Рабочая программа по географии 8 класс

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Рабочая программа курса «География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией И.В .Душиной - М: Дрофа, 2009г. к учебникуЭ.М.  Раковская География России. Природа.  /учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений-Дрофа, 2007г.
    Цель курса:  сформировать  знания о родной стране и подвести учащихся к пониманию своего места в стране и в мире.

Задачи:

Образовательные:

Овладение системой комплексных географических знаний о своей стране;

Формирование знаний об географических особенностях природы разных территорий, о России во всем ее географическом многообразии и целостности;

Формирование знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе процессам и явлениям;

Развитие географического мышления для ориентации в проблемах современного мира и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.

Воспитательные:

Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Валеологические:

Создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка , гигиенические условия в классе и т. д)

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  • выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  • читать различные карты по содержанию;
  • определять особенности географического положения России и крупных природных районов
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  • составлятькраткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определятьна карте расстояния, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;
  • характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов России в жизни и деятельности человека;
  • давать характеристику географическим объектам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

III. Содержание учебного курса.

Введение(1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний-1ч.

Пространство  России ( 6 ч)

Географическое положение России-1ч. Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Моря омывающие Россию-1ч. Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Разница во времени на территории России -1ч.  Государственная территория России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения территории России: образование Российского государства. Открытие Сибири, Д.Востокав XVIII-XIX вв-1ч. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.

Изучение территории России в советские годы (1917-91)-1ч. Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

 

Практические работы.

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.  Решение задач на определение  поясного времени.

 

Природа России(25 ч)

Главные особенности природы .ФГП России-1ч.

Рельеф,  геологическое строение,  минеральные ресурсы ( 7ч)

Главные особенности рельефа России-1ч. Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры.

Геологическое летоисчисление-1ч. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны.

Горы, складчатые области, платформы, равнины-1ч. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера.

Полезные ископаемые-1ч. Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования.

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления-1ч. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления-1ч. Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Обобщение: Рельеф, геологическое строение -1ч.

 

Практическая  работа:

  • Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

 

Климат и агроклиматические ресурсы (6ч)

Факторы, определяющие особенности климата-1ч. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс.

Атмосферные фронты: Циклоны и антициклоны-1ч.

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России-1ч.

Типы климатов России-1ч. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления Агроклиматические ресурсы-1ч. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Обобщение: Климат-1ч.

 

 

Практические работы:

  • Определение по картам атласа закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны
  • Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, составление прогноза погоды
  • Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 

Внутренние воды и водные ресурсы (6ч)

Внутренние воды России-1ч. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.

Характеристика речных систем-1ч. Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Озера. Болота. Подземные воды-1ч. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота-1ч.

Водные ресурсы. Охрана вод-1ч. Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Обобщение: Внутренние воды и водные ресурсы-1ч.

Практические работы:

Составление характеристики одной из рек

 

Почвеннно-растительный покров и биологические ресурсы (6ч)

Образование почв и их разнообразие-1ч. Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство.

Главные типы почв России и закономерности их распределения-1ч. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва.

Почвенные ресурсы России-1ч. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Растительный мир нашей страны-1ч. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.

Животный мир и охрана органического мира-1ч. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Обобщение: Почвенно-растительный покров-1ч.

 

Природные комплексы (28ч)

Природное районирование-1ч.

Природные  зоны ( 4 ч)

Природные зоны – как ПК-1ч. Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природные зоны России-1ч. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Лесные зоны-1ч. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь.

Южные безлесные зоны. Высотная поясность-1ч. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Практическая работа:

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны ( по выбору) на основе анализа общегеографических  и тематических карт

 

Природные районы ( 25 ч)

Русская /Восточно-Европейская/  равнина-1ч.

ПК Русской равнины-1ч.

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования   -1ч.

Кавказ-2ч. Кавказ, строение форм рельефа, особенности климата, рекреационные ресурсы, особенности тектонического строения.

Урал   -1ч. ПК, природные ресурсы, орография, Уникальность природы.

ПК и природные ресурсы Урала-2ч.

Западная Сибирь-1ч. Строение рельефа, климат, природные ресурсы и проблемы их использования

Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения-2ч.

Средняя и Северо-Восточная Сибирь-1ч. Особенности тектонического строения, климата, полюс холода Оймякон.

ПК Средней и северо-Восточной Сибири-2ч.

Горы Южной Сибири-2ч. Особенности тектонического строения, климата, полюс холода Оймякон.

Проблемы Байкала-2ч. Его уникальность и проблемы.

Дальний Восток-1ч. Рельеф , климат, органический мир. Объекты Всемирного наследия.

ПК Дальнего Востока-2ч.

Обобщение: Природные районы-2ч.

Человек и природа ( 5ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека-1ч.

Стихийные природные явления-1ч.

Изменение природы. Использование природных ресурсов. -1ч. Исчерпаемые  и неисчерпаемые природные ресурсы

  Сохранение и улучшение среды своего обитания – задача современного человека-1ч.  

  Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы -1ч. 

 

 

 

  1. IV. Тематический план

Наименование темы

Всего часов

Практичес

кие

работы

Контрольные

работы                                         

1

Введение

1

 

 

2

Пространство России

6

2

1

 

Природа России ( 25ч)

 

 

 

3

Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы

7

1

 

4

Климат и агроклиматические ресурсы

6

3

 

5

Внутренние воды и водные ресурсы

6

1

 

6

Почвенно-растительный покров и биологические ресурсы

6

 

1

 

Природные комплексы(28ч)

 

 

 

7

Природные зоны

5

1

 

8

Природные районы

23

 

1

 

Человек и природа

5

 

 

 

Обобщение

2

 

1

 

Итого:

68

8

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. V. Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс.

 

№ п/п

Тема урока

 

Кол-во

часов

Дата проведения

Д/з

  ь

Практические работы

 

Актуальная тематика для региона

 

Интегрируемые темы

 

план

факт

Введение – 1 час

1

Что изучает география России, источники знаний.

 

 

1

 

 

§ 1

 

 

 

 

Пространство России-  6 час

 

 

2

Географическое положение России

1

 

 

§ 2

Пр/р №1 характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран

 

 

3

Моря омывающие Россию

 

1

 

 

 

§ 3

 

Рыборазведение и рыбопереработка:

ЯНАО – «Салехардскийрыбоперерабатывающий комбинат»;

г. Тобольск – ОАО «Тобольский рыбозавод»;

Тюменский район -ООО «Эра-98»;

Г. Тюмень - Производство буровых установок ОАО «Завод БКУ».

 

4

Разница во времени на территории России  

1

 

 

§4

Пр/р.№2. «Решение задач на определение поясного времени»

 

 

5

История освоения территории России: образование Российского государства. Открытие Сибири, Д.Востока

в XVIII-XIX вв

1

 

 

§ 5-6

 

 

 

 

 

 

6

Изучение территории России в советские годы (1917-91)

 

1

 

 

§  7

Исследование: найти на к/а и нанести на к/к «Имена географов-путешественников на карте РФ

 

 

 

7

Обобщение: Пространство России

 

1

 

 

 

 

Контрольная работа №1

 

 

Часть 1. Природа России – 25 ч.

8

Главные особенности природы .ФГП России

1

 

 

 

 

 

 

Т: Рельеф, геологическое строение,  минеральные ресурсы – 7 ч.

9

Главные особенности рельефа России

1

 

 

§8

Пр/р № 3 : объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Абатский район

ИП Токарев  К.А.Разработка месторождений песчано-гравийной смеси.

ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля

ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.

ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс».

Сладковский район (ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - добыча сапропеля).

Юргинский район (ИП Никулин В.Н – добыча сапропеля).

Уватский район – ОАО «НК «Роснефть»,

ИП Алексеенко А.Н. (производство керамзитобетонных блоков).

ЗАО «Завод Тюменьремдормаш»

Г. Тюмень – ООО «Инициатива» (асфальтовый, бетонный завод).

ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» (Тюменский район)

ООО «ПФК «Аура» - производство тротуарной плитки и элементов благоустройства.

ООО «Солекс» - производство композитной арматуры.

 

10

Геологическое летоисчисление

1

 

 

§9

 

 

 

11

Горы, складчатые области, платформы, равнины

1

 

 

§10

С/р.

 

 

 

 

 

12

Полезные ископаемые

 

1

 

 

 

§11

 

ОАО «НК «Роснефть» (Уватский район). В его составе: ООО «УватСтройИнвест»; ООО «РН_Уватнефтегаз»; ООО «Кальчинское»; ОАО «РН Холдинг»

 

13

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления

1

 

 

§12

 

Тюменский район – ЗАО «Богандинский кирпичный завод»

 

14

Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления

1

 

 

§ 13

 

 

 

15

Обобщение: Рельеф, геологическое строение   

1

 

 

Повтор.

§ 8-13

Зачет к/а «рельеф, полезные ископаемые»

+ с 8-9

 

 

 

 

Т:2. Климат и агроклиматические ресурсы – 6 час.

16

Факторы, определяющие особенности климата

 

1

 

 

 

§14

Пр/р№4:«определение по к/а закономерностей распределения  солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово)

ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район

Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье»

Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ)  районов юга области.

Информатика (Расчёты и построение диаграмм.)-1 час.

17

Атмосферные фронты: Циклоны и антициклоны

1

 

 

§15

 

 

 

18

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России

 

1

 

 

§16

 

 

 

19

Типы климатов России

1

 

 

§17

Пр/р.№5. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, составление прогноза погоды составление прогноза погоды»

 

 

20

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления Агроклиматические ресурсы

1

 

 

§18

 

Пр/р №6: оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Тесты 6/04-64

 

 

21

Обобщение: Климат

 

1

 

 

 

Повтор.

§14-18

 

 

 

Т:3. Внутренние воды и водные ресурсы – 6 час.

22

Внутренние воды России

 

1

 

 

 

§ 19

 

База отдыха «Верхний Бор».

ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель»,

ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район.

г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруды – места для досуга населения).

Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский).

ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА».

Информатика (Расчёты и построение диаграмм.)-1 час.

23

Характеристика речных систем

 

1

 

 

 

§ 19

Пр/р№7:«Составление характеристики одной из рек (Определение по к/а особенностей питания, режима, годового стока, падения рек, возможностей их использования)»

 

 

24

Озера. Болота. Подземные воды.

1

 

 

§ 20

 

 

 

25

Ледники. Многолетняя мерзлота

1

 

 

§ 20

к/а

 

 

26

Водные ресурсы. Охрана вод

 

1

 

 

 

§ 21

 

 

 

27

Обобщение: Внутренние воды и водные ресурсы

1

 

 

Повтор.

§ 19-21

 

 

 

Т:4. Почвенно-растительный покров  и биологические ресурсы – 6 час

28

Образование почв и их разнообразие

1

 

 

§ 22

 

ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля

ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.

 

29

Главные типы почв России и закономерности их

распределения

1

 

 

§ 23

 

 

 

30

Почвенные ресурсы России.

1

 

 

§ 24

 

Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).

 

31

Растительный мир нашей страны

1

 

 

§ 25

 

 

 

32

Животный мир и охрана органического мира

1

 

 

§ 26

 

ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - в составе заказник по разведению маралов.

Заказник «Барсучий», озеро Большой Куртал

 

33

Обобщение: Почвенно-растительный покров

1

 

 

Повтор.

§ 22-26

Контрольная работа №2

 

 

Ч:2.Природные комплексы –28 час.

34

Природное районирование

1

 

 

§ 27-28

 

Тюменский район – ЗАО «Богандинский кирпичный завод».

 

Т:5. Природные зоны – 4 час.

35

Природные зоны – как ПК

1

 

 

§ 29

 

 

 

36

Природные зоны России

1

 

 

§ 30

 

 

Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).

 

37

Лесные зоны

1

 

 

§ 30

Пр/р № 8: оценка природных условий  и ресурсов природной зоны ( по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).

 

38

Южные безлесные зоны. Высотная поясность

1

 

 

§ 31

 

ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район

Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье»

Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ)  районов юга области.

 

Т:6. Природные районы – 25час

39

Русская /Восточно-Европейская/  равнина

1

 

 

§ 32

 

 

 

40

ПК Русской равнины

1

 

 

§ 33

 

 

 

41

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования  

1

 

 

§ 34

 

Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).

База отдыха «Верхний Бор».

ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель»,

ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район.

ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля

ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.

 

42-43

Кавказ   

2

 

 

§ 35

 

 

 

44

Урал       

1

 

 

§ 36

 

 

 

45-46

ПК и природные ресурсы Урала

2

 

 

§37

 

 

 

47

Западная Сибирь

1

 

 

§ 38

 

 

 

48-49

Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения

2

 

 

§ 39

Пр/р.

 

 

50

Средняя и Северо-Восточная Сибирь

1

 

 

§ 40

 

 

 

51-52

ПК Средней и северо-Восточной Сибири

2

 

 

§ 41

 

 

 

53-54

Горы Южной Сибири

2

 

 

§ 42

 

 

 

55-56

Проблемы Байкала

2

 

 

§ 43

 

 

 

57

Дальний Восток

1

 

 

§ 44

 

 

 

58-59

ПК Дальнего Востока

2

 

 

§ 45

 

 

 

 

60

Обобщение: Природные районы

1

 

 

 

 

 

 

61

Обобщение: Природные районы

 

1

 

 

 

Повтор.

§ 27-45

Контрольная работа №3

 

 

Ч:3. Человек и природа – 5 ч.

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

 

 

§ 46

Повтор.

§ 1-13

 

База отдыха «Верхний Бор».

ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель»,

ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район.

г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения).

Змановский Д.А. – Завод по рпоизводству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский).

ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА».

 

63

Стихийные природные явления

1

 

 

§ 47

Повтор.

§ 14-21

 

 

 

64

Изменение природы.

Использование природных ресурсов.      

1

 

 

 

§ 48

Повтор.

§ 22-31

 

 

 

65

Сохранение и улучшение среды своего обитания – задача современного человека  

1

 

 

§ 49

Повтор.

§ 32-37

 

База отдыха «Верхний Бор».

ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель»,

ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район.

г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения).

Змановский Д.А. – Завод по рпоизводству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский).

ЗАО «НПП «Западная

Биология (Здоровье – величайшая ценность для личности и общества)- 1 час

66

Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы  

1

 

 

 

§ 50

Повтор.

§ 38-45

тесты

 

 

67

Обобщение: Природа России

1

 

 

Повтор.

§ 1-50

Контрольная работа №4

 

 

68

Итоговое обобщение

1

 

 

 

Экскурсия /изучение водных ресурсов своей местности/

 

 

Итого: 68 час