Рабочая программа по изобразительному искусству 5,6,7 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357.От 18.12.2012 №1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

ü  Учебным планом МАОУ «Малышенская СОШ» на 2017-2018  учебный год.  

ü Учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010;
  • Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса.  - М.: Просвещение, 2009;
  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;
  • Питерских Л.А., Неменский Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека. Дизайн и конструирование. Учебник для 7,8 классов - М.: Просвещение, 2010. Цели:
  • эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством

Задачи:

  • формировать художественную компетентность зрителя
  • развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
  • формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.

 

1.Планируемые результаты освоения учебного курса.

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Выпускник научится и получит возможность научиться . 5 КЛ.

Учащиеся должны знать:

  • - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • - несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

  • - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)
  • - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
  • - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

6 класс.

 

  • - о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
  • - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
  • - особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
  • - о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

 

 

 

  • - пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • - видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • - создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во¬ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 

7 класс

 

 

  • - о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • - о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
  • -о процессе работы художника над картиной;
  • - о композиции как целостности и образном строе произведения;
  • - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • - о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
  • - о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  • - о роли художественной иллюстрации;
  • - наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
  • - применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • - владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • - развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
  • - получить творческий опыт в построении тематических композиций;
  • - получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

 

5 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 34 часов

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Содержание учебного предмета.

5 класс 32 ч.

I раздел

«Древние корни народного искусства» (10 ч)

         Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

II раздел

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13-14 тема. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

15  тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

16 тема  Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи.

Материалы: пластилин, банка, стеки.

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

III раздел

Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

18 тема.  Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

  1. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

  1. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
  2. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

24-25  тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

 

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов  Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Ростова и Ростовской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..

IV раздел.

Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

28-29 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

  1. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

32 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

 Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

  1. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма

 

 

  1. Тематическое планирование .

 

Тема раздела

Количество часов

1

Декоративные корни народного искусства

9

2

Связь времён в народном искусстве

7

3

Декоративное искусство в современном мире

9

4

Декор, человек, общество, время

9

 

 

 

 

Тематическое   планирование по изобразительному искусству на 2017 -2018  учебный год

 

 

Программа Б. М. Неменского    5 класс.

 

         

 

Тема

Кол-во

Тип урока

Художестве

иные материалы

Техника исполнения

Наглядные пособия

Практическая работа

Домашнее задание.

Дата              Коррект.

 

 

 

 

1 четверть Древние корни народного искусства

1

2

Орнамент как основа

декоративного

украшения. Виды

орнамента и типы

орнаментальных

композиций.

2ч.

Изучение

нового материала.

Бумага,

акварель

или гуашь,

тетрадь по

искусству

Декоративн ый рисунок

Примеры видов

и тип орнамента

презентация

Создание

орнамента,

запись в тетради

искусства

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока

 

 

 

 

3

Древние образы в народном искусстве.

1ч.

Изучение

нового материала.

Картон или

тонированн

ая бумага,

цветные

мелки,

уголь.

Рисунок.

Примеры

древних образов

в надомной

резьбе, на

прялках, посуде,

вышитых

полотенцах.

презентация

Работа над

декоративной

композицией в

орнаментах

народной

, вышивки.

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока.

 

 

 

 

4

5

Конструкция, декор

предметов народного

быта и труда.

Изучение

нового материала

Картон,

ножницы,

гуашь,

кисть.

Вырезание из картона

и украшение орнаментал

ьной росписью.

Репродукции

картин,

детские работы.

презентация

Выполнение эскиза прялки.

Подобрать

иллюстративный

материал.

 

 

 

 

6

Декор русской избы.

1ч.

Изучение

нового материала

Тонированн 1 ая бумага, восковые мелки или

карандаши.

Рисунок.

Элементы декоративного

убранства русских изб. презентация

Работа над

украшением

элементов избы.

Принести русские народные сказки.

 

 

 

 

7

Внутренний мир русской избы.

----- .......................

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага,

акварель

или гуашь.

Подмалевок 1

Примеры

интерьеров

крестьянского

жилища, презентация

Выполнить

интерьер

русской избы.

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока.

 

 

 

 

 

        

8

Народный праздничный костюм.

1ч.

Изучение

нового материала.

Бумага,

ножницы,

клей, ткань,

гуашь,

кисти.

Коллаж.

Репродукции картин, таблицы детские работы.

презентация

Изображение

людей в русском

праздничном

костюме.

Принести все

работы,

выполненные в этой

четверти.

 

 

 

 

 

 

 

 

,

.

.

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 четверть Связь времён в народном искусстве.

 

10

11

Древние образы в

современных

народных игрушках.

2ч.

Изучение

нового материала.

Глина или пластилин,

стеки, водоэмульс ионная краска, гуашь, кисть.

Лепка и роспись игрушки гуашью.

Таблицы,

детские работы.

презентация

Создание «Дымковской

игрушки» (импровизация

формы).

Подобрать иллюстративный материал по тем

«Хохлома».

 

 

 

 

12 13

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие

промысла.

2ч.

Изучение

нового материала

Белая

бумага,

ножницы,

акварель,

кисти.

Вырезание и роспись

Таблицы,

детские работы.

презентация

Работа над проектом-импровизацией по мотивам

росписи

«Хохлома».

(посуда)

Подобрать

иллюстративный

материал по теме

«Городецкая

роспись»

 

 

 

14 15

Искусство Городца.

Истоки и

современное развитие

промысла.

2ч.

Изучение

нового материала.

Тонированн ая под дерево бумага, гуашь, кисть, ножницы.

Вырезание и роспись.

Таблицы.

Детские работы.

презентация

Работа над

проектом -

импровизацией

по мотивам

росписи.

Подобрать иллюстративный

материал.

Подготовиться к

контрольной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Роль народных

художественных

промыслов в

современной жизни

(обобщение темы).

Контрольная работа

(тест) по теме «Роль

народных

художественных

промыслов в

современной жизни»

1ч.

Повторение пройденного

материала Проверка ЗУН

 

Тест (15 минут)

Детские работы.

Викторина -

кроссворд по

теме четверти.

Проверка

знаний, умений

и навыков по

данной теме,

выполнение к/р в

форме теста

Подумать, как

украсить дом на

новогодний

праздник.

 

 

 

 

 

3 четверть декоративное искусство в современном мире

17 18

Народная

праздничная

одежда. Эскиз

русского народного

костюма.

2ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

 

Презентация таблица

Изображение р.н. костюма

Подготовит

сообщение по теме

«Икона А.Рублева

«Троица»

 

 

 

 

19

Изготовление куклы-берегини в р.н. костюме.

Изучение

нового материала

Бумага

цветная,

белая,

ножницы,

клей

Силуэтная аппликация

презентация

Изображение р.н.костюма

Закончить работу.

 

 

 

 

20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1ч.

Изучение

нового материала.

Бумага.

карандаш,

фломастеры

Эскиз.

Фотографии, репродукции, презентация

Образцы вышивки.

Подбор

иллюстративного

материала.

 

 

 

 

 

21

Русский костюм и современная мода

Изучение

нового материала.

Бумага, гуашь, кисть.

1 Декоративн ая работа (зарисовки)

Таблицы, детские

работы.

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстратргеный

материал.

 

 

 

 

22 23

Праздничные

народные гулянья.

Коллективная

работа.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа

(зарисовки)

Таблицы, детские

работы.

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстративный

материал.

 

 

 

 

24

Народные

промыслы родного

края

2ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа (зарисовки)

Таблицы, детские

работы

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстративный

материал.

 

 

 

 

25

Красота земли родной.

1ч.

Урок-обобщение

 

 

 

Выставка работ

 

 

 

 

 

4 четверть Декор, человек, общество, время.

 

26

Зачем людям украшения.

1ч.

Изучение

нового материала.

-

-

Фотографии, репродукции, иллюстрации.

Беседа по теме урока.

Подобрать

иллюстративный

материал.

 

 

 

 

27 28 29

Декор и положение человека в обществе.

Зч.

Изучение

нового материала.

1. Бумага, гуашь, кисть.

2.Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа (зарисовки)

Репродукции, детские работы.

1 Украшение

фараона.

2. Создание

эскизов

греческих ваз.

Сбор зрительного материала.

 

 

 

 

30 31

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2ч.

Изучение

нового материала.

Бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисть.

Аппликация

с прорисовко

й элементов.

Таблицы, детские работы.

Создание

проекта

собственного

герба или герба

своей семьи,

своей школы.

Подобрать

иллюстративный

материал.

 

 

 

 

 

        

j   32 I   33

Одежда говорит о человеке.

Г2ч~

Изучение

нового материала.

Ватман, цветная бумага, кусочки ткани, клей, Гуашь, кисти.

Коллаж.

'Репродукции, иллюстрации книг.

1   Создание панно «Бал в интерьере дворца».

Подготовиться к

обобщающему

уроку.

 

 

 

 

34

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

1ч.

Повторение

пройденного

материала.

Проверка ЗУН

Обобщение

темы.

Проверка ЗУН

-

-

Детские работы.

Выставка работ.

Игра-

викторина.

Посещение музея,

выставочного

зала.

 

 

 

 

Контрольная работа

по теме «Роль ДПИ и.

дизайна в жизни

человека»

Тетрадь по искусству

Тест(15 минут)

Детские работы

Проверка ЗУН

по теме

четверти,

выполнение к/р в

форме теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 34 часов

 

 

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Тема раздела

Количество часов

1

Виды изобразительно искусства и основы их образного языка

9

2

Мир наших вещей

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

10

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

По изобразительному искусству для 6  класса

 

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.     

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусства в семье пластических искусств

1

Урок новых знаний

Беседа  об искусстве и его видах.

Учащиеся должны знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре и жизни человека.

Вопросы 

На усмотрение учителя

 

 

2.        

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

Урок новых знаний

Зарисовки. Наброски с натуры отдельных растений.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры.

Рисунок

Зарисовка колючки

 

 

3.        

Линия и ее выразительные возможности

1

Урок новых знаний

Выполнение (по представлению) линейных рисунков  трав, которые колышет ветер.

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной.

Рисунок

Зарисовать линейные узоры  травяных  соцветий

 

 

4.        

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Урок повторения

Изображение различных осенних состояний в природе.

Должны знать о взаимосвязи реальной действительности ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ

Рисунок

Изобразить яркое солнце и тени

 

 

5.        

Цвет. Основы цветоведения

1

Урок повторения

Фантазийные изображения сказочных царств  ограниченной палитрой  («Царство Снежной Королевы».).

Должны уметь пользоваться красками нужной палитры.

Рисунок

Иллюстрация к сказке «Изумрудный  город»

 

 

6.        

Цвет в произведениях живописи

1

Урок повторения

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий .

Видеть и использовать в качестве средств выражения цветовые изображения с натуры.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

7.        

Объемные изображения в скульптуре

1

Урок обобщения

Объемные изображения животных в разных материалах.

Владеть первичными навыками объемного изображения в разных материалах.

Лепка 

На усмотрение учителя

 

 

8.        

Основы языка изображения

1

Урок обобщения

Беседа. Обобщение материала темы.

Знать о существовании изобразительного искусства во все времена.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

9.        

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека».

Активно воспринимать произведения искусства  и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия. Видеть целостную картину мира.

Доклад

На усмотрение учителя

 

 

10.     

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Урок новых знаний

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм

Должны знать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей

Рисунок

Бумага, клей, ножницы

 

 

11.     

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Урок новых знаний

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Видеть конструктивную форму предмета.

Практическая работа

На усмотрение учителя

 

 

12.     

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Урок повторения

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной и воздушной перспективы.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

13.     

Освещение. Свет и тень

1

Урок обобщения

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Видеть и использовать в качестве средств выражения характер освещения.

Рисунок

Картон, клей ножницы, фактура для наклеик

 

 

14.     

Натюрморт в графике

1

Урок обобщения

Оттиск аппликации на картоне.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах по воображению.

Практическая  работа

На усмотрение учителя

 

 

15.     

Цвет в натюрморте

1

Урок повторения

Работа над изображение натюрморта  в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.п.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: цвет, форма

Рисунок

Изобразить таинственный натюрморт

 

 

16.     

Выразительные возможности натюрморта

1

Урок обобщения

Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «Натюрморт – автопортрет»

Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских мастеров портрета и натюрморта.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

17.     

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека –главная тема искусства

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники - портретисты».

Иметь представление об основных эпохах развития портрета.

Реферат

«Русский портрет XVIII-XIX веков»

 

 

18.     

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Урок новых знаний

Работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.

Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций.

 Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

19.     

Изображение головы человека в пространстве

1

Урок новых знаний

Объемное конструктивное изображение головы. Аппликация с дорисовками.

Уметь использовать коллажные  техники

Аппликация с рисунком

 

Завершение работы

 

 

20.     

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Урок новых знаний

Набросок с натуры друга или одноклассника.

Знать общие правила построения головы человека.

Рисунок

Зарисовка человека с натуры

 

 

21.     

Портрет в скульптуре

1

Урок новых знаний

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным  характером.

Обладать первичными навыками лепки.

Лепка

 

 

 

22.     

Сатирические образы человека

1

Урок новых знаний

Изображение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.

Должны иметь представление о многообразии образных языков искусства 

Рисунок

Завершение работы

 

 

23.     

Образные возможности освещения в портрете

1

Урок новых знаний

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении (черная акварель, кисть, бумага).

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве : линия, пятно.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

24.     

Портрет в живописи

1

Урок повторения

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Должны знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

25.     

Роль цвета в портрете

1

Урок повторения

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека

Цветовые отношения при изображении по представлению

Рисунок

Реферат «Лучшие портретисты»

 

 

26.     

Великие портретисты

1

Урок обобщения

Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников»

Знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

Доклад

На усмотрение учителя

 

 

27.     

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

1

Урок повторения

Беседа «Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина.»

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении разных жанров, формирование авторской позиции по выбранной теме

Вопросы

Рассмотреть древнеегипетские росписи

 

 

28.     

Изображение  пространства

1

Урок новых знаний

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Должны знать о существовании изобразительного искусства в20 веке.

Вопросы

На усмотрение учителя

 

 

29.     

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Урок новых знаний

Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: перспективы.

Рисунок

Завершение работы

 

 

30.     

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Урок обобщения

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».

Должны иметь представление о разных художественных материалов.

Рисунок 

Изобразить путь к реке

 

 

31.     

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Урок повторения

Создание пейзажа – настроение (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветья и ароматы лета). 

Знать о разных художественных техниках и их значении в создании художественного образа .

Вопросы

На усмотрение учителя

 

 

32.     

Городской пейзаж

1

Урок обобщения

Создание графической композиции «Мой город».

Должны уметь пользовать несколькими графическими материалами.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

33.     

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Урок обобщения

Беседа обобщение материала учебного года.

Должны понимать изобразительные метафоры  и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

34.     

Всего

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

34 часов

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся; развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии; осмысление места изобразительного искусства в жизни общества. формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

Тема раздела

Количество часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8

2

Поэзия повседневности

7

3

Великие темы жизни

10

4

Реальность жизни и художественный образ

9

 

 

Календарно-тематическое планирование

По изобразительному искусству для 7  класса

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

 

 

 

 

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусств

 

1

Урок новых знаний

Зарисовки изображения фигуры человека, характерных для древних культур.

Должны получать знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения

Рисунок

Рассмотреть памятники древнего искусства

 

 

2

1

Урок обобщения

Изображение древних шествий, характерных для древних культур (коллективная работа)

Полотно обоев, ножницы, клей

 

 

3

Пропорции и строение фигуры человека

1

Урок новых знаний

Зарисовки схемы фигуры человека.

 

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению

Рисунок

Тонировочная бумага

 

 

4

1

Урок новых знаний

Схемы движения человека.

Доклад «Великие мастера Возрождения»

 

 

5

Лепка фигуры человека

1

Урок новых знаний

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе.

Должны научиться владеть материалом лепки  на доступном возрасте уровне

Работа

На усмотрение учителя

 

 

6

Набросок фигуры человека с натуры

1

Урок повторения

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры

Рисунок

Нарисовать авто набросок

 

 

7

1

Урок повторения

На усмотрение учителя

 

 

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Урок обобщения

Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы»

Знать наиболее значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве

Доклад

На усмотрение учителя

 

 

9

Поэзия повседневности

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов

1

Урок новых знаний

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов.

Должны получить знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника

рисунок

Доклад «Персидская миниатюра»

 

 

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Урок новых знаний

Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Реферат

Зарисовка крестьянкой жизни

 

 

11

Сюжет и содержание в картине

1

Урок новых знаний

Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке»

Должны получить знания о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека

Рисунок

Завершение работы

 

 

12

Жизнь каждого дня – большая тема искусства

1

Урок повторения

Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д.

Навыки наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни, формирующая активность восприятия реальности

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

13

1

Урок повторения

Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, например: «Во дворе», «У витрины магазина»

На усмотрение учителя

 

 

14

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Урок обобщения

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом

Должны знать о компози-ционном построении произведения,  о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле

Рисунок

Реферат об истории города

 

 

15

Праздник и карнавал  в изобразительном искусстве (тема празд-ника в бытовом жанре)

1

Урок новых знаний

 

Создание композиции в техники коллажа на тему праздника

Научить владеть техникой коллажа

Работа

Вырезки из журналов на тему праздника

 

 

16

1

На усмотрение учителя

 

 

17

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Урок новых знаний

Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века»

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Реферат

Реферат «Развитее исторической и мифологической картины 17 века»

 

 

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Урок новых знаний

Беседа « Великие русские живописцы XIX столетия»

Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий

 Реферат

Реферат на тему: «Русский живописец 19 века»

 

 

19

Процесс работы над тематической картиной

1

Урок новых знаний

Беседа « Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ»

Эскизы на темы из истории нашей Родины.

Исполнение композиции на тему.

Должны знать о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания.

Доклад

 

Тема: «Этапы создания картины»

 

 

20

1

Урок повторения

Рисунок

Зрительный материал по теме

 

 

21

1

Урок обобщения

Рисунок

На выбор учителя

 

 

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Урок новых знаний

1.Особый язык изображения  в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве)

Рисунок

Подготовить зрительный ряд

 

 

23

1

Урок повторения

2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Зарисовки.

Доклад

Тема «Библейские темы в живописи»

 

 

24

1

 

Урок обобщения

3. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество».

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

25

1

4. Создание композиции на библейские тем, завершение работы

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

26

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Урок новых знаний

Создание проекта памятника, исторического события или героя.

Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий

Работа 

Пластилин, картон, стеки

 

 

27

1

Урок повторения

Тема: «Искусство второй половины 20 века»

 

 

28

Место и роль картины в искусстве XX века

1

Урок новых знаний

Беседа и дискуссия о современном искусстве

Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художест-венными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке

Доклад

На усмотрение учителя

 

 

29

Реальность жизни и художествен-ный образ

Художественно исторические проекты

1

Урок обобщения

Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в моем городе столетие назад» 

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме

Рисунок

На усмотрение учителя

 

 

30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Урок обобщения

Выполнить иллюстрацию к литературному произведению

Должны знать о роли художественной иллюстрации

Рисунок

Анализ рисунка

 

 

31

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Урок обобщения

Конструктивный анализ  произведений изобразительного искусства

Должны знать о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

Вопросы

На усмотрение учителя

 

 

32

Зрительное умения и их значение для современного человека

1

Урок обобщения

Глубокий и системный аналитический разбор  произведений изобразительного искусства

Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры

Вопросы

Аналитический анализ любого художника

 

 

33

История искусства и история человечества. Стиль и направление изобразительного искусства

1

Урок повторения

Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению 

Должны знать о роли художественных образов  изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни.

Вопросы

На усмотрение учителя

 

 

34

Личность художника  и мир его времени в произведениях искусства

1

Урок обобщения

Беседа «Произведения великих художников»

Должны иметь представле-ние о личности художника  и мира его времени в произведениях искусства

Реферат

На усмотрение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

34