«Хочу! Купи!»
(если ребенок скандалит в магазине)
С детскими истериками в магазине сталкивался каждый взрослый. Если не в качестве родителя, то в роли наблюдателя. Даже спокойный ребенок может внезапно начать капризничать, скандалить и настаивать на своем в самый неподходящий момент. Что значит такое поведение и как с ним справиться?
Почему даже самые спокойные и послушные дети не застрахованы от внезапных истерик в магазине? В современном обществе потребления, при изобилии товаров и продуктов, одна из основных проблем — синдром импульсивных покупок, которому подвержены и взрослые, и дети. Но если взрослый человек способен (не всегда!) контролировать свои порывы, то ребенку с подобной ситуацией справиться нелегко. Он просто не знает, что с ним происходит в такие моменты. Маленький покупатель руководствуется сиюминутными желаниями, не умея мыслить шире. Он видит что-то привлекательное и хочет немедленно получить желаемое.
Профилактика
Поход за покупками с маленьким ребенком — серьезное испытание, поэтому не стоит пускать дело на самотек. Лучше подготовиться к такому мероприятию заранее и предусмотреть возможное развитие событий.
- Исключаем голод, усталость, возбуждение. Если ребенок утомлен или голоден, он будет нервничать, хныкать, канючить. Ему захочется чем-то компенсировать свое состояние. Если малыш возбужден после активной игры, например, или просмотра зрелищного мультика, то он не сможет успокоиться в магазине и вести себя хорошо. В таких ситуациях недалеко до истерики.
- Договариваемся заранее. Необходимо еще дома договориться о предстоящих покупках и обсудить все условия. Если ребенок умеет читать, напишите список нужных продуктов и поручите ему вычеркивать то, что будете класть в корзину. Так он почувствует себя значимым и важным участником процесса.
- Заводим твердое семейное правило— покупаем сладости (соки, мороженое, печенье и так далее) только по выходным (праздникам). Так ребенку будет на что опереться — он будет знать, что зависит не от сиюминутного решения родителя в магазине, а выполняет общее для всей семьи правило.
Алгоритм действий в критической ситуации
Если все же истерики избежать не удалось, первое, что нужно сделать — взять себя в руки.
- Не обращайте внимания на окружающих. Достаточно быстрого извинения. Сейчас есть только вы и ваш ребенок. Сделайте пару глубоких вдохов и попробуйте поговорить с малышом. Напомните о договоренностях.
- Не уступайте, чтобы истерика не превратилась в дальнейшем в способ манипуляции.
- Не ругайте и не наказывайте ребенка. Присядьте на корточки и, глядя ему в глаза, скажите: «Я вижу, что ты очень разочарован и злишься, очень хорошо тебя понимаю. Мне бы тоже было обидно не получить то, что очень хочется. Давай я тебя обниму, и мы вместе подумаем, что тебе сейчас может помочь, кроме этой игрушки (мороженого, конфеты...). Мы обязательно найдем другой выход».
- Предложите альтернативу. Ребенку должно быть выгодно как можно быстрее успокоиться, поэтому можно предложить ему на выбор: «Выбирай — ты сейчас быстро успокаиваешься, и тогда мы успеем дома поиграть/посмотреть мультики/пойти на площадку, или мне придется тебя отсюда забрать, хоть мне это будет очень неприятно, и тогда мы уже не сможем сделать то, что хотим».
- Примите «плохое» состояние ребенка и помогите ему справиться с негативными чувствами. Малыш устраивает истерику не со зла. Он просто еще не знает, как быть в ситуации, когда тобой овладевают сильные отрицательные эмоции (как правило, это гнев и грусть).
- Не злитесь на ребенка. Иначе, обижаясь на него, вы станете таким же беспомощным ребенком, как и он, и ваш диалог превратится в ссору между детьми, а это должен быть разговор взрослого человека с маленьким.
Главное правило поведения для родителей в момент детской истерики — не поддаваться раздражению и злости. Надо любыми средствами сохранить спокойствие и не выглядеть беспомощными. Если ребенок почувствует, что мама не готова иметь дело с его плохим настроением, это может привести к неприятным последствиям. Малыш решит, что родители не переносят его злости, что в его чувствах есть что-то плохое.
Если родитель не успокаивает ребенка, а наоборот, злится и наказывает, то происходящее становится проблемой. Ребенок чувствует, что родитель отверг его желания, что за проявление своей воли можно быть наказанным, что его чувства и желания неудобны, нежелательны, являются помехой. А каждому человеку необходимо быть услышанным и понятым.
Разбор полетов
После того, как ребенок успокоится, обязательно обсудите с ним произошедшее. Малыш еще не знает, как называются охватившие его эмоции. Именно поэтому очень важно, чтобы родители прокомментировали его чувства. «Если мама и папа не замечают или игнорируют эмоции ребенка, он получает сигнал, что он им неинтересен, − предупреждает семейный терапевт Светлана Климова. — Как следствие у малыша может сформироваться запрет на выражение негативных эмоций». Когда мама или папа объясняют эмоции ребенка, он понимает, что с ним происходит, и видит, что родителям вовсе не безразлично, что он сейчас злится или чем-то недоволен. Но в семье есть правила, и не всегда можно получить то, чего хочется.
Когда стоит обратиться к специалисту
Некоторые ситуации нельзя оставлять без внимания специалистов. Если истерики у малыша случаются не только в магазине, а происходят часто и в других местах по разным причинам, это повод задуматься. Обращаться к детскому психологу или неврологу необходимо в следующих случаях:
- частые и агрессивные истерики у ребенка старше 4 лет;
- во время истерики ребенок задыхается или теряет сознание;
- ребенок наносит себе или окружающим травмы во время истерики;
- истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами;
- истерика заканчивается рвотой, одышкой, непроизвольным мочеиспусканием, вялостью и усталостью ребенка.
Источники:
Детская и семейная психология онлайн iPsyholog
Издание для родителей Chips Journal
Онлайн-проект для родителей Letidor.ru
Журнал и сайт «Счастливые родители»
Интернет-компания VitaPortal
Текст: Анна Демина
«Растимдетей РФ»