Рабочая программа по географии 7 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373 В ред. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060); ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ»., за основу рабочей программы взята программа курса географии под руководством И.В.Душина (И.В.Душина., Т.Л.Смоктунович)- М.: Дрофа, 2011.

Главная цель курса - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде; продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

II.Планируемые результаты освоения учебного курса:

Отбор изучаемых в курсе стран проводится исходя не только из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Личностными результатами обучения географии 7 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Выпускник, научится и выпускник получит возможность научится:

В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий; взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации; определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

чтения карт различного содержания; проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий; понимания географической специфики регионов и стран мира. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

 

III.Содержание курса:

Введение       2ч.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю            1ч.

Источники географических знаний. Методы географической науки.  1ч.

Современный облик планеты Земля.   4ч.

Геологическая история Земли – 1ч.

Происхождение материков и впадин океанов     1ч.

Географическая среда и человек-3ч.

Географическая среда – земное окружение человеческого общества.      1ч.

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность.          2ч

Население Земли      3ч

Расселение людей. Численность населения Земли.        1ч

Особенности расселения людей. Сельское и городское население.     1ч

Народы мира, разнообразие стран 1ч

Религии мира и культурно-исторические регионы.1ч   

Главные особенности природы Земли  19ч

Рельеф Земли- 3ч.

Планетарные формы рельефа.        1ч

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых            1ч

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.  1ч

Климаты Земли-4ч.

Климатообразующие факторы.      1ч.

Климатические пояса.         2ч

Климат и человек.    1ч

Вода на Земле-3ч.

Мировой океан- основная часть гидросферы.     1ч

Воды суши. Закономерности их питания и режима        1ч

Изменение вод суш под влиянием хозяйственной деятельности          1ч

Природные зоны-4ч.

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропических поясов.            2ч

Природные зоны субтропических поясов 1ч

Важнейшие зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.         1ч

Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны-4ч.

Особенности природы населения южных материков.    1ч

Особенности природы населения северных материков. 1ч

Природа Тихого и индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности. 1ч

Природа атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.         1ч

Материки и страны           36

Африка- 7ч.

Особенности природы.       1ч

Население и политическая карта.  1ч

Страны Северной Африки  1

Страны Западной и Центральной Африки           2ч

Страны Восточной Африки.          1ч

Страны Южной Африки     1ч

Австралия и океания-4ч.

Особенности природы.       1ч

Австралия.    1ч

Океания.        1ч

Южная Америка5ч.

Особенности природы.1ч

Население и политическая карта.1ч

Страны Внеандийского Востока.  2ч

Страны Андийского Запада.          1ч

Антарктида-1ч.

Общие особенности природы        1ч

Северная Америка -4ч.

Особенности природы.       1ч

Страны Северной Америки.           2ч

Страны Средней Америки. 1ч

Евразия –15ч.

Особенные черты природы Евразии. Население материка.       1ч

Страны Северной Европы. 2ч

Страны Западной Европы.  2ч

Страны Центральной и Восточной Европы.        2ч

Страны Южной Европы.    1ч

Страны Юго- Западной Азии.        2ч

Страны Южной Азии.         1ч

Страны Центральной Азии.           1ч

Страны Восточной Азии.    2ч

Страны Юго-Восточной Азии       1ч

Природа Земли и человек    3ч

Природа – основа жизни людей.    1ч

Изменение природы человеком.    1ч

Роль географической науки в рациональном использовании природы.          1ч

Обобщение и повторение. 1ч

Проверочная работа по курсу географии: «Материки, океаны, народы и страны.»    1ч

 

IV.Тематический план:

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

 
 

1

Введение

2

 

2

Современный облик планеты Земля.

4

 

3

Население Земли

3

 

4

Главные особенности природы Земли

19

 

5

Материки и страны

36

 

6

Природа Земли и человек

3

 

7

Обобщение и повторение.

1

 

8

Проверочная работа по курсу географии: «Материки, океаны, народы и страны.»

 

1

 

 

Итого:

68

 

 

 

V.Календарно- тематическое планирование:

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Практические работы

Актуальная тематика для региона

Интегрируемые темы

Дата

по плану

по факту

 

Введение

2

 

 

 

 

 

 

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

1

Работа в тетради

 

 

 

 

 

2

Источники географических знаний. Методы географической науки.

1

§ 1

Практич. работа. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

Федеральная служба государственной статистики - Росгосстат; ОАО «Сибирский Научно Аналитический Центр»  (г. Тюмень).

 

 

 

 

Современный облик планеты Земля.

4

 

 

 

 

 

 

 

3

Геологическая история Земли – 1ч.

Происхождение материков и впадин океанов

 

1

 

§ 2

 

База отдыха « Верхний бор»,

Спортивно – туристический комплекс «Красная горка» (Ишимский район)

Заказники юга Тюменской области:

Аромашевский район, «Алабуга»;

Армизонский район, «Белоозёрский»

Казанский район, «Афонский»

Сладковский район «Барсучье», озеро Большой Куртал;

Викуловский район, «Викуловский»;

Бердюжский район, «Песочный», «Окуневский» «Южный»;

Тюменский район, «Успенский»; «Лебяжье» и другие.

 

 

Биоценоз.

 (биология,7 класс)

Интегрированный урок география + биология ( урок – экскурсия в заказнике)

 

 

 

4

Географическая среда и человек-3ч.

Географическая среда – земное окружение человеческого общества.

1

 

§ 3

Практич. работа. 2. Чтение карт, космических и

аэрофотоснимков материков.

 

 

 

 

5-6

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

2

§ 4

 

 

 

 

 

 

Население Земли

3

 

 

 

 

 

 

7

Расселение людей. Численность населения Земли.

1

§ 5

Практич. Работа3. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков  и стран мира

Промышленные, сельскохозяйственные  и др. предприятия Тюменской области: Производства теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистерола ( г. Тобольск)

Рыборазводный и рыбоперерабатывающий завод (г. Тобольск)

Антипинский НПЗ,

Завод по производству керамического кирпича (г. Ишим)

Производственный комплекс по переработке рыбы.             (г. Ишим)

Тепличный комбинат по производству плодоовощной  продукции в закрытом грунте (с.  Нариманово Тюменский район);

Молокозавод «Абсолют»

(Тюменский район, п. Боровский);

Животноводческий комплекс с цехом по преработке молочной и мясной продукции (д. Лапина, Абатский район); Молочно – товарный комплекс ( Голышмановский район);

Завод по сортировке и переработке мусора ( г. Тюмень);

Рекреационно- оздоровительный комплекс – Термальный парк  «Фешенель» (Ялуторовский район, п. Карабаш)

 

 

 

8

Особенности расселения людей. Сельское и городское население.

1

§ 6

 

 

 

 

 

9

Народы мира, разнообразие стран

1

§ 7

Практич. работа.4 . Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов

 

 

 

 

10

Религии мира и культурно-исторические регионы.

 

§ 8

 

 

 

 

 

 

Главные особенности природы Земли

19

 

 

 

 

 

 

 

11

Рельеф Земли- 3ч.

Планетарные формы рельефа.

1

 

§ 9

 

 

 

 

 

12

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

1

§ 10

 

 

 

 

 

13

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.

1

§ 11

 

 

 

 

 

 

14

Климаты Земли-4ч.

Климатообразующие факторы.

 

1

 

§ 12

Практич. работы.5 . Характеристика климата по климатическим картам.

 

Физика

Атмосфера. Атмосферное давление

(7 класс)

 

 

15-16

Климатические пояса.

2

§ 13

 

 

 

 

 

17

Климат и человек.

1

§ 14

 

 

 

 

 

 

18

Вода на Земле-3ч.

Мировой океан- основная часть гидросферы.

 

1

 

§ 15

 

 

Физика

Плотность вещества

 (7 класс)

 

 

19

Воды суши. Закономерности их питания и режима РК Природные комплексы Тюменской области.

1

§ 16

 

Заказники юга Тюменской области:

Аромашевский район, «Алабуга»;

Армизонский район, «Белоозёрский»

Казанский район, «Афонский»

Сладковский район «Барсучье», озеро Большой Куртал;

Викуловский район, «Викуловский»;

Бердюжский район, «Песочный», «Окуневский» «Южный»;

Тюменский район, «Успенский»; «Лебяжье» и другие

 

 

 

20

Изменение вод суш под влиянием хозяйственной деятельности

1

§ 17

Практич. работа. 6-7. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору

 

 

 

 

 

21-22

Природные зоны-4ч.

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропических поясов.

 

2

 

§ 18

 

 

 

 

 

23

Природные зоны субтропических поясов

1

§ 19

 

 

 

 

 

24

Важнейшие зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

1

§ 20

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны-4ч.

Особенности природы населения южных материков.

 

 

 

1

 

 

 

§ 21

 

 

 

 

 

26

Особенности природы населения северных материков.

1

§ 22

 

 

 

 

 

27

Природа Тихого и индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности.

1

§ 23

 

 

 

 

 

28

Природа атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

1

§ 24

 

 

 

 

 

 

Материки и страны

36

 

 

 

 

 

 

 

29

Африка- 7ч.

Особенности природы.

 

1

 

§ 25

 

 

 

 

 

30

Население и политическая карта.

1

 

§ 26

 

 

 

 

 

31

Страны Северной Африки

1

§ 27

 

 

 

 

 

32-33

Страны Западной и Центральной Африки

2

§ 28

Практич. работа. 8.  Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки

 

 

 

 

34

Страны Восточной Африки.

1

§ 29

 

 

 

 

 

35

Страны Южной Африки

1

§ 30

Практич. работы. 9-10.  Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Юж. Африки.

 

 

 

 

 

36

Австралия и океания-4ч.

Особенности природы.

 

1

 

§ 31

 

 

 

 

 

37

Австралия.

1

§ 32

Практич. работа.  11. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)

 

 

 

 

38

Океания.

1

§ 33

 

 

 

 

 

 

39

Южная Америка5ч.-

Особенности природы.

 

 

1

 

§ 34

 

 

 

 

 

40

Население и политическая карта.

 

1

§ 35

Практич. работа. 12. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины

 

 

 

 

41-42

Страны Внеандийского Востока.

2

§ 36-37

 

 

 

 

 

43

Страны Андийского Запада.

1

§ 38

Практич. работа. 13. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран

 

 

 

 

 

44

Антарктида-1ч.

Общие особенности природы

 

1

 

§ 39

 

 

 

 

 

 

45

Северная Америка -4ч.

Особенности природы.

 

1

 

§ 40

 

 

 

 

 

46-47

Страны Северной Америки.

2

§ 41-42

Практич. работы. 14. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. Практич. работы. 15.  Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики

 

 

 

 

48

Страны Средней Америки.

1

§ 43

 

 

 

 

 

 

49

Евразия –15ч.

Особенные черты природы Евразии. Население материка.

 

1

 

§ 44

Практич. работа. 16. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам

Абатский район - ИП Токарев Константин Александрович (разработка песчано-гравийной смеси) и

ИП Воротников Константин Александрович (добыча и переработка сапропеля);

Юргинский район-

ИП Никулин Валерий Николаевич (добыча сапропеля);

Уватский район - ОАО «НК «Роснефть»

 

 

 

50-51

Страны Северной Европы.

2

§ 45

Практич. работа. 17.  Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном

 

 

 

 

52-53

Страны Западной Европы.

2

§ 46-47

 

Тюменский район - база отдыха «Верхний бор», (естественный источник с минеральной водой);

Ялуторовский район -

ООО «Долина Карабаш» (термальный парк «Фешенель», естественный источник с минеральной водой); Сладковский район -  озеро Большой Куртал;

 

 

 

54-55

Страны Центральной и Восточной Европы.

2

§ 48-49

 

 

 

 

 

56

Страны Южной Европы.

1

§ 50

 

Крестьянско-фермерские хозяйства районов Юга области.

Бердюжский район – И Попов В.А. Комплекс хранения и переработки овощей с увеличением площадей возделывания картофеля по индустриальной технологии.

 

 

 

57-58

Страны Юго- Западной Азии.

2

§ 51-52

Практич. работа. 18. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам

 

 

 

 

59

Страны Южной Азии.

1

§ 53

Практич. работа. 19. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии

 

 

 

 

60

Страны Центральной Азии.

1

§ 54

 

 

 

 

 

61-62

Страны Восточной Азии.

2

§ 55-56

 

 

Информатика, 7 класс

 (Создание мультимидийных презентаций)

 

 

63

Страны Юго-Восточной Азии

1

§ 57

 

 

 

 

 

 

Природа Земли и человек

3

 

 

 

 

 

 

64

Природа – основа жизни людей.

1

§ 58

 

 

 

 

 

65

Изменение природы человеком.

1

§ 59

 

 

 

 

 

66

Роль географической науки в рациональном использовании природы.

1

§ 60

 

 

 

 

 

67

Обобщение и повторение.

1

 

 

 

 

 

 

68

Проверочная работа по курсу географии: «Материки, океаны, народы и страны.»

1