Рабочая программа по географии, для обучающихся по адаптированной программе 8 класс

 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе  программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;

 

Цель обучения предмету в 8 классе: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.

Основные задачи  курса географии в 8 классе:

  • Ø дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов, стран,
  • Ø показать особенности взаимодействия человека и природы,
  • Ø познакомить с культурой и бытом разных народов,
  • Ø помочь усвоить правила поведения в природе.

Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей. На уроках географии возможно использование следующих видов коррекционной работы:

  • Ø анализ, сравнение и классификация объектов и явлений
  • Ø понимание причинно-следственных зависимостей
  • Ø развитие абстрактного мышления через работу с символами и условными знаками
  • Ø расширение лексического запаса речи

Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является  основополагающим фактором в обучении.

В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип  от простого к сложному, от известного к неизвестному.

II.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Учащиеся должны знать:

-  Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения. 

        Учащиеся должны уметь:

- показать на географической карте океаны, давать им характеристику;

- определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
• проводить расчёты демографических показателей;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• оценивать воздействие географического положения материков  и их отдельные части на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения стра с мировыми показателями и показателями других стран..

 

III.Содержание учебного курса

Введение-1ч.

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий-1x.

Океаны-7ч.

Мировой океан – 1ч.

Атлантический океан – 1ч.

 Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство – 1ч.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство – 1ч.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство – 1ч.

Современное изучение мирового океана – 1ч.

Обобщение раздела «Океаны» - 1ч.

Материки:

Африка-17ч.

Географическое положение  -1ч.

 Разнообразие рельефа, климата-1ч.

Природные зоны-1ч.

Растения тропических лесов-2ч.

Животные тропических лесов- 2ч.

Растительный и животный мир саванн и пустынь-1ч.

Население Африки-1ч.

 Государства Африки, их столицы (Нигерия, Египет, Танзания, Конго, Эфиопия)-6ч.

 Обобщающий урок-1ч.

Австралия-7ч.

Географическое положение  и очертания берегов-1ч.

Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра – 1ч.Острова. Особенности рельефа, климата. Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо- Маклая. Австралийский союз.

Растительный мир – 1ч.Особенности природы Австралии. Растительный мир. Охрана природы. Реки и озера.

Животный мир – 1ч.

Население Австралии – 1ч.

Австралийский союз, океания – 1ч.

Антарктида-6 ч.

Географическое положение- 1ч.

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями-1ч.

Разнообразие рельефа, климат – 1ч.

Растительный и животный мир. Охрана природы – 1ч.  Особенности природы (растительный и животный  мир).

Современное исследование по разделу «Антарктида»- 1ч. Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана ее природы.

Северная Америка-10 ч.

Открытие Америки – 1ч.

 Географическое положение  и очертания берегов-1ч.Острова и полуострова. Население.

Разнообразие рельефа, климат-1ч.

Реки и озера-1ч.

Растительный и животный мир – 1ч. Природа Северной Америки. США.

Население и государства – 1ч.

США – 1ч. Географическое положение. Столица. Население.

Канада, Мексика, Куба-3ч.

Обобщение по разделу «Северная Америка» - 1ч.

Южная Америка-11ч.

Географическое положение  и очертания берегов- 1ч.

 Разнообразие рельефа, климат- 1ч.

Реки и озера- 1 ч.

Растительность тропических лесов – 1ч.

Животные тропических лесов – 1ч.

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов – 1ч.

Животные саванн, степей, полупустынь, гор – 1ч.

Население и государства Южной Америки- 1ч. Население (коренное, пришлое).

Государства (Бразилия, Аргентина, Перу) – 2ч.

Обобщение по разделу «Южная Америка» - 1ч.

Евразия-8 ч.

Географическое положение-1ч. Условные границы между Европой и Азией.

Очертания берегов-1ч.. Крупнейшие острова и полуострова.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы – 1ч. Рельеф. Климат.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии – 1ч.

Климат Евразии. Реки и озёра Европы и Азии – 1ч. Разнообразие природных условий Евразии .Реки и озера.

Растительный и животный мир Европы- 1ч .

Население Евразии. Культ и быт народов Евразии – 1ч.

 

IV.Тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

 
 

1

Введение

1

 

2

Океаны

7

 

 

3

Африка

17

 

4

Австралия

7

 

5

Антарктида

6

 

6

Северная Америка

10

 

7

 

Южная Америка

11

 

8

Евразия

8

 

 

Итого

68

 

V.Календарно-тематический  план по географии 8 класс (адаптированная программа)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Коррекционная работа

Дата

по плану

по факту

 

1

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий

1

1

 

с. 4-5

Коррекция пространственной ориентировки через работу с картой и глобусом.

Развитие связной речи через описание географических объектов.

 

 

2

Мировой океан

1

с. 6-8

Коррекция зрительного восприятия через работу с картой и глобусом, развитие речи через составление рассказов

 

 

3

Атлантический океан.

1

С8-12

Коррекция мыслительной деятельности через использование операций сравнения и анализа.

 

 

4

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

с 12-15

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

 

 

5

Тихий океан. Хозяйственное значение.

Судоходство.

1

С 16-19

Коррекция зрительного восприятия через работу с картой и глобусом, развитие речи через составление рассказов-описаний географ.объектов.

 

 

6

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

С19-21

Коррекция зрительного восприятия через работу с картой и глобусом, развитие речи через составление  кратких рассказов-описаний

 

 

7

Современное изучение мирового океана

1

С 21-23

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

 

 

8

Обобщение раздела «Океаны».

 

Работа над ошибками

Коррекция личности через оценку ситуации.

 

 

 

 

 

9

Африка

 

 

Географическое положение Африки.

17

 

 

1

С 24-26

Коррекция пространственной ориентировки.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

 

 

10

Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.

1

С 27-29

Коррекция  познавательной и мыслительной деятельности (сравнение, анализ), развитие речи через составление  кратких рассказов-описаний

 

 

11

Природные зоны.

1

с30-33

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя

 

 

12

Растительность тропических лесов

1

С 33-34

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале

 

 

13

Животные тропических лесов

1

С35-36

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция и развитие умения работать в группе.

 

 

14

Растительность саванн.

1

С 37-40

Формирование связной речи через составление кратких рассказов о растениях саванн.

 

 

15

Животные саванн

1

С 40-44

Формирование связной речи через составление кратких рассказов о животных саванн, коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ

 

 

16

Растительность и животные пустынь.

1

С 45-48

Формирование связной речи через составление кратких рассказов о растительности и животных пустынь, коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ

 

 

17

Население Африки

1

С 48-52

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ).

Формирование связной речи через составление кратких рассказов о народах Африки и их жизни.

 

 

18

Самостоятельная работа за 1 четверть

1

Работа над ошибками

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

 

 

19-23

Государства Африки, их столицы:

Египет 

Эфиопия

Танзания

Конго

Нигерия

Южно-Африканская Республика

5

 

С 52-55

С 55-57

С 58-60

С 60-63

С 63-65

С66-66

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты  на физической и контурной карте.

 

 

24

Обобщение раздела «Африка

 

С 66

Коррекция памяти, быстроты и прочности восприятия.

 

 

 

25

Австралия

Географическое положение Австралии.

7

1

 

С 70-72

Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа , сравнения и синтеза.

Коррекция пространственной ориентировки.

 

 

26

Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.

1

С 73-75

Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия через работу с картой, проведение операций сравнения и анализа

 

 

27

Растительный мир

1

С 75-77

Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице, описания по иллюстрации

 

 

28

Животный мир

1

С 77-80

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

 

 

29

Население Австралии

1

С 80-82

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, развитие монологической речи через составление рассказа по плану, опорным словам.

 

 

30

Австралийский союз, Океания

1

С 83-87

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

 

 

31

Самостоятельная работа за 2 четверть

1

Работа над ошибками

Коррекция пробелов в знаниях.

 

 

 

32

Антарктида

Географическое положение Антарктиды.

6

1

С 88-91

Коррекция  пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

 

 

33

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1

С 91-93

Коррекция речевой деятельности при следовании речевой инструкции.

 

 

34

Разнообразие рельефа, климат.

1

С 93-95

Развитие способности обобщать и делать выводы.

 

 

35

Растительный и животный мир. Охрана природы.

1

С 95-97

 

 

 

36

Современные исследования Антарктиды.

1

С 98-100

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти, быстроты и прочностивосприятия.

Коррекция восприятия времени.

 

 

37

Обобщение по разделу «Антарктида»

1

Работа над ошибками

 

 

 

 

38

Северная Америка-

Открытие Америки

10

1

С 101-103

Коррекция личности и воспитание нравственных норм.

Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод.

Коррекция восприятия времени.

 

 

39

Географическое положение.

1

С104-107

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

 

 

40

Разнообразие рельефа, климат.

1

С 107-109

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

 

 

41

Реки и озёра.

1

С 110-112

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

 

 

42

Растительный и животный мир.

1

С 113-118

Коррекция  памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных Северной Америки.

 

 

43

Население  и государства.

1

С 118-121

Коррекция памяти, пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения государств.

 

 

44

США.

1

с 121 - 124

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

 

 

45

Канада

1

С 125-128

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

 

 

46

Мексика, Куба

1

128-132

 

 

 

47

Обобщение по разделу «Северная Америка»

1

 

Коррекция пробелов в знаниях.

 

 

 

48

     Южная Америка

Географическое положение Южной Америки

11

1

С 133-135

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

 

 

49

Разнообразие рельефа, климат

1

С 136-138

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

 

 

50

Реки, озера

1

С 138-140

Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия через работу с картой, проведение операций сравнения и анализа

 

 

51

Самостоятельная работа за 3 четверть.

1

Работа над ошибками

Коррекция в пробелах знаний.

 

 

52

Растительность тропических лесов.

1

С 140-143

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений тропических лесов.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

 

 

 

53

Животные тропического леса.

1

С 143-146

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий животных тропических лесов.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

 

 

54

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.

1

С 147-149

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений .Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

 

 

55

Животные саванн, степей, полупустынь, гор.

1

С 149-151

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий животных Коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря

 

 

56

Население и государства

1

С 152-155

Коррекция связной речи, мыслительных операций.

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.

 

 

57

Бразилия.

1

155-158

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Коррекция

 

 

58

Аргентина. Перу

1

С 159-164

грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря

 

 

59

Обобщение по разделу «Южная Америка»

1

 

Коррекция пробелов в знаниях.

 

 

 

60

     Евразия

Географическое положение Евразии.

8

1

 

Коррекция зрительного восприятия через работу с контурной картой.

Коррекция логических операций: логичность, последовательность

 

 

61

Очертания берегов. Моря северного ледовитого, атлантического, тихого и индийского океанов. Острова и полуострова.

1

 

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

 

 

62

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы..

1

 

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

 

 

63

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

1

 

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

 

 

64

Климат Евразии. Реки и озёра Европы и Азии.

1

 

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

 

 

66

Растительный и животный мир  Евразии.

1

 

Коррекция  памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных Евразии.

 

 

67

Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.

1

 

Коррекция  пространственной  ориентировки при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.

 

 

68

Контрольная работа за год

1

 

Развивать зрительное восприятие,  память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий.

 Коррекция в пробелах знаний.