Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

(ЧТЕНИЕ) – 9кл.

Учебная программа по чтению и развитию речи в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся

  1. Приказа от 10.04.2002г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
  2. Постановления РФ от 13.03.2001г. приказ № 196 «Об утверждении Типового положения образовательного учреждения».
  3. Постановления Правительства от 12.03.1997г. приказ № 288 «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении».
  4. Министерства образования и науки РФ примерных программ по русскому языку, допущенных Министерством образования РФ (программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Сборник в двух томах.- М, Владос, 2000 и с учетом учебного плана МОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Чтение  как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет практическую направленность.

 

 

 

ЦЕЛЬ : развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и

понимание, осмысление и пересказ содержания художественных

произведений.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая

объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию

художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к

тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь

естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,

выборочно, от лица различных героев произведения

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на

основе произведений художественной литературы (их содержание

позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека

в обществе)

 

 

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

 

 

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка

 

 

В данной программе преобладают требования: назвать, показать,

определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и

методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

 Программа предусматривает различные формы и способы проверки и

контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление

соответствия, ответы на вопросы.

 Программа предполагает систематическое чтение текстов

художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ,

различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

 Программа включает в себя художественные произведения русской и

зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло,

жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и

человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

 Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие,

понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на

развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать

полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной

жизни.

 Обучение построено на принципах: принцип коррекционной

направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей

направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип

наглядности в обучении, принцип индивидуального и

дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От

класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу

чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким

предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с

коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают

приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению

семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более

разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения,

применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов,

мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Внеклассное чтение

(1раз в месяц)

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя)

 

 

 

  1. 3. Содержание предметного курса.

Тема

 

Цели

Часы

1

 

 

Устное народное творчество

 

1.1  Устное народное творчество

 

1.2  Русские народные песни

       «Колыбельная»

 

1.3  «За морем синичка…»

 

1.4  Былина  «На заставе                                                                                                       богатырской»

 

1.5  Сочинение по картине

      В. М. Васнецова «Богатыри»

 

1.6  «Сказка про Василису   Премудрую»

 

1.7  Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

 

1.8  Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

 

1.9  Изложение «Осень»

Познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества — сказками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, загадками

 

10 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

2 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

2

Из произведений русской литературы 19 века

 

В. А. Жуковский

 

2.1  Творчество и биография

         В. А. Жуковского

 

2.2   В. А. Жуковский «Три пояса»

 

2.3  Отзыв на сказку по плану

 

 

 

 

 Познакомить учащихся с творчеством и биографией  поэтов и писателей 19 века, с содержанием их  произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания.

 

 4 ч.

 

 

 

 

1 ч.

 

2 ч.

 

 

1 ч.

 

 

3

 

 

И. А. Крылов

 

3.1  Творчество и биография

        И. А. Крылова

 

3.2  И. А. Крылов «Кот и повар»

 

 

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

4

А. С. Пушкин

 

4.1  Творчество и биография

        А. С. Пушкина

 

4.2  А. С. Пушкин «Руслан и                                 Людмила»

 

4.3  А. С. Пушкин «Барышня-           крестьянка»

 

4.4  Работа по картине

       И Левитана «Золотая осень»

 

4.5  Викторина по произведениям                  А. С. Пушкина

 

4.6  Обобщающий урок

 

 

 

 

11 ч.

 

1 ч.

 

 

4 ч.

 

3 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

5

М. Ю. Лермонтов

 

5.1  Творчество и биография

      М. Ю. Лермонтова

 

5.2  М. Ю. Лермонтов

       « Тучи»

 

5.3  М. Ю. Лермонтов     

       «Баллада»

 

5.4  М. Ю. Лермонтов

       «Морская царевна»

 

 

4 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

6

Н. В. Гоголь

 

6.1  Творчество и биография

       Н. В. Гоголя

 

6.2  Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

 

6.3  Работа по картине

       А. И. Куинджи    «Украинская ночь»

 

6.4  Вн. чтение «Вечера на хуторе         близ Диканьки»

 

6 ч.

 

1 ч.

 

 

 

3 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

7

Н.А. Некрасов

 

7.1  Творчество и биография

        Н.А. Некрасова

 

7.2    Н.А. Некрасов «Рыцарь на            час»

 

7.3  Н.А. Некрасов

      «Саша»

 

7.4  Вн. чтение «Мать»

        Н. А. Некрасов

 

 

 

 

4 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

8

А. А. Фет

 

8.1  Творчество и биография

       А. А. Фета

 

8.2    А. А. Фет «На заре ты её не   буди»

 

8.3  А. А. Фет

      «Помню я ...»

 

8.4             Внеклассное занятие                   «Гадания»

 

8.5             А. А. Фет «Это утро...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

  1

 

 

Из произведений русской литературы 20 века

 

А. П. Чехов 

 

1.1 Творчество и биография

     А. П. Чехова

 

1.2 Сочинение «Пушкин в Михайловском»

 

1.3    А. П. Чехов    «Злоумышленники»

 

1.4  А. П. Чехов «Пересолил»

 

1.5  Вн. чтение «Рассказы

        А. П.  Чехова»

 

 

 

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 20 века, с      содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания

 

 

 

 

 

 

5 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

2

М. Горький

 

2.1  Творчество и биография

        М. Горького

 

2.2   М. Горький «Песня о Соколе»

 

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

3

В. В. Маяковский

 

3.1  Творчество и биография

         В. В. Маяковского

 

3.2  «Необычайное приключение,   бывшее с В. Маяковским летом на              даче»

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

4

М. И. Цветаева

 

4.1  М. И. Цветаева «Красной    кистью»

 

4.2  М. И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

 

 

 

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

5

 

К. Г. Паустовский

 

5.1  Творчество и биография

 К. Г. Паустовского

 

5.2  К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»

 

 

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

6

С. А. Есенин

 

6.1  Творчество и биография

С. А. Есенина

 

6.2  С. А. Есенин «Нивы сжаты...»

 

6.3  С. А. Есенин  «Собаке Качалова»

 

 

 

 

3 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

7

М. А. Шолохов

 

7.1  Творчество и биография

М. А. Шолохова

 

7.2    Сочинение «Когда я болен»

 

7.3    М. А. Шолохов «Судьба человека»

 

7.4    Изложение по плану  « Побег из плена»

 

7.5   Вн. чтение М. А. Шолохов

 

 

6 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

8

Е. И. Носов

 

8.1  Творчество и биография

Е. И. Носова

 

8.2  Е. И. Носов «Трудный хлеб»

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

9

 

Н. М. Рубцов

 

9.1  Творчество и биография

Н. М. Рубцова

 

9.2  Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»  

 

9.3  Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

 

9.4  Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

 

9.5  Н. М. Рубцов «Зимние песни»

 

 

 

 

 

5 ч.

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

10

 Ю. И. Коваль

 

10.1  Творчество и биография

Ю. И. Коваля

 

10.2  Ю. И. Коваль

 « Приключения Васи Куролесова»

 

10.3  Вн. чтение. 

Ю. И. Коваль

 

10.4  Работа по картине

 А. Саврасова «Грачи прилетели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ч.

 

1 ч.

 

 

4 ч.

 

 

1 ч

 

1 ч.

 

 

 

  1

Из произведений зарубежной литературы

 

 

Р. Л. Стивенсон

 

1.1  Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

 

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей зарубежной литературы, с      содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания

 

1 ч.

 

 

 

 

 

1 ч.

 

   2

 

Э. Сент-Томпсон

 

2.1  Творчество и биография

Э. Сент-Томпсона

 

2.2  Э. Сент-Томпсон «Снап»

 

 

 

 

 

4 ч.

 

1 ч.

 

 

3 ч.

3

Жюль Верн

 

3.1  Вн. чтение

Жюль Верн «Таинственный остров»

 

2 ч.

4

Д. Даррелл

 

4.1  Творчество и биография

Д. Даррелла

 

4.2  Д. Даррелл «Живописный жираф»

 

 

 

 

3 ч.

 

1 ч.

 

 

3 ч.

5

Повторение

 

5.1  Повторение по теме «Устное народное творчество»

 

5.2  Вн. чтение

«Сказки народов мира»

 

5.3 Повторение по теме

« Произведения русской литературы 19 века»

 

5.4  Повторение по теме «Произведения русской литературы 20 века»

 

5.5  Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»

 

 

5 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

Викторина по

произведениям

 

1 ч.

 

 

Сочинение «Ежели вы вежливы»

 

 

1 ч.

 

Изложение «Бегство в Египет»

 

1 ч.

 

 

Обобщающий урок

 

 

1 ч.

 

    Итого

 

 

102 ч.

 

 

  1. Тематический план.

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Устное народное творчество.

-

9

2

Произведения русской литературы 19 века.

-

47

3

Произведения русской литературы 20 века.

-

36

4

Произведения зарубежной литературы.

-

10

 

Итого:

102

102

 

 

 

5.Календарно-тематическое планирование.

1четверть- 25 ч.

Тема урока

дата

Средства обучения

К/час.

 

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Вид контроля

Домашнее задание

 

 

 

1 уровень

2 уровень

 

 

1

Устное народное творчество.

 

Тексты.

1

Дать понятие устного творчества.

Уметь воспринимать на слух. Пересказывать. Отвечать на вопросы

Объяснение смысла непонятных слов

Подбор произведений в библиотеке.

2

Русская народная сказка»Самое дорогое»

 

Картины русского быта

1

 

 

Дать понятие «зачин, концовка, повторы, сказки волшебные, бытовые, о животных.                                        Сказка – отражение мировоззрения народа ,его мечты о будущем.

Чтение по ролями пересказ. Составление плана.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Ответы на вопросы

Чтение по ролям, подробный и выборочный пересказ.

3

Русская народная песня «Смерть Степана Разина»

 

Фонограмма русской народной песни

1

Понятие «песня, былина, гусли, гусляр»

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение

Выразительное чтение

Выразительное чтение.

4

О былинах. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

 

Картина «Богатыри»

1

 

Понятие «быль, былина».

Характеристика поступков героев

Выразительное чтение

Чтение и пересказ

Вопросы к тексту. Выразит чт.

5

Обобщение по теме «Устное народное творчество»

 

 

1

Понятие борьбы добра и зла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по памяти русских и хакасских пословиц и поговорок.

Подобрать в библиотеке русские и хакасские пословицы и поговорки.

6

Внеклассное  Чтение (1)                   Басня. О баснях. Сравнение русской басни и хакасской басни.

 

Тексты хакасских басен, картины хакасских народных инструментов.

1

Сравнить достоинства русских и хакасских басен.

 

 

 

Выразит чт.басни

7

И.А.Крылов. Басня «Волк и ягненок»

 

Портрет писателя

1

 

Понятие басни, побасенки, баснописец, басенник.

Пересказ, ответы на вопросы

Описание событий по иллюстрации.

Заучивание наизусть. Выразительное чтение.

Чтение, пересказ. Ответы на вопросы

8

И.А. Крылов Басня «Волк и кот»

 

 

1

Понятие гиперболы, переноса человеческих качеств на животных.

Умение характеризовать образы героев, делать выводы.

Выразит. Чт. Ответы на вопросы.

Описание

Выразит. Чт по ролям.

9

 

А. С. Пушкин.- биографические сведения.

 

Портрет писателя

1

 

А. С .Пушкин –гений русского народа.

Пересказ биографических данных.

Составление словесного портрета А. С. Пушкина.

Пересказ биографических сведений.

Чтение и пересказ.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

 

 

1

Понятия вещий, вещун, вещать, извещение.

Умение выделять изобразительно – выразительные средства.

Выборочное чтение по вопросам.

Выразительное чтение, беседа.

Выразит. Чт.стр.

10

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

 

 

1

Понятия вещий, вещун, вещать, извещение.

Выборочное чтение

Внимание к слову

Выборочное чтение

Выразительное чтение стр.

11

А. С. Пушкин «Дубровский»

 

Непонятные слова (архаизмы)

10

Понятия чести, справедливости.

Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.

Пересказывать прочитанное.Объяснять поступки героев, делать выводы.

Выборочное чтение

Стр.

12

 

Стр.

13

Стр.

14

Стр.

15

Стр.

16

Стр.

1718

Стр.

19

Стр.

20

Стр.

21

Внеклассное чтение(2) Мифы народов Мира. «Геракл»

 

 

1

 

 

 

 

 

22

М. Ю. Лермонтов – биографические сведения

 

Портрет поэта

1

 

Трагическое и патриотическое в жизни поэта.

Пересказ биографических данных.

Составление словесного портрета М Ю. Лермонтова..

Краткая характеристика эпохи. Гибель гения России.

Чтение, пересказ

23

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

 

Красная книга Хакасии.

1

 

Философский подтекст стихов. Охрана окружающей среды, взаимосвязь явлений природы и человека.

Беседа – диспут «Добрый ли ты друг природе?»

Ответы на вопросы.

 

Выразительное чтение

24

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Поэма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Мцыри – «неслужащий монах».Язык произведения, Эпитеты, сравнения, слова и выражения, употребленные в переносном значении.

Пересказ. Что увидел Мцыри в монастыре?

Ответы на вопросы.          Что увидел Мцыри на воле?

Текущий. Ответы на вопросы.

Стр.

25

Стр.

 

Стр                         Выучить наизусть понравившийся отрывок.

                           

 

2- четверть

№  п/п

Тема урока

Дата проведения

Средства обучения

 

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Вид контроля

д/З

1 уровень

2 уровень

1

Н. В. Гоголь – биографические сведения.

 

Портрет поэта

1

 

Краткие биографические данные. Начало поэтического пути.

Знать основные этапы жизни и творчества.

Ответы на вопросы по биографии.

Пересказ биографичес -ких сведений.

 

2

Н. В. Гоголь «Нос»

 

Картины старинного быта на Руси.

2

Философское и смешное в произведениях Гоголя

Составление плана, озаглавливание каждой части, пересказ по собственному плану. Нарисовать рисунок к рассказу.

Озаглавить каждую часть, пересказать понравившуюся.

Краткий пересказ части.

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

Внеклассное чтение (3). Рассказы М.М.Зощенко «Царские сапоги»

 

Иллюстра ции к произведе нию.

1

 

Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

 

7

И.С. Тургенев – биографические сведения                        Рассказ «Русский язык».

 

Портрет поэта.

1

 

Патриотизм И. С. Тургенева.                        Отношение к русскому языку.

Знать основные этапы жизни и творчества.

Ответы на вопросы по биографии.

Пересказ биографичес- ких сведений.

 

8

И. С. Тургенев «Воробей»

 

Высказывания о любви.

1

Философское в произведениях И. С. Тургенева.

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

Наизусть.    Выразительное чтение.

 

9

И. С. Тургенев  «Капля жизни»

 

 

1

Философское в произведениях И.С. Тургенева.

Составление плана. Пересказ по составленному плану. НАРИСОВАТЬ СЛОВЕСНЫЙ РИСУНОК К РАССКАЗУ.

Ответы на вопросы.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

10

И.С. Тургенев                 «Весенний вечер»

 

 

1

Философское в произведениях И. С. Тургенева.

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

Наизусть.   Выразительное чтение.

 

11

Н. А. Некрасов -             биографические сведения.

 

Портрет поэта.

1

 

Истоки любви к родине, материв творчестве поэта.

Знать основные этапы жизни и творчества.

Ответы на вопросы по биографии.

Пересказ биографичес- ких сведений.

 

12

Н. А. Некрасов              «Железная дорога

 

 

1

Понимание ситуации в стране на момент написания произведения.

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

13

Н. А. Некрасов «Мать»

 

 

1

 

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

14

Внеклассное чтение (4)     А. С. Есенин -                  стихотворения.

 

 

1

Многообразие изобразительно – выразительных средств в произведениях          С. Есенина.       Любовь к Родине.

Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

 

15

Л. Н. Толстой -               биографические сведения.

 

Портрет поэта.

1

 

Л. Толстой – гений

Знать основные этапы жизни и творчества.

Ответы на вопросы по биографии.

Пересказ биографичес- ких сведений.

 

16-17

Л. Н. Толстой «Детство» - «Мама»

 

Иллюстрации старого быта: мебель, одежда, внешний вид.

2

Особенности языка писателя для изображения отношений между матерью и детьми.

Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.

Пересказывать прочитанное, объяснять поступки, делать выводы.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

18-19

Л. Н. Толстой «Детство» - «Детство»

 

 

2

Атмосфера любви, добра, внимания, понимания в семейных отношениях.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.

Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.

 

 

20

Л. Н. Толстой «Бедные люди»

 

Иллюстрации по теме.

1

Понятия: жестокость, нищета, безысходность, милосердие, сострадание.

Определять главную мысль рассказа, главные нравственные качества бедных людей.

Чтение.                       Ответы на вопросы.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

21

А. П. Чехов – биографические сведения.

 

Портрет поэта.

1

 

А. П. Чехов – великий писатель, врач и врачеватель души.

Знать основные этапы жизни и творчества.

Ответы на вопросы по биографии.

Пересказ биографических сведений.

 

22

А. П. Чехов «Переполох»

 

 

1

Понятия: приживал, бесправие, произвол, гувернантка, гувернер.  Отношения между классами.

Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.

 

Текущий. Ответы на вопросы.

 

23-24

А. П. Чехов  «Радость»

 

 

2

Юмор и сатира в произведении. Понятия маленький человек, порок.

Уметь характеризовать образы героев, делать выводы.

Пересказ.                     Ответы на вопросы.

Текущий. Ответы на вопросы.

 

                         

                                              

3- четверть

 

Тема

Дата

Средства

 

Основное содержание

                         Планируемый уровень усвоения

 

Задание на дом

          1 уровень                                        2 уровень

1

А. И. Куприн – биография.

 

Портрет писателя.

1

Понятия: эмиграция, тоска по Родине, вера в счастье народа.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

С.  136

2

А. И. Куприн.

Рассказ  «Тапёр»

 

 

1

Понятия: тапёр, горничная, привилегия, парадное, маэстро, официальный случай.

 

Составление плана , озаглавливание каждой части. Пересказ по составленному плану. Нарисовать словесный рисунок к рассказу.

Озаглавить каждую часть, пересказать понравившуюся, нарисовать рисунок.

С. 136-143

 

3

А. И. Куприн.

Рассказ  «Тапёр»

 

 

1

Образ жизни старой Москвы.

Пересказ по составленному плану.

Пересказ по составленному плану.

С. 143-147

4

Внеклассное чтение (5)

  Рассказы А. И. Куприна.

 

 

1

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

5

И. А. Бунин – биография.

 

Портрет писателя.

1

Эмиграция, отличное знание русского языка, его тонкостей.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

С. 148

6

И. А. Бунин.

Рассказ   «Танька»

 

 

1

Сиротство, голод, помещик, голодающие, крепостной.

Создание устных высказываний.

Ответы на вопросы по содержанию.

С. 148-151

7

И. А. Бунин.

Рассказ  «Танька»

 

 

1

Быт крестьянской семьи. Быт барской семьи.

Составление плана, озаглавливание каждой части, пересказ по составленному плану. Словесный рисунок к рассказу.

Озаглавить каждую часть, пересказать понравившуюся, нарисовать рисунок.

С. 151-154

8

И. А. Бунин – стихи: «Нет солнца…», «Вечер» (дополнительный материал).

 

 

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема стихов.

Выразительное чтение, сравнение изображения,

выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

С. 154 -157.

9

 

 

 

С. А. Есенин – биография.

 

Портрет писателя.

1

Происхождение поэта, «певец земли русской…»

Знать основные этапы жизни и творчества, творческие пристрастия поэта.

Отвечать на вопросы по биографии.

С. 158-159

10

С. А. Есенин

«Песок сыпучий по колени», «Ночь», «Разгулялась вьюга».

 

 

1

Художественные приёмы здания образов.

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Выразительное чтение.

С. 159-160

11

С. А. Есенин

 «Письмо матери».

 

 

1

Художественные приёмы создания образов.

Уметь видеть в тексте художественные приёмы создания образов.

Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.

С. 161-162

12

С. А. Есенин

 «Анна Снегина».

 

 

1

Художественные приёмы создания образов.

Уметь видеть в тексте художественные приёмы создания образов.

Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.

С. 162-165

 

Внеклассное чтение (6) Н.А.Некрасов «Дедушка»

 

 

 

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

13

Н. А. Островский – биография.

 

Портрет писателя.

1

Происхождение поэта, взгляды на жизнь, детство.

Знать основные этапы жизни и творчества, особенности языка.

Отвечать на вопросы по биографии.

 

14-18

Н. А. Островский

«Как закалялась сталь»

 

 

2

Тема героев и героизма в произведении. Понятия: долг, сила духа, целеустремлённость.

Уметь подобрать заголовок к части, найти объяснение в рассказе, подтвердить примерами из текста.

Чтение, ответы на вопросы.

 

19

В. Ф. Тендряков – биография.

 

Портрет писателя.

1

Происхождение писателя, взгляды на жизнь, детство.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

 

20-22

В. Ф. Тендряков.

Рассказ 

«Хлеб для собаки»

 

 

2

Понятия: доброта, душевность – душа.

Характеристика героев, написание небольшого рассказа на тему «».

Выразительное чтение.

 

23

К. Г.  Паустовский – биография.

 

Портрет писателя.

1

Происхождение писателя, взгляды на жизнь, детство.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

 

24-25

К. Г.  Паустовский

«Тёплый хлеб» - сказка.

 

 

2

Выяснение темы произведения, задачи, которую ставил и решал автор.

Выразительное чтение, указание выразительных средств, нахождение примеров, которые говорят о доброте и отзывчивости людей. Составление плана пересказа , используя заголовки  и иллюстрации.

Выразительное чтение под руководством учителя.

 

26

К. Г.  Паустовский – рассказы и сказки.

 

 

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема произведений.

Составление плана пересказа, используя заголовки  и иллюстрации.

Выразительное чтение под руководством учителя.

 

27

М. М. Зощенко – биография.

 

Портрет писателя.

1

Происхождение писателя, взгляды на жизнь, детство.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

 

28-29

М. М. Зощенко.

Рассказ  «Любовь»

 

 

2

Понятия о сатире, юморе, смешном и грустном в жизни и произведениях.

Выразительное чтение

Пересказать  близко к тексту.

Выразительное чтение под руководством учителя.

 

30-31

М. М. Зощенко.

Рассказы  «Калоша» Встреча»

 

 

2

Чтение, осмысление идеи, сути произведения. Выделение приёмов писателя для создания образов и ситуаций.

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства произведения.

Выразительное чтение.

 

32

Внеклассное чтение (7) Оскар Уайльд «Мальчик-Звезда»

 

 

1

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

                         

 

 

 

 

IV-четверть

 

Тема

Дата

Средства

 

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Задание на дом

 

1 уровень

2 уровень

 

1

В. М. Шукшин – биография.

 

Портрет писателя.

1

Знать основные этапы жизни и творчества, Отвечать на вопросы по биографии.

Пересказ биографических данных.

Составление словесного портрета

В.  М. Шукшина.

С. 200

 

2 – 3

В. М. Шукшин.

Рассказ  «Стенька Разин»

 

 

2

Философский смысл произведений Шукшина. Отношение к героям, выраженное в слове.

Умение составлять характеристику героев. Работа с диалогами.

Выборочное чтение по вопросам. Работа с диалогами.

С. 200-202

С. 202-204

С. 205-209

 

4

А. А. Ахматова – биография. «Мужество»

 

Портрет писателя.

1

Тема войны в стихах Ахматовой. Рассказ о блокаде Ленинграда.

Уметь видеть в тексте художественные приёмы создания образов.

Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.

С. 167

 

5

А. А. Ахматова

 «Щели в саду вырыты»

 

 

1

Тяжёлая доля блокадников Ленинграда. Особенности влияния  поэзии на жизнь, человека. Особенности ИВС.

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Участвовать в диалоге.

Отвечать на вопросы.

С. 167-168

 

6

Внеклассное чтение (8) Ф.Искандер «Запретный плод»

 

 

1

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

 

7

В. В. Быков – биография.

 Рассказ «Альпийская баллада»

 

Портрет писателя.

1

Тема войны: человек и подвиг, человек и долг, человек и любовь.

Пересказ биографических данных.

Уметь делать выводы, доказывать своё мнение.

Уметь полно и кратко отвечать на вопросы.

С. 210-213

 

 

8

В. В. Быков.                       Рассказ «Альпийская баллада»

 

 

1

Составление характеристики: внешняя и духовная красота человека

Умение анализировать и обосновывать суждения по теме произведения.

Умение отвечать на вопросы по теме, пересказывать выборочно.

С. 213-215

 

9

А.  И. Приставкин – биография. Рассказ «Рогожский рынок»

 

Портрет писателя.

1

Раскрытие особенностей изображения человеческих слабостей и недостатков

Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.

Пересказывать прочитанное, объяснять поступки, делать выводы.

С. 217-218

 

10

А.  И. Приставкин.                       Рассказ «Рогожский ынок»

 

 

1

Озаглавливание частей. Составление ответов на вопросы.

Знать основные этапы жизни и творчества, влияние собственного опыта на выбор тематики произведений.

 

Пересказ, ответы на вопросы.

С. 218-223

 

11

. А. Заболоцкий – биография. Стихотворение «Журавли»

 

Портрет писателя.

 произведений

1

Работа над образными выражениями

Знать основные этапы жизни и творчества, влияние собственного опыта на выбор тематики.

Пересказ, ответы на вопросы.

С. 188-189

12

В.  П. Астафьев – биография. Сборник рассказов «Затеси». Рассказ «Хвостик»

 

Портрет писателя.

1

Язык произведения, социальные источники народного быта.

Знать основные этапы жизни и творчества, влияние собственного опыта на выбор тематики произведений.

Пересказ, ответы на вопросы.

С.224-226

 

13

В.  П. Астафьев – биография. Сборник рассказов «Затеси». Рассказы «Костёр возле речки», «И милосердия…»

 

 

1

Внимание к слову. Смысловое понимание рассказа. Пересказ.

Учить озвучивать собственное отношение к прочитанному тексту.

Учить ориентироваться в пространстве и времени.

Учить озвучивать собственное отношение к прочитанному тексту.

 

С.226-228

 

14

Ф.  А. Искандер – биография.

 Рассказ «Сердце»

 

Портрет писателя.

1

Краткие биографические данные. Работа по вопросам.

 

Знать основные этапы жизни и творчества, влияние собственного опыта на выбор тематики произведений.

 

Пересказ, ответы на вопросы.

С.229-232

 

15

Ф.  А. Искандер.                        Рассказ «Сердце»

 

 

1

Пересказ с элементами выражения собственного мнения.

 

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций.

Учить оценивать поступки главного героя с нравственных позиций.

С. 233-238

 

16

Л.  К. Татьяничева.

 Рассказы «Хлеб», «Овчарка»

 

Портрет писателя.

1

Что такое «Человек с большой буквы».

 Работа с пословицей:

Дерево узнают по плодам, а человека  - по делам.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в структуре произведения.

Пересказ, ответы на вопросы.

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

Л.  К. Татьяничева. Рассказ «Белая лебедь и её друзья»

 

 

1

Пересказ с элементами ыражения собственного мнения.

 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения, аргументировано отстаивать свою.

Уметь ориентироваться в логических частях текста.

 

 

18

Л.  К. Татьяничева.

Рассказ «Сыновний подарок»

 

 

1

Внимание к слову. Смысловое понимание рассказа. Выборочное чтение и  пересказ.

Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы.

Уметь отличать хорошие и плохие поступки.

Уметь выразительно читать, понимая содержание прочитанного.

 

 

19

С. С. Гейченко.

«Пушкиногорье»

 

Портрет писателя.

1

Тема Родины и малой Родины. Знакомство с великими личностями страны, их ролью в истории, литературе.

Знать историческую основу событий произведения.

Уметь находить в тексте ключевые слова.

 

 

20

А.  И. Пантелеев.

 «Настенька»

 

Портрет писателя.

1

 

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в структуре произведения.

Пересказ, ответы на вопросы.

 

 

21

А. И. Пантелеев.

Сказка «Две лягушки»

 

 

1

Анализ сказки. Поднятые в сказке проблемы.

Уметь осмысливать роль и значение произведения для читателя.

Уметь понимать и объяснять авторскую позицию.

 

 

22

Ю.  И. Коваль.

 «Лес, лес, возьми мою глоть!» «Про них» «Сирень и рябина»

 

Портрет писателя.

1

Деление на части.

Пересказ по частям. Отношение к  рассказу.

Уметь видеть в тексте художественные приёмы создания образов.

Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.

 

 

23

Внеклассное чтение (9) Р.П.Погодин «Тишина»

 

 

1

Чтение, обсуждение, анализ выбранных произведений. Работа над образными выражениями

Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

 

 

24

Повторение.

 

 

1

 

 

 

 

 

    

 

                                     

                                                Всего: 102ч.