Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития . Для реализации данной программы используется авторская программа «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходит из особенностей его развития и образовательных потребностей.
В 3 классе обучается ученик по общеобразовательной программе вида 7.1. Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей ученика:
- Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
- Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
- Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
- Нарушено звукопроизношение.
- Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
- Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
- У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Цель курса — открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребенка.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Предмет русского языка для детей с ОВЗ 7.1 вида носит элементарно-практическую и коррекционную направленность. Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Цели и задачи
- научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающегося;
- формировать нравственные качества школьников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающегося.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко- буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имѐн прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объѐмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
-подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
-разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объѐме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- Содержание тем учебного курса
3 КЛАСС
Язык и речь (1 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (3 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (5ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (4 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (5ч.)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (15 ч)
Имя существительное (5 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (5 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (2 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (3 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (1 ч)
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Тексты диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование для индивидуального обучения на учебный год: 2018/2019 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Код элемента содержания (КЭС) |
Элемент содержания |
Домашнее задание |
Дата проведения урока |
|
По плану |
По факту |
|||||||
Раздел 1: Язык и речь - 1 ч |
||||||||
1. |
Наша речь. Виды речи. |
1 |
Повторение пройденного. |
8.1, 9.2, |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Лексические нормы; |
упр. 4 |
|
|
Раздел 2: Текст. Предложение. Словосочетание. - 3 ч |
||||||||
2. |
Предложение. |
1 |
стр. 15-16, упр.17- |
5.2 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
упр.19, правило |
|
|
3 |
Предложения с обращением. |
1 |
стр.24 - 26 |
9.1, 9.2 |
Орфоэпические нормы; Лексические нормы |
упр.36, правило |
|
|
4. |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
стр.26 -28, упр.37- 40 |
5.2, 5.3, 5.5, |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Распространенные и нераспространенные предложения; |
упр 41, |
|
|
Раздел 3: Слово в языке и речи. - 5 ч |
||||||||
5 |
Слово и словосочетание. |
1 |
стр.47 -48, упр.79 -81 |
5.1, 9.1, 9.2 |
Словосочетание; Орфоэпические нормы; Лексические нормы |
упр. 82 |
|
|
6 |
Имя существительное. |
1 |
стр.55, упр. 93 - 96 |
4.1, 9.2, 9.4 |
Самостоятельные части речи; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
упр.95 |
|
|
7 |
Имя прилагательное. |
1 |
стр. 56 - 57, упр.97 - 99 |
4.1, 9.1, 9.2, 9.4 |
Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
упр. 100 |
|
|
8 |
Глагол. |
1 |
стр.58 - 59, упр.101 - 102 |
4.1, 9.1, 9.2, 9.4 |
Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
Составить и записать 4 предлож., подчеркнуть грамматическую основу. |
|
|
9 |
Что такое имя числительное? |
1 |
стр.59 - 60, упр. 103 -106 |
4.1, 9.1, 9.2, 9.3 |
Самостоятельные части речи; Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Грамматические нормы (морфологические нормы) |
упр. 105, правило |
|
|
Раздел 4: Состав слова - 4 ч |
||||||||
10 |
Что такое корень слова и как его найти? |
1 |
стр.74 - 75, упр. 130 -136 |
3.1, 9.2 |
Значимые части слова (морфемы); Лексические нормы |
упр. 137, правило |
|
|
11 |
Что такое окончание и как его найти? |
1 |
стр. 79 - 81, упр. 142 - 152 |
2.1, 3.1, 3.2 |
Лексическое значение слова; Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова |
упр. 146, правило |
|
|
12 |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
1 |
стр. 84 -86, упр. 153 - 155 |
3.1, 3.2 |
Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова |
упр. 156, правило |
|
|
13 |
Что такое суффикс ? Как найти в слове суффикс? |
1 |
стр.89 - 90, упр. 164 - 166 |
3.1, 3.2 |
Значимые части слова (морфемы); Морфемный анализ слова |
упр 167, записать 10 слов с суффиксами |
|
|
Раздел 5: Правописание частей слова. - 5 ч |
||||||||
14 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
1 |
стр.105 - 106, упр.196 - 204 |
6.1 |
Орфограмма |
упр.207 |
|
|
15 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
1 |
стр.111 - 112, упр. 208 - 215, |
6.1, 6.5, 6.6 |
Орфограмма; Правописание корней; Правописание приставок |
упр.214, |
|
|
16. |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
1 |
стр.117 - 118, упр. 223 - 230, |
6.1, 6.5 |
Орфограмма; Правописание корней |
Упр. 224, |
|
|
17 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
1 |
стр.121 - 123, упр. 233 - 237 |
6.1, 6.5 |
Орфограмма; Правописание корней |
Упр. 235, |
|
|
18 |
Правописание суффиксов и приставок. |
1 |
стр. 124 - 129, упр. 239 - 256 |
6.6, 6.7 |
Правописание приставок; Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) |
упр. 241, правило, |
|
|
Раздел 6: Имя существительное. - 5ч |
||||||||
19 |
Части речи. Имя существительное и его роль в речи.. |
1 |
стр. 3 - 9, упр. 8 14 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр.11, правило, |
|
|
20 |
Род имен существительных. |
1 |
стр.25 - 27, упр.39 - 49 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
Упр. 43, правило, |
|
|
21 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. |
1 |
стр.31 - 32, упр.51 -61 |
4.1, 6.1 |
Самостоятельные части речи; Орфограмма |
упр.56, правило, |
|
|
22 |
Склонение имен существительных. |
1 |
стр.36 - 38, упр.64 - 66 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
|
|
|
23. |
Падеж имен существительных. |
1 |
стр.38 - 39, упр. 67 -72 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
Упр. 68, |
|
|
Раздел 7: Имя прилагательное. - 5 ч |
||||||||
24 |
Значение и употребление имен прилагательных в речи. |
1 |
стр.64 - 65, упр. 109 - 117 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
Упр.- 115 |
|
|
25 |
Род имен прилагательных. |
1 |
стр.72 - 74 упр.124 - 127 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр.126 правило |
|
|
26 |
Изменение имен прилагательных по родам. |
1 |
стр.74 - 76 упр. 128 - 134 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр 130, |
|
|
27 |
Число имен прилагательных. |
1 |
стр. - 78 - 79 упр. 135 - 141 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр.138 правило, |
|
|
28 |
Изменение имен прилагательных по падежам. |
1 |
стр.82 - 83 упр. 143 - 148 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
|
|
|
Раздел 8: Местоимение. - 2 ч |
||||||||
29. |
Личные местоимения. |
1 |
стр.92 - 94 упр.156 - 158 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр.159 правило |
|
|
30 |
Изменение личных местоимений по родам. |
1 |
стр.94 -96 упр.160 - 161 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр.162 правило |
|
|
Раздел 9: Глагол. - 3 ч |
||||||||
31 |
Неопределенная форма глагола. |
1 |
стр.106 - 107 упр.181 -187 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
-184, |
|
|
32 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
стр. 116 - 117 упр. 205 -211 |
4.1 |
Самостоятельные части речи |
упр. 209, |
|
|
33 |
Род глаголов в прошедшем времени. |
1 |
стр. 121 - 122 упр. 214 - 222 |
4.1, 4.3 |
Самостоятельные части речи; Морфологический анализ слова |
упр. 218, |
|
|
Раздел 10: Повторение. - 2 ч |
||||||||
34 |
Повторение изученного за год |
2 |
стр. 131 упр. 237 - 241 |
|
|
|
|
|