Рабочая программа по литературе 9 класс

1.Пояснительная записка.

 

Рабочая   учебная  программа  по   литературе в 9 классе составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008)  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение,  2008).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

 

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства русской классической и зарубежной литературы. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; - - формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

 

2.Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию и выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

 

 

 

  1. Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -  2 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА – 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА -  54 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.Слово о писателе.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА -  25 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нра­вится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение -  2 ч.

 

 

 

 

 

4.Тематический план.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение

1 час

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

2.

Литература Древней Руси

5 часов (в т.ч. 1 час развития речи)

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве».  Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, его связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.

3.

Русская литература XVIII века

10 часов

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России.

М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта.

Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры.

А.Н. Радищев. Обзор творчества. Жанр путешествия. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор отдельных глав): сюжет, композиция, особенности жанра. Критика крепостничества.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

4.

Русская литература XIXвека

52 часа (в т.ч. 5 часов развития речи)

Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний» (обучение навыкам конспектирования).

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.

 

М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены.  Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Художественное мастерство чехова-рассказчика.

5.

Русская литература XXвека

26 часов (в т.ч. 1 час развития речи)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Сложные пути литературы в связи с историческим развитием страны. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей страны.

И.А. Бунин.  Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Совершенствование навыков анализа текста.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Основные поэтические направления.

А.А. Блок. Женские образы («Незнакомка») и тема Родины («Русь») в лирике поэта.

С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно-песенные основы. Тема родины в творчестве поэта («Край ты мой заброшенный…»). Совершенствование навыков анализа поэтического текста. 

В.В. Маяковский и его поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви («Люблю»).

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия, система образов произведения. Прием гротеска в повести.

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…»).

А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Тема гармонии человека с природой.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба взрослых и детей в годы Великой Отечественной войны. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…».

А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жанр притчи. Жанровые особенности рассказа.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков. Романсы и песни как жанр, который посредством словесного и музыкального искусства выражает переживания, мысли и настроение человека. Романс в наше время.

6.

Из зарубежной литературы

7 часов

Античная литература и литература средних веков. Обзор творчества Катулла и Горация.

Данте «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы, ее философский характер.

Уильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. Характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет» (обзор отдельных сцен). Одиночество Гамлета, его конфликт с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика эпохи Просвещения. Трагедия «Фауст» (обзор отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии.

7.

Итоговое занятие

1 час

Итоговый тестовый контроль.

 

 

 

 

5.Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

 

№ п/п

Кол

час

Тема урока

Форма и методы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

 

 

Введение

 

 

 

1.

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

аргументированный ответ на вопрос

конспект статьи уч-ка с. 4-8; чит. «Слово…»

 

 

 

Литература Древней Руси

 

 

 

2.

1

Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров.   «Слово о полку Игореве». История открытия, историческая основа

конспект статьи учебника, выразительное чтение, работа с таблицей, элементы анализа текста

чит. с. 11-33; образ князя Игоря (устно подобрать цитаты)

 

3.

1

Сюжет и герои «Слова…». Поход князя Игоря. Образ князя Игоря

работа с таблицей, элементы анализа текста, беседа по вопросам

сравнит. хар-ка 1 и 2 битвы (заполн. табл.); выпис. цитаты, в кот. слышится боль автора за рус. землю; чит. II – III части

 

4.

1

Тема и идея «Слова…». «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны

беседа по вопросам, элементы анализа текста

отрывок наиз.; образ автора в «Слове…» - как он проявляется

 

5.

1

Автор «Слова…»

чтение наизусть, работа с планом, беседа по вопросам, элементы анализа текста,  работа с иллюстрациями

подг. к соинению

 

6.

1

Сочинение

сочинение

С. 35-41 краткий конспект

 

 

 

Русская литература XVIII века

 

 

 

7.

1

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

сообщения учеников, работа с учебником, составление плана

реформы Ломоносова - с. 42-49

 

8.

1

М.В. Ломоносов – основоположник русского классицизма. «Вечернее размышление…»

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

отв. на вопр. «Что позволяет говорить о принадлежности поэзии  Ломоносова к классицизму?»

 

9.

1

« Ода на день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма

чтение наизусть, словарная работа, элементы анализа текста

отрывок наиз.; сообщение о Державине

 

10.

1

Идеи просвещения и гуманизма в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»

чтение наизусть, словарная работа, элементы анализа текста

стих. наиз. (на выбор); вопр. 6 с. 67 пись.

 

11.

1

Особенности классицизма Г.Р. Державина. Стихотворение «Памятник»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

стих. наиз. (на выбор); чит. «Путешествие…» (возможен краткий пересказ отдельных глав)

 

12.

1

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

чтение наизусть, работа с учебником, элементы анализа текста, беседа по вопросам

ответ на вопр. «В чем заключается художественное своеобразие книги?»

 

13.

1

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика самодержавия и крепостничества

пересказ, работа с планом, беседа по вопросам, элементы анализа текста

ответ на вопр. «Каким я увидел XVIII век на страницах… (имя поэта или драматурга XVIII века по выбору учащегося)»

 

14.

1

Литература последней четверти XVIII века. Сентиментализм

сообщения учеников, беседа по вопросам

чит. с. 85-102, вопр. 2 на с. 103 устно

 

15.

1

Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Повесть  «Бедная Лиза»

беседа по вопросам, пересказ, элементы анализа текста, словарная работа

повесть дочитать; образ Лизы и Эраста (подобрать устно цитаты)

 

16.

1

Социальное и общечеловеческое в повести «Бедная Лиза»

работа с учебником, элементы анализа текста, беседа по вопросам

краткий конспект с. 105-112

 

 

 

Русская литература XIXвека

 

 

 

17.

1

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму

конспект статьи учебника, сообщения учеников, беседа по вопросам

сообщение «Жуковский – Пушкин»

 

18.

1

В.А. Жуковский. Особенности романтического восприятия жизни

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. с. 124-132 (конспект), чит. с. 132-139

 

19.

1

Жанр баллады.  «Светлана» - первая русская национальная баллада

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

сообщение о Грибоедове; чит. «Горе от ума»

 

20.

1

А.С. Грибоедов: личность и судьба

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

с. 144-145 конспект, чит. I действие комедии

 

21.

1

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия

составление таблицы, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам

чит. II действие; заполнить таблицу (цитаты); сопоставить два монолога (Чацкого и Фамусова): за что хвалит Москву Фамусов и за что осуждает Чацкий? (табл. с цитатами)

 

22.

1

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии (II действие)

составление таблицы, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам

чит. III действие, таблица (продолжить); хар-ка гостей Фамусова (цитаты, устно); проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия

 

23.

1

Чацкий и его сверстники. Комментированное чтение III действия (явления 1-6)

составление таблицы, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам

чит. IV действие; монолог Фамусова или Чацкого наиз.; таблица; отв. на вопр. «Есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?»

 

24.

1

Ночь в доме Фамусова. Комментированное чтение IV действия

чтение наизусть,  составление таблицы, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам

отв. на вопр. «В чем трагедия Чацкого?»; выписать крылатые выражения из текста комедии

 

25.

1

Смысл названия комедии «Горе от ума»

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подготов. к тестов. работе; подобрать материал к сочинению на одну из предложенных тем

 

26.

1

И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд)

конспект статьи

конспект с. 158-164; сообщения о периодах творчества Пушкина

 

27.

   1

Тестовая работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

тестовая работа, подготовка к сочинению

сочинение

 

28.

1

А.С. Пушкин: жизнь и судьба

сообщение учащихся, работа с учебником

материал о лицейских друзьях Пушкина (в тетради)

 

29.

1

Дружба и друзья в лирике Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. стих. (на выбор)

 

30.

1

«Мечты о вольности святой». Свободолюбивая лирика Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «К Чаадаеву»; женщины в жизни Пушкина (сообщение в тетрадь)

 

31.

1

Любовная лирика Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Я вас любил…».

 

32.

1

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Я памятник себе воздвиг…»; сообщение «Природа в лирике Пушкина» (в тетради)

 

33.

1

Образы природы в лирике Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. любое стих.

 

34.

1

Философская лирика Пушкина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Анчар», «Пророк»

 

35.

1

Реализм в русской литературе

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. «Евгения Онегина»

 

36.

1

«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. II – III главы; цитат. хар-ка Онегина, Ленского

 

37.

1

Онегин – Ленский. Сравнительно-сопоставительная характеристика

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста

чит. II – III главы; цитат. хар-ка Ольги и Татьяны

 

38.

1

Татьяна и Ольга Ларины. Сравнительно-сопоставительная характеристика

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста

чит. IV – V главы; наиз. письмо Татьяны

 

39.

1

Отповедь Онегина Татьяне. Изображение поместного дворянства

сравнительно-сопоставительная характеристика , составление таблицы,  анализ текста

чит. VI главу;  хар-ка поместного дворянства (таблица); роль картин природы и лирических описаний в VI главе

 

40.

1

Трагический финал жизни Ленского

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста

чит. VII главу; сравнить поместное и столичное дворянство (таблица)

 

41.

1

Изображение столичного дворянства в романе

беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. VIII главу

 

42.

1

Отповедь Татьяны. Татьяна и Онегин

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подгот. ан-з лирич.. отступлений в романе

 

43.

1

Лирические отступления. Образ автора в романе

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подготов. к тестов. работе; подобрать материал к сочинению на одну из предложенных тем

 

44.

1

Тестовая работа по творчеству А.С. Пушкина

тестовая работа, подготовка к сочинению

сочинение

 

45.

1

М.Ю. Лермонтов; личность, судьба, эпоха

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

сообщение о периодах творчества Лермонтова

 

46.

1

Пафос вольности и протеста против самодержавия.  Стихотворение «Смерть Поэта»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

стих. наиз.

 

47.

1

Мотив одиночества и его воплощение в поэтическом творчестве Лермонтова

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

«Выхожу один я на дорогу…» наиз.

 

48.

1

Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

«Родина» наиз.; сообщение «Природа в лирике Лермонтова» (в тетради)

 

49.

1

Человек и природа в лирике Лермонтова

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Пророк»; женщины в жизни Лермонтова (сообщение в тетрадь)

 

50.

1

Тема любви в лирике Лермонтова

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

любое стих. наиз.; чит. «Героя…»

 

51.

1

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, особенности жанра и композиции. Проблематика произведения

сообщения учеников, конспект статьи учебника,  беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. главу «Бэла»; образ Печорина (устно)

 

52.

1

Печорин как представитель «портрета поколения». Глава «Бэла»

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

чит. главу «Максим Максимыч»; образ Печорина (подобрать цитаты0

 

53.

1

Глава «Максим Максимыч»

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

отв. на вопр. «В чем же загадка образа Печорина?»; чит. «Тамань» и «Княжна Мери»

 

54.

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Глава «Тамань»

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по вопросам

чит. «Княжна Мери»; Печорин и Грушницкий (сравнит. хар-ка)

 

55.

1

Глава «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий.

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по вопросам

таблица – сравнит. хар-ка двух героев; чит. «Фаталист»

 

56.

1

Глава «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по вопросам

подг. материал «Образ Печорина» (можно в тетради)

 

57.

1

Образ Печорина в романе. Любовь в жизни Печорина

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подг. к тестовой работе

 

58.

1

Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

тестовая работа, подготовка к сочинению

сочинение

 

59.

1

Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

чит. I – III главы; дать цитат. хар-ку Манилову и Коробочке (таблица); каким представлен главный герой в I главе? (можно письм.)

 

60.

1

Образы помещиков. Манилов. Коробочка

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по вопросам

чит. IV – V главы; хар-ка Ноздрева и Собакевича (таблица)

 

61.

1

Образы помещиков. Ноздрев. Собакевич

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по опросам

чит. VI главу; хар-ка Плюшкина

 

62.

1

Образ Плюшкина

сравнительно-сопоставительная характеристика героев, составление таблицы,  анализ текста, беседа по вопросам

подг. р-з о дамах  чиновниках города NN, о чиновниках Петербурга в «Повести капитана Копейкина»

 

63.

1

Образ города NN. Чиновники и их жены. «Повесть о капитане Копейкине»

беседа по вопросам, элементы анализа текста

хар-ка Чичикова

 

64.

1

Образ предпринимателя Чичикова

беседа по вопросам, элементы анализа текста

определить роль лирических отступлений и роль автора

 

65.

1

Роль лирических отступлений. Образ автора

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подг. материалы к сочинению

 

66.

1

Художественное своеобразие поэмы «Мертвые души». Жанр, композиция

беседа по вопросам, элементы анализа текста

подг. к тестовой работе; сообщение о творчестве Чехова (в тетради)

 

67.

   1

Тестовая работа по творчеству Н.В. Гоголя

тестовая работа, подготовка к сочинению

сочинение; чит. с. 17-23 (II часть учебника)

 

68.

1

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика

сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

с. 27 вопр. 7 (первая половина вопроса) письм.; с. 29-31 – краткий конспект

 

 

 

Русская литература XXвека

 

 

 

69.

1

Пути русской литературы XX века

конспект статьи учебника, беседа по вопросам

с. 37-42 краткий конспект

 

70.

1

Обзор творчества И.А. Бунина. «Темные аллеи»

конспект статьи учебника, беседа по вопросам, анализ текста

чит. с. 43-47

 

71.

1

История любви Надежды и Николая Алексеевича

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

отв. на вопр. «На какие размышления натолкнул меня рассказ Бунина «Темные аллеи»?»

 

72.

1

Поэзия Серебряного века (обзор)

конспект статьи учебника, беседа по вопросам, анализ текста

с. 49-60 – выписать характерные черты тв-ва Блока; подобрать стихи поэта

 

73.

1

Личность и творчество А. Блока

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

сообщение «Женские образы в лирике Блока» (в тетради)

 

74.

1

Женские образы в лирике Блока. «Незнакомка»

беседа по вопросам, анализ текста

«Незнакомка» наиз.; сообщение «Тема Родины в творчестве Блока» (в тетради)

 

75.

1

Тема Родины в творчестве А.А. Блока. «Русь»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

любое стих. наиз; с. 64-76 –краткий конспект

 

76.

1

Слово о Есенине и его судьбе

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

сообщение «Образ Родины в лирике Есенина» (в тетради)

 

77.

1

Образ Родины в лирике поэта. «Край ты мой заброшенный…»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Край ты мой заброшенный…»; тема любви в лирике Есенина» (в тетради)

 

78.

1

Тема любви в лирике Есенина

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста

наиз. «Разбуди меня завтра рано…»; чит. с. 89-94, вопр. 1 («Обогащайте…) письм.

 

79.

1

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

наиз. «Люблю» (отрывок); отв. на вопр. «В стихах Маяковского больше публицистики или лирики?»; чит. «Собачье сердце»

 

80.

1

История создания и судьба повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

«Цветаева. Жизнь. Судьба. Поэзия» (в тетради: рассказ о поэте с подборкой стихов))

 

81.

1

М. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти

сообщения учеников, беседа по вопросам, анализ поэтического текста

наиз.; сообщение об Ахматовой с подборкой стихов (в тетради)

 

82.

1

Творчество А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

наиз. «Не с теми я, кто бросил землю…»; с. 134-147 краткий конспект

 

83.

1

Творчество Н.А. Заболоцкого. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

любое стих. наиз.; чит. с. 156-176

 

84.

1

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Судьба человека и Родины

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

с. 179 вопр. 5, 7 письм

 

85.

1

Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик

беседа по вопросам, элементы анализа текста

 

 

86.

1

Лирика Б.Л. Пастернака

сообщения учеников, беседа по вопросам, анализ поэтического текста

чит. с. 180-187, вопр. 2 («Вопросы…») письм.

 

87.

1

Слово о Твардовском. Лирика поэта

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

с. 207-209 любое стих. наиз.; «тема ВОВ в творчестве Твардовского» (в тетради)

 

88.

1

Военная лирика Твардовского

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

«Я убит подо Ржевом…» отрывок наиз.; чит. с. 218-226, вопр. 2-4 на с. 265 письм.

 

89.

1

Слово о А.И. Солженицыне

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

чит. «Матренин двор»

 

90.

1

А.И. Солженицын «Матренин двор»

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

образ Матрены (в тексте)

 

91.

1

Трагизм жизни и судьбы Матрены

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

с. 266 вопр. 12 письм.; чит. с. 262-265, вопр. 13 на с. 266 письм.

 

92.

1

Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

с. 271 вопр. 1 - 4 письм.

 

93.

1

Русский романс в наше время

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

вопр. 3-4 на с. 282

 

94.

1

Вечер русского романса

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

с. 288-293 вопр. 1-3 письм.

 

 

 

Из зарубежной литературы

 

 

 

95.

1

Гай Валерий Катулл. Лирика

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

с. 294-298 конспект

 

96.

1

Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

стих. наиз.

 

97.

1

Данте Алигьери «Божественная комедия»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

сообщение о Шекспире (в тетради)

 

98.

1

Жизнь и судьба Уильяма Шекспира. Трагедия «Гамлет»

чтение наизусть, сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником, анализ текста

чит. «Гамлет»

 

99.

1

Основной конфликт трагедии «Гамлет». Трагизм любви Гамлета и Офелии

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

 

 

100.

1

Творчество Гете. «Фауст»

сообщения учеников, беседа по вопросам, работа с учебником

с. 331 вопр. 1-3 письм.

 

101.

1

«Фауст» (обзор по главам)

беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа

 

 

102.

1

Итоговый урок

тестовый контроль

 

 

 

Список произведений для заучивания наизусть

  1. «Слово о полку Игореве» (на выбор - вступление или «Плач Ярославны»)
  2. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок)
  3. Г.Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник» (на выбор)
  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (на выбор – любой монолог Чацкого или Фамусова)
  5. А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Анчар», «Памятник», «Я вас любил», «Пророк»
  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок)
  7. М.Ю. Лермонтов «Пророк», «Смерть поэта», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…»
  8. А.А. Блок «Незнакомка», из цикла «Русь» (на выбор)
  9. С.А. Есенин» Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано»
  10. В.В. Маяковский «Люблю» (отрывок)
  11. М.И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…» (на выбор)
  12. А.А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»
  13. Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц» (на выбор)
  14. А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…» (отрывок), «Весенние строчки»