Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

 

                                                    1.Пояснительная записка.

Рабочая   программа  по  окружающий миру  разработана на основе ФГОС ООП НОО, Концепцией  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми, требованиями примерной ООП МАОУ « Малышенская СОШ» и ориентирована на работу по УМК:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2ч. Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентано – Граф, 2011.
  2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2ч. Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентано – Граф, 2011.

 

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Цели и задачи данной программы, особенности программы

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области « Окружающий мир» и адресована учащимся 2 класса общеобразовательной начальной школы.

Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

Предметные - способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

     2.Планируемые результаты освоения учебного  курса:

Освоение программы « Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностными результатами изучения курса являются:

Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы; Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества привсем разнообразии культур, национальностей, религий России; Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметными результатами являются:

Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин; Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума; Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни; Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

                       3.Содержание программы.

Введение. Что окружает человека (2 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

      Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого.-1ч.

 Каким родится человек.-1ч.

 Что природа дает человеку при рождении.-1ч.

 Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. -1ч.

Можно ли изменить себя.-1ч.

Наши помощники — органы чувств.-2ч.

Ты и твое здоровье.-1ч.

 Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь.-2ч.

 Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).-1ч.

Физическая культура. Закаливание. -1ч.

Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.-2ч.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья.-1ч.

 Что объединяет членов семьи, поколения в семье. -1ч.

Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности.-1ч.

 Как семья трудится, проводит свободное время.-1ч.

 Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта.-1ч.

 Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.-1ч.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.-1ч.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.-1ч.

 Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.-1ч.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. -1ч.

Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).-1ч.

Города России.-1ч.

 Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.-1ч.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.-1ч.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. -2ч.

Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян-1ч.

Русская трапеза.-1ч.

 Образование городов.-1ч.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы — жители Земли (3 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета.-1ч.

 Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.-1ч.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.-1ч.

Природные сообщества (27 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.-1ч.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. -2ч.

Леса родного края.-1ч.

 Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. -2ч.

Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.-3ч.

Использование леса человеком.-1ч.

 Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.-2ч.

Жизнь водоема.-1ч.

 Вода как одно из главных условий жизни.-1ч.

 Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода.-1ч.

 Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). -2ч.

Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).-2ч.

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.-2ч.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.-2ч.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.-2ч.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.-2ч.

Природа и человек (3 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей.-1ч.

 Красота природы.-1ч.

 Отражение явлений природы в искусстве и литературе.-1ч.

  1. Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов

 
 

1.

Введение. Что окружает человека

2

 

2

Кто ты такой

14

 

3

Кто живет рядом с тобой

6

 

4

Россия — твоя Родина

13

 

5

Мы — жители Земли

3

 

6

Природные сообщества

27

 

7

Природа и человек

3

 

 

Итого

68

 

 

 

                                                                                 5.

 

 

 

 

                                                                                            5.Календарно-тематическое планирование .

 

 п/п

 

Раздел, тема урока

 

№ урока по теме

Требования ФГОС

Планируемые результаты

 

Вид контроля, практическая работа

 

Дата

по плану

 

Д/З

 

УУД

 

Предметные результаты

 

Личностные результаты

1

Введение. Что окружает человека – 1ч

Что окружает человека?

 

 

1

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность.

Текущий,

фронтальный

 

С.6-11,

Т.7,№5-7

2

Кто ты такой? – 14ч

Я, ты, он, она…  Все мы люди.

 

 

1

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

 

 

Знать, что человек – живое

существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.

Гуманистические цен-ности многонациональ-ного российского

об-щества.

Текущий,

фронтальный

 

С.16-20,

Т.15-16,№1-3

3

Наши помощники – органы чувств.

 

2

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.21-26,

Т.с.17,№7-8

4

Наши помощники – органы чувств.

 

 

 

3

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материал, температуру.

 

 

С.21-26,

Т.с.17,№7-

5

Поговорим о здоровье

 

4

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.27-34,т.с.21,№19

6

Поговорим о здоровье. 

 

 

5

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.27-34,т.с.21,№19

7

Режим дня.

 

 

6

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать режим дня школь-ника, правила гигиены.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.35-41,т.с.21№19

8

Режим дня.

 

 

 

7

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Знать режим дня школь-ника, правила гигиены.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

 

 

С.35-41,т.с.21№19

9

Физическая культура.

 

 

8

Познавательные:

контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Знать комплекс ОРУ.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Текущий,

фронтальный

 

С.42-49,т.с.23,№22

10

Физическая культура

 

 

9

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный  диалог.

Знать и уметь применять на практике виды про-цедур.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термо-метром: определение температуры воздуха и воды.

 

 

С.42-49,т.с.23,№22

11

Почему нужно правильно питаться.

 

 

10

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать, что  человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.50-60.Т.С.24,№26,29.

12

Почему нужно правильно питаться.

 

 

 

11

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать продукты и содер-жащиеся в них витамины.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление па-мятки «Что полезно для организма, что вредно»

 

 

КАРТОЧКА

13

Почему нужно правильно питаться

 

12

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать и применять на практике полученные зна-ния.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный

 

ТЕСТ.

14

Почему нужно быть осторожным?

 

 

 

13

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать основы оказания первой помощи.

Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

 

 

С.61-66,Т.С.28,№33.

15

Почему нужно быть осторожным?

 

 

14

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Знать правила поведения в различных ситуациях.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Проверочная работа по изученным разделам.

 

 

С.61-66,Т.С.28,№33.

16

Кто живёт рядом с тобой? – 6ч

Что такое семья?

 

 

 

1

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать родственные связи в семье.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление семей-ного генеалогического древа.

 

 

 

17

Что такое семья?

 

 

 

 

2

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать профессии родите-лей, уметь трудиться.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Текущий,

Фронтальный

 

С.72-87,Т.С.36,42

18

Что такое семья?

 

 

3

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать места проведения досуга.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.72-87,Т.С.36,42

19

О правилах поведения

 

4

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Знать правила культурного

Поведения, которые позво-ляют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.

Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность.

Текущий,

фронтальный

 

С.88-98,Т.С.38,№44,47

20

О правилах поведения.

 

5

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Уметь дружить, общаться с людьми.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

 С.88-97

21

О правилах поведения.

 

6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать и применять на практике полученные знания.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.88-97

22

Россия – твоя Родина – 13ч

Родина – что это значит?

 

 

1

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать и понимать значение Родины в жизни человека.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный

 

С.100-103

23

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

 

 

2

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории  от случая.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.104-109

24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

 

 

3

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать родного края.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный

 

Т.С.52,№6

25

Москва – столица России.

 

 

 

4

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные достопри-мечательности Москвы.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Заочная экскурсия по Москве.

 

 

С.110-117

26

Москва – столица России.

 

 

5

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.110-117

27

Города России.

 

 

6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные достопри-мечательности городов России.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный

 

С.118-131

28

Родной край – частица Родины.

 

 

7

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать историю города, родного краю.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.132-134,Т.С.58

29

Как трудятся россияне.

 

 

8

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь состав-лять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлеб-ных изделий.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.135-151,Т.С.54,№15

30

Как трудятся россияне.

 

 

9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Основные занятия славян:

охота, рыболовство, зем-леделие, скотоводство. Элементарные сведения об

истории развития земле-делия.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.135-151,Т.С.54,№15

31

Все профессии важны.

 

 

10

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать профессии родите-лей, уметь трудиться.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.160-167

32

Мы – граждане России.

 

 

11

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государст-ва, оно предоставляет ему права.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

 

33

Мы- граждане России.

 

 

12

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.6-19,Т.С.6,№6

34

Россия – многонациональная страна.

 

 

13

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа.

Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

Т.С.55-56

35

Мы – жители Земли – 3ч

Твоё первое знакомство со звёздами.

 

 

1

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. 

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный

 

Т.С.6,№8-9

36

Твоё первое знакомство со звёздами.

.

 

 

2

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать, чем Земля отли-чается от других планет Солнечной системы. Ус-ловия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

Т.С.6,№8-9

37

Чем Земля отличается от других планет?

 

3

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего боль-ше на Земле – суши или воды?

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный

 

С.20-24

38

Чем Земля отличается от других планет?

 

4

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.24-30

39

 В некотором царстве…

 

5

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

 

Знать царства живой природы, называть отдель-ных представителей.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.30-36,Т.С.9№10-11

40

Грибы.

 

 

 

6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать ответы на следую-щие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают

грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление памятки «Ядовитые грибы»

 

 

Т.С.9,№12-14

41

Какие животные живут на Земле.

 

 

7

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать царства живой при-роды, называть отдельных представителей.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

КАРТОЧКИ

42

Разнообразие растений.

 

 

8

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать разновидности рас-тительного мира, называть  отдельные виды, уметь составлять гербарий.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

КАРТОЧКА

43

Разнообразие растений.

.

 

9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

 

КАРТОЧКА

44

Природные сообщества- 27ч

 Среда обитания – что это такое.

 

 

1

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

 

45

Лес и его обитатели.

 

 

2

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Иметь представление о том, что лес – многоэтаж-ный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.110-117.

46

Деревья леса.

 

 

3

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Работа с гербарием

 

КАРТОЧКА

47

Кустарники леса.

 

 

 

4

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере-вьев и трав.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Экскурсия в парк.

Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек.

 

С.52-55,Т.С.20

48

Травянистые растения леса.

 

 

5

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать о том, что травянис-тые растения располагают-ся на нижнем ярусе леса. Они отличаются от де-ревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Работа с гербарием

 

С.56-61

49

Травянистые растения леса.

6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия лекарст-венных растений и их применение.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

 

Работа с гербарием

 

Т.

с. 20

50

Животные леса.

 

 

 

 

7

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Называть обитателей леса, знать цепь питания каж-дого животного.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

 с. 62 - 66

 

51

Животные леса.

 

(Птицы – лесные жители.)

 

8

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный

 

Т.с.  20 - 22

 

52

Животные леса.

 

(Пресмыкающиеся леса.)

 

9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

С.74-76

53

Животные леса.

 

(Насекомые леса.)

 

 

10

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Называть, выделять осо-бенности, знать значение.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.77-79

54

Животные леса.

 

(Правила поведения в лесу.)

 

11

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать правила поведения в лесу.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Письменный опрос по темам раздела.

Составление памятки «Если ты пришёл в лес»

 

Т.С.24

55

Что мы знаем о воде.

 

 

12

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать свойство воды, приводить различные примеры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

 

 

С.81-87,Т.С.29

56

Что мы знаем о воде.

 

 

13

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Опыты по определению свойств воды и её состояний.

 

С.81-87,

57

Водоёмы и их обитатели.

 

14

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоё-мов – реки и болота.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

КАРТОЧКА

58

Водоёмы и их обитатели.

 

(Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.)

 

15

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей во-доёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.88-89,Т.С.31

59

Водоёмы и их обитатели.

 

(Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. )

 

16

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей прес-ных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

 

С.90-95,Т.С.32№26

60

Водоёмы и их обитатели.

 

(Растения пресных водоёмов.)

 

17

 

КАРТОЧКА

61

Водоёмы и их обитатели.

 

(Обитатели солёных водоёмов.)

 

 

18

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.102-104

62

Луг и его обитатели.

 

(Растения луга.)

 

 

19

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия  растений луга.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Работа с гербарием

 

С.109-124

63

Луг и его обитатели.

 

(Животные луга.)

 

 

20

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия  животных луга.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный

 

С.109-124

64

Поле и его обитатели.

 

(Растения поля.)

 

21

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать название  растений поля.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

 

 

С.125-136,Т.С.38

65

Поле и его обитатели.

 

(Животные поля.)

 

 

22

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Называть животных поля, знать особенности обита-ния.

 

 

 

 

 

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

С.125-136,Т.С.38

66

Сад и его обитатели.

 

 

 

23

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Экскурсия в плодово-ягодный сад.

 

С.137-142,Т.С.40

67

Природа и человек – 2ч

Человек – часть природы.

 

 

 

1

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный

 

 

68

Человек – часть природы.

 

2

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Письменный опрос по темам раздела.

 

 

С144-156