч.

Воды мирового океана-1ч. Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Воды суши – 1ч. Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка-1ч.Круговорот вещества на Земле. Природнотерриториальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.

Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Географическая оболочка Земли(2ч)

Взаимосвязь оболочек Земли Географическая оболочка-1ч.

Повторение и обобщение-1ч.

  1. IV. Тематическое планирование

 

п/п

 

 

Раздел

 

Тема

 

Общее

кол-во часов

 

 

Введение.

Географическое познание нашей планеты.

6

 

1

 

Начало географического познания Земли.

1

 

2

 

 География  в Средние века (Европа).

1

 

3

 

География в Средние  века(Азия)

1

 

4

 

Великие географические открытия

1

 

5

 

Географические открытия и исследования в хvi-хiх вв.

1

 

6

 

Современные географические исследования

1

 

Изображение земной поверхности. 

6

 

7

 

Изображение земной поверхности.

1

 

8

 

Ориентирование на местности.

1

 

9

 

Топографический план и  топографическая  карта.

1

 

10

 

Как составляют топографические планы и карты

1

 

11

 

Изображение рельефа на топографических планах и картах

1

 

12

 

Виды планов и их использование

1

 

Глобус и географическая карта - модели земной поверхности

6

 

13

 

Глобус - модель Земли

1

 

14-15

 

Географические координаты

2

 

16

 

Определение расстояний и высот по глобусу

1

 

17

 

Географическая карта

1

 

18

 

Географические карты и навигация в жизни человека

1

 

Геосферы Земли

13

 

Литосфера (5 ч)

 

 

19

 

Минералы

1

 

20

 

Выветривание и перемещение горных пород

1

 

21

 

Рельеф земной поверхности. Горы суши

1

 

22

 

Равнины и плоскогорья суши

1

 

23

 

Рельеф дна Мирового океана

1

 

Атмосфера    (6 ч)

 

 

24

 

Как нагревается атмосферный воздух

1

 

25

 

Атмосферное давление

1

 

26

 

Движение воздуха

1

 

27-28

 

Вода в атмосфере

2

 

29

 

Климат

1

 

Гидросфера (2 ч)

 

 

30

 

Воды Мирового океана

1

 

31

 

Воды суши.

1

 

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

 

 

32

 

Биологический круговорот. Почва

1

 

Географическая оболочка Земли(2ч)

 

 

33

 

Взаимосвязь оболочек Земли Географическая оболочка

1

 

34

 

Повторение и обобщение.

1

 

Итого

 

34

 

 


V.Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Актуальная тематика для региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

1

Введение. Географическое познание нашей планеты.

Начало географического познания Земли.

6

 

1

§1, дневник «Школа географа-следопыта»

 

 

 

 

2

География в средние века. (Европа)

1

 

§2,дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

3

География в средние века. (Азия)

1

 

 §3дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

4

Великие географические открытия.

1

§4дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

5

Географические открытия и исследования в 16-19 веках.

1

§5дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

6

Современные географические исследования.

1

§6дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Земля как планета Солнечной системы.

Изображения земной поверхности.

6

1

§7, дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

8

Ориентирование на местности.

1

§,8дневник «Школа географа-следопыта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Топографический план и топографическая карта.

1

§9, дневник «Школа географа-следопыта», презентация

 

 

 

 

 

 

 

10

Как составляют топографические планы и карты.

1

§10дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1

§11дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

12

Виды планов и их использование.

1

§12дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

 

 

 

13

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности.

Глобус-модель Земли.

6

1

§13, дневник «Школа географа-следопыта», фотоколлаж

 

 

 

 

 

 

 

14-15

Географические координаты.

2

§14.15,дневник«Школа географа-следопыта», презентация

 

 

 

 

16

Определение расстояний и высот по глобусу.

1

§16, дневник «Школа географа-следопыта», кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

17

Географическая карта.

1

§17, дневник «Школа географа-следопыта», презентация

 

 

 

 

18

Географические карты и навигация в жизни человека.

1

§18, дневник «Школа географа-следопыта», фотоколлаж

 

 

 

 

 

 

    19

Геосферы Земли

Литосфера

 

Минералы.

13

5

1

 

 

§19, дневник «Школа географа-следопыта», кроссворд

Абатский район - ИП Токарев Константин Александрович (разработка песчано-гравийной смеси) и ИП Воротников Константин Александрович (добыча и переработка сапропеля); Юргинский район- ИП Никулин Валерий Николаевич (добыча сапропеля); Уватский район - ОАО «НК «Роснефть».

 

 

 

 

20

Выветривание и перемещение горных пород.

1

§20, дневник «Школа географа-следопыта»,подготовить сообщение

 

 

 

 

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

§21, дневник «Школа географа-следопыта», презентация

 

 

 

 

22

Равнины и плоскогорья суши.

1

§22дневник «Школа географа-следопыта»,презентация

 

 

 

 

23

Рельеф дна мирового океана.

1

§23дневник «Школа географа-следопыта»,презента-ция

 

 

 

 

 

24

Атмосфера

 

Как нагревается атмосферный воздух.

6

1

§24, дневник «Школа географа-следопыта»

Заказники юга Тюменской области:

Аромашевский район - «Алабуга»;

Армизонский район - «Белоозёрский»;

Казанский район - «Афонский»;

Сладковский район -«Барсучий», озеро Большой Куртал;

Викуловский район - «Викуловский»;

Бердюжский район - «Песочный», «Окуневский» «Южный»;

Тюменский район - «Успенский»; «Лебяжье» и другие.

 

 

 

25

Атмосферное давление.

1

§25, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж

 

 

 

 

26

Движение воздуха.

1

§26, дневник «Школа географа-следопыта», фотоколлаж

 

 

 

 

27-28

Вода в атмосфере.

2

§27.28, дневник «Школа географа-следопыта», написать рассказ или презентацию

 

 

 

 

29

Климат.

1

§29, дневник «Школа географа-следопыта», подготовка тур. маршрута

 

 

 

 

 

30

Гидросфера

 

Воды Мирового океана.

2

1

§30, дневник «Школа географа-следопыта», сообщение

Тюменский район - база отдыха «Верхний бор» (естественный источник с минеральной водой);

Ялуторовский район -

ООО «Долина Карабаш» (термальный парк «Фешенель», естественный источник с минеральной

 

 

 

31

Воды суши.

1

§31, дневник «Школа географа-следопыта», фотоколлаж

Сладковский район -

ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» и заказник «Барсучий» - озеро Большой Куртал.

 

 

 

 

32

Биосфера и почвенный покров.

Взаимосвязь оболочек Земли.  Географическая оболочка.

1

1

§32, дневник «Школа географа-следопыта», кроссворд

 

 

 

 

 

33

 

Географическая оболочка Земли

Взаимосвязь оболочек Земли.

2

1

§33, дневник «Школа географа-ледопыта», кроссворд

 

 

 

 

34

Повторение и обобщение

1