Рабочая программа по письмо и развитие речи 9 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2011год.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 9 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005 – 263с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану ОУ.

 

Цель программы:

 

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

 

Задачи:

 

 1.Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2.Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3.Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

 

 

2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

 

Учащийся должен уметь:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
  • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
  • составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
  • составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
  • решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

 

Учащийся должен знать:

способы проверки написания гласных и согласных в словах

 

Основные направления коррекционной работы:

 

  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.
  • Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе дидактических игр.
  • Развитие фразовой речи.
  • Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Обогащение словаря учащихся.
  • Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнений.

 

Межпредметные связи:

 

  • Математика. Счёт в пределах 1000000. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
  • Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.
  • Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

 

 

 

  1. Содержание предметного курса:

 Предложение.  Текст. 18 час.

      Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).

 Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).

      Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.

      Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.

      Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.

      Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.

Слово. Текст. Состав слова 14 час.

      Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.

      Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).

      Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

      Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).

      Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.

Части речи 20 час.

      Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).

      Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапалапочка, пожар — пожарник, сила — сильный, бурить бурильщик).

      Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.

      Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.

      Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).

      Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

      Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).

      Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.

      Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.

      Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.

      Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.

      Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.

      Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.

      Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.

      Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.

      Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.

      Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.

      Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.

      Правописание наречий на -а и с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).

      Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).

      Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

      Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.

Предложение. Текст . 8 час.

      Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.

      Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.

      Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).

      Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами.

      Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.

      Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).

Повторение .Связная речь. 8 час.

      Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.

      Составление автобиографии по данному плану.

      Изложение статьи учебника географии или естествознания.

      Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.

      Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.

      Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.

      Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.

      Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).

 

  1. Тематический план.

 

 

Тема раздела

Четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Предложение.  Текст.

 

18ч.

 

 

 

18ч.

2

Слово. Текст. Состав слова .

 

 

14ч.

 

 

14ч.

3

Части речи .

 

 

 

20ч.

 

20ч.

4

Предложение. Текст.

 

 

 

8ч.

8ч.

5

Повторение .

 

 

 

 

8ч.

8ч.

 

Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

70ч.

 

 

 

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 9 КЛАСС

 

     

№ п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов.

                ЗУН

Оборудование,  наглядные пособия

Домашнее

задание

коррекция

Дата

 

 

план

 

факт

 

Повторение 5ч.

 

1

Главные и второстепенные члены предложения

 

1

Простые и сложные предложения без союзов и с союзами и~ а~ но. Знаки препинания. Обращение. Использование обращения в диалоге. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Дополнение текста недостающими сведениями (фактами,

nримерами) с опорой на рисунок.

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С 2.,упр.3

 

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение  знаний об окружающем мире через

распространение предложений.

4.09.

 

 

2

Однородные члены предложения

 

1

С.5, вывод упр.5

5.09.

 

 

3

Обращение

 

1

 

С 7.,упр.8.

11.09.

 

 

4

5

Сложное предложение

2

 

С.9, упр.11, вывод.

12.09.

 

 

Звуки и буквы 4ч.

 

6

Алфавит. Звуки гласные и согласные.

1

 

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С.16, выучить.

 

 

 

 

7

Разделительные мягкий и твёрдые знаки

1

С 19.,упр.25.

 

 

 

8

Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие.

1

С.20, правило.

 

 

 

9

Объявление. Написание объявления по общепринятой форме.

1

С.23, упр.33.

 

 

 

Состав слова 7ч.

 

10

Корень и однокоренные слова.

1

 

 

С.27,правило.

Развитие фонематического слуха.

 

 

Развитие памяти и внимания.

 

 

Развитие письменной речи.

 

 

 

11

12

Приставка. Образование слов при помощи приставки.

1

 

С.31, упр.41.

 

 

 

13

Сложные слова с соединительными гласными и без них.

1

 

С.38,упр.53.

 

 

 

14

Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

1

 

С.40, правило,упр.56.

 

 

 

15

АКР. Контрольное списывание по теме «Состав слова»

1

 

С.43, упр.60.

 

 

 

16

Составление рассказа, сочинение «К людям за помощью».

1

 

 

Сост. Рассказ.

 

 

 

Части речи

Имя существительное 12ч.

 

17

Значение  существительных  в  речи. Смысловые группы существительных.

1

Уметь относить слова к определенной грамматической категории. Определять склонение имен существительных. Применять правила правописания при письме и объяснять их. Производить морфологический разбор.

 

С.50, вывод, упр.67.

 

 

 

 

18

19

Грамматические признаки имени существительного.

2

 

С.53, упр.71.

Развитие мышления.

 

 

 

20

21

Три склонения имени существительного.

2

 

С.58-59, выводы, упр.76.

 

 

 

 

22

23

Правила правописания существительных с шипящей на конце;

2

 

С.60, правило, упр.79.

 

 

 

 

24

 

25

Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе

2

 

С.61, правило.

Развитие наглядно-образного мышления.

 

 

 

26

Заметка. Деловое письмо в стенгазету.

1

 

С.70, упр.95.

Развитие орфографической зоркости.

 

 

 

27

Контрольное списывание по теме «Имя существительное»

1

 

С.72, к,/в.

Проверка знаний учащихся.            Отработка недочетов и пробелов в знаниях

 

 

 

28

Работа над ошибками. упражнения на закрепление по теме «Имя существительное»

1

 

С.73, зад.7-8.

 

 

 

Имя прилагательное 10ч.

 

29

30

Грамматические признаки имени прилагательного.

2

Уметь относить слова к определенной грамматической категории. Ставить вопросы  к прилагательному; определять род, число, падеж существительного и связанных с ними прилагательных. Производить морфологический разбор имени прилагательного. 

 

С.75, вывод.

 

 

 

 

31

32

Правописание падежных окончаний  имен прилагательных в единственном и множественном числе.

2

 

С.79,81, выводы, упр.104.

Развитие слухового восприятия.

 

 

 

33

34

Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание.

2

 

С.83, упр.109, вывод.

Развитие мышления.

 

 

 

35

36

Морфологический разбор имени прилагательного.

2

 

С.87, упр.114.

 

 

 

 

37

Деловое письмо-заметка.

 

 

 

1

 

С.71, упр.96.

Развитие наглядно-образного мышления.

 

 

 

38

Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

1

 

Сост. тематич.

словарь

 

 

 

 

Местоимение 7 ч.

 

 

 

 

 

39

Личное местоимение как часть речи.

1

Значение местоимений в речи.

Правописание личных местоимений с предлогами.

Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных словосочетаний с  место­

имениями к каждому пункту плана.

УМК

Таблицы

Карточки

словари

 

С.95, упр.122.

Развитие фонематического слуха.

 

 

Развитие памяти и внимания.

 

 

Развитие письменной речи

 

 

 

40

41

Лицо и число местоимений. Склонение.

2

С.99,упр.126, вывод.

 

 

 

42

43

Личные местоимения с предлогами.

 

2

С.103,упр.133.

 

 

 

44

Правописание местоимений 3 лица

1

С.105, упр.137.

 

 

 

45

Заметка-сочинение.

1

Текст заметки в шк. газету

 

 

 

Глагол 10ч.

 

46

Различение глаголов по значению.

1

Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот.

Карточки с заданиями

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С.116, упр.149.

Развитие фонематического слуха.

 

 

Развитие памяти и внимания.

 

 

Развитие письменной речи

 

 

 

47

48

 

Грамматические признаки глаголов.

2

С.120, упр.156.

 

 

 

49

 

Изменение глагола по лицам и числам.

2

С.126, выводы, упр.164.

 

 

 

50

 

 

Спряжение глаголов.

2

С.127, правило.

 

 

 

51

Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы.

1

С.144, вывод, упр.196.

 

 

 

52

 

Мягкий знак в глаголах.

2

 

С.148 упр.203.

 

 

 

53

Описание картины В.Поленова «Московский дворик».

 

Сочинение-рассуждение.

1

 

С.152, упр.211.

Развитие мышления

 

 

 

54

Анкета. Деловое письмо - автобиография.

 

1

 

С.153, упр.212.

 

 

 

 

55

Упражнения на закрепление по теме «Глагол»

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Наречие 5ч.

 

 

 

 

сервиз

56

Наречие как часть речи.

 

 

Значение наречий в речи. Наречия, характери­

зующие глаголы речи. Наречия, противоположные по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переноснам значении. Правописание наречий на -а и -о с проверкой их существительным (с окна, на окно, слева, направо).

Карточки с заданиями

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С.157, правило.

 

 

 

 

57

Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

 

С.159, упр.217.

 

 

 

 

58

Правописание наречий с А и О на конце.

 

С.166, вывод.

 

 

 

 

59

Наречия в памятках по трудовому обучению .Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

 

С.168, упр.231.

Развитие мышления

 

 

 

Числительное 5ч.

 

 

 

 

космонавт

60

Имя числительное как часть речи.

 

Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи. Правописание числительных: от 5 до 20,  30;  от 50  до 80;

ОТ l 00  ДО 900.

Составные числительные, их правописание.

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С.173, вывод.

Развитие фонематического слуха.

 

 

Развитие памяти и внимания.

 

 

Развитие письменной речи

 

 

 

61

Числительные количественные и порядковые.

 

С.178, упр.246.

 

 

 

62

Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400.

 

С.179, вывод.

 

 

 

63

Числа в деловых бумагах.

 

С.186, упр.260.

 

 

 

64

Упражнения на закрепление.

 

 

 

 

 

Предложение 6 ч.

 

65

Простое предложение

 

Простое  предложение,  его  характеристика.  Сложное

предложение, его характеристика. Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда.  Выделение главных и  второстепенных членов в частях сложного предложения. Построение сложных предложений. Составление сложных предложений с  опорой на

фрагменты, включающие союзы что, чтобы, потому что, когда.

Карточки с заданиями

УМК

Таблицы

Карточки

словари

С.203, упр.275.

Развитие фонематического слуха.

 

 

 

66

АКР. Годовая контрольная работа

 

д/работа

 

 

 

 

67

Главные и второстепенные члены предложения

 

С.204, правило.

 

 

 

 

68

Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами

 

С.205, упр.276.

Развитие памяти и внимания.

 

 

 

69

Обращение, знаки препинания при обращении.

 

С.216, правило.

Развитие мышления

 

 

 

70

Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов.

 

С.305, упр.305.