Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Пояснительная записка

 

                                      Рабочая программа по окружающему  миру  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго  поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;  основной общеобразовательной программы начального общего образования ,  основной общеобразовательной программы начального общего образования отделения Малышенская СОШ Черемшанская ООШ,  фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру   и  авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова (Программа  к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться,  утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.           Программа соответствует Федеральному государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)»  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Цель обучения: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: 3 класс – 68 часов

 

 

В результате обучения детей окружающему миру предполагается достижение следующих результатов:

 

 

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 

                              

 

                                                       Планируемые результаты обучения

 

  1. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   2013_ - 2014_ учебный год

 

                                                      Календарно  – тематическое планирование

                                                      по __окружающему миру________________

                                                                               предмет

 

Классы __3______________

Учитель _Исаева Е.Г._______________

Количество часов

Всего ____70_ час; в неделю __2__ час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___,

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе _Образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру  и основывается на концепции образовательной области «Окружающий мир»  и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России__________________________________________

                                                                        

 

                                                               Программа «Начальная школа 21 века»

Учебник:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                  

                                                Календарно – тематическое планирование

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов

Тема урока

Элементы содержания

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

 

план

факт

Предметные

УУД Метапредметные

Личностные

1

Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

 

1

 

 

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

 

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

 

2

Земля — наш общий дом        (10ч)

Солнечная система.

Солнечная система. Солнце — звезда.

1

 

 

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

 

3

Солнце - звезда.   Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

 

Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

 

1

 

 

4

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Значение Солнца для жизни на Земле. Опыт: распространение тепла от его источника.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

1

 

 

5

 

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.Экскурсия№1 на водный объект села

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Экскурсия№1 на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения

1

 

 

6

 

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

 

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира.

1

 

 

7

 

Как изображают Землю. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая).

1

 

 

8

 

Глобус — модель Земли. Как изображают Землю. Смена сезонов, дня и ночи.

Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

 

1

 

 

9

 

Географическая карта.Пр./р.№1 План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

 

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли.

 

1

 

 

10

 

Географическая карта. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

 

История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

1

 

 

11

 

Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом"

 

1

 

 

12

 Грибы.(1ч)

Бактерии. Грибы Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

 

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

 

1

 

 

объяснять отличия грибов от растений;

различать грибы съедобные от ядовитых.

 

13

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Экскурсия№2. « Природные сообщества»

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.

1

 

 

характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

проводить несложные опыты по размножению растений;

приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

 

14

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники,.

 

Растения и человек.

 

1

 

 

15

Разнообразие растений: хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика Растения — живые тела (организмы).

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

 

1

 

 

16

 

Охрана растений. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

 

 

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

 

1

 

 

17

 

Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений.

 

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

 

1

 

 

18

 

Побег - сложный наземный орган растения.

Питание растений. Роль корня и побега в питании.

 

1

 

 

19

 

Цветок - самый красивый орган растения. Пр/р№2 Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами

Охрана растений.

 

1

 

 

20

 

Распространение плодов и семян. Какие бывают плоды.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

1

 

 

 

21

 

Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Растения дикорастущие и культурные.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.

1

 

 

 

22

 

Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли". Когда и почему возникло земледелие.

Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими

1

 

 

 

23

 

Красная книга России.

 

1

 

 

 

24

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

Животные — часть природы. Роль животных в природе Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

 

1

 

 

характеризовать роль животных в природе;

приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

 

25

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

.

 

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

 

1

 

 

26

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания.

 

Как животные воспитывают своих детенышей.

1

 

 

27

 

Цепи питания. Как животные  передвигаются. Как дышат.

 

Животные — часть природы. Роль животных в природе Животные и человек.

1

 

 

28

 

Как животные воспитывают своих детенышей. Размножение.

 

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

 

1

 

 

29

 

Беспозвоночные животные.

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

.

1

 

 

30

 

Позвоночные :рыбы и земноводные (амфибии).

 

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

.

1

 

 

31

 

Пресмыкающиеся(рептилии)

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания.

 

1

 

 

 

32

 

Птицы и млекопитающие (звери) Животные родного края. Охрана животных.

 

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания.

 

1

 

 

 

33

 

Природные сообщества. Как человек одомашнил животных. О заповедниках.

Как человек одомашнил животных.

 

1

 

 

 

34

 

Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли"

 

1

 

 

 

35

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи).   (14ч)

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Древнерусское государство. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Древнерусское государство. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

 

 

 

1

 

 

воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

 

36

Первые русские князья.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда.

1

 

 

37

Московская Русь.

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

 

 

1

 

 

38

Российская империя. Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

 

Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

 

1

 

 

39

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

1

 

 

40

Из истории имён. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

 

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

1

корректировка

 

 

41

Какими людьми были славяне. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

 

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

 

1

 

 

 

42

 

Какие предметы окружали людей в старину. Крестьянское жилище. Городской дом.

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

 

1

 

 

 

43

 

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

 

Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

1

 

 

 

44

 

Русская трапеза.

Крестьянское жилище. Городской дом.

1

 

 

 

45

 

Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда.

1

Урок в журнале записан вместо физры

 

 

46

 

Во что верили славяне. Боги древних славян. 

 

Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

1

 

 

 

47

 

Принятие христианства на Руси.

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

 

1

 

 

 

48

 

Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"

1

 

 

 

49

Как трудились наши предки.        (13ч)

Что создавалось трудом крестьянина? Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской», «детский» труд.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России.

1

 

 

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

 

 

50

Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла.

1

 

 

51

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).

 

 

Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

 

1

 

 

52

 

Русские оружейники. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла.

1

 

 

53

 

Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

 

Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.

1

 

 

54

 

О первых железных дорогах.

Развитие техники в России

Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

 

1

 

 

55

 

Изобретение, которые сделал человек в 19-20 веках.

Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).

 

1

 

 

56

 

О самолёте и аэростате.

1

 

 

57

 

Освоение космоса. Время космических полётов.

1

 

 

58

 

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России.

 

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд

1

15

 

59

 

Строительство.

Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

 

1

18

 

60

 

Особенности труда людей родного края. Экскурсия№3 в школьный  музей.Как дом «вышел» из-под земли.

 

1

22

 

61

 

Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки.."

Строительство.. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Освоение космоса. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).

1

 

 

62

Повторение(7ч)

Повторение пройденного по разделам. Историческое время. Счет лет в истории.

1

 

 

63

 

Повторение пройденного по разделам. Солнечная система.

1

 

 

 

64

 

Повторение пройденного по разделам. Карта

1

 

 

 

65

 

Повторение пройденного по разделам. Названия русского государства в разные исторические времена

 

 

1

 

 

 

66

 

Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".

 

1

 

 

 

67

 

Повторение пройденного по разделам. Происхождение имен и фамилий.

 

1

 

 

 

68

 

Повторение пройденного по разделам. Съедобные и несъедобные грибы.

 

1

 

 

 

69-70

Резерв

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Содержание  программы по окружающему миру 3 класс

 

 

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

проводить несложные опыты по размножению растений;

приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы (1 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

объяснять отличия грибов от растений;

различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

характеризовать роль животных в природе;

приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (13 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Повторение (7ч)

Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система. Карта Названия русского государства в разные исторические времена Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе". Происхождение имен и фамилий. Съедобные и несъедобные грибы.

 

Резерв (2ч)

 

 

                                                                       Требования к уровню подготовки

Планируемые результаты обучения

 

 

 К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

 

 

 

 

                                          Учебно – методическое обеспечение

 

 

Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.

 

                                                Дополнительная литература

 

Е.М.  Тихомирова.  Тесты  по  предмету  ,,Окружающий  мир” 

«Я иду на урок в начальную школу». Природоведение. М.: «Первое сентября», 2002г

Владимир Разин «Кукование кукушки означает», Саратов «Летопись», 2000г.

Юрко Г.П. Физические упражнения для детей,-М.,1977г.

О.Н. Сороцкая, А.А.Плешаков «Ознакомление с окружающим миром». М.: «Просвещение», 2006г

Т.Н. Князева «Я учусь учиться». М.: «Аркти», 2004г.

Волкова С.С. «Как воспитать здорового ребёнка».- Киев, 1981г

Журналы «Начальная школа» за 1999-2013 годы

Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».2003-2009гг

 

Цифровые образовательные ресурсы:

 

Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия

(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

 

Оборудование:

 

Учебные столы.

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Компьютер.

 

 Дидактические материалы:

 

Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).

Модель часов.

Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».

Фотографии и иллюстрации.