Логопедия 3-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Актуальность

В настоящее время проблема речевой патологии детского возраста активно изучается в клиническом, нейропсихологическом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-педагогическом аспектах.

У обучающихся начальных классов, продолжающих коррекционное обучение на школьном логопедическом пункте, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), задержки темпа психического развития.

Помимо указанных проявлений нарушения развития для младших школьников характерны недостаточная наблюдательность языковых явлений, задержки и нарушения формирования фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность когнитивных процессов, опосредованных речью (трудности запоминания лингвистического материала, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, нарушения концентрации и переключаемости внимания к вербальному материалу), низкая языковая способность.

Также у детей с речевыми расстройствами отмечаются моторная неловкость, недостаточная сформированность движений общей и мелкой моторики, задержки усвоения пространственных и временных ощущений и понятий.

Указанные особенности препятствуют успешному освоению материала основной образовательной программы ребёнком и без необходимого коррекционно-педагогического воздействия приведут к школьной дезадаптации.

ФГОС НОО ставит задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В Стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей» (ФГОС НОО).

Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ-273).

Для содействия в «развитии индивидуальных способностей, положительных мотиваций и умений в учебной деятельности» детей с нарушениями речи в образовательных организациях должны быть организованы:

  • современная психолого-педагогическая диагностика возможностей с целью выявления особых потребностей;
  • оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для успешного овладения материалом образовательных программ;
  • регулярная оценка динамики развития обучающихся в процессе оказания специализированной помощи.
  1. II. Цель программы

Повышение эффективности обучения по родному (русскому) языку и предупреждение специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития когнитивных функций и коррекции нарушений процессов фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза.

III. Задачи программы

Коррекционные задачи:

  • воспитывать правильное речевое дыхание;
  • воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка и нормальное звукопроизношение;
  • формировать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать фонетические, морфологические, лексические обобщения;
  • развивать навыки коммуникации;
  • развивать языковое чутьё.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления;
  • развивать временные представления;
  • расширять объём невербального и вербального видов памяти;
  • расширять объём и тренировать концентрацию невербального и вербального внимания;
  • развивать различные виды мышления;
  • развивать функции программирования и контроля деятельности;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в команде;
  • воспитывать умение отвечать по образцу;
  • воспитывать навыки ответа по очереди;
  • прививать соблюдение дисциплины на занятии;
  • воспитывать речевую культуру;
  • повышать уровень самоконтроля.
  1. IV. Целевая аудитория

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 3-4 классов, имеющими специфические нарушения письма (дисграфии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи) и стойкие нарушения письма по морфологическому принципу (дизорфографию), приводящие к трудностям в освоении основной образовательной программы начального общего образования (по родному (русскому) языку).

Занятия по предлагаемой программе могут проводиться с группой обучающихся или в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

  1. V. Методологическая основа и методическая база программы

Методологической основой для разработки программы являются положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); принципы общей и коррекционной педагогики: системный подход в диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза, учёт ведущей деятельности на различных этапах психического развития, принцип повышения уровня сложности материала, учёт зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов в коррекционной работе; положения нейропсихологии детского возраста.

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) и методические разработки О.Н. Яворской по коррекции акустической дисграфии (фонемного распознавания), осложнённой недоразвитием языкового анализа и синтеза, у учащихся 3 класса. Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Перспективное и тематическое планирование коррекционной работы для 3 и 4 класса строятся одинаково, но различаются наполняемостью материалом для занятий с учётом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

  1. VI. Общая характеристика коррекционно-педагогической работы

Программа коррекционно-педагогической работы состоит из шести разделов:

  • Раздел I. Инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития. I ФБМ (28 занятий);
  • Раздел II. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные (2 занятия);
  • Раздел III. Звукобуквенный анализ и синтез слов (3 часа);
  • Раздел IV. Ударение (2 часа);
  • Раздел V. Обозначение мягкости согласных на письме (16 часов);
  • Раздел VI. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова (12 занятий).

Занятия I раздела можно проводить как параллельно с занятиями других разделов, так и последовательными курсами, по необходимости повторить один из курсов по завершении предыдущего. Занятия проводятся 3 раза в неделю: всего 34 учебных недели, 6 из них отводятся для обследования устной речи и навыков письма в сентябре и мае, оставшиеся 28 недель отводятся для коррекционно-педагогической работы (28 занятий по I разделу, 56 занятий по остальным разделам, итого 84 занятия).

 

Распределение тем по разделам программы коррекционно-педагогической работы

 

Тема

Количество часов

Инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития. I ФБМ

28

1

Комплекс занятий, включающий упражнения по развитию и коррекции внимания, дыхания, общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики, глазодвигательных функций, сенсомоторных взаимодействий, графо-моторных навыков.

28

Тема

Количество часов

Раздел I. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные

2

1

Звуки и буквы. Гласные и согласные

1

2

Сопоставление гласных и согласных

1

Раздел II. Звукобуквенный анализ и синтез слов

3

3

Гласные и согласные. Определение первого и последнего звука в слове

1

4

Определение места звука в слове, соседи звука (буквы)

1

5

Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуком и буквой в слове

1

Раздел III. Слоговой анализ и синтез

3

6

Выделение конкретного слога в слове

1

7

Определение количества слогов, слогообразующая роль гласных букв

1

8

Составление слов из слогов

1

Раздел IV. Ударение

2

9

Ударение в односложных и двусложных словах

1

10

Ударение в трёхсложных

1

Раздел V. Обозначение мягкости согласных на письме

9

11

Гласные а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и; их сходство и различие. Выделение ударной гласной

1

12

Обозначение мягкости согласных гласными я, ё, ю, е, и. Выделение ударного слога

1

13

Гласные а, я; их различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

1

14

Гласные о, ё; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

1

15

Гласные у, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

1

16

Гласные ё, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами ё, ю

1

17

Гласные э, е, ы, и; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами е, и

1

18

Обозначение мягкости согласных буквой ь

1

19

Твёрдые согласные ц, ж, ш и мягкие согласные ч, щ, й

1

Раздел VI. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова

6

20

Различение звуков [б], [п] и букв б, п в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

21

Различение звуков [д], [т] и букв д, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

22

Различение звуков [г], [к] и букв г, к в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

23

Различение звуков [в], [ф] и букв в, ф в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

24

Различение звуков [з], [с] и букв з, с в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

25

Различение звуков [ш], [ж] и букв ш, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

Раздел VII. Непарные звонкие и глухие согласные, схожие по звучанию

15

26

Различение звуков [с], [ш] и букв с, ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

27

Различение звуков [з], [ж] и букв з, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

28

Различение звуков [с], [ц] и букв с, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

29

Различение звуков [ч], [щ] и букв ч, щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

30

Различение звуков [ч], [ц] и букв ч, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

31

Различение звуков [ч], [т’] и букв ч, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

32

Различение звуков [р], [л] и букв р, л в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

33

Различение свистящих и шипящих в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

34

Различение шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

35

Различение свистящих, шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

 

Общий итог: 68 занятий (2 занятия в неделю)

 

VII. Ожидаемые результаты

В результате освоения программного материала обучающиеся восполняют пробелы недостатков развития когнитивных функций и процессов фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза в соответствии с возрастными нормами, в результате чего возрастает эффективность обучения по родному (русскому) языку.

Программа рассчитана на 1 год коррекционно-педагогической работы. По мере необходимости возможно проведение коррекционно-педагогической работы по представленной программе как в 3, так и в 4 классе с подбором материала занятий, соответствующего возрастным психофизиологическим особенностям.

VIII. Проведение диагностики результатов

Входная и контролирующая диагностики осуществляются по методике обследования письма и чтения младших школьников (О.Б. Иншакова).

Литературный источник: Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: метод. пособие / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Секачёв, 2008.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта и списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

После получения письменных материалов проводится количественный и качественный анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий. Ошибки делятся на несколько групп: дисграфические, дизорфографические и метаязыковые. В соответствии с преобладающим количеством определённого типа ошибок для обучающегося подбирается программа коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма.

  1. IX. Условия реализации коррекционно-педагогической работы

Материально-техническое обеспечение. Необходимым условием для реализации коррекционно-педагогической работы является наличие специально оборудованного логопедического кабинета, позволяющего организовать учебную деятельность, коммуникацию детей в группах и двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия должно выполняться чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение, движения общей и мелкой моторики). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут. Занятия во второй половине дня проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного фронтального (группового) занятия не должна превышать 40 минут, одного индивидуального (подгруппового) занятия – 20 минут. Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм и в соответствии с правилами охраны труда. С целью предупреждения утомляемости, активизации определённых зон головного мозга и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение. Для составления программы и подбора материала к занятиям используются следующие методические и практические пособия:

  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград, 2011
  • Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  • Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 классы. М., 2013
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Летняя тетрадь будущего третьеклассника. М., 2013
  • Бунеев Р.Н. Летняя тетрадь будущего четвероклассника. М., 2013
  • Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно: качество чтения младших школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М., 2001
  • Голубев А.Ю. Ворох скороговорок. М., 2013
  • Голубев А.Ю. Прятки-загадки. М., 2013
  • Дмитриева В.Г. Словарные слова для начальной школы с волшебными очками. книга на картоне. М., 2014
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001
  • Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. Волгоград, 2009
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2-х частях. М., 2005
  • Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006
  • Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы. М., 2016
  • Козырева Л.М.. Тетрадь №1. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 2. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №3. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №4. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 5. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 6. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №7. Как образуются слова. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 8. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006
  • Краузе Е.Н. Логопедия. М., 2006
  • Ларионова И.А., Осипова Т.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР. Методическое пособие. М., 2014
    • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
    • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
    • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
    • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
    • Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.,2013
    • Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.,2013
  • Парамонова Л.Г Упражнения для развития речи. М., 2002
  • Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М., 2012
  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007
  • Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 классы. С-Пб., 2014
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 3-4 классы. С-Пб., 2010
  • Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. С-Пб., 2007
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

 

  1. X. Заключение

Основная работа по развитию устной речи и формированию письма как общеучебного навыка у младших школьников выполняется учителем начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения. Однако значение коррекционно-педагогической работы с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи детям в освоении образовательной программы, трудно переоценить.

Организация логопедической помощи – одно из условий успешного освоения образовательных программ обучающимися с нарушениями речи и письма.

 

 

 

Приложение

Конспект фронтального занятия

3 класс

Тема: Звуки и буквы. Гласные и согласные

Цель: уточнение знаний о звуках и буквах русского языка

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

 

Оборудование:

  • раздаточный материал: карточки с распечатками улиток (Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2014. – 96 с. – (Серия «Мастер-класс логопеда»), стр. 41-43;
  • раздаточный материал: распечатка стихотворения И. Пивоваровой «Музей» из пособия И.Н. Садовниковой (Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279 с.: ил.), стр. 112;
  • раздаточный материал: картинка из пособия по развитию фонематического восприятия (Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32 с.), стр. 10;
  • массажные шарики «су-джок»;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов «Мерсибо»: интерактивная игра «Волк учит буквы» и печатные материалы к этой игре http://mersibo.ru

 

 

 

Ход урока

  1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение «Назови 5 слов»

Логопед: сядет тот, кто назовёт 5 любых слов, которые начинаются на звук… (логопед каждому обучающемуся задаёт определённый звук).

  1. Объявление темы урока

1) Анализ предложения.

Логопед раздаёт обучающимся карточки с распечатанными играми «Улитка». В улитку вписано одно предложение. Необходимо прочитать предложение и записать его в тетрадь, правильно оформив (разделить слова, начало предложения написать с прописной буквы, сосчитать количество слов). Проверка вслух: обучающиеся по очереди читают свои предложения, называют количество слов в предложении и называют, с какого звука начинается каждое слово в предложении.

Логопед: найдите в своих предложениях слово, в котором есть звук… (называет по одному несколько звуков [ж, с’, э, м, и, л, л’], обучающиеся выполняют поисковую деятельность).

 

2) Формулирование темы урока

Логопед: вы сейчас искали слова, которые содержат эти звуки (записывает звуки на доске [ж, с’, э, м, и, л, л’]). Какие из этих звуков гласные? Какие из этих звуков согласные? Запишите в тетради через запятую буквы, которыми обозначаются данные звуки (ж, с, э, м, и, л, л).

Логопед раздаёт обучающимся распечатку стихотворения И. Пивоваровой «Музей». Логопед: прочитайте стихотворение про себя.

 

Стихотворение И. Пивоваровой

МУЗЕЙ

 

Есть в Москве один музей —

Замечательный музей

Насекомых, птиц, зверей,

Обитателей морей.

 

Я вчера туда ходил,

К разным полкам подходил...

Подошел к одной и тут

Я прочел: «сэ-пэ-рэ-ут».

 

Кто такой «сэпэрэут»?!

Весь он — как веревок жгут:

Ноги там, и ноги тут —

Во все стороны растут...

 

Через 1 минуту логопед вызывает одного обучающегося читать это стихотворение вслух. Остальные обучающиеся следят. Беседа по прочитанному.

Логопед: почему мальчик не понял надписи в витрине музея? Помогите ему прочитать слово правильно. Какое второе название есть у этого обитателя морей?

Логопед: как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о звуках и буквах.

  1. Работа по теме урока

1) Развитие фонематического восприятия

работа на уровне звука

Логопед: запишите в тетради несколько букв через запятую. Первая буква обозначает рычащие звуки, вторая буква обозначает звенящие звуки, третья – звонкий шипящий, четвёртая – глухой твёрдый шипящий, пятая – глухой мягкий шипящий, шестая – свистящие звуки, седьмая – мычащие звуки (р, з, ж, ш, щ, с, м).

работа на уровне слога

Игра «Поймай слог»

Логопед диктует слоги. Задача обучающихся записать в столбик только те слоги, в которых есть мягкие звуки (ма, ми, сто, сте, тря, ос, жи, ящ, ши). Допишите эти слоги до целых слов.

работа на уровне слова

Логопед выдаёт каждому обучающимся картинку с напечатанными списками слов. Логопед: прочитайте слова в каждом столбике. Найдите и подчеркните правильно напечатанные слова. В каждом столбике может быть одно, а может быть и несколько правильных слов (на самом деле, в каждом столбике только одно правильно напечатанное слово, но такая инструкция необходима, чтобы усложнить задание и усилить внимание детей к напечатанных словам). Это задание все выполняют самостоятельно. Логопед проверить правильность выполнения задания после урока.

Логопед просит детей подписать свою картинку в левом верхнем углу.

 

2) Развитие фонематического синтеза

работа на уровне слога

Логопед записывает на доске схемы слогов (ГС, ГС’, С’Г и т.д.). Обучающиеся должны подобрать и записать в тетрадь слоги, соответствующие схемам. Слоги записываются в столбик.

работа на уровне слова

Логопед просит обучающихся из записанных в столбик слогов образовать слова (путём дописывания).

работа на уровне предложения

Логопед просит обучающихся составить с каждым записанным словом по одному предложению и записать эти предложения в тетрадь.

3) Мозговая активизация через мелкую моторику

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики «су-джок». В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  • Ø Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  • Ø Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют). Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение «Продолжи…»

Логопед: пока мы массируем руки, мы будем проговаривать звуки, слоги и слова. Назовите по очереди звуки: сначала все гласные, потом все согласные. Я начну: а… (обучающиеся называют все гласные звуки, т.е. йотированные буквы называться не будут, если кто-то из обучающихся назовёт йотированную букву – логопед должен скорректировать обучающегося). Далее называются все согласные звуки (и их мягкие пары), различные слоги (открытые, закрытые, со стечениями), слова на определённый звук (называет логопед).

Логопед просит каждого обучающегося выбрать одно из названных им слов, и запомнить его.

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

  1. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить себе любимый цветок. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция «RainbowSnowman».

Логопед: мы гуляем по полю, на котором растут ваши любимые цветы. У каждого своё поле. Прислушайтесь к запахам вашего поля, вдохните аромат своих цветов (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - «ааа» шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика.

Логопед: над нашими цветочными полями играют птицы. Изобразите, как летает маленький жаворонок (частые махи кистями рук, руки согнуты в локтях – изображаем маленькие крылышки), как летает большой ворон (махи прямыми руками, пальцы разведены в стороны – изображаем большие крылья), как парит в небе орёл (руки разведены в стороны, без махов, тело немного покачивается в стороны, ноги на месте – изображаем парящую птицу).

Логопед: рядом с нашим полем течёт река, в которой живут рыбки. Покажем, как плавают разные рыбы (щука: руки вдоль тела, выполняем волнообразные движения всем телом, стоя на месте; сом: сесть на корточки и выполнять волнообразные движения руками (руки соединить вдоль от пальцев, до локтей); лосось: аккуратно выпрыгнуть «из воды» из предыдущей позы (сидя на корточках)).

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать имена для птиц и рыб, которые живут вблизи воображаемых цветочных полей.

  1. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какое слово каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Интерактивная игра «Волк учит буквы» (портал «Мерсибо»). Исправление неправильно изображённых букв. Выполнение печатного задание к игре.

3) Логопед: вспомните ещё раз, какое слово вы запоминали до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение с этим словом. Запишите это предложение в тетрадь. Подумайте и запишите в тетради продолжение – ещё 3-4 предложения, которые дополнят первое предложение. Пусть у вас получится коротенький рассказ.

  1. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  • Чем звук отличается от буквы?
  • Чего в русском языке больше: звуков или букв? Объясните.
  • Вспомните стихотворение про мальчика в музее. Почему он не смог прочитать название животного? Когда мы читаем слово, мы видим буквы, а называем вслух – звуки.
  • Чем гласные звуки отличаются от согласных?

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!