Рабочая программа (1 вариант) по русскому языку 2 класс

 

                                                      1.Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и программы «Русский язык»,автор А. К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В.Якубовская, опубликованной в сборнике «Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – Москва «Просвещение», 2011г.

Цели
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; 
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания; 
- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Задачи:

- формировать каллиграфический, орфографический и пунктуационный навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- развивать речь, мышление, воображение школьников, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- обогащать и уточнять словарь, уметь пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностного отношение к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

 

2.Планируемые результаты освоения учебного курса: 

Личностные результаты:

- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

- слушать  собеседника  и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать  участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать  адекватные  речевые  средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы:
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

 

3.Содержание  учебного предмета.

Наша речь (4 ч)
Язык и речь.-1ч.

 Речь – главный способ общения людей.-2ч.

 Язык – средство общения людей. -1ч.

Текст (5 ч)
Текст. Признаки текста.-2ч.

Выделение в тексте темы, основной мысли. -1ч.

Составление плана текста. Красная строка в тексте. -2ч.

Предложение (8ч)
Различение предложения, словосочетания, слова. -2ч.
Знаки препинания в конце предложения. -2ч.

Связь слов в предложении.-1ч.

Логическое ударение.-1ч.

 Главные и второстепенные члены предложения.-2ч.
Подлежащее и сказуемое.-1ч.

 Установление связи слов в предложении.-1ч.

 Распространённые и нераспространённые предложения. -2ч.

Слова, слова, слова…(12 ч)


Слово и его лексическое значение. -1ч.
Слово – общее название многих однородных предметов.-1ч.

 Однозначные и многозначные слова, их различение.-1ч.

 Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.-1ч.

 Словари русского языка и их использование. -1ч.
Родственные слова. Выделение корня.-1ч.

 Однокоренные слова. Слово. Слог. Деление слов на слоги. -1ч.

Словесное ударение. -1ч.
Гласные ударные и безударные. -1ч.
Правила переноса слов с одной строки на другую.-1ч. 

Звуки и буквы (19ч)
Звуки и буквы: гласные и согласные. -1ч.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. -1ч.

Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. -1ч.
Основные признаки гласных звуков.-1ч.

 Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.-1ч.

Определение роли гласных букв в слове. -1ч.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова -1ч.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.-1 ч.

 Правописание безударных гласных в корне слова.-1ч.

 Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов,-1ч.

 использование орфографического словаря.-1ч.
Согласные звуки и буквы.-1ч.

 Правописание удвоенных согласных. -1ч.

Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. -1ч.

Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными.-1ч.

 Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. -1ч.

Разделительный мягкий знак. -1ч.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным-1ч.
Глухие и звонкие согласные звуки.-1ч.

Парные и непарные согласные по звонкости и глухости.-1ч.

 Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове.-1ч.

 Правописание парных согласных в корне слова. -1ч.

Разные способы проверки правописания слов. -1ч.
Обобщение знаний об изученных правилах письма .-1ч.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (19 ч)
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. -10ч.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. -8ч.

Части речи (общее представление) (25 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов. -2ч.
Имя существительное. Значение и употребление.-2ч

 Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» -2ч.

Собственные и нарицательные имена существительные. -2ч.

Заглавная буква в именах собственных. -2ч.
Изменение существительных по числам. -2ч.
Глагол как часть речи.-2ч.

 Значение и употребление в речи.-2ч.

 Изменение глаголов по числам. -2ч.

Правописание глаголов с частицей не.-2ч.

 Особенности текста – повествования. -1ч.

Обучение составлению повествовательного текста. -2ч.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи.-2ч.

 Согласование с именами существительными.-2ч.

 Изменение прилагательных по числам.-2ч.

 Особенности текста – описания. -2ч.

Обучение составлению описательного текста. -2ч.
Местоимение как часть речи-2ч.

 Общее представление о местоимении. -2ч.

Личные местоимения, значение и употребление в речи-2ч.

 Особенности текста – рассуждения. -1ч.

Обучение составлению текста- рассуждения. -1ч.
Предлог. Значение предлогов в речи.-1ч.

 Раздельное написание предлогов с другими словами. -2ч.
Обобщение знаний о частях речи -2ч.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. -1ч.

Повторение (10 ч)
Речь устная и письменная. -1ч.

Текст. Предложение. -1ч.

Главные и второстепенные члены предложения. -1ч.

Части речи. Звуки и буквы. Алфавит.-1ч.

 Правописание слов с изученными орфограммами.-1ч.

 Лексическое значение слова.-1ч.

Синонимы. Антонимы. -1ч.

Однозначные и многозначные слова.-1ч.

    Прямое и переносное значение слов.-1ч.

Звуко -буквенный анализ слов.-1ч.             

4.Тематическое планирование.

 

п/п

Наименование раздела

Кол-во

 часов

1

 Наша речь.

4

2

Текст.

5

3

Предложение.

8

4

Слова, слова, слова..

 

12

5

Звуки и буквы.

19

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

         19

7

Части речи (общее представление) .

25

 

 

 

8

Повторение.

10

8

Итого

102ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Календарно- тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

 План.

Факт.

1

Звуки речи и буквы

1

 

С3, у4

 

 

2

Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

Повторить звуки

 

 

3

 

Обозначение звуков речи на письме.

1

Пропись с 5

 

 

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

Расставить ударение

 

 

5

Стартовая диагностика.

1

 

 

 

6

Согласные звуки.

1

С7 у8

 

 

7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

С10 у12

 

 

8

 

Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова.

1

с12 у 14

 

 

9

Входная контрольная работа.

1

С13 у 2

 

 

10

Учимся писать сочетания жи-ши.

1

С 15 у 3

 

 

11

Учимся писать сочетания ча-ща.

Словарный диктант.

1

С16 у2

 

 

12

Учимся писать сочетания чу-щу.

1

С 17 у 4

 

 

13

Разделительный мягкий знак (ь).

1

С 18 у 5

 

 

14

Разделительный мягкий знак (ь).

1

С 19 у 4

 

 

15

Слог.

1

Карточка

 

 

16

 

Учимся переносить слова

1

Карточка

 

 

17

Учимся переносить слова.

1

Работа в тетради

 

 

18

Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

 

 

 

19

Работа над ошибками.

Словарный диктант.

1

Т

 

 

20

 

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

Карточка

 

 

21

Слово.

1

С20 у6

 

 

22

Слова, называющие предмет.

1

Карточка

 

 

23

 

Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

Карточка

 

 

24

Слово и предложение.

Контрольное списывание.

1

Карточка

 

 

25

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Карточка

 

 

26

Слова в предложении.

1

Тс 8

 

 

27

 

Окончание как часть слова.

1

С21 у4

 

 

28

Изменение формы слова с помощью окончания.

Словарный диктант.

1

С 22 у 5

 

 

29

Неизменяемые слова.

1

С 23 у4

 

 

30

Вспоминаем правило написания заглавной буквы.

1

Карточка

 

 

31

 

Вспоминаем правило написания заглавной буквы.

1

карточка

 

 

32

Корень  как часть слова.

Контрольный словарный диктант.

1

Тест

 

 

33

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

34

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

35

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

Карточка

 

 

36

 

Корень как общая часть родственных слов.

1

Карточка

 

 

37

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

38

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

39

Контрольный диктант (итоговый) по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова».

1

Тест

 

 

40

Работа над ошибками.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

Т с 15

 

 

41

Контрольное списывание

1

Тест

 

 

42

Итоговая проверочная работа.

1

Тест

 

 

43

Однокоренные слова

1

С 24 у 2

 

 

44

Однокоренные слова

1

С 25 у3

 

 

45

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

С 27 у 4

 

 

46

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

47

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

Карточка

 

 

48

Корень слова с чередованием согласных.

1

С 28 у5

 

 

49

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

50

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

51

 

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

Карточка

 

 

52

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

53

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

1

Карточка

 

 

54

Суффикс как часть слова

1

С 29 у 4

 

 

55

Значение суффиксов

1

С 31 у2

 

 

56

 

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

Карточка

 

 

57

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.

1

Карточка

 

 

58

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными  в корне.

1

Карточка

 

 

59

Контрольный диктант  по теме «Правописание согласных в корне слова».

1

Тест

 

 

60

Работа над ошибками.

Контрольное списывание.

1

Т с 19

 

 

61

Значение суффиксов

1

С33 у5

 

 

62

Учимся писать слова  с суффиксами -ёнок; -онок

1

Карточка

 

 

63

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов.

1

Карточка

 

 

64

Учимся писать слова  с суффиксами

1

Карточка

 

 

65

Значение суффиксов.

1

Карточка

 

 

66

Правописание слов с суффиксом -ость-

Контрольный словарный

диктант

1

Карточка

 

 

67

Образование слов при помощи

суффиксов.

1

С 34 у 6

 

 

68

Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов

1

Карточка

 

 

69

Контрольный диктант.

1

Тест

 

 

70

Работа над ошибками.

Учимся писать корни и суффиксы в словах.

1

Т с 24

 

 

71

Образование слов при помощи суффиксов

 

1

С 35 у 2

 

 

72

Учимся писать корни и суффиксы

 

1

Карточка

 

 

73

Учимся писать корни и суффиксы

1

Карточка

 

 

74

Промежуточная диагностика. Итоговая проверочная работа за  первое полугодие.

1

Тест

 

 

75

Работа над ошибками.

Закрепление изученных тем.

1

Т 26

 

 

76

Приставка как часть слова

1

С 37 у6

 

 

77

Значение приставок

1

С 38 у 4

 

 

78

Учимся писать приставки.

1

Карточка

 

 

79

Учимся писать приставки.

 

1

Карточка

 

 

80

Различаем приставки с буквами о, а.

1

 

С 40 у3

 

 

 

81

Образование слов с помощью

приставок.

1

С 41 у 4

 

 

82

Учимся писать разделительный твердый знак. Словарный диктант

1

Карточка

 

 

83

Различаем слова с  разделительными Ь и Ъ знаками.

1

С 42 у 6

 

 

84

Как образуются слова.

1

С 44 у 4

 

 

85

Различаем разделительные Ь и Ъ знаков.

1

С 45 у 5

 

 

86

Основа слова.

 

1

С 46 у 3

 

 

87

Учимся разливать предлоги и

приставки.

1

С 48 у 3

 

 

88

Учимся разливать предлоги и

Приставки. Словарный диктант.

1

С 49 у 5

 

 

89

Повторяем состав  слова

1

С 51 у3

 

 

90

Правописание частей слова

1

С 52 у 4

 

 

91

Повторяем правописание частей  слова.

1

Карточка

 

 

92

Слово и его значение

1

Тест

 

 

93

Значение слова

1

Карточка

 

 

94

Повторяем правописание частей  слова

1

Тест

 

 

95

Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов».

1

Тест

 

 

96

Сочиняем начало текста

1

Т с 22

 

 

97

Заголовок текста.

 

1

Тс24

 

 

98

Как сочетаются слова

 

1

Карточка

 

 

99

 Значение слова в словаре и тексте.

1

Карточка

 

 

100

Повторяем правописание частей слова

1

Карточка

 

 

101

 

 

Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов».

1

Тест

 

 

 

 

102

Работа над ошибками.

Как строится текст. Окончание текста

1

Т с 25