Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?

Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?

 Некоторые ошибочно полагают, что консультация логопеда бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к логопеду можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.

 

Итак, помощь специалиста нужна, если Вашему ребенку:

  • 7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а так же не поворачивает голову, когда Вы называете его имя.

  • 12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».

  • 2 года, он совсем не разговаривает, общается жестами.

  • 2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».

  • 3 года, но он не точно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (например, высунуть по просьбе язык), не научился глотать слюну.

  • 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.

  • 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения,  в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

 

Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация логопеда – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевого развития, разработает комплекс специальных упражнений.

 

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком, не спеша.   Звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

  • Не копируйте детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

  • Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как нужно произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить нужно внятно, четко и не спеша.

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему Ваш ответ?

  • Если в доме есть магнитофон (любое другое записывающее устройство, на которое можно записать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - его речь во время игр, чтения стихов, пересказа прочитанного, а так же самостоятельные высказывания. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или для дочери.

 

 

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!!!

   

 

Малышкина Е.Г. – учитель-логопед ПМПС Отдела образования