Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

I  Пояснительная записка

Рабочая программа по основам мировых религиозных культур разработана на основе ФГОС ООП НОО, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми, требованиями примерной ООП МАОУ "Малышенская СОШ".

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • 1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • 2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • 3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • 4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

  1. II. Планируемые результаты освоения учебного курса:

Предметные:

  • - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

Метапредметные:

  • - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

III. Содержание программы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? -1ч.

Какие бывают религии? Религии России.-1ч.

 Что такое культура?-1ч.

 Влияние религии на культуру.-1ч.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.-1ч.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. -1ч.

Священные книги религий мира. -1ч.

Когда впервые появились священные тексты и как они назывались?-1ч.

Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.

 Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). -1ч.

Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. -1ч.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы.-1ч.

 Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.-1ч.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. -1ч.

Искусство в религиозной культуре.-1ч.

 Роль искусства в разных религиозных традициях. -1ч.

Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.-1ч.

Добро и зло.-1ч.

 Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России.-1ч.

Религия и мораль.-1ч.

 Религиозные ритуалы. -1ч.

Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. -1ч.

Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). -1ч.

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.-1ч.

 Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.-1ч.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. -1ч.

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. -1ч.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.-1ч.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.-1ч.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции  в России-3ч.

    Роль религий в становлении России.-1ч.

С чего начинается Россия.-1ч.

 

 

  1. IV. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы религиозных культур

28

3

Духовные традиции

многонационального народа России

 

5

 

 

Итого

34ч.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

I полугодие

п/п

Тема

урока

Основные

понятия

Дата

Методы и формы контроля, рефлексии

Универсальные учебные действия

Домашнее задание,

Привлечение родителей

Дата

1.

Россия – наша родина

 

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

 

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для  интервью с известным человеком

 

2.

Культура и

религия.

Культура. Религия

 

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Фотографии и изображения священных книг разных религий

 

 

3.

Культура и

религия.

Культура. Религия

 

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

Прочитать статью из пособия, ответить на

вопросы

 

4.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Пантеон. Многобожие. Завет.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

-определять и формулировать цель деятельности на уроке; -проговаривать последовательность действий на уроке

Прочитать статью из

пособия, составить план

 

5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

 

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

 

6.

Священные

Книги  религий  мира: Веды,  Авеста,

Трипитака

Веды, Авеста, Типитака

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

- выразительно читать и пересказывать текст; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

 

7.

Священные

книга мира:

Тора,   Библия,

Коран

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других

 

 

8.

Хранители

предания в религиях

мир

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Ламы

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

 выразительно читать и пересказывать текст; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

 

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по плану.

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека о добре и зле.

 

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

 

Самостоятельная работа

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по плану.

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

 

11

Человек в

религиозных традициях

мира

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

 

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

- в ы р а з и т е л ь н о ч и т а т ь и п е р е с к а з ы в а т ь т е к с т ; - н а х о д и т ь о т в е т ы н а в о п р о с ы в т е к с т е , и л л ю с т р а ц и я х

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

 

12.

Священные

сооружения.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

 

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

 

13.

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.  Заполнение таблицы

- д е л а т ь в ы в о д ы в р е з ул ь т а т е с о в м е с т н о й р а б о т ы к л а с с а и у ч и т е л я ; - п р е о б р а з о в ы в а т ь и н ф о р - м а ц и ю и з о д н о й ф о р м ы в д р у г у ю : п о д р о б н о п е р е с к а з ы в а т ь н е б о л ь ш и е т е к с т ы

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе

 

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Икона. Каллиграфия. Арабески.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

п р о г о в ар и в а т ь п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й н а ур о к е - д е л а т ь в ы в о д ы в р е з ул ь т а т е с о в м е с т н о й р а б о т ы к л а с с а и у ч и т е л я ;

Составить план ответа

на тему «Искусство в

религиозной культуре

…»

 

15.

Искусство в

религиозной

культуре

Семисвечник. Способы изображения Будды.

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

…»

 

16.

Творческие

работы

учащихся

 

 

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

о с у щ е с т в л я т ь п о ш а г о в ы й и и т о г о в ы й с а м о к о н т р о л

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

 

17.

Презентация

творческих

работ

 

 

Презентации творческих работ

 

 

 

II полугодие

18.

История религии

России

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

- у ч и т ь с я в ы с к а з ы в а т ь с в о е п р е д п о л о ж е н и е н а о с н о в е р а б о т ы с м а т е р и а л о м ; - у ч и т ь с я р а б о т а т ь п о п л а н

 

 

19.

Религии

России

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

 

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

 

.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать инфор- мацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Подготовить сообщение об обрядах

 

21.

Вопросы с.57

 

22.

Паломничества и святыни

Паломничества: хадж, накхор

 

 

 

выразительно читать и пересказывать текст; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Вопросы с.61

 

23.

Праздники и календари

 

 

Самостоятельная работа

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать инфор- мацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

 

24.

Праздники и календари

 

 

Исследование

 

 

25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Притча

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по плану

Эссе

 

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в  религиях мира

Бодхисаттва

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

 

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Милосердие

 

 

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с

Эссе

 

28.

Семья

Семья

 

Мини - сочинение

Мини - сочинение

 

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

Ответственность

 

 

материалом; - учиться работать по плану. -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Сочинение

 

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.

 

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Великая сила нравственности. Народ

 

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать инфор- мацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

 

31.

Подготовка

творческих

проектов.

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

 

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

 

32.

 

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

33.

Презентации

творческих

проектов

 

 

 

Презентации творческих работ

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

 

34.