Рабочая программа по литературе 7 класс

  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа  регламентируется  следующими документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);-приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);

-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189                    (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

ской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

- Примерная программа ООПООО «Малышенская СОШ» «Черемшанская ООШ»

 

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Ø формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • Ø обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • Ø развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

                              

           

  1. Планируемые результаты освоения предметного курса.

 

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

 

 

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

 

Выпускник научится:

  1. Запоминать авторов и содержание изученных художественных произведений.
  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
  3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
  4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
  8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
  3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
  6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
  7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
  9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

 

3.Содержание тем учебного курса.

Введение 1ч.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 6ч.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц ипоговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3ч.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   НравственныезаветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА 2ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА 29ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическоеигуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА 20ч.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского игородского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное ввосприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 6ч.

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

  1. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

  1. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

  1. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

  1. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

 

 

 

4.Тематическое  планирование

 

Содержание

Кол-во часов

Введение. Читайте не торопясь

1

Устное народное творчество

6

Древнерусская литература

3

Литература XVIII века

2

Литература XIX века

29

Литература XX века

20

Зарубежная литература

6

Итоги года и задание на лето

1

ИТОГО

68 из них на развитие речи 5

 

 

5.Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

Введение

 

 

 

Дата

 

 

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Оборудование

 

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание    

 

Дата проведения

План

 

 

 

План

Факт

1

Введение

 

03.09

 

1

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, беседа

Коллективный

учебник

 

Выполнить задание «№2 учебника

 письменно; прочитать статью «Былины».

 

 

 

 

2

Устное народное творчество

 

Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

 

07.09

 

1

Комбинированный

Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Формирование представления о художественных особенностях былины

Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы. Написать мини-сичинение или устный ответ по картине Билибина «Дружина Вольги»

 

 

 

 

3

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца

10.09

 

1

Комбинированный урок

Анализ былины, творческая работа

Коллективный, групповой

учебник диск

Отработка навыков работы с текстом

Прочитать 3-4 былины об Илье Муромце, подготовить иллюстрацию, характеристика героев.

 

 

 

4

Урок-игра

по былинам

об

Илье Муромце

 

14.09

 

1

Контрольный урок

Литературная игра «Умники и умницы» по былинам

Коллективный, индивидуальный

 

Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании

 

Написать сочинение «Мой любимый былинный герой».

 

 

 

 

5

«Повесть временных лет», её значение.

 

17.09

 

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

 диск

Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний

 

Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…); Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …»

 

 

 

 

 

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

 

21.09

 

1

Комбинированный урок

Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы

Коллективный, индивидуальный

учебник

Выявление специфики повести, развитие речи

Подготовить пересказ от лица одного из персонажей, задание №2 учебника.

 

 

 

 

 

7

Из русской литературы XVIII века

 

М. В. Ломоносов. Оды.

 

 

24.09

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Совершенствование ЗУН

 

 

 

 

Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам

 

 

 

 

Коллективная, групповая

учебник презентация

диск

 

 

 

 

Расширение литературных знаний

 

 

 

 

Прочитать «Оду на день…» полностью, выразительное чтение одного из отрывков; Составить развёрнутый план статьи учебника.

 

 

 

 

8

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя  и его поэзией.

 

 

28.09

 

1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни поэта в нашей республике.

 

Выучить наизусть стихотворение поэта; подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.

 

 

 

 

 

9

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава».  («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.

 

01.10

 

1

Комбинированный

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Развитие умения анализировать лирическое произведение

Выучить наизусть отрывок из поэмы; прочитать отрывок из «Медного всадника».

 

 

 

 

10

«Медный всадник».  (Вступление «На берегу пустынных волн…»)

 

 

05.10

 

1

Комбинированный

Анализ текста, конкурс выразительного чтения, работа со словарём, определение жанра

Коллективный

диск

Умение выявлять историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»

Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к поэме.

 

 

 

 

 

11

«Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни.

 

12.10

 

1

Комбинированный

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа

Коллективный, индивидуальный

учебник

Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Выучить наизусть отрывок; сравнить балладу и летопись, заполнить кроссворд

 

 

 

12

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

 

 

15.10

 

1

Изучение нового материала

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа

Коллективный

учебник диск

Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Выразительное чтение отрывка; сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моём представлении и художника».

 

 

 

 

13

М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

 

19.10

 

1

Совершенствование ЗУН

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение

Индивидуальный, контрольный

учебник презентация

Расширение кругозора и литературных и исторических  знаний

 

Выразительное чтение одной из глав «песни…»; выучить наизусть отрывок: восход зари.

 

 

 

 

14

Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.

 

22.10

 

1

Совершенствование ЗУН

Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

Коллективный, индивидуальный

учебник

Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев

Выписать примеры гиперболы, сравнения, определить их роль в тексте; характеристика купца Калашникова.

 

 

 

 

15

Урок-игра по «Песне про царя Ивана Васильевича…».

 

26.10

 

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Участие в игре по «Песне…»

Групповой

 

Понимание проблемы долга и чести

Повторить ранее изученные стихотворения поэта.

 

 

 

 

 

16

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».

 

29.10

 

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений

Индивидуальный

учебник диск

Совершенствование анализа лирического текста

Вопросы 1,2 учебника; выучить одно из стихотворений наизусть. Индивидуально6 подготовить сообщения  о разных периодах жизни Н.В.Гоголя

 

 

 

 

 

17

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».

Отец и сыновья. Характеры главных героев.

 

 

02.11

 

1

Совершенствование ЗУН

Выступления подготовленных учащихся, словарная работа

Индивидуальный, коллективный

учебник презентация

Умение письменно излагать своё мнение о прочитанном

Художественный пересказ одной из глав; написать краткий рассказ об одном из героев

 

 

 

18

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.

 

 

05.11

 

1

Комбинированный

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать эпизоды, определять их место в произведении

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе; дочитать повесть до конца; найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.

 

 

 

 

 

19

Отец и сыновья. Три смерти.

 

 

09.11

 

1

Комбинированный урок

Составление характеристики героев с опорой на текст

Индивидуальный, групповой

учебник

Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести

Написать сочинение «Тарас Бульба – народный герой».

 

 

 

 

20

В/ч по рассказу

«Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем

12.11

 

1

Комбинированный урок

Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

Коллективный, индивидуальный

учебник

Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести

Прочитать рассказ Тургенева «Бежин луг». Чем он вам запомнился? Подготовить развёрнутый ответ

 

 

 

 

 

21

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Знакомство с рассказом.

 

 

16.11

 

1

Комбинированный урок

Заочная экскурсия в Снасское-Лутовиново, аналитическая беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Навыки анализа текста

Выписать определение слова «очерк», выразительное чтение отрывков о природе; краткий пересказ одного из эпизодов.

 

 

 

22

Природа в рассказе «Бежин луг».

 

 

23.11

 

1

Комбинированный урок

Творческая работа, Беседа, работа с текстом

Коллективный, групповой

учеб диск ник

Навык анализа текста

Придумайте описание любимого времени суток в духе Тургенева; прочитать статью учебника; найти примеры метаморфоз в природе; сравнить описание степи у Гоголя и Тургенева.

 

 

 

23

Анализ рассказов детей.

 

 

26.11

 

1

Комбинированный урок

Характеристика героев, составление сравнительной таблицы, работа с текстом

Коллективный, индивидуальный

учебник

Умение давать сравнительную характеристику героев, определять роль пейзажа в тексте

Прочитать стихотворения в прозе» готовить к итоговому тесту по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева

 

 

 

24

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».

 

30.11

 

1

Изучение нового материала

Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами

Коллективный, групповой, индивидуальный

учебник

Умение определять тему текста, стилистические особенности

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе; попытаться написать своё стихотворение в прозе

 

 

 

25

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

03.12

 

1

Изучение нового материала

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

диск

Расширение литературных и исторических навыков

Перечитать отрывок из поэмы; написать характеристику героини в соответствии с планом.

 

 

 

26

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

 

 

07.12

 

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник

Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Выучить наизусть одно из стихотворений; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова

 

 

 

27

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

 

 

10.12

 

1

Изучение нового материала

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

Коллективный

учебник презентация

диск

мультфильм

Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству

Составить цитатный план сказки; подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ эпизода; прокомментируйте иллюстрации учебника к сказке.

 

 

 

28

Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

 

14.12

 

1

Комбинированный урок

Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать текст

Прочитать сказку «Дикий помещик», составить словарик терминов, позволяющих лучше усвоить понятие «сатира».

 

 

 

29

Урок-игра

 по сказкам писателя.

 

 

17.12

 

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Аналитическая беседа, творческая работа

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать текст

Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом, подготовить рассказ о писателе

 

 

 

30

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство».

 

 

21.12

 

1

Урок совершенствования ЗУН

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Коллективный

учебник презентация

Углубление сведений о писателе

Прочитайте главы из «Детства» в учебнике; Составьте план статьи о Толстом; пересказ одной из глав.

 

 

 

31

Продолжение знакомства с повестью «Детство»

24.12

 

1

 

Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей

Индивидуальный

учебник

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения

Подготовиться к тестированию.

 

 

 

 

32

А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон»

 

28.12

 

1

Урок совершенствования ЗУН

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

Коллективный

учебник презентация

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи

 

 

 

33

Знакомимся с рассказами  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

11.01

 

1

Урок совершенствования ЗУН

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова

 

 

 

34

Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

 

 

14.01

 

1

Комбинированный урок

Беседа, творческая работа

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение соотносить понятия «юмор и сатира», выявлять авторскую позицию

 

Подготовиться к литературному КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова.

 

 

 

35

Литературный

 КВН по произведениям Некрасова,

Толстого, Салтыкова-Щедрина,

Тургенева.

18.01

 

1

Обобщение и систематизация знаний, контрольный урок

Участие в КВН

Групповой

учебник

Умение применять полученные знания

Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа.

 

 

 

 

 

36

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры».

 

 

21.01

 

1

Комбинированный урок

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

Коллективный

учебник презентация

Формирование навыка анализа текста

Подготовить характеристику главных персонажей.

 

 

 

37

Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе.

 

25.01

 

1

Комбинированный урок

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

Коллективный

учебник

Формирование навыка анализа текста

Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»; подготовиться к тесту.

 

 

 

38

Край ты мой! Родимый край! Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

28.01

 

1

Урок совершенствования ЗУН

Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ

Индивидуальный, коллективный

учебник презентация

диск

Формирование умения поэтического текста

Выучить наизусть одно из стихотворений; напишите эссе по одному из пейзажей.

 

 

 

39

Русская литература XX века

 

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести.

01.02

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

Комментированное чтение, беседа

 

 

 

 

Индивидуальный, коллективный

учебник презентация

 

 

 

 

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

 

 

 

 

Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов.

 

 

 

40

Жизнь Алёши в доме деда.

Трудное время в доме Кашириных.

 

04.02

 

1

Комбинированный урок

Анализ глав повести, словарная работа, беседа

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

 

Прочитать повесть до конца; сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам.

 

 

 

41

Знакомство Алёши с «улицей».

Дружба Алёши с Хорошим Делом. Обобщение материала.

08.02

 

1

Комбинированный урок

Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Прочитать легенду «Данко»; Что вас поразило в поступках героев. Дайте оценку поступкам героев

 

 

 

 

42

А. М. Горький «Данко».

 

11.02

 

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом

Индивидуальный, коллективный

учебник

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Подготовить художественный пересказ легенды; выучить наизусть отрывок.

 

 

 

43

В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».

«Хорошее отношение к лошадям»

15.02

 

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

Индивидуальный, коллективный

учебник презентация

диск

 

Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме

 

Выразительное чтение стихотворений по ролям; найти неологизмы и выписать их в тетрадь.

 

 

 

 

 

44

Л. Н. Андреев «Кусака».  Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.

 

18.02

 

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, беседа

Индивидуальный, коллективный

учебник презентация

Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам

Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца».

 

 

 

 

45-46

В/ч по повести Троепольского «Белый Бим  чёрное ухо».

25.02

27.02

 

2

Изучение нового материала

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

Индивидуальный, коллективный, групповой

презентация

Умение анализа прозаического произведения большого объёма

Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе.

 

 

 

 

47

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Тема нравственности в рассказе.

 

 

29.02

«Из зерна добра – цветок доброты».

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Развитие монологической речи

Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки».

 

 

 

48

«Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Урок р/р по рассказу «Юшка».

03.03

 

1

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, творческая работа

Коллективный, индивидуальный

учебник

Развитие монологической речи

Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»; написать сочинение-миниатюру «Из зерна добра – цветок доброты».

 

 

 

 

49

Урок  доброты.  Рассказ «Неизвестный цветок».

05.03

 

1

Совершенствование ЗУН

Чтение и анализ рассказа, лексическая работа, литературно-музыкальный экскурс

Коллективный, индивидуальный

учебник

Совершенствование умения анализировать текст

Составить кроссворд по рассказам Платонова.

 

 

 

 

50-51

Урок развития речи по рассказам Платонова и Андреева.

 

 

10.03

14.03

 

1

Контрольный урок

Тест, беседа, творческая работа

Коллективный, индивидуальный

 

Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака»; определить, в чём сходство рассказа Андреева и Толстого.

 

 

 

52

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».

 

 

17.03

 

1

Изучение нового материала

Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Умение пересказывать текст от лица одного из героев

Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших

 

 

 

53

Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности.

 

21.03

 

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Углубление навыков анализа текста

Прочитать стихотворение «Кукла Случевского, сравнить с одноимённым рассказом Носова.

 

 

 

54

Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга». Жизнь прожить – не поле перейти.

24.03

 

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

Коллективный, индивидуальный

учебник

Углубление навыков анализа текста

Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро».

 

 

 

 

55

Ю. П. Казаков «Тихое утро».

 

28.04

 

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе

 

 

 

56

Поведение человека в экстремальных ситуациях.

 

 

31.04

 

1

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, составление плана пересказа

Коллективный, индивидуальный

презентация

Умение анализировать текст

Прочитать повесть «Алые паруса» А.Грина, составить кроссворд по содержанию повести.

 

 

 

57

В/ч по повести А.Грина «Алые паруса».

 

 

04.04

 

1

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой

Коллективный, групповой, индивидуальный

презентация

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий

Познакомиться со стихотворениями Твардовского, Суркова, Тихонова.

 

 

 

58-59

На дорогах войны. Стихотворения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.

 

 

11.04

14.04

 

2

Совершенствование ЗУН

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Индивидуальный

учебник презентация

Развитие выразительности речи

 

Выучить наизусть одно из стихотворений, составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком»

 

 

 

60

«Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе.

18.04

 

1

Совершенствование ЗУН

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Индивидуальный

учебник презентация

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

Выучить стихотворение на выбор; сделать его анализ.

 

 

 

 

61

Р/р на материале стихотворений поэтов XX века

21.04

 

1

Совершенствование ЗУН

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

Групповой, индивидуальный

 

Развитие выразительности речи

Прочитать статьи Д.С.Лихачёва в учебнике; ответить на вопрос «Чему учит нас Д.С.Лихачёв?»

 

 

 

 

 

 

 

62

 

Зарубежная литература

 

Стихотворения Р. Бёрнса и Д. Байрона

 

 

25.04

 

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

индивидуальный

учебник презентация

Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора

Выучить одно стихотворение по выбору.

 

 

 

63

Японские хокку.

 

28.04

 

1

Изучение нового материала

Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

Индивидуальная, коллективная

учебник презентация

Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности

Проба пера: сочинить хокку.

 

 

 

64

Д.  Олдридж «Отец и сын».

 

05.05

 

1

Изучение нового материала

Знакомство с текстом, беседа, словарная работа

Коллективный

учебник презентация

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения

Подготовить пересказ отрывка из повести; написать сочинение-рассуждение по финалу отрывка «Что разглядел Дэви в своём отце?»

 

 

 

65

О. Генри «Дары волхвов».

 

12.05

 

1

Изучение нового материала

Беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа

Подготовить пересказ рассказа; написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители».

 

 

 

66

В чём же измеряется счастье? Рассказы  Л. Пиранделло.

 

16.05

 

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, беседа

Коллективный, индивидуальный

учебник презентация

Развитие навыков вдумчивого чтения

 

 

 

 

67

Итоговый урок на тему

«Моя любимая книга»

 

19.05

 

1

Подведение итогов за год. Устное сочинение. Ознакомление со списком литературы на лето

 

 

 

 

 

 

 

 

68

Итоговый урок на тему

«Моя любимая книга»

 

23.05

26.05

 

1