Рабочая программа (1 вариант) по изобразительному искусству 2 класс

                                                                                    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная  рабочая  программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19. 12. 2014г. и программы по  изобразительному искусству (И. А. Грошенков), опубликованной в сборнике программ «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений вида подготовительной, 1-4 классы» под ред. В.В. Воронковой, Москва, «Просвещение», 2004г.

 

Цель обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи обучения:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности    школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития   у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

2.Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

 

                                                 3.Содержание  программы.

Рисование с натуры (13 ч)

          Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; -3ч.

различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; -2ч.

развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов;-2ч.

 соблюдать пространственные отношения предметов;-1ч.

 определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы;-1ч.

 аккуратно раскрашивать рисунок, -2ч.

подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.-2ч.

Декоративное рисование (15 ч)

          Умение проводить от руки прямые линии,-2ч.

 делить отрезок на равные части,-2ч.

 развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, -2ч.

соблюдая чередование по форме и цвету;-1ч.

 составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; -3ч.

совершенствовать навык раскрашивания рисунка;-1ч.

 равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур;-2ч.

 учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.-2ч.

Рисование на темы (3 ч)

      Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; -1ч.

развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.-2ч.

Беседы об изобразительном искусстве (3 ч)

           Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; -1ч.

называть и дифференцировать цвета.-1ч.

           Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).-1ч.

                                           4.тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

 

Рисование с натуры

13

 

Рисование с натуры овощей

1

 

Рисование с натуры фруктов

1

 

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор

1

 

Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник)

1

 

Рисование с натуры веточки ели

1

 

Рисование с натуры праздничных флажков

1

 

Рисование с натуры елочных игрушек

1

 

Веточка ели с елочными игрушками

1

 

Оформление новогодней открытки

1

 

Рисование с натуры рамки для картин

1

 

Рисование с натуры игрушки - рыбки

1

 

Рисование с натуры портфеля

1

 

Рисование дорожного знака «Впереди опасность»

1

 

 

 

 

Декоративное рисование

15

 

Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)

1

 

Рисование узора в полосе из растительных форм

1

 

Рисование геометрического орнамента в квадрате

1

 

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

1

 

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

1

 

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике

1

 

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера)

1

 

Узор в полосе для косынки треугольной формы

1

 

Рисование узора в круге – расписная тарелка

1

 

Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник)

1

 

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур

1

 

Рисование открытки «Ракета летит»

1

 

Рисование башенки из элементов строительного материала

1

 

Рисование узора в полосе из цветов и листочков

1

 

Узор из цветков в кружке

1

 

 

 

 

Рисование на тему

3

 

Рисование на тему: «Деревья осенью»

1

 

Рисование на тему: «Снеговики»

1

 

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1

 

 

 

 

Беседы об изобразительном искусстве

3

 

Знакомство с Городецкой росписью

1

 

Беседа по картинам. Рисование рамки для картины

1

 

Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе

1

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     5.Календароно-тематическое планирование.

1четверть- 8 часов

 

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Виды работ

Информационное сопровождение

            дата

Д\З

 

 

 

 

 

 

по плану

 

1

Рисование с натуры овощей и фруктов

1

изучения нового материала

рисование с натуры

Муляжи.

 

Освоение понятия «натура»

2

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)

1

изучения нового материала

рисование с натуры

таблица: съедобные и несъедобные грибы, муляжи

 

дорисовать

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

образец, картинки рябины, калины, др. ягод

 

Найти картинки ягод

4

Самостоятельное составление узора в полосе

1

обобщения и систематизации знаний

самостоятельная работа

методичка, картинки ягод, листьев разной формы

 

Придумать свой узор

5

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник

 

Освоение понятия «геометрического орнамента»

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

квадрат, веточки с листочками

 

Нарисовать осенний листок

7

Рисование на тему «Деревья осенью».

1

изучения нового материала

беседа по картине «Осень»., рисование на тему

картина «Осень», картинки  деревьев

 

 

8

Рисование с натуры предметов (линейка, треугольник чертёжный)

1

изучения нового материала

рисование с натуры

линейка, треугольник, пенал

 

 

                                                                                                       

2 четверть- 8 часов

 

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

Д/З

 

 

 

 

 

 

По плану

 

1

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

1

изучения нового материала

рисование по образцу, объяснение

геометрические фигуры

 

 

Дорисовать

коврик

2

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу)

1

изучения нового материала

рисование по образцу, беседа по картине

квадрат, картина Васнецова «Алёнушка»

 

Закрепление  понятия «геометрического орнамента»

3.

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

 

 

 

 

 

Освоение понятия «городецкая роспись»

3

Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях)

1

изучения нового материала

демонстрация, рисование по образцу

веточки ели, квадрат,

 

дорисовать

дорисовать

4

Рисование с натуры веточки ели

1

изучения нового материала

рисование с натуры путешествие

веточка ели

 

дорисовать

5

Рисование с натуры праздничных флажков

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

флажки

 

Подобрать краски

6

Рисование с натуры елочных украшений

1

комбинированный

объяснение, рисование с натуры

елочные украшения

 

 

 

Найти картинки с елочными украшениями

7

Веточка с елочными игрушками

1

обобщения и систематизации знаний

рисование на тему, демонстрация

веточка ели  с елочными  украшениями

 

дорисовать

                                                                                                                        3четверть- 10 часов

 

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

 

 

 

 

 

 

 

По плану

Д/З

1

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

шарф, образец,

 

Нарисовать снежинку

2

Рисование на тему «Снеговик»

1

комбинированный

объяснение, рисование на тему

образец, методичка, круги, иллюстрация снеговика

 

Нарисовать снеговика

3

Рисование с натуры рамки для картины

1

комбинированный

рисование с натуры, беседа

рамка для картины, образец

 

Освоение понятия «рамка»

4

Рисование с натуры игрушки рыбки

1

изучения нового материала

рисование с натуры.

игрушка- рыбка, картинки рыбок,

 

Нарисовать рыбку

5

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1

обобщения и систематизации знаний

практикум, рисование на тему

картинки рыбок, аквариум .образец

 

Нарисовать свой аквариум

6

Рисование с натуры портфеля

1

комбинированный

объяснение, рисование с натуры

портфель

 

Подобрать краски

7

Знакомство с Полхов - Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

1

комбинированный

рисование по образцу

образцы узоров

 

Принести гуашь

8

Декоративное рисование узора для косынки

1

комбинированный

рисование по образцу

образцы узоров

 

Принести материал для декорирования

9

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

картинка дорожного знака «Впереди опасность!»,

 

Нарисовать опасный знак

10

Рисование геометрических форм

1

обобщения и систематизации знаний

объяснение, рисование по образцу

геометрические фигуры, образец,

 

Освоение понятия «геометрическая форма»

                                                                                   4четверть- 8 часов

 

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

Д/З

 

 

 

 

 

 

По плану

 

1

Рисование в полосе узоров из квадратов с чередующимися геометрическими элементами

1

комбинированный

объяснение, рисование по образцу

геометрические фигуры, образец

 

Освоение понятия «геометрический элемент»

2

Рисование на тему: «Первый спутник»

1

обобщения и систематизации знаний

демонстрация, рисование на тему

образец, картинки спутников

 

Нарисовать свой спутник

3

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

строительный конструктор

 

Освоение понятия «строительный материал»

4

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

1

изучения нового материала

демонстрация, рисование с натуры

флажки, воздушные шарики, методичка

 

Разрисовать шарик

5

Декоративное оформление открытки «ракета»

1

обобщения и систематизации знаний

объяснение, рисование на тему

сюжетные картинки образец

 

Придумать открытку

6

Рисование узора в полосе

1

изучения нового материала

самостоятельная работа

образцы природных и геометрических узоров

 

Нарисовать узор в полоску

7

Рисование узора в круге

1

изучения нового материала

самостоятельная работа

образцы природных и геометрических узоров

 

Дорисовать

8

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки)

1

комбинированный

экскурсия, беседа, рисование с натуры

картинки цветов, книги со сказками, иллюстрации

 

Найти картинки весенних цветов

9

Свободное рисование

1

закрепление

конкурс на лучший рисунок, выставка

методичка, образцы рисунков за учебный год