Игра как средства формирования познавательного интереса у младших школьников

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...

3

Глава 1.

Теоретическое обоснование игры как средства формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..

 

 

 

7

1.1.

Сущность и содержание познавательного интереса, особенности его формирования у младших школьников ……………………………………………………….

 

 

7

 

1.2.

Особенности игры как средства формирования  познавательного интереса у младших школьников ………….....

 

10

1.3.

Формы игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников ……………………………......

 

14

Глава 2.

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных интересов у младшего школьного возраста посредством игры………………………………………………...

 

 

18

2.1.

Диагностика уровня формирования познавательного интереса у младшего школьника ……………………………………………..

 

18

2.2.

Организация и проведения опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников посредством игры …………………………………..

 

 

26

2.3.

Анализ результатов экспериментального исследования………..

29

 

Заключение…………………………………………………………

32

 

Литература………………………………………………………….

34

 

Приложения

 

 

Введение

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности. [1]

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучения человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в которой формируется психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные интересы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству). [2]

Как показали исследования Н.Г. Морозовой, роль интересов в учебной деятельности сводиться к следующему:

  • интересы способствуют глубине и прочности знаний;
  • развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся;
  • повышают общий эмоциональный тонус учащихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
  • существенно влияют на формирование личности ребенка: определяют его активность в умении, благоприятствуют формированию познавательных интересов, воспитывание творческого подхода к различным видам деятельности. [3]

В последние годы вопросы теории и практики игры рассматривались и рассматриваются многими исследователями: Усовой А.П., Радиной Е.И., Блехер Ф.Н., Хачапуридзе Б.И., Багусловской З.М., Иваницкой Е.Ф., Сорокиной А.И., Удальцовой Е.И., Аванесовой В.Н., Бондаренко Е.К., Венгером Л.А. [28]

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности относится игровые средства.

Игровые средства являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в повседневной жизни.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закрепления и усвоения информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. [4]

Противоречием данного исследования является необходимость развития познавательных интересов учащихся начальной школы и малым количеством разработок по игре как средстве формирования познавательных интересов у младшего школьного возраста.

Проблемой данного исследования является изучение возможностей игровых средств в формировании познавательных интересов младших школьников.

Все выше сказанное дает нам основание считать проблему формирования познавательного интереса в обучении одной из актуальной. И позволяет нам сформулировать тему исследования.

Тема: Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет изучения – формы игры как средства формирование познавательного интереса у младших школьников.

Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить формы игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Выявить и обосновать сущность и содержание познавательного интереса, особенности формирования у младших школьников;
  2. Выявить и обосновать особенности игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников;
  3. Выявить и обосновать формы игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников;
  4. Реализовать формы игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников.

Новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен

понятийно – терминологический аппарат, описывающий процесс формирования познавательных интересов у младших школьников через использования игровых средств.

Практическая значимость: заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно – воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Гипотеза: формирование познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если применять следующие формы игры:

  1. Интеллектуальная (умственная) форма игры;
  2. Дидактическая игра.

В исследовательской работе использовались следующие методы:

  1. теоретические – анализ и обобщение научно – методической литературы по проблеме исследования;
  2. эмпирические – анкетирования, тестирование, игровые формы.

База исследования: МАОУ «Голышмановская СОШ № 1» 2 Б класс,

МАОУ «Голышмановская СОШ № 2» 2 А класс.

Работа опубликована на сайте:

Глава 1. Теоретическое обоснование игры как средства развития одаренности детей младшего школьного возраста

  • 1. Сущность и содержание познавательного интереса, особенности его формирования у младших школьников.

 

Проблема развития познавательных интересов стояла перед учителями всегда. Еще Сократ обучал своих учеников умению логически мыслить, выискивая истину, раздумывая. Ж.-Ж. Руссо создавал для ученика специальные ситуации, вынуждающие к познавательному напряжению, чтобы тот захотел отыскать новое знание.

Песталоцци и другие педагоги обучали так, чтобы ученик не только получал готовые знания, но и самостоятельно добывал их. В полной степени эта проблема получила свое обоснование в педагогике XX века. Так, свою систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся, на организации их совместной деятельности с учителем, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.

Интерес обычно определяют как положительно-оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес находится в сфере познавательной деятельности, в процессе которой школьник овладевает необходимыми способами, умениями и навыками получения знаний. [5]

В своей работе мы будем опираться на следующее определение Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».  [6]

Понятия определения познавательного интереса указывают в работах

 Также Н.Г. Морозова дает понятие определению познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению» [7].

М.Ф. Беляев в работе «Психология интереса» дает следующее определение познавательного интереса: «Познавательный интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности» [8].

И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимается «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельность человека увлекательный характер».

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н.Ф. Добрынин. [29]

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. Данный возраст называют "вершиной" детства. Н.А. Менчинская писала, что "в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма" (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). [9]

В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. "Учение для него (ребёнка) - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни" - Н.Е. Веракса [10].

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. [11]

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры. [12]

Познавательный процесс выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [13].

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса. [14].

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для младших школьников - это новые знания. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показывает богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент.

Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком [15].

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание.

И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. [16]

Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно.

И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. [17].

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Как показывают психолого-педагогические исследования, большую роль в развитии познавательных интересов играет учитель [18].

В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам. [19]

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения исследователей по определению сущности познавательного интереса, его структуру и основных признаках, мы пришли к следующему выбору.

Познавательный интерес отличается от любых других педагогических фенонемов познавательной активностью, явной избирательной направленностью, на конкретный предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес способствует развитию умений ребенка выявлять закономерности и устанавливать связи между предметами познания. [30]

 

1.2. Особенности игры как средства формирования  познавательного интереса у младших школьников

 

Игра имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Щатский, высоко оценивая значение игры, писал: "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства". [20]

Д.Б. Эльконин дает такое определение игры: "Человеческая игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". [21]

Также игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются примеры обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов способствует закреплению языковых явлений памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интересам активности учащихся.

Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что - либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем - то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. [22]

 Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. [23]

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. "Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. [24]

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи. [25]

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. [26]

Каковы основные требования играм?

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.
  2. Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру. Только при этом условии будет естественной и убедительной.
  3. Игра должна быть принята всей группой.

Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

  1. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли использовать обрабатываемый материал.
  2. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики о роли учителя в учебном процессе. Нельзя не согласиться с мнением Ю.К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

  1. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Сознание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. [27]

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Таким образом, что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. [30]

 

1.3. Формы игры как средства формирования познавательного интереса у младших школьников

 

Познавательные мотивы у детей младшего школьного возраста чаще всего находятся на достаточном высоком уровне. Поступая в первый класс, ребёнок желает как можно быстрее научиться всему и сразу. Встречаясь с первыми трудностями, первыми неудачами, познавательные мотивы постепенно снижаются, успеваемость падает, желание учиться пропадает. Для того чтобы это не произошло, педагогу необходимо максимально разнообразить учебную деятельность, в том числе и игровыми приёмами.

Игровая деятельность для детей является основной. Важно использовать игровые приемы и ситуации на разных этапах урока. В игре с удовольствием участвуют, выполняют задания, тем самым активность работы каждого каждого ученика повышается. В игровых приёмах дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игровые приёмы не заменяют полностью традиционные формы и методы обучения; они рационально их дополняют, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.

Игровые приёмы способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов. Постепенно ребёнок меняет пассивно-воспринимающую позицию на позицию сотрудничества ученика и учителя. Это способствует формирования навыков самообучения и самоорганизация учащихся, формируются умения навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроке.

Разные, на первый взгляд игры, которым может посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования познавательных интересов.

При использовании игровых форм на уроках необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. Доступность для учащихся данного возраста;
  3. Умеренность использования игр на уроке.

Можно выделить такие виды уроков с использование игровых форм:

  1. Ролевые игры на уроке;
  2. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнования, урок – конкурс, урок – путешествие, урок - КВН);
  3. Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  4. Использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепления знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  5. Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.д.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. [31]

Одна из форм работы  – внеурочная деятельность игра которая является развитием любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера, развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека, воспитание чувства справедливости, ответственности, развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

В своей практике я использовала следующие формы:

  1. Интеллектуальная (умственная) игра;
  2. Дидактическая игра.

Проводилась викторина «По страницам любимых книг», цель данного мероприятия способствовать пониманию того, что книга – источник знаний, развивать познавательный  интерес детей, коррекция навыков партнёрских отношений, аналитического мышления, базовой эмоции, интереса.

Игра «Веселая грамматика» цель игры продолжать знакомить детей с играми «в слова», формировать интерес к словам, продолжать работать над словарными словами, тренировать память, внимание, мышление,  расширять кругозор детей.

Интеллектуальная игра-конкурс «Знание – сила», развитие познавательной активности учащихся, задачи данного мероприятия, создать условия для развития познавательного интереса к предметам, развивать интерес к предметам, расширять кругозор учащихся,  закрепить полученные знания в нестандартных игровых формах организации деятельности,  развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников,  способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков, пробудить любознательность учащихся,  воспитывать интерес друг к другу.

Дидактическая игра «Парные картинки», данная игра способствует развитию познавательного интереса, логического мышления. Приучает детей добиваться результата, доводить игру до конца. «Парные картинки», цель игры, развивать интеллектуальные способности детей младшего возраста, задачи, сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия, уметь группировать картинки по нескольким признакам, расширять и уточнять представление детей о природе, растениях, их плодах, насекомых, птицах, грибах.

Игра «Один много», цель игры: развитие быстроты мышления.

Игра «Деление целого на части» цель игры: развитие умения анализировать.

Игра «Дотронуться до…», цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Игра «Ветер дует на того, кто…».

Игра «Зеркало».

Упражнения «Пазлы».

Таким образом игровые приёмы, эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игровые приёмы стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. - 1998 г.-№4. – 25 с.;
  2. Беляев М.Ф. Проблемы формирования личности / М.Ф. Беляев. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.;
  3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст]: учеб. - метод. пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Свердловск: [б. и.], 1971. – 13 с.;
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1966.-№ 6. – 56 с.;
  5. Выготского Л.С. Познавательные потребности и интересы / Л.С. Выготского. – Л.: Нева, 2009. – 157 с.;
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Выготский Л.С. М.-1981., - 25 с.;
  7. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977. – 127 с.;
  8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение. 1989 – 399 с.;
  9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981. – 62 с.;
  10. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., Педагогика, 1989. – 23 с.;
  11. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 л. -М.,1996. – 57 с.;
  12. Квач В.В. Организация коллективных учебных занятий (Из опыта работы учителей Красноярского края). - Нач. шк. №11 1990. – 49 с.;
  13. Макаренко, А.С. С любовью и тревогой./А.С. Макаренко – 1986. – 58 с.;
  14. Мендекинова Р.Т., Никитина С.А., Якунина Л.П.. "Русский язык" для 2 класса", Алматы, 1998. – 135 с.;
  15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. – 120 с.;
  16. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. – М.: Наука, 2007. – 278 с.;
  17. Немов Р.С. Психология/ В 3-х лн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 340 с.;
  18. Немов Р.С. Психология/ В 3-х лн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 324 с.;
  19. Основы дидактики /под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. – 36 с.;
  20. Основы психологии: Практикум/Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – М.: Просвещение, 2003. – 337 с.;
  21. Педагогика/под ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Голанта, К.Д.Родиной. - М., 1986. – 259 с.;
  22. Педагогика /под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1983. – 153 с;
  23. Сухомлинский В.А. Педагогическая психология [Текст]/В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с.;
  24. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – 288 с.;
  25. Щатский С.А. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/С.А. Щатский – М.: Педагогика, 1971. – 358 с.;
  26. Щукиной Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение. – 34 с.;
  27. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1979. – 25 с.;
  28. Игра как средства формирования познавательного интереса младших школьников. Электронный ресурс/ режим доступа https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b2bd79b5c53b89521206d37_0.html.: 28.02.2019 г.;
  29. Соколовская И.Н. Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «Познавательный интерес» в педагогике. Электронный ресурс/ Соколовская И.Н. Кивилёва А.А. Режим доступа. https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike 14.02.2019 г.;
  30. Бобродобро. Влияние игры на формирования познавательного интереса в младших школьников. Электронный ресурс/Бобродобро. Режим доступа. http://ped.bobrodobro.ru/10536. 15.02.2019 года.;
  31. Е.В. Александрова. Игровые приемы как средства развития познавательного интереса у младших школьников. Электронный ресурс/Е.В. Александрова. Режим доступа. http://econf.rae.ru/pdf/2016/11/5828.pdf. 26.02.2019 года.