Рабочая программа кружка "Я-гражданин России»

                                                                              

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Я-гражданин России»  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., № 373 В ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;)

ООП  НОО МАОУ « Малышенская СОШ»

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

 

Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи:

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали

и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

                                                   

 

 

1.            II. Планируемые результаты освоения курса «Я- гражданин России»

Познавательные  УУД

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

умение выражать свои мысли;

управление действиями партнера (оценка, коррекция);

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

волевая саморегуляция;   оценка;    коррекция.

Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;      самооценка.

               Выпускник  научится:

_ понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

_ ориентироваться в историческом времени;

_ определять на карте границы и крупные города России;

_ рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

_ различать символы государства -флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

_ уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

_ уважительно относиться к защитникам Родины;

_ читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

_ различать художественную и научно-популярную литературу;

_ анализировать ответы товарищей;

_ осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. 

Выпускник  получит возможность научиться:

_ понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное

и версии в истории;

_ приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

_ различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

_ анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

_ на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

_ уважительно относиться к своему  городу, людям своего города, народу, России.

 

    Формы  и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

- индивидуально-групповые;

- работа в парах, в тройках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

  - беседа;   - рассказ;   - путешествие;  - игра;   - викторина; - экскурсия; - конкурс;  - сказка.

 

 

 

III. Содержание программы

Программа содержит три направления

«Моя семья» -12ч:

-Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»;

- Вся семья вместе – так и душа на месте;

-«Как образовалась моя семья»;

- КТД «Семейный альбом»;

- Кто такие патриоты?;

- Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»;

- Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе, селе.

-Родословная моей семьи.

- Моя семья в годы Великой Отечественной войны;

- КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»

 

«Я и природа»-11ч:

-Охраняемые природные территории;

- Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

- Природа и фантазия;

- Экскурсия в школьный музей;

-« Природные зоны России»;

-Природные  зоны Тюменской области;

-Коллективное творческое дело «Времена года»;

-Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу;

- Красная Книга

 

«Я и Отечество»-11ч:

- Заочная экскурсия «две столицы»;

-Экскурсия в школьный музей.

-Я – гражданин России;

- Символы городов Тюменской области;

- Я бы с песни начал свой рассказ;

- Города – герои;

- Юные герои Великой Отечественной войны;

-«Орнаменты коренных народов Тюменской области»;

-Экскурсия в музей;

- Знакомство с Книгой Памяти.

 

 IV. Тематическое планирование.

 

 

№ п/п
                                                Тема

 
Количество часов

 
1

2

3

 

 
«Моя семья»

«Я и природа»

«Я и Отечество»

 

 

 
                   12

                   11

                   11

 

 

 
 

 

 V. Календарно-тематическое планирование

п/п.
Тема занятия.
Содержание занятия.
УУД
Форма организации, виды деятельности.
Дата.
Кол-во
Направление «Моя семья»
1
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»
объяснение значение пословиц по заданной теме
Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

П. устанавливать причинно-следственные связи

Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Беседа, викторина.
 
1
2
Вся семья вместе – так и душа на месте.
уважение к семье и семейным традициям
Творческая работа.
 
1
3.
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
Истории создания своей семьи
Творческая работа.
 
1
4,5,6,
КТД «Семейный альбом»
Родные, дорогие нам люди
Творческая работа.
 
3
7
Кто такие патриоты?
понятие «патриот»,
Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Беседа, викторина.
 
1
8
Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»
основы экологической культуры;
Беседа, викторина.
 
1
9
Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.
толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений
Творческая работа.
 
 
направление «Я и природа»
10
Охраняемые природные территории
Бережное отношение к природе
Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности
Загадки, анкети-рование, презентации.
 
1
11
Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!
Плакаты, призывающие к охране природы
Творческая работа.
 
1
12,13
Природа и фантазия.
Аппликации с растительным орнаментом
К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Творческая работа.
 
2
14
Экскурсия в школьный музей.
совместно с родителями оформление фотовыставки
Экскурсия.
 
1
Направление «Я и Отечество»
15,16
Заочная экскурсия «две столицы»
История Москвы

История Санкт-Петербурга
Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Викторина, презентации, видеофильм.
 
2
 17
Экскурсия в школьный музей.
История страны в школьных музеях.
Совместное мероприятие, экскурсия.
 
1
направление «Я и природа»
18,19
Просмотр фильма:

« Природные зоны России», «Природные зоны мира».
Причины возникновения пожаров

Меры борьбы
Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Викторина, загадки о природе.
 
2
20
Природные  зоны Тюменской области
Выбор тем для проекта
Проект,индивиду-альное консультирование.
 
1
21
Коллективное творческое дело «Времена года
Особенности природной зоны
Творческая работа.
 
1
22
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
Причины загрязнения окружающей среды
Презентации, деловая игра, экскурсия.
 
1
23
Красная Книга
Особенности Красной Книги
Презентации, творческая работа.
 
1
Направление «Моя семья»
24.
Родословная моей семьи.
Представление о родословной семьи. История своей семьи.
Л. мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения

П. преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Р. анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности
Творческая работа.
 
1
25
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
История своей семьи.
Творческая работа.
 
1
26.
КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»
Семейные ценности

Традиции своей семьи
Творческая работа.
 
1
Направление «Я и Отечество»
27
Я – гражданин России.
Понятия «гражданин», «Отечество», «Родина», «ответственность».
Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано

К. – характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
Беседа, викторина.
 
1
28
Символы городов Тюменской области
Понятия «гражданин», «город-герой», «город воинской Славы»
Викторина, презентации.
 
1
29
Я бы с песни начал свой рассказ.
История создания военных песен, исполнение военных песен
Презентации, прослушивание записей.
 
1
30
Города - герои.
Знакомство с городами-героями
Презентации, творческие работы.
 
1
31
Юные герои Великой Отечественной войны.
Биографии юных героев Великой Отечественной войны
Встреча с ветеранами,тружениками тыла.
 
1
32
«Орнаменты коренных народов Тюменской области»
Проектная задача.
Творческая работа.
 
1
33
Экскурсия в музей
Дети войны.
Экскурсия.
 
1
34
Знакомство с Книгой Памяти
активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины.
Встреча с ветеранами.