Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по ОБЖ 8 класс

Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 
2 . На основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова: «Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:                                                                                            знать/понимать:                                                                                                                                                                                                        - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;                       - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;                                            - способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;                                                                                                                                                                - правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

уметь:                                                                                                                                                                                                                           - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;            - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;                                                                                                          - оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;                                                                       - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;                                                                                                                                                      - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;                                                                                               - действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;                                                                                                                  - соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);                                                                                                                                                                                                   - адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;                                              - прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;                                                                                                                                           - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;                                                                                    - пользования бытовыми приборами и инструментами;                                                                                                                                               - проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;                                                                                             - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

Содержание учебной программы

Пожарная безопасность.   Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Безопасность на дорогах. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

Безопасность на водоемах. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

Экология и безопасность. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

Личная безопасность в повседневной жизни Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Безопасное поведение человека в природных условиях. Ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их последствия.             Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                              8 класс

 

№ п/п

Тема урока

Количество. часов

 
 

1

Вводная часть

1

 

2

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности

1

 

3

Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

1

 

4

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).

1

 

5

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1

 

6

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

1

 

7

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

1

 

8

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

1

 

9

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

1

 

10

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

1

 

11

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

1

 

12

Безопасное поведение человека в природных условиях.

1

 

13

Ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

1

 

14

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения

1

 

15

Вулканы

1

 

16

Оползни, сели, обвалы, лавины

1

 

17

Ураганы, бури, смерчи

1

 

18

Наводнения

1

 

19

Цунами

1

 

20

Природные пожары

1

 

21

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы

1

 

22

Аварии на радиационно опасных объектах

1

 

23

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ

1

 

24

Защита населения от АХОВ

1

 

25

Пожары и взрывы

1

 

26

Гидродинамические аварии

1

 

27

Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.

1

 

28

Средства коллективной защиты и правила пользования ими.

1

 

29

Эвакуация

1

 

30

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

1

 

31

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

1

 

32

Вредные привычки и их профилактика.

1

 

33

Средства для оказание первой медицинской помощи

1

 

34

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                              8 класс

 

№ п/п

Тема урока

Колич.

часов

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Вводная часть

1

п.1.1

1.09

 

2

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности

1

п.1.2

8.09

 

3

Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

1

п.1.3

15.09

 

4

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).

1

п.2.1

22.09

 

5

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1

п.2.2

29.09

 

6

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

1

п.3.1

6.10

 

7

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.          

1

п.4.1

13.10

 

8

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

1

п.1

20.10

 

9

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

1

п.2

27.10

 

10

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

1

п.3

10.11

 

11

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

1

п.4

17.11

 

12

Безопасное поведение человека в природных условиях.

1

п.5

24.11

 

13

Ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

1

п.6

1.12

 

14

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения

1

п.7

8.12

 

15

Вулканы

1

п.8

15.12

 

16

Оползни, сели, обвалы, лавины

1

п.10

22.12

 

17

Ураганы, бури, смерчи

1

п.11

29.12

 

18

Наводнения

1

п.12

19.01

 

19

Цунами

1

п.13

26.01

 

20

Природные пожары

1

п.14

2.02

 

21

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы

1

п.5.1

9.02

 

22

Аварии на радиационно опасных объектах

1

п.5.2

16.02

 

23

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ

1

п.5.3

2.03

 

24

Защита населения от АХОВ

1

п.5.3

16.03

 

25

Пожары и взрывы

1

п.5.4

16.03

 

26

Гидродинамические аварии

1

п.5.5

23.03

 

27

Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.

1

п.6.1

6.04

 

28

Средства коллективной защиты и правила пользования ими.

1

п.6.2

13.04

 

29

Эвакуация

1

п.7.1

20.04

 

30

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

1

п.7.2

27.04

 

31

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

1

п.8.1

4.05

 

32

Вредные привычки и их профилактика.

1

п.8.2

11.05

 

33

Средства для оказание первой медицинской помощи

1

п.9.1

18.05

 

34

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

1

п.9.2

25.05

 

 

 

Литература.

 

Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнов, 5-9 класс под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.  общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.