Рабочая программа по музыке 5-7 классы

       1.1 Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Нормативная основа:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г.  «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 

            1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета:

 

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса; освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— развивать интеллектуальный потенциал;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

 

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

К учебно-методическому комплекту, например пятого класса можно отнести:

- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2009г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.

То же самое относится к 6, 7,  классамМузыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

 

 

 

  1. Основное содержание курса.

 

В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

В  6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни,  постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 8-9 классах направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной му­зыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 8 и 9 классах является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Главная тема 8 – 9  классов - «Традиции и современность в музыке» - обращена к воплоще­нию в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные те­мы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, пред­стающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их не­преходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных течений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народ­ное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое много                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 образие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и совре­менной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пе­ние, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация му­зыкальных произведений.

Тематическое  планирование

5 класс – «Музыка и другие виды искусства» - 34 часов:

Тема первого полугодия – «Музыка и литература»  (17 ч):

 1 четверть – 8 часов;

2 четверть – 8 часов;

Тема второго полугодия – «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч):

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –   8часов.

6 класс – «В чем сила музыки» - 34 часов:

1 четверть –  8часов;

2 четверть –  8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –  8 часов.

7 класс – «Содержание и форма в музыке» -34 часов:

 1 четверть –  8 часов;

2 четверть –  8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –  8часов.

8

 

             3.Планируемые результаты

 

 

 

5 класс

Должны знать:

Должны уметь:

о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства; о взаимосвязи музыки и речи; понятия «вокализ», «инструментальная песня»; жанр кантаты, особенности ее строения, исполнения; жанр оперы и балета, историю рождения и создания этих жанров; известных композиторов, королей этих жанров; о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений; о значении музыки в поэзии, прозе и кинофильмах;о связи музыки и живописи через образное восприятие жизни;об особенностях импрессионизма;о взаимосвязи искусств. определять песенные жанры: вокализ, инструментальную песню, кантату;вдумчиво вслушиваться в музыкальное произведение;уметь анализировать их содержание и средства выразительности на интонационной основе;давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение; выразительно исполнять музыку;владеть двухголосным пением;выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения, импровизировать под музыку;владеть приемами свободного дирижирования.

6 класс

жизнь – источник музыки, музыка – отражение человеческих чувств, настроения;о воздействии музыки на жизнь через воздействие на человека;влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям;термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация, шансон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;характеристику музыкальных инструментов: орган, бузуки; их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения. определять в прослушанном произведении главные выразительные средства;отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке;находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;исполнять одно-двухголосные произведения с аккомпонементом, более сложные ритмические рисунки, пение акапелло;эмоционально откликаться на музыку;выразительно исполнять музыкальные произведения.

7 класс

·         понятие «музыкальный образ»;

·         о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения;

·         о разнообразии музыкальных образов;

·         построение сонатной формы;

·         о противостоянии музыкальных образов в одном музыкальном произведении;

·         понятие «рапсодия»;

·         узнавать музыкальные произведения известных отечественных и зарубежных композиторов.

·         Эмоционально откликаться на музыку;

·         Выразительно исполнять музыкальные произведения (песни);

·         Анализировать музыкальное произведение с точки зрения музыкальных образов;

·         Определять музыкальные формы;

·         Выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения.

 

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-  приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-  развитие духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-  наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

-   овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-    применение знаково-символических и речевых средств,  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

-   участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

-    умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-   развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-    общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-   представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-    использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-     готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-    участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

      Тест по музыке  для 5 класса.

 

  1. I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

            а) отличается простотой  ____________________;

            б) развитый, утончённый жанр ______________________;

            в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

            г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

            д) характер мелодии обобщённый _________________________;

            е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

            ж) используется куплетная форма ______________________;

            з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

            и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

            к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

            л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

  1. II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

            а) польская народная песня «Висла»;

            б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

            в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

            г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.

 

Тест 2

  1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

                                               а) жанр;

                                               б) тема;

                                               в) соната;

                                               г) песня.

  1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

                                               а) слово и песня;

                                               б) живопись и музыка;

                                               в) слово и музыка;

                                               г) песня и романс.

  1. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

                                               а) А. Пушкин;

                                               б) Н. Кукольник;

                                               в) И. Бунин;

                                               г) В. Мюллер.

  1. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка «Выйди, выйди, Иванко»:

а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

                                               б) В. Моцарт. Симфония №40;

                                               в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                               г) Р. Шуман. «Первая утрата».

  1. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

                                               а) поэзия;

                                               б) живопись;

                                               в) театр;

                                               г) архитектура.

  1. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

                                               а) В. Моцарт. Симфония №40;

                                               б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                               в) Р. Шуман. «Первая утрата».

                                               г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.

 

                     Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

  1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

                                               а) слово и песня;

                                               б) живопись и музыка;

                                               в) слово и музыка;

                                               г) песня и романс.

  1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

                                               а) жанр;

                                               б) тема;

                                               в) соната;

                                               г) песня.

  1. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

                                               б) В. Моцарт. Симфония №40;

                                               в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                               г) Р. Шуман. «Первая утрата».

  1. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

                                               а) этюд;

                                               б) романс;

                                               в) соната;

                                               г) песня.

  1. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

                                               а) «Ах ты, степь широкая»;

                                               б) «Висла»;

                                               в) «Похвала знатока»;

                                                г) «Вечерний звон».

  1. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

                                               а) секвенция;

                                                б) имитация; 

                                               в) звукоподражание;

                                               г) вариация.

  1. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

                                               а) Л. Бетховен;

                                               б) И. Бах;

                                               в) В. Моцарт;

                                               г) Ф. Мендельсон.

  1. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

                                               а) этюд;

                                               б) романс;

                                               в) соната;

                                               г) песня.

  1. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

                                               а) куплетная форма;

                                               б) рондо;

                                               в) трёхчастная форма;

                                               г) вариации.

  1. В какой форме чаще всего пишутся песни?

                                               а) куплетная форма;

                                               б) рондо;

                                               в) трёхчастная форма;

                                               г) вариации.

  1. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

                                               а) М. Глинка;

                                               б) С. Рахманинов;

                                               в) А. Бородин;

                                               г) П. Чайковский.

  1. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

                                               а) П. Чайковский «Отче наш»;

                                               б) М. Глинка «Жаворонок»;

                                               в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

                                               г) р.н.п. «Вечерний звон».

 

 

Примерная тематика рефератов  творческих работ:

  • Творчество Г. Свиридова
  • Творчество А. Бородина
  • Оперное творчество Римского-Корсакова
  • Творчество И. Стравинского
  • Творчество Ф. Шуберта

 

Тест

по музыке для 6 класса

 

  1. Композитор произведения «Матушка, что во поле пыльно?»:

А) П.И.Чайковский;     Б) С.В.Рахманинов;    В) М.Матвеев.

 

  1. Шансон – это

А) песня;                Б) танец;                   В) марш.

 

  1. Шансонье – это

А) французский эстрадный певец;

Б) итальянский танцор;

В) импровизатор.

 

  1. Композитор «Сентиментального вальса» -

А) М.И.Глинка;    Б) Ф.Шопен;        В) П.И.Чайковский.

 

  1. С каким хирургом связана Симфония № 6 П.И.Чайковского –

А) М.Морозов;

Б) С.Юдин;

В) К.Филиппенко.

 

  1. Композитор оперы «Повесть о настоящем человеке» -

А) С.С.Прокофьев;

Б) С.В.Рахманинов;

В) П.И.Чайковский.

 

  1. Кто из певцов считал песню оружием в борьбе за свободу –

А) М.Теодоракис;

Б) Н.Басков;

В) О.Газманов.

 

  1. Какое еще название носит Симфония № 6 П.И. Чайковского?

А) Свободная;                       Б) Торжественная;    В) Патетическая.

 

  1. Полифония – это

               А) вид многоголосия;

               Б) двухголосие;

               В) пение каноном.

 

  1. Органная фуга – одно из лучших произведений

А) И.С.Баха;              Б) Л.Бетховена;           В) Ф.Шуберта.

 

  1. Менуэт – это

А) танец;               Б) песня;                      В) марш.

 

  1. Композитор «Песни Единого фронта» -

А) Г.Эйслер;              Б) М.И.Глинка;            В) Ф.Шопен.

  1. Полонез – это

А) танец-шествие;                 

Б) веселая песня;          

В) пение на два голоса.

 

  1. Ария – это

А) разновидность песни;

Б) разновидность танца;

В) разновидность марша.

 

  • 15 Вокализ – это

А) пение голосом без слов;

Б) разновидность танца;

В) пение на два голоса.

 

  1. Серенада – это

 А) разновидность песни;

 Б) разновидность танца;

 В) разновидность марша.

 

  1. Хоровой концерт – это

А) музыкальное произведение для солиста;

Б) музыкальное произведение  для хора;

В) музыкальное произведение для солиста и хора.

 

  1. Произведение И.Штрауса «Летучая мышь» - это

А) оперетта;    Б) балет;                В) концерт.

 

 

Викторина

по музыке для 7 класса

мо теме «Музыкальная азбука»

 

  1. Какие ступени лада Вы знаете? Назовите их.
  2. Что такое диапазон?
  3. Что такое темп? Какие бывают темпы?

 

  1. Какие динамические оттенки Вы знаете?
  2. Какой инструмент получил название по динамическим оттенкам?
  3. Какие произведения Л.В. Бетховена вы знаете?

 

  1. Фольклор это-
  2. Перечислите жанры народной музыки.
  3. Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие

 

  1. Постройте мажорное трезвучие от ноты соль

 

  1. Что такое знаки альтерации
  2. В какой стране, городе зародился джаз?

 

  1. Родина И.С. Баха. Какие произведения Баха Вы знаете?

 

  1. Какие произведения П.И. Чайковского Вы знаете?

 

  1. Как называется современная музыка предназначенная для

            отдыха, развлечений?

 

  1. Ансамбль из четырёх человек называется-

 

  1. Знак молчания в музыке-

 

  1. Самый низкий мужской голос-

 

  1. Классические инструменты джаза-

 

  1. Импровизация это-

 

  1. Сколько исполнителей в квинтете?

 

  1. Что такое музыкальный стиль и какие стили вы знаете?

 

  1. Что такое ремейк, ремикс?

 

  1. Из каких интервалов состоит минорное трезвучие.

 

  1. По каким признакам, критериям Вы определяете нравится

      Вам музыкальное произведение (песня) или нет.

Викторина  по музыке для 8 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?
  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».
  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.
  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?
  5. Что называют классическим искусством?
  6. Соната – это …
  7. Рок-опера – это …
  8. Коллаж – это …
  9. Компьютерная музыка – это …
  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».
  11. Композитор «Вальса-фантазии».
  12. Бард – это …
  13. Джаз – это …
  14. Блюз – это …
  15. Спиричуэлсы – это …
  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»
  17. Оперетта – это …
  18. Опера – это…
  19. Мюзикл – это …
  20. Композитор оперы «Борис Годунов».

 

 

 

Викторина

 по музыке для 9 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?
  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».
  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.
  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?
  5. Что называют классическим искусством?
  6. Соната – это …
  7. Рок-опера – это …
  8. Коллаж – это …
  9. Компьютерная музыка – это …
  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».
  11. Композитор «Вальса-фантазии».
  12. Бард – это …
  13. Джаз – это …
  14. Блюз – это …
  15. Спиричуэлсы – это …
  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»
  17. Оперетта – это …
  18. Опера – это…
  19. Мюзикл – это …
  20. Композитор оперы «Борис Годунов».

 

                       5.Календарно-тематическое планирование

 

5 класс

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема  урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 8ч )

Тема года: Музыка и другие виды искусства (34 часов)

Тема первого полугодия – «Музыка и литература»  (16 ч):

Основные виды учебной деятельности:

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Какие миры открывает искусство

Находить ассоциативные связи  между образами музыки, литературы и изобразительного искусства

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении   и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

 

1.

02.09

 

Музыка рассказывает обо всем. Вводный.

Вводный.

*

2.

09.09

 

Истоки.

Текущий

 

3.

16.09

 

Искусство открывает мир.

Текущий

 

4.

23.09

 

Искусства различны, тема едина.

Текущий

*

5.

30.09

 

Два великих начала искусства.

Текущий

 

6.

07.10

 

«Стань музыкою, слово».

Текущий

 

7.

14.10

 

Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека.

Текущий

 

8.

21.10

 

Заключительный урок  по теме «Слово и музыка». Обобщение и систематизация полученных знаний. Урок-концерт.

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II четверть ( 8 ч )

 

 

10.

11.11

 

Песни народов мира.

 

*

11.

18.11

 

Романса трепетные звуки.

Текущий

 

12.

25.11

 

Мир человеческих чувств.

 

 

13.

02.12

 

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

 

 

14.

09.12

 

Что может изображать хоровая музыка?

Текущий

 

15.

16.12

 

Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Текущий

 

16.

23.12

 

Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература»

Тематический

 

 

 

 

.

 

*

III четверть ( 10ч )

Тема второго полугодия: Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)

Основные виды учебной деятельности:

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении   и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

 

18.

20.01

 

Из чего состоит опера.

Текущий

 

19.

27.01

 

Единство музыки и танца.

Текущий

 

20.

03.02

 

«Русские сезоны» в Париже.

Текущий

 

21.

10.02

 

Музыкальность слова.

Текущий

 

22.

17.02

 

Музыкальные сюжеты в литературе.

Текущий

 

23.

24.02

 

Живописность искусства.

Текущий

 

24.

03.03

 

«Музыка – сестра живописи».

 

*

25.

10.03

 

Может ли музыка выразить характер человека?

Текущий

 

26.

17.03

 

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт.

Тематический

 

27.

 

 

Образы природы в творчестве музыкантов.

 

 

 

 

IV четверть ( 8ч )

 

 

28.

 

 

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Текущий

 

29.

 

 

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Текущий

*

30.

 

 

Сказочные герои в музыке

Текущий

 

31.

 

 

Тема богатырей в музыке.

Текущий

 

32.

 

 

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Текущий

*

33.

 

 

Контрольная работа (тест)по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

Итоговый

 

34.

 

 

Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

* - региональный компонент.

 

6 класс

 

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 8 ч )

Тема года: «В чем сила музыки» (34 часов)

Основные виды учебной деятельности:

Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение.

Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки

Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки

Закрепить вокально-хоровые навыки

Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»

Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений

Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором

Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов

Познакомиться с прибором измерения темпа

Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.

Уяснить роль гармонии в создании образов музыки

Знать  роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

 Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов

Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов

Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности

 

 

1.

04.09

 

"Музыка души". Вводный

Вводный

 

2.

11.09

 

Наш вечный Спутник. Роль искусства в жизни человека.

Текущий

*

3.

18.09

 

Искусство и Фантазия. Источники зарождения произведений искусства.

 

 

4.

25.09

 

Искусство – память человечества.

 

 

5.

02.10

 

Какой бывает музыка. Классификация музыки.

 

 

6.

09.10

 

Волшебная сила музыки.

Текущий

*

7.

16.10

 

Музыка объединяет людей.

Текущий

 

8.

23.10

 

Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки».

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II четверть ( 8 ч )

 

 

 

 

 

.

Текущий

 

10.

06.11

 

Вначале был ритм. Определение ритма в музыке.

Текущий

 

11.

13.11

 

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Текущий

*

12.

20.11

 

Диалог метра и ритма.

Текущий

 

13.

27.11

 

От адажио к престо. Определение темпа в музыке.

 

 

14.

04.12

 

Мелодия-душа музыки..

Текущий

 

15.

11.12

 

«Мелодией одной звучат печаль и радость». Роль мелодии в музыке.

Текущий

 

16.

18.12

 

Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки»

Тематический

 

17.

25.12

 

Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке.

Текущий

 

 

 

III четверть ( 10 ч )

 

 

18.

15.01

 

Два начала гармонии.

Текущий

*

19.

22.01

 

Эмоциональный мир музыкальной  гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки.

Текущий

 

20.

29.01

 

Красочность музыкальной гармонии.

Текущий

 

21.

05.02

 

Мир образов полифонической музыки.

Текущий

 

22.

12.02

 

Философия фуги. Роль фуги в создании образов.

 

*

23.

19.02

 

Какой бывает музыкальная фактура.

 

 

24.

26.02

 

Пространство фактуры.

Текущий

*

25.

05.03

 

Тембры – музыкальные краски.

Текущий

 

26.

12.03

 

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».

Тематический

 

27.

19.03

 

Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах

Текущий

 

 

 

IV четверть ( 8 ч )

 

 

28.

09.04

 

Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении.

Текущий

*

29.

16.04

 

Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков.

Текущий

 

30.

23.04

 

По законам красоты. Значение духовной музыки.

 

 

31.

30.04

 

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

 

*

32.

07.05

 

Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших).

Текущий

 

33.

14.05

 

В чем сила музыки. Контрольная работа (тест)

 

Итоговый

 

34.

21.05

 

Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки».

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

* - региональный компонент.

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 8 ч )

Тема года: «Содержание и форма в музыке» (34 часов)

Основные виды учебной деятельности:

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства.

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе

Определять образ.

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять  и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять  и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки эпического  образа,

Знать определение и основные признаки  образов в программной музыке

 

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание.

 

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке,  уметь определять формы  вокальной музыки

Знать определение композиции в музыке

Знать определение одночастной формы  в музыке.

Знать определение двухчастной формы  в музыке

Знать определение трехчастной формы  в музыке.

Знать определение формы рондо в музыке.

Знать определение вариационной формы   в музыке.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

 

1.

01.09

 

«Магическая единственность» музыкального произведения. Неповторимость музыкальных произведений.

Вводный

 

2.

08.09

 

Музыку трудно объяснить словами.

Что такое музыкальное содержание.

Текущий

 

3.

15.09

 

Что такое музыкальное содержание?

Текущий

 

4.

22.09

 

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Текущий

 

5.

29.09

 

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Текущий

 

6.

06.10

 

«Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада».

Текущий

*

7.

13.10

 

Когда музыка не нуждается в словах.

Текущий

*

8.

20.10

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки»

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II четверть ( 8 ч )

 

 

10.

10.11

 

Драматические образы в музыке.

 

 

*

11.

17.11

 

Эпические образы в музыке.

 

 

12.

24.11

 

«Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности.

 

 

13.

01.12

 

Такие разные песни.

 

 

14.

08.12

 

Такие разные танцы.

 

*

15.

15.12

 

Такие разные марши.

 

 

16.

22.12

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Такие разные песни, танцы, марши»

Тематический

 

17.

29.12

 

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Текущий

 

 

 

III четверть ( 10ч )

 

 

18.

19.01

 

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Текущий

*

19.

26.01

 

От целого к деталям.

Текущий

 

20.

02.02

 

Какой бывает музыкальная композиция.

Текущий

 

21.

09.02

 

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Текущий

 

22.

16.02

 

Два напева в романсе

М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Текущий

 

23.

23.02

 

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.

Текущий

*

24.

02.03

 

Многомерность образа в форме рондо.

Текущий

 

25.

09.03

 

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).

Текущий

 

26.

16.03

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ»

Тематический

 

 

 

IV четверть (8ч )

 

 

27.

 

 

Музыка в развитии.

 

 

28.

 

 

Музыкальный порыв. Высокое эстетическое значение искусства.

Текущий

 

29.

 

 

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

 

*

30.

 

 

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

Текущий

 

31.

 

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

 

*

32.

 

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление.

 

 

33.

 

 

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Контрольная работа (тест)

 

Итоговый

 

34.

 

 

Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма  в музыке».

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

             

 

* - региональный компонент