Рабочая программа по русскому языку класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
  • Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010.
  • Устава МБОУ Верхнеобливской ООШ,
  • Приказа № 2885 от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 – 2013 уч.год» (регистрационный номер № 23290 от 21 февраля 2012 г.)
  • Примерная программа ООПООО «Малышенская СОШ»

 

 

                     Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

          воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

            развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

            освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

            овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

            применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

            Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.

           Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

 

 

 

2.Планируемые результаты освоения предметного курса.

 

Результаты обучения

1. Общие учебные умения

В результате изучения рсского языка ученик научится:

            Понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

·         смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

·         основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

·         особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

·         признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

·         основные единицы языка, их признаки;

·         основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

·         знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. Специальные предметные умения

Ученик получит возможность научиться:

·         различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

·         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

·         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

·         объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

·         адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

·         читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

·         извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

·         воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

·         создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

·         осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

·         владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

·         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

·         соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

·         соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·         для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

·         развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

·         удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

·         увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

 

  1. Владеть всеми видами речевой деятельности:

      Чтение и аудирование:

  • адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух и зрительно;
  • выразительно читать тексты публицистического стиля;
  • извлекать информацию из различных источников; фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Говорение:

  • определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи;
  • подробно, сжато и выборочно (устно и пись­менно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
  • сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
  • создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.

Письмо:

  • подробно, сжато и выборочно (устно и пись­менно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
  • сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
  • уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
  • создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
  • писать сочинения-описания внешности и состояния человека; сочинения повествовательного характера; сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;
  • писать заметки в газету, рекламные аннотации.
  1. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.
  2. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по орфографии: характеризовать изученные ор­фограммы и объяснять их написание; правильно пи­сать слова с изученными орфограммами;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.

 

 

3.Содержание учебного материала

                      Повторение. О языке. 39ч.

Язык как развивающееся явление.

 

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

 

Закрепление и углубление изученного в 5 – 6  классах

 Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

 

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфология. Орфография

 

НАРЕЧИЕ  35ч.

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ 14ч.

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

СОЮЗ 16ч.

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

ЧАСТИЦА 14ч.

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА 7ч.

     Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.    

 Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

 

Омонимия слов разных частей речи

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

 

ПОВТОРЕНИЕ 15ч.

 

 

 

  1. 4. Тематический план.

 

  №

Тема

Кол-во часов

1

Повторение изученного в 5 - 6 классах.

39

2

Наречие.

35

3

Предлог.

14

4

Союз.

16

5

Частица.

14

6

Междометия

7

7

Повторение изученного в  7 классе.

15

                                                                                                                                       Всего: 136ч.

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Календарно - тематическое планирование     7 класс

 

 

 

Тема урока

Кол-во часов

 

 

Содержание урока

 

Требования к

уровню подготовки

учащихся

 

Виды деятельности уч-ся.

Электронные пособия

 

Домашнее задание

 

Мониторинг

 

     Дата

план

факт

 

 

 

 

 

1

Язык как развивающееся явление.

1

Язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка. Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах, строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Беседа, работа

с опорными записями Тренировочные упражнения.

1\ упр.3

 

3.09

 

2

Этимология как раздел лингвистики.

1

Этимология как раздел лингвистики.

Знать  понятие этимологии.

Уметь пользоваться этимологическим словарем при объяснении значения, происхождения и правописания слов.

Исследование языкового материала. презентация

1\ ЗСП-1

тест

4.09

 

3

Р.р. Что мы знаем о стилях и типах речи.

1

Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный. Их признаки. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их признаки.

Знать стили и типы речи и их признаки.

Уметь определять стиль и ведущий тип речи текста.

 

Стилистический анализ текста, создание текстов определенного типа и стиля речи

2\ упр.13

 

6.09

 

4

Входной контрольный диктант № 1.

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний.

3\ упр.19

 

7.09

 

5

Фонетика и орфоэпия.

 

1

Основные сведения из области фонетики и орфоэпии.

Знать трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными,  с   правописанием  ъ   и  ь.

Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, работать с орфографическим и орфоэпическим словарем

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания

4\упр.25

 

 

 

6

Звуковой анализ слов.

1

Орфоэпический тренинг. Работа с орфоэпическим словарем

4\ упр. 41

самостоят. работа

 

 

7

Способы словообразования.

1

Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

Словообразовательный разбор.

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора. Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова; определять способы образования слов.

Работа со словообразовательным словарем.

 

работа по карточкам презентация

5\ упр. 47

словарный диктант

 

 

8

Словообразовательная цепочка.

1

Словообразовательная цепочка.

Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение.

Тренировочные упражнения

5\ упр.54

 

 

 

9

Словообразовательные гнезда.

1

Словообразовательные гнезда.

Иметь  представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнезда и словообразовательные цепочки.

Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, презентация

5\ упр.61

 

 

 

 

 

 

5\ упр.66

 

 

 

 

 

 

10

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

 

 

 

 

11

Неморфологические способы образования слов.

1

Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Иметь представление об основных способах неморфологического  образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Тренировочные упражнения, Распределительный диктант

5\ упр. 74

ЗСП-2

 

 

 

12

Контрольная работа № 2 по теме «Фонетика. Словообразование».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний.

упр.77

контрольн. диктант

 

 

13

Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к изложению.

1

Комплексный анализ текста и написание изложения.

При подготовке к изложению провести комплексный анализ текста: определить тему, основную мысль текста, установить стиль текста, найти характерные языковые средства, определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением; составить план и типологическую схему текста; написать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста.

 

Работа с текстом

6\ ЗСП-3

изложение

 

 

14

Р.р. Изложение по тексту             М. Бубличенко «Ленька, любимец ребят»

1

Комплексный анализ текста и написание изложения. (или по отрывку из рассказа Ю Казакова «Арктур – гончий пес»).

Работа с текстом

 

 

упр.78

изложение

 

 

15

Правила употребления Ь и Ъ.

1

Разделительные ъ и ь, ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм.

 

Знать правила употребления на письме разделительных ъ и ь, ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм.

Уметь безошибочно писать слова с этими орфограммами.

Исследование языкового материала презентация

7\ упр. 92

словарный диктант

 

 

16

Буквы о - ё после шипящих и ц.

1

Правописание букв о-е(ё) после шипящих и ц в разных морфемах.

 

Знать правила употребления букв о-е(ё) после шипящих и ц в разных морфемах.

Уметь безошибочно писать слова с этими орфограммами.

Актуализация знаний. Тренировочные упражнения презентация

7\ упр.99

 

 

 

17

Правописание приставок.

1

Правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с, приставок пре-при.

Знать, какие выделяются 3 группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками.

Актуализация знаний. Тренировочные упражнения

7\ упр.104

 

 

 

 

18

Правописание приставок  пре-, при-.

1

Правописание приставок  пре-, при-.

Знать правила правописания приставок пре-, при-

Тренировочные упражнения, Распределительный диктант

7\ ЗСП-4

самостоят. работа

 

 

19

Орфограммы в корнях слов.

 

1

Проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные о-а, е-и, о-ё после шипящих, непроизносимые согласные.

Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, чередующиеся о-а, е-и; о-ё после шипящих, непроизносимые согласные.

Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание.

Тренировочные упражнения презентация

7\ упр. 109

 

 

 

20

Написание гласных в корне.

1

Тренировочные упражнения

упр.114

 

 

 

21

Правописание суффиксов существительных.

1

Правописание суффиксов существительных: ость, от, изн, тель, ик, ек.

Знать вызывающие трудности на письме суффиксы существительных (ость, от, изн, тель, ик, ек).

Уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать.

Тренировочные упражнения

7\ упр. 116

словарный диктант

 

 

22

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов причастий: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им.

Знать условия выбора гласной в суффиксах  действительных и страдательных причастий.

Уметь применять изученную орфограмму

Тренировочные упражнения презентация

7\ упр. 120

 

 

 

23

Правописание н – нн в суффиксах.

1

Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Знать правила правописания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила.

Тренировочные упражнения.  тестирование

7\ упр. 127

 

 

 

24

Контрольный диктант № 3 по теме «Орфография».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний

 

контрольн. диктант

 

 

25

Анализ контрольного диктанта.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

Тренировочные упражнения

упр. 128

 

 

 

26

Правописание окончаний существительных, глаголов.

1

Правописание окончаний существительных, глаголов.

Знать правила написания букв е, и в окончаниях существительных, безударных личных окончаниях глаголов.

Уметь определять склонение существительных и спряжение глаголов; верно писать окончания в словах на основе правил.

Тренировочные упражнения

 

работа по карточкам презентация

7\ упр. 133

 

 

 

27

Правописание окончаний причастий, прилагательных.

1

Правописание окончаний причастий, прилагательных.

Знать правила написания окончаний прилагательных и причастий; ставить вопрос к прилагательному и причастию от определяемого слова.

 Уметь верно писать окончания в словах на основе правил.

Тренировочные упражнения,

тестирование

ЗСП-5, упр. 134

 

 

 

28

Правописание не с разными частями речи.

1

Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями.

Знать правила написания не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями.

Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах.

Объяснительный диктант презентация

7\ упр.137

самостоят. работа

 

 

29

Правописание не с разными частями речи.

1

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

7\ упр.144

 

 

 

30

Не и ни  в отрицательных местоимениях.

1

Не и ни  в отрицательных местоимениях.

Знать правила написания не, ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления.

Уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова.

Беседа, работа

с опорными записями презентация

упр.146

 

 

 

31

Употребление дефиса.

1

Правила написания дефиса в предлогах, существительных, прилагательных, местоимениях.

Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях.

Уметь приводить примеры; грамотно употреблять дефис в изученных группах слов.

словарный диктант

 

работа по карточкам

упр.151

словарный диктант

 

 

32

Словарное богатство русского языка.

1

Синонимы, антонимы, фразеологизмы, слова в прямом и переносном значении, омонимы.

Владеть изученными сведениями из области лексики.

Уметь работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов; опознавать в тексте слова использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

8\ упр. 164

 

 

 

33

Словарное богатство русского языка

1

Творческое задание. Сочинение-миниатюра.

8\упр. 174

 

 

 

34

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

Грамматика; основные разделы грамматики. Части речи, их морфологические признаки.

Понимать, что такое грамматика. Знать ее основные разделы, Опознавать части речи и их морфологические признаки.

Уметь производить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений.

Тренировочные упражнения

 

работа по карточкам

9\ упр.184,  

словарный диктант

 

 

35

Контрольная работа № 4 по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Урок контроля.

 

контрольн. работа

 

 

36

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

ЗСП-7

 

 

 

37

Р.р. Публицистический стиль речи.

1

Характерные языковые и речевые средства публицистического стиля. Формирование умения анализировать тексты публицистического стиля.

Уметь анализировать тексты публицистического стиля, видеть характерные языковые и речевые средства публицистического стиля: совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов, стандартных и экспрессивных выражении, активность вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, параллельного  способа связи предложений, экспрессивного повтора как средства связи предложений.

Работа с текстом

 

работа по карточкам презентация

10\ упр.194.

 

 

 

38

Р.р. Заметка в газету как жанр.

1

Характеристика жанра заметки в газету.

Знать характеристику жанра: тематика -  сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи – привлечь внимание к этому событию, документальность жанра – сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора.

Практическая работа

11\       упр. 196

 

 

 

39

Р.р. Заметка в газету о школьной жизни.

1

Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету.

Уметь использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.

Исследование языкового материала

 

сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

Какие слова являются наречиями.

1

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для “живописания действия”

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Знать, что синтаксическая роль наречия в предложении – обстоятельство, определение.

Уметь находить наречия

в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. презентация

12\       упр. 199

 

 

 

41

Наречие как часть речи.

1

Лингвистический рассказ

Распределительный диктант с взаимопроверкой.

 презентация

 

 

12\упр.201

 

 

 

42

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Тематический тест. (15мин.)

 

 

Составление тематического словарного диктанта

13\  упр.203

самостоят. работа

 

 

43

Разряды наречий по значению.

 

1

Знакомство с разрядами наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению.

Уметь определять в тексте значение употребленных наречий.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

14\ упр.208 (2)

 

 

 

44

Разряды наречий по значению.

 

1

Самостоят. работа

презентация

упр. 209

Самостоят работа

 

 

45

Степени сравнения наречий.

1

Знакомство со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксической ролью наречий

в сравнительной степени в предложении, формирование умения образовывать наречия сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении.

Уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени.

Тренировочные упражнения по алгоритму. презентация

15\       упр. 215

словарный диктант

 

 

46

Степени сравнения наречий.

1

Работа в парах с блок-схемой по теме

упр. 220

 

 

 

47

Морфологический разбор наречий.

1

Морфологический разбор наречия как систематизация сведений об этой части речи

Знать порядок морфологического разбора наречия.

Уметь провести морфологический разбор наречия; составлять связное высказывание как образец полного морфологического разбора наречия.

работа по карточкам

упр. 221 (8,9)

 

 

 

48

Словообразование наречий.

 

1

Знакомство с морфологическими способами образования наречий.

Знать морфологические способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов.

Уметь определять указанные способы образования наречий; проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

Работа в парах с блок-схемой по теме презентация

16\       упр. 224

самостоят. работа

 

 

49

Способы образования наречий.

1

Диктант с дополнительными заданиями 

упр. 229

 

 

 

50

Морфемный разбор наречий.

1

Морфемный разбор наречий.

Знать порядок морфемного разбора наречия.

Уметь проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике.

упр. 235

словарный диктант

 

 

51

Контрольная работа № 5 по теме «Наречие».

1

Опознание в тексте  наречий, определение их разряда, способа образования.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы.

контрольн. диктант

 

контрольндиктант

 

 

52

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Обучение сочинению по картине.

Знать признаки текста.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему,  писать сочинение по картине.

Написание  сочинения

 

сочинение

 

 

53

Р.Р. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Написание  сочинения

упр.239

сочинение

 

 

54

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на граматико-семантической основе разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (вмиг - в миг удачи, потому – по тому и т.п.).

Объяснительный диктант презентация

17\         упр. 247

 

 

 

55

Правописание наречий, образованных от имен существительных

1

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

упр.251

словарный диктант

 

 

56

Не в наречиях на -о, -е.

1

Формирование навыка правописания не с наречиями

Знать правило о слитном и раздельном написании не с наречиями.

Уметь грамотно писать не

с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ- Распределительный диктант: слитно или раздельно? презентация

18\ упр.255

 

 

 

57

Буквы н-нн в наречиях на -о, -е.

 

1

Формирование  навыка написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё).

Знать условия выбора написания н и нн в наречиях на –о,-е.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. презентация

18\ упр.260

 

 

 

58

Буквы н-нн в наречиях на -о, -е.

1

Распределительный диктант

упр. 264

самостоят. работа

 

 

59

 

Буквы о, е на конце наречий после шипящих.

1

Знакомство с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий.

Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма.

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

упр. 266

 

 

 

60

Р.р. Рассуждение-размышление.

1

Знакомство со строением типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Формирование умения находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний писателей, вопросы размышления типа «или – или».

Знать особенности строения рассуждения-размышления.

Уметь находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний писателей, вопросы размышления типа «или – или».

Работа с текстом. Анализ текстов-рассужденийРедактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения

19\ упр.272

 

 

 

61

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля (упр. 273,  274).

1

Написание сочинения-рассуждения публицистического стиля.

Уметь писать сочинение-рассуждение публицистического стиля. Возможная тематика: «Хочу» и «надо» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь».

Сочинение

 

сочинение

 

 

62

Буквы о, а  на конце наречий.

1

Формирование навыка написания букв о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом презентация

20\ упр.277

 

 

 

63

Дефис в наречиях.

 

1

Формирование навыка написания дефиса в наречиях.

Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.

Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных.

Комментированное письмо.

 

21\ упр.281

 

 

 

64

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

Формирование навыка написания не и ни в наречиях.

Знать правила написания не и ни  в отрицательных наречиях

Уметь применять данные правила.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

упр.289, 290

 

 

 

65

Буква ь на конце наречий после шипящих.

1

Формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил.

Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи.

Уметь применять данные правила.

Лингвистический рассказ  презентация

23\ упр 291

словарный диктант

 

 

66

Употребление наречий в речи.

1

Роль наречий в художественном и научном тексте.

Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании.

Работа с текстами художественного стиля.

24\ упр.294

 

 

 

67

Произношение наречий.

1

Произношение наречий, работа с орфоэпическим словарем.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

25\ упр.305

 

 

 

68

Употребление и произношение наречий.

1

Употребление и произношение наречий.

Редактирование текста. Творческое списывание.

упр.310

самостоят. работа

 

 

69

Обобщающий урок по теме «Наречие».

1

Систематизация

и обобщение знаний о наречии.

Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”; словарные слова, изучаемые в разделе “Наречие”.

Уметь определять синтаксическую роль наречий.

Практическая работа презентация

упр.312

тест

 

 

70

Зачет по теме «Наречие».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Наречие».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

12-25\

тест

 

 

71

Контрольная работа № 6 по теме «Наречие». 

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Контроль  знаний

 

Контрольная работа

 

 

72

Р.р. Описание состояния человека.

1

Знакомство со строением фрагмента текста со значением «описание состояния человека». («Данное» обозначает лицо, «новое» - его состояние, ведущий способ связи предложений – параллельный).

Уметь замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, предающие состояние героев произведения.

Работа с текстами художественного стиля.

26\ упр.321

 

 

 

73

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

1

Написание сочинения по картине с использованием описания состояния человека.

 

 

 

 

Знать признаки текста.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему,  писать сочинение по картине.

сочинение

упр.323

сочинение

 

 

74

Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

1

сочинение

 

сочинение

 

 

 

 

 

 

 

75

Предлог как часть речи.

1

Представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи.   Знакомство с морфологическими признаками  предлога.

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Знать морфологические признаки предлога.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным.

Лингвистический рассказ. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. презентация

27\ упр.334

 

 

 

76

Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога.

1

 Формирование навыка определения разряда наречий. Знакомство с морфологическим разбором  предлога.

Знать разряды предлогов: производные -  непроизводные; простые -  составные, производные и непроизводные предлоги; порядок морфологического разбора предлога.

Уметь различать предлог   и самостоятельную синонимичную часть речи;  выполнять морфологический разбор предлогов.

Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. презентация

упр.338

 

 

 

77

Правописание предлогов.

 

1

Слитное, раздельное и дефисное правописание производных и непроизводных предлогов

Знать условия слитного  и раздельного написания производных предлогов.

Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов; правильно писать производные предлоги вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение.

словарный диктант Морфологический разбор предлога.

28\ упр.342

словарный диктант

 

 

78

Правописание производных предлогов.

1

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

упр.343

 

 

 

79

Употребление предлогов в речи.

 

1

Совершенствование умения употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.

Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов

29\ упр.348

 

 

 

80

Употребление предлогов в речи.

 

1

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами

упр.351

 

 

 

81

Обобщающий урок по теме «Предлог».

1

Систематизация

и обобщение знаний о предлоге.

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи.

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

упр.353

словарный диктант

 

 

82

Зачет по теме «Предлог».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Предлог».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

27-29\

тест

 

 

83

Контрольный диктант № 7  по теме «Предлог».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

контрольн. Работа

 

контрольн. работа

 

 

84

Анализ контрольного диктанта.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

анализ ошибок

выполнение упражнений

 

 

 

 

85

Р.р. Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложении от замысла автора.

Уметь устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте.

Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

30\ упр.358

 

 

 

86

Р.р. Прямой порядок слов.

1

Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

упр. 366

 

 

 

87

Р.р. Обратный порядок слов.

1

Обратный порядок слов в экспрессивной речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи.

Обучение применению приема при создании высказываний.

Уметь замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи.

 

 

 

Редактирование текста.

упр. 371

 

 

 

88

Р.р.  Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

1

Редактирование текста.

упр. 376

самостоят. работа

 

 

 

 

 

 

 

89

Союз как часть речи.

1

Обобщение всех сведений о союзе как части речи; совершенствование умения опознавать союзы в предложении; составление схем предложений, оформление их пунктуационно.

Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении.

Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять схемы.

Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» презентация

32\ упр.384

 

 

 

90

Разряды союзов.

 

1

Различение разрядов союзов (сочинительные и подчинительные) и типов предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное).

Знать классификацию  союзов по строению (простые и сложные);  по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов.

Уметь определять вид союза по строению и значению, тип предложений, составлять предложения по заданным схемам; различать сочинительные и подчинительные союзы; проводить морфологический разбор союза.

Тест

Осложненное списывание презентация

упр. 388

 

 

 

91

Сочинительные союзы.

 

1

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

упр. 390

 

 

 

92

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

1

Составление предложений по схемам.

упр.395

самостоят. работа

 

 

93

Правописание союзов.

 

1

Правописание  союзов тоже, чтобы, также, зато. Отличие их от наречий и местоимений с частицей.

Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи;  отличать союзы от наречий и местоимений с частицей (что бы, так же, за то, то же и т. п.);  применять на письме изученные орфографические правила.

Осложненное списывание

33\ упр.400

 

 

 

94

Правописание союзов и омонимичных им слов.

1

Выполнение упражнений

упр.401 (3,4)

 

 

 

95

Правописание союзов.

1

Составление предложений по схемам.

упр.403

 

 

 

96

Употребление союзов в простых предложениях.

 

1

Роль союзов в простом и сложном  предложении.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. 
Иметь представление о союзных словах, их роли в СПП и отличии от подчинительных союзах.

Тренинг, упражнения

34\ упр.408

словарный диктант

 

 

97

Употребление союзов в сложных предложениях

1

Тренинг, упражнения

упр.413

 

 

 

98

Обобщающий урок по теме «Союз».

1

Систематизация

и обобщение знаний о союзах

Знать морфологические признаки союза, основные орфограммы, изученные в разделе “Союз”; словарные слова, изучаемые в разделе “Союз”.

Уметь определять роль союзов в предложении.

Тренинг, упражнения презентация

упр. 416

тест

 

 

99

Зачет по теме «Союз».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Наречие».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

32-34\

тест

 

 

100

Контрольный диктант № 8 по теме «Союз».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Контроль знаний

 

контрольн. диктант

 

 

101

Р.р. Описание внешности человека.

1

Описание внешности человека – деловое и художественное.

Уметь отбирать признаки для делового и художественного описания; строить текст, со значением описания внешность человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи),

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

упр. 423

 

 

 

102

Р.р. Описание внешности человека.

1

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

35\ упр. 437

 

 

 

103

Р.р. Подготовка к изложению с элементами  описания внешности.

1

Подготовка к изложению

Уметь писать изложение, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи.

изложение

 

 

изложение

 

 

104

Р.р. Изложение с элементами  описания внешности.

1

Написание изложения.

Уметь писать изложение, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи.

 

изложение

 

 

изложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

105

Частица как часть речи.

1

Особенности частицы как служебной части речи.

Отличие частицы от других служебных частей речи.

Знать признаки частицы как части речи,  роль частицы в предложении и при образовании форм слова.

Уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, предающими разные оттенки значения; отличать частицу от других единиц служебных частей речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. презентация

36\ упр.447

 

 

 

106

Разряды частиц.

1

Разряды частиц: модальные, отрицательные, формообразующие.

Знать разряды частиц.

Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами.

Объяснительный диктант.

 

36\упр.449

 

 

 

107

Морфологический разбор частиц.

1

Морфологический разбор частиц.

Знать порядок морфологического разбора частиц.

Уметь проводить морфологический разбор частиц.

Составление текста с употреблением частиц.

упр. 451

самостоят. работа

 

 

108

Правописание частиц бы, ли, же,   -то, -ка.

1

Раздельное написание частиц бы, ли, же,  дефисное написание частиц -то, -ка.

Знать о дефисном написании частиц -то,     -ка, раздельном написании частиц бы, ли, же.

Уметь применять изученные орфографические правила. Совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же.

Выполнение упражнений

37\ упр.454

 

 

 

109

Правописание  частиц не и ни.

 

1

Разграничение частиц не, ни.

Определение смысла положительных и отрицательных предложений с частицей не

Знать правила написания частиц не, ни понятие о двойном отрицании;  понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.

Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. презентация

37\ упр.456

 

 

 

110

Правописание частиц не и ни.

1

Выполнение упражнений

37\ упр.460

 

 

 

111

Употребление в речи частиц не и ни.

1

Употребление в речи частиц не и ни.

Уметь употреблять частицы не и ни в речи, учитывая их значения.

 

упр.463

тест

 

 

112

Различение частиц и приставок не и ни.

1

Правописание не и ни с разными частями речи.

Знать и применять правила, регулирующие написание не и ни с разными частями речи.

Уметь различать краткие прилагательные и краткие причастия.

Самостоятельная

работа

упр. 465 (2)

самостоятработа

 

 

113

Употребление частиц в речи.

1

Роль частиц в речи и художественном тексте.

Уметь объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов.

Составление текста с употреблением в нем частиц.

38\ упр.470

 

 

 

114

Употребление частиц в речи.

1

Составление текста с употреблением в нем частиц.

упр. 476

 

 

 

115

Произношение предлогов, союзов, частиц.

1

Правила ударения в предлогах, союзах и частицах.

 

Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах и частицах.

Уметь правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы и частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей.

Работа с орфоэпическим словарем.

39\ упр.479

 

 

 

116

Обобщающий урок по теме «Частица».

1

Систематизация

и обобщение знаний о частицах.

Знать морфологические признаки частицы, основные орфограммы, изученные в разделе “Частица”; словарные слова, изучаемые в разделе “Частица”.

Уметь определять роль частиц в предложении.

тест презентация

упр. 483

тест

 

 

117

Зачет по теме «Частица».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Частица».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

36-39

тест

 

 

118

Контрольный диктант № 9 по теме «Частица».

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

 

Контрольный диктант

 

контрольн. диктант

 

 

 

 

 

 

 

119

Междометия.

1

Языковые особенности междометий. Роль междометий в речи. Совершенствование навыков выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий.

Уметь определять роль междометия в высказывании;  применять пунктуационные правила, конструировать предложения

с междометиями.

Образование слов разных частей речи от междометий

 

40\ упр.488

 

 

 

120

Междометия и звукоподражательные слова.

1

Звукоподражательные слова, их роль в речи.

Уметь опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

упр. 500

 

 

 

121

Омонимия  слов разных частей речи.

1

Различение омонимичных слов разных частей речи.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа.

Тренинг, упражнения

41\ упр.510

 

 

 

122

Омонимия  слов разных частей речи.

1

Тренинг, упражнения

упр.514

самостоят. работа

 

 

123

Р.р. Характеристика человека.

1

Краткая (строится по типу описание предмета) и полная (рассуждение) характеристика человека. Деловая (информативная речь) и художественная характеристика Изобразительная речь. Роль характеристики в художественном произведении.

Знать особенности краткой и полной, деловой и художественной характеристики.

Уметь анализировать тексты делового и художественного стилей, создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация)

Работа с  текстом

42\ упр.525

 

 

 

124

Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту К.И. Чуковского « О Чехове».

1

Подготовка к сжатому изложению.

Уметь отбирать материал для сжатого изложения.

изложение

упр.522

изложение

 

 

125

Р.р. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского « О Чехове».

1

Написание сжатого изложения.

 

 

Уметь писать сжатое изложение.

изложение

 

изложение

 

 

 

 

 

 

 

126

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия».

1

Повторение сведений по фонетике и орфоэпии.

Знать характеристики звуков, порядок фонетического разбора слова.

Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слова,  работать с орфографическим и орфоэпическим словарем.

Работа с учебником, составление таблицы

 упр. 530

тест

 

 

127

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия».

 

 

 

128

Повторение по теме «Состав слова и словообразование»

1

Повторение сведений по морфемике и словообразованию.

Знать состав слова, способы словообразования.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов.

Тренинг, упражнения

упр. 540

 

 

 

129

Повторение по теме «Лексика»

1

Повторение сведений по лексике и фразеологии.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, фразеологизмы.

Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова.

Работа с учебником, составление таблицы

 

 

 

 

 

Упр 552

тест

 

 

130

Повторение по теме «Фразеология».

1

 

 

131

Итоговый контрольный диктант № 10.

 

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими, пунктуационными и грамматическими навыками на уровне ОС.

урок контроля

упр.557

Контрольный диктант

 

 

132

Повторение по теме «Морфология: самостоятельные части речи».

1

Повторение сведений по морфологии и синтаксису.

Знать основные понятия раздела.

Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы.

Диктант «проверяю себя», работа по карточкам

упр. 562

 

 

 

133

 

Повторение по теме «Морфология: служебные части речи».

1

 

 

134

Повторение по теме  «Синтаксис».

1

Проверочный диктант.

упр.568

тест

 

 

135

Повторение по теме  «Орфография».

1

Повторение сведений по орфографии и пунктуации.

Знать понятие «орфограмма». Соблюдать правописные и пунктуационные нормы.

Уметь применять изученные орфограммы; применять изученные пунктуационные правила на письме.

 Работа с опорным конспектом

упр. 588

тест

 

 

136

Повторение по теме  «Пунктуация».

1

 

 

137

Итоговая контрольная работа № 11 за курс 7 класса.

1

Определение  уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими, пунктуационными и грамматическими навыками на уровне ОС.

урок контроля

 

контрольн. работа

 

 

138

Анализ итоговой работы.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

работа по карточкам

Упр.591

 

 

 

139

Р.р. Повторение по теме  «Стили и типы речи».

1

Повторение изученного в разделе «Речь» (стили, типы речи, строение типовых фрагментов текста)

Знать понятия, изученные в разделе «Речь»: стили и типы речи, прямой и  обратный порядок слов, последовательная (цепная) и параллельная связь предложений в тексте и др. 

Работа с текстами разных типов и стилей речи

 

 

 

 

140

Р.р. Повторение по теме  «Стили и типы речи».

 

 

 

Работа с текстами разных типов и стилей речи