Рабочая программа (1 вариант) по миру природы и человека 2 класс

1.Пояснительная записка

 

Адаптированная  рабочая  программа по «Мир природы и человека» составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19. 12. 2014г. и программы: «Мир природы и человека»по   Н. Б.Матвеева , опубликованной в сборнике программ «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений вида подготовительной, 1-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой –Москва «Просвещение», 2011г.

Цель курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи курса:

  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
  • ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;
  • овладениеначальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;
  • приобретение базовых умений работы с ИКТ- средствами;
  • развитиеинтереса к познанию самого себя и окружающего мира;
  • развитиечувства сопричастности к жизни природы и общества;
  • развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
  • воспитаниегуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
  • воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине

2.Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

 

 

  1. Содержание учебного предмета

Растительный мир.-8ч.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. -1ч.

Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.-1ч.

   Узнавание (различение)фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.-1ч. Узнавание (различение)овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значенияовощейв жизни человека. -1ч.

Знание способовпереработкиовощей. Узнавание (различение)ягод (смородина, клубника, малина,) по внешнему виду (вкусу, запаху).  Знание значенияягод в жизни человека. Знаниеспособов переработкиягод.-1ч.

 Узнавание (различение) грибов (белый гриб, муомор) по внешнему виду.-1ч.

 Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. -1ч.

Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов-1ч..

Животный мир. -8ч.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного.-1ч.

 Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. -1ч.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.).-1ч.

 Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). -1ч.

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных.-1ч.

 Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание способов передвижения животных. -1ч.

Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).-1ч.

 Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, дикая утка, дикий гусь, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). -1ч.

Объекты природы. 4ч.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (звезда). Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.  Знание значения горы (оврага) в природе и жизни человека.-1ч.

 Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизничеловека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. -1ч.

Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. -2ч.

Временные представления. 14ч.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).-2ч.

 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.

 (различение) дней недели. -1ч.

Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. -2ч.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. -2ч.

Представление о годе как о последовательности сезонов.-1ч.

 Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.-2ч.

 Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.-2ч.

  Узнавание (различение) явлений природы(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). -1ч.

Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.-1ч.

Учебно-тематический план

 

 

 

п.п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

 

1.

 

Сезонные изменения в природе

14

 

2.

 

Неживая природа

4

 

3.

 

Живая природа

16

 итого

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

план

Кол-во часов

Личностные и предметные результаты

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

Д/З

Сезонные изменения в природе

 

1.

 

 

Лето. Осень. Сезонные изменения в неживой природе осенью.Экскурсия

1

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

Знать: времена года осень лето. названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяца Сбор природного материала". Солнце

греет меньше.

 

 

 

С.3

2.

Наблюдение за солнцем осенью. Работа в календаре. Экскурсия

1

 

С.4

3.

Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменение окраски листьев, изменениями происходящими в природе осенью».

1

 

 

 

С.5

4.

Осень. Игры детей в разное время года. Одежда людей осенью. Игры на воздухе.

1

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены

 

С.6

Неживая природа

 

5.

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Экскурсия

1

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях

Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы

5.

С.7

Живая природа.

6.

Растения. Их разнообразие. Экскурсия

1

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения

 

карточка

7.

Животные. Их разнообразие. Экскурсия

1

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

Знать о разнообразии животных: дикие животные, птицы, рыбы, насекомые.

 

 

Карточка

8.

Жизнь диких животных

1

Знать о образе жизни диких животных в разное время года – 12 осенью, подготовка к зиме

 

 

Карточка

9.

Человек. Моё имя, фамилия, возраст, пол. «Сложи картинку»

1

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 

осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при

выполнении рисунка;

 

 

С.8

10.

Повторение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Д.И. «Найди листок, какой покажу»,

1

 

Развитие навыков самостоятельности

 

С.9

 

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

 

 

11.

Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями, происходящими в природе поздней осенью»

1

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со временном обществе; во

Знать о явлениях и состояниях неживой природы поздней осенью

 

Т.с5-6

12.

Явления и состояния неживой природы в разное время года.

1

 

Тс7-8

13.

Наблюдение и описание зимующих птиц: ворона, воробей

1

 

Т.с.9-10

14.

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. Деревья.

1

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Знать растения данной местности

 

 

Т.с.11-12

15.

Одежда и занятия детей зимой.

1

проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной

гигиены.

 

 

карточка

 

 

 

Неживая природа

 

 

 

16.

 

 

 

Явления в неживой природе: замерзание луж, рек

1

 

Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы

 

 

карточка

Живая природа

 

17.

Растения. Части растений.

1

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 

Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы. Знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

 

 

карточка

 

 

 

 

 

18.

Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.

1

 

Т.с.15

19.

Животные. Приспособление диких животных к разным условиям жизни.

 

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

Знать о жизни животных в разных условиях: животные в жарких странах, животные стран с холодным климатом.

 

 

Т.с.17

20.

Животные стран с холодным климатом.

 

 

Т.с.18

21.

Повторение. Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих детей.

1

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

 

Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены.

 

 

Т.с.19

Сезонные изменения в природе

 

22.

Весна. Признаки весны.

1

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 

знать о влиянии солнца на сезонные изменения в природе, первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой и живой природы

весной

 

Т.с.20

23.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной.

1

 

Т.с.21

24.

Временные представления: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.

1

 

Т.с.22

25.

Погода. Наблюдение за

изменениями погоды. Погода вчера, сегодня,

завтра.

 

 

1

Целостный, социально

ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

 

Сравнивать состояния погоды: дождь

снег, солнце, ветер, мороз, оттепель.

 

 

карточка

26.

Одежда и занятия детей весной.

1

Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной

 

 

карточка

 

Неживая природа

 

 

 

27.

Наблюдения за облаками, ветром, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.

1

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Знать название месяцев. Работа в календаре. Условные обозначения

 

С.16

Живая природа

.

 

28.

Растения. Знакомство с хвойными деревьями данной местности.

1

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях

 

Знать о способах ухода за растениями, жизненно необходимые условия

 

 

С.18

29.

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения

1

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

 

С.19

30.

Животные. Домашние животные. Их детёныши

1

 

 

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

 

Назвать домашних животных, их детёнышей, определить их признаки. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные людям

 

 

тест

31.

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением весной.

1

 

карточка

32.

Человек. Строения человеческого лица, основные части лица человека

1

Называть части тела человека

 

 

карточка

33-34

Повторение и закрепление. Времена года

2

 

 

 

Т.с.28-29