Рабочая программа по географии, для обучающихся по адаптированной программа 7 класс

  1. Пояснительная записка .

Рабочая программа разработана на основе  программы: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;

Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

  • Формировать элементарные географические представления
  • Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
  • Развивать любознательность, научное мировоззрение
  • Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью
  • Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края.
  • Прививать гражданские и патриотические чувства.

Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о при­роде, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, позна­комить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить пра­вила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распростра­ненных в своем регионе

  1. Требования к уровню подготовленности учащихся, обучающихся по данной программе:

      Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся);
  • делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  • принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.                

  Учащиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  • пояса освещённости, в которых расположена наша страна;
  • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.
  • правила поведения в природе:
  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

 

III. Содержание учебного курса.

Особенности природы и хозяйства России  - 12 часов

(общая характеристика)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.-1ч

 Европейская и Азиатская части России-1ч.

 Административное деление России-1ч.  Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России-1ч.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования-1ч.

 Типы климата-1ч. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

 Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование-1ч. Экологические проблемы.

Численность населения России-1ч. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли-1ч.

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта-1ч. Экологические проблемы.

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России-1ч.

Размещение природных зон на территории России – 1ч.Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России – 59 часов.

Зона арктических пустынь -5ч.

Положение на карте-1ч.. Моря и острова.

 Климат-1ч.. Особенности природы.

Растительный и животный мир-1ч.. Охрана природы.

 Население и его основные занятия-1ч.

Северный морской путь -1ч.

 Зона тундры- 8ч.

Положение на карте-1ч.. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат-1ч. Водоемы тундры.

Растительный мир – 1ч.Особенности природы. Растительный мир.

Животные тундры-1ч.

Хозяйство. Население и его основные занятия-1ч.

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь-2ч.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры-1ч..

 Лесная зона – 18ч.

Положение на карте-1ч . Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

Климат. Особенности природы-1ч.

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов-1ч.

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса-1ч.

Смешанные леса-1ч.

Лиственные леса-1ч.

Животный мир лесной зоны.Пушные звери-1ч.

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота-1ч.

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России-1ч.

Города Центральной России-1ч.

Северо – Западная Россия. Особенности развития хозяйства – 1ч.

Города Северо – Западной России: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград-1ч.

Западная Сибирь-1ч.

Восточная Сибирь- 1ч.

 Дальний Восток-1ч.

Города, хозяйство экологические проблемы – 1ч.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса- 1 ч.

Обобщающий урок по лесной зоне – 1 ч.

 Зона степей – 8ч.

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки-1ч. Проблема водоснабжения.

 Растения зоны степей-1ч.

 Животный мир степей-1ч.

 Хозяйство. Население и его основные занятия-1ч.

 Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.- 2 ч.

 Охрана природы зоны степей- 1ч.

Зона полупустынь  и пустынь – 6ч.

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки- 1ч.

 Растительный мир и его охрана- 1ч.

 Животный мир. Охрана животных- 1ч.

 Хозяйство. Основные занятия населения- 1ч.

 Города зоны полупустынь и пустынь – 1ч.

Зона субтропиков -3ч.

Положение на карте. Климат. Особенности природы – 1ч.

Растительный и животный мир субтропиков – 1ч.

Население и его основные занятия. Курортное хозяйство. Города курорты ( Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик, Новороссийск)-1ч.

Высотная поясность в горах – 6ч.

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые – 1ч.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа – 1ч.

Урал – каменный пояс России – 1ч.

Экологические проблемы Урала. Заповедники Урала – 1ч.

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство населенней его основные занятия. Города – 1ч.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия – 1ч.

Практические  работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

 

III.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Особенности природы и хозяйства России (общая характерис­тика)

12

2

Природные зоны России

Зона арктических пустынь

55

6

3

Зона тундры

 

8

4

Лесня зона

18

4

Зона степей

8

 

Зона полупустынь и пустынь

6

5

Зона субтропиков

3

6

Высотная поясность в горах

6

7

Обобщающий урок по географии

1

 

 

 

  • Календарно тематическое планирование по географии 7 класс (адаптированная программа)

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Домашнее задание

Дата

 

по плану

по факту

 

1

Особенности природы и хозяйства России (общая характерис­тика)

Географическое положение России на карте мира.

12

1

4-5

 

 

 

2

Европейская и азиатская части России.

1

6-9

 

 

 

3

Административное деление России.

1

9-11

 

 

 

4

Разнообразие рельефа.

1

11-13

 

 

 

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

1

14-16

 

 

 

6

Климат России.

1

17-19

 

 

 

7

Водные ресурсы России, их использование.

1

19-23

 

 

 

8

Население России. Народы России.

1

23-25

 

 

 

9

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли

1

25-27

 

 

 

10

Сельское хозяйство, его отрасли.

1

27-29

 

 

 

11

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

1

30-32

 

 

 

12

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.

1

 

33-36

 

 

 

 

13

Природные зоны России

Зона арктических пустынь

Положение на карте.

55

6

1

37-39

 

 

 

14

Климат.

1

40-41

 

 

 

15

Растительный и животный мир.

1

41-45

 

 

 

16

Население и его основные занятия.

1

45-46

 

 

 

17

Северный морской путь.

1

47-48

 

 

 

18

Обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

19

Зона тундры

Положение на карте. Рельеф. . Полезные ископаемые

8

 

1

49-51

 

 

 

20

Климат. Водоемы тундры.

1

51-53

 

 

 

21

Растительный мир.

1

53-55

 

 

 

22

Животный мир.

1

56-57

 

 

 

23

Население и его основные занятия. Хозяйство.

1

58-60

 

 

 

24

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.

1

61-65

 

 

 

25

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

1

65-66

 

 

 

26

Обобщающий урок

1

-

 

 

 

 

27

Лесная зона

 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

18

 

1

67-69

 

 

 

28

Климат.

 

 

1

70-72

 

 

 

29

Реки, озера, каналы.

1

72-74

 

 

 

30

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

1

75-77

 

 

 

31

Смешанные и лиственные леса.

1

78-81

 

 

 

32

Животный мир. Пушные звери.

1

81-87

 

 

 

33

Значение леса.

1

88-89

 

 

 

34

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.

1

90-92

 

 

 

35

Центральная Россия. Промыш­ленность и сельское хозяйство.

1

93-95

 

 

 

36

Города Центральной России.

1

93-95

 

 

 

37

Северо-Западная Россия. Особенности развития хозяйства

1

96-97

 

 

 

38

Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград..

1

98-101

 

 

 

39

Западная Сибирь

1

101-102

 

 

 

40

Восточная Сибирь.

1

103-105

 

 

 

41

Дальний Восток.

1

106-109

 

 

 

42

Города, хозяйство, экологические проблемы дальнего Востока

1

106-109

 

 

 

43

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

1

109-111

 

 

 

44

Обобщающий урок по лесной зоне.

1

-

 

 

 

 

45

Зона степей

 

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.

8

1

113-115

 

 

46

Растительный мир.

1

116-117

 

 

47

Животный мир.

1

118-119

 

 

48

Хозяйство. Население и его основные занятия.,

1

119-121

 

 

49

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1

121-123

 

 

50

Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

1

124-128

 

 

51

Охрана природы зоны степей.

1

129-130

 

 

52

Обобщающий урок по степной зоне.

1

-

 

 

 

53

Зона полупустынь и пустынь

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки.

6

1

131-135

 

 

54

Растительный мир.

1

135-137

 

 

55

Животный мир.

1

138-140

 

 

56

Хозяйство. Население и его основные занятия .

1

140-142

 

 

57

Города зоны полупустынь и пустынь

1

142-143

 

 

58

Обобщающий урок

1

-

 

 

 

59

Зона субтропиков

 

Положение на карте. Климат. Особенности природы

3

1

144-146

 

 

60

Растительный и животный мир субтропиков

1

144-146

 

 

61

Население и его основные занятия. Курортное хозяйство. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.

1

148-150

 

 

 

62

Высотная поясность в горах

 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

6

1

151-155

 

 

63

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

1

156-159

 

 

64

Урал- каменный пояс России. Города

1

-

 

 

65

Экологические проблемы Урала. Заповедники Урала

1

159-162

 

 

66

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Населенней его основные занятия. Города.

1

163-165

 

 

67

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

1

166-169

 

 

68

Обобщающий урок по географии России.

 

1

-