Рабочая программа по обслуживающему труду 9 класс

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).В основу рабочей программы положена программы «Технология», которая подготовлена авторским коллективом А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, издательским центром «Вентана-Граф», 2013.

Основная цель данного направления — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

-обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

-сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

-развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

-воспитывать уважение к рабочему человеку.

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Знать/понимать:

  • - планировать и выполнять учебные технологические проекты:
  • - выявлять и формулировать проблему;
  • - обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
  • - планировать этапы выполнения работ;
  • - составлять технологическую карту изготовления изделия;
  • - выбирать средства реализации замысла;
  • - осуществлять технологический процесс;
  • - контролировать ход и результаты выполнения проекта;
  • - представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;
  • - готовитьпояснительную записку к проекту;
  • - оформлять проектные материалы;
  • - представлять проект к защите.
  • - организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;
  • - планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
  • - осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;
  • - разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
  • - планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
  • - планировать профессиональную карьеру;
  • - рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
  • - ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
  • - оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
  • Содержание учебного курса:

Профессиональное самоопределение-23ч.

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»-1ч.

Основы представления о себе. Проблемы выбора профессии-1ч.

Отрасли экономики-1ч.

Классификация профессий. Формула профессий-1ч.

Профессиограмма и психограмма профессии-1ч.

Профессиональные интересы-1ч.

Склонности и способности-1ч.

Профессиональные интересы, склонности и способности-1ч.

Тест на тему: «Внутренний мир человека»-1ч.

Роль темперамента в профессиональном самоопределении-1ч.

Роль характера в профессиональном самоопределении-1ч.

Эмоциональное состояние личности-1ч.

Психические процессы (ощущение, восприятие, представление) их роль для профессионального самоопределения-1ч.

Психические процессы (память, внимание, мышление) их роль для профессионального самоопределения-1ч.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения-1ч.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения-1ч.

Тест на тему: «Психические процессы»-1ч

Профессиональная карьера-1ч.

Профессиональная пригодность

Культура труда. Профессиональная этика-1ч.

Здоровье и выбор профессии-1ч.

Профессиональная проба-1ч.

Контрольная работа на тема: «Профессиональное самоопределение»-1ч.

Технология основных сфер профессиональной деятельности-11ч.

Учебные заведения Тюменской области-1ч.

Технологии индустриального производства-1ч.

Технологии агропромышленного производства.-1ч.

Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности-1ч.

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании-1ч.

Арттехнологии-1ч.

Универсальные перспективные технологии-1ч.

Профессиональная деятельность в социальной сфере-1ч.

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности-1ч.

Технологии управленческой деятельности-1ч.

Итоговый урок по курсу: «Технология  введение в профессию»-1ч.

 

 

  1. Тематический план

№ п/п

Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

 
 

1

Профессиональное самоопределение

23

 

2

Технология основных сфер профессиональной деятельности

11

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Календарно – тематический план по обслуживающему труду 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся

Виды диагностического контроля

дата

Домашнее задание

По плану

По факту

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

1

 

Профессиональное самоопределение

23

Профессия, профессиональное самоопределение

Беседа

 

 

 

Работа в тетради

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения».

1

2

Основы представления о себе. Проблемы выбора профессии.

1

«хочу», «могу», «надо»

Беседа

Текущий контроль

 

 

Написать сочинение «Моя будущая профессия»

3 - 4

Отрасли экономики.

Классификация профессий. Формула профессий.

1

Профессия, классификация профессий, специальность, формула профессий.

Беседа, рассказ. Составление формулы

профессии.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

Приготовить сообщение или презентацию

5

Профессиограмма и психограмма профессии.

1

Профессиограмма,психограмма

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

Работа в тетради

6

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

1

Самооценка, личность, дискомфорт, мотив.

Беседа, тест на определение самооценки.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

 

Работа в тетради

7 - 8

Профессиональные интересы, склонности и способности.

1

Профессиональные интересы, Профессиональные склонности, эмоции, талант, задатки, способности.

Беседа, тест: «Определение коммуникативно-организаторские склонности»

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

 

Работа в тетради

9

Тест на тему: «Внутренний мир человека»

1

 

Тест.

Промежуточный контроль.

 

 

 

10

 

Роль темперамента в профессиональном самоопределении.

1

Темперамента, моторика, психика, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Беседа, тест – опросник: «Темперамент»

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

Работа в тетради

11

Роль характера в профессиональном самоопределении

1

Характер.

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

Работа в тетради

12

Эмоциональное состояние личности.

1

Эмоция, чувства, настроение, аффект.

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

Работа в тетради

13

Психические процессы (ощущение, восприятие, представление) их роль для профессионального самоопределения.

1

 

 

 

 

 

 

1

Восприятие, ощущение, представление,воображение, внимание, память, мышление.

Беседа, тест на образы и произвольное внимание.

Текущий контроль

 

 

Работа в тетради

14

Психические процессы (память, внимание, мышление) их роль для профессионального самоопределения.

 

Беседа, тест на память, мышление и т.д.

Текущий контроль.

 

 

Работа в тетради

15

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения.

1

Мотивы.

Беседа, тест: «Мотив выбора профессии».

Текущий контроль.

 

 

Работа в тетради

17

Тест на тему: «Психические процессы»

1

 

Тест.

Промежуточный контроль.

 

 

 

18 -19

 

Профессиональная карьера, пригодность.

2

Карьера, карьеризм, мастерство, творчество. 

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

 

Работа в тетради

20

Культура труда. Профессиональная этика.

1

Культура труда, этика, мораль.

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

 

Составить памятку

21

Здоровье и выбор профессии.

1

Здоровье, медицинские показания и противопоказания, профессиональные заболевания.

Беседа, рассказ.

Текущий контроль, усвоение теоритический понятий.

 

 

 

Работа в тетради

22

Профессиональная проба.

1

Профессиональная проба, проба сил.

Беседа, Ответить на вопросы ОПГ.

Текущий контроль.

 

 

Работа в тетради

23

Контрольная работа на тема: «Профессиональное самоопределение».

1

 

Контрольная работа.

Итоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

24

Технология основных сфер профессиональной деятельности

11

 

Бесед, рассказ, сообщения учащихся.

Фронтальный опрос.

 

 

Составить презентацию

Учебные заведения Тюменской области

1

25

Технологии индустриального производства.

1

индустриальное производство, машиностроение, технологии индустриального производства.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

26

Технологии агропромышленного производства.

1

Агропромышленный комплекс земледелие, животноводство,  фермерское и сельское хозяйство.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

27

Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности.

1

Легкая, пищевая, текстильная, швейная промышленность.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Приготовить презентацию или сообщение

28

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

 

 

 

 

1

 

Торговля, универсам, торговый комплекс, склад-магазин, ресторан, кафе, столовая, закусочные.

Беседа, рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготовить презентацию или сообщение

 

 

 

 

29

 

Арттехнологии.

1

Арттехнологии. Живопись, театр, кино и т.д.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Составить фотоколлаж

30

Универсальные перспективные технологии.

1

Перспективные технологии, лазерная, электронно-лучевая технология, вычислительная техника.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

31

Профессиональная деятельность в социальной сфере.

1

Социальная сфера, социальные потребности, социальная политика.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

32

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

1

Предпринимательская деятельность, предприниматель, индивидуальны и коллективное предпринимательство, устав, договор, контракт.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

33

Технологии управленческой деятельности.

1

Управление, менеджмент, менеджер, принципы управления, методы управления.

Беседа, рассказ.

Фронтальный опрос.

 

 

Работа в тетради

34

Итоговый урок по курсу: «Технология  введение в профессию».

1

 

Контрольная работа

Итоговый контроль.