Русский язык 3 класс (адаптированная)

 Пояснительная записка.

     Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку   для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы   начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития . Для реализации данной программы используется авторская программа   «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

         Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходит из особенностей его развития и образовательных потребностей.

     В 3 классе обучается ученик по общеобразовательной программе вида 7.1. Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей ученика:

  • Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
  • Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
  • Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
  • Нарушено звукопроизношение.
  • Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
  • Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
  • У ребенка нарушение устной и письменной речи.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Цель курса — открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

      Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребенка.

       Задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

          

       Предмет русского языка для детей с ОВЗ  7.1 вида носит элементарно-практическую и коррекционную направленность. Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Цели и задачи

  • научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • повысить уровень общего и речевого развития обучающегося;
  • формировать нравственные качества школьников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающегося.

Цель  данной  программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

            

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко- буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имѐн прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объѐмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

-подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

-разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объѐме программы;

– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

 

 

 

  1. Содержание тем учебного курса

3 КЛАСС

Язык и речь (1 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (3 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (5ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (4 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (5ч.)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Части речи (15 ч)

Имя существительное (5 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (5 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение (2 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (3 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (1 ч)

Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой.

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

    Тексты диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

       Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

для индивидуального обучения на учебный год: 2018/2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Код элемента содержания (КЭС)

Элемент содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

По плану

По факту

Раздел 1: Язык и речь - 1 ч

 1.

Наша речь. Виды речи.

Повторение пройденного.

8.1, 9.2,

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Лексические нормы;

упр. 4

 

 

Раздел 2: Текст. Предложение. Словосочетание. - 3 ч

 2.

Предложение.

стр. 15-16, упр.17-

5.2

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

упр.19, правило

 

 

 3

Предложения с обращением.

стр.24 - 26

9.1, 9.2

Орфоэпические нормы; Лексические нормы

упр.36, правило

 

 

 4.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

стр.26 -28, упр.37- 40

5.2, 5.3, 5.5,

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Распространенные и нераспространенные предложения;

упр 41,

 

 

Раздел 3: Слово в языке и речи. - 5 ч

5

Слово и словосочетание.

стр.47 -48, упр.79 -81

5.1, 9.1, 9.2

Словосочетание; Орфоэпические нормы; Лексические нормы

упр. 82

 

 

6

Имя существительное.

стр.55, упр. 93 - 96

4.1, 9.2, 9.4

Самостоятельные части речи; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы)

упр.95

 

 

 7

Имя прилагательное.

стр. 56 - 57, упр.97 - 99

4.1, 9.1, 9.2, 9.4

Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы)

упр. 100

 

 

 8

Глагол.

стр.58 - 59, упр.101 - 102

4.1, 9.1, 9.2, 9.4

Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Составить и записать 4 предлож., подчеркнуть грамматическую основу.

 

 

 9

Что такое имя числительное?

стр.59 - 60, упр. 103 -106

4.1, 9.1, 9.2, 9.3

Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (морфологические нормы)

упр. 105, правило

 

 

Раздел 4: Состав слова - 4 ч

 10

Что такое корень слова и как его найти?

стр.74 - 75, упр. 130 -136

3.1, 9.2

Значимые части слова (морфемы); Лексические нормы

упр. 137, правило

 

 

 11

Что такое окончание и как его найти?

стр. 79 - 81, упр. 142 - 152

2.1, 3.1, 3.2

Лексическое значение слова; Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова

упр. 146, правило

 

 

12

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

стр. 84 -86, упр. 153 - 155

3.1, 3.2

Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова

упр. 156, правило

 

 

 13

Что такое суффикс ? Как найти в слове суффикс?

стр.89 - 90, упр. 164 - 166

3.1, 3.2

Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова

упр 167, записать 10 слов с суффиксами

 

 

Раздел 5: Правописание частей слова. - 5 ч

14

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

стр.105 - 106, упр.196 -

204

6.1

Орфограмма

упр.207

 

 

15

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

стр.111 - 112, упр. 208 - 215,

6.1, 6.5, 6.6

Орфограмма; Правописание корней; Правописание приставок

упр.214,

 

 

 16.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

стр.117 - 118, упр. 223 - 230,

6.1, 6.5

Орфограмма; Правописание корней

Упр. 224,

 

 

17

Правописание слов с удвоенными согласными.

стр.121 - 123, упр. 233 - 237

6.1, 6.5

Орфограмма; Правописание корней

Упр. 235,

 

 

18

Правописание суффиксов и приставок.

1

стр. 124 - 129, упр. 239 - 256

6.6, 6.7

Правописание приставок; Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

упр. 241, правило,

 

 

Раздел 6: Имя существительное. - 5ч

 19

Части речи. Имя существительное и его роль в речи..

1

стр. 3 - 9, упр. 8 14

4.1

Самостоятельные части речи

упр.11, правило,

 

 

20

Род имен существительных.

1

стр.25 - 27, упр.39 - 49

4.1

Самостоятельные части речи

Упр. 43, правило,

 

 

21

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

стр.31 - 32, упр.51 -61

4.1, 6.1

Самостоятельные части речи; Орфограмма

упр.56, правило,

 

 

22

Склонение имен существительных.

стр.36 - 38, упр.64 - 66

4.1

Самостоятельные части речи

 

 

 

 23.

Падеж имен существительных.

стр.38 - 39, упр. 67 -72

4.1

Самостоятельные части речи

Упр. 68,

 

 

Раздел 7: Имя прилагательное. - 5 ч

 24

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1

стр.64 - 65, упр. 109 - 117

4.1

Самостоятельные части речи

Упр.- 115

 

 

25

Род имен прилагательных.

стр.72 - 74 упр.124 - 127

4.1

Самостоятельные части речи

упр.126 правило

 

 

26

Изменение имен прилагательных по родам.

стр.74 - 76 упр. 128 - 134

4.1

Самостоятельные части речи

упр 130,

 

 

 27

Число имен прилагательных.

стр. - 78 - 79 упр. 135 - 141

4.1

Самостоятельные части речи

упр.138 правило,

 

 

28

Изменение имен прилагательных по падежам.

стр.82 - 83 упр. 143 - 148

4.1

Самостоятельные части речи

 

 

 

Раздел 8: Местоимение. - 2 ч

 29.

Личные местоимения.

стр.92 - 94 упр.156 - 158

4.1

Самостоятельные части речи

упр.159 правило

 

 

30

Изменение личных местоимений по родам.

стр.94 -96 упр.160 - 161

4.1

Самостоятельные части речи

упр.162 правило

 

 

Раздел 9: Глагол. - 3 ч

 31

Неопределенная форма глагола.

стр.106 - 107 упр.181 -187

4.1

Самостоятельные части речи

-184,

 

 

 32

Изменение глаголов по временам.

стр. 116 - 117 упр. 205 -211

4.1

Самостоятельные части речи

упр. 209,

 

 

 33

Род глаголов в прошедшем времени.

1

стр. 121 - 122 упр. 214 - 222

4.1, 4.3

Самостоятельные части речи; Морфологический анализ слова

упр. 218,

 

 

Раздел 10: Повторение. - 2 ч

 34

Повторение изученного за год

2

стр. 131 упр. 237 - 241