Положение о психолого-медико-педагогической службе Голышмановского муниципального района

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом начальника Отдела образования

                                                                         Администрации Голышмановского

                                                                         Муниципального района

                               №  8 от 13.01.2014 г.

 

 

Положение

о психолого-медико-педагогической службе

Голышмановского муниципального района

 

I. Основные положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными и региональными правовыми актами, регулирующими вопросы непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также сопровождения организации и обеспечения данной работы в образовательных организациях:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20. 09.2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Регламент реализации программ профессионального обучения и социальной адаптации обучающихся с особыми нуждами;
  • Законом Тюменской области от 05 июля 2013 года № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области»;
    • Письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (в редакции письма Министерства образования Российской Федерации от 26 декабря 2000 года № 3);
    • · Постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 г. № 48 «Об утверждении Положения о дополнительных мерах по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей, а также компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Тюменской области»;
    • · Постановление Правительства Тюменской области от 16.10.2013 г. № 48 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;

 

  • · Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.03.2003 г. №1511-ПК «О защите прав детей-инвалидов на образование» (работа ПМПК в СЗН);
  • · Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г.);
    • нормативными актами органа местного самоуправления.

1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность  психолого-медико-педагогической службы (далее - ПМПС).

1.3. ПМПС создается в целях:

- своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

- компетентного определения отклонений в поведении детей, затруднений в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- подготовки по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;

- обеспечения постоянного квалифицированного психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в образовательных организациях.

    1.4. Состав и порядок работы ПМПС  определяется органом управления образованием.

II. Основные направления деятельности ПМПС

 

2.1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

2.2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи (сопровождения) и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

2.3. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей, работникам учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

2.4. Координация деятельности логопедических пунктов, кабинетов образовательных и иных организаций с целью обеспечения возможности получения в полном объёме логопедических услуг всем детям, независимо от места проживания и обучения;

2.5. Координация деятельности психологических служб в образовательных организациях района.

2.6. Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;

2.7. Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения реализации адаптированных образовательных программ и основных общеобразовательных программ для детей различных категорий, в том числе своевременной корректировки учебных и коррекционных занятий с учётом анализа продвижения развития обучающегося, его возможностей и состояния здоровья;

2.8. Осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ или адаптированных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;

2.9. Оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

2.10. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

2.11. Организация коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с детьми, оказания логопедической помощи в образовательных организациях района;

2.12. Стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

2.13. Оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;

2.14. Оказание помощи в обучении педагогических работников при интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс массовой школы (инклюзивное образование), дистанционного образования;

2.15. Организация работы с педагогическими работниками, осуществляющими образовательную деятельность с целью обеспечения непрерывного квалифицированного психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся и воспитанников всех категорий в ходе образовательного процесса;

2.16. Постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций;

2.17. Составление оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка и обеспечение своевременной его корректировки, обеспечение преемственности ранней помощи и сопровождения детей особых категорий в дошкольном и школьном возрасте, осуществление непрерывного сопровождения детей работниками ПМПС.

 

 

 

III. Организация деятельности ПМПС

 

3.1. Обеспечение диагностико-коррекционного процесса, психолого-педагогического сопровождения  осуществляется работниками ПМПС, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности ПМПС.

          3.2. Работники ПМПС проводят профессиональную экспертизу работы с детьми в образовательных организациях. В процессе сопровождения осуществляют разработку предложений по совершенствованию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении. Проводят методические совещания по разным направлениям психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

3.3 Контроль эффективности пребывания ребенка в рекомендованных образовательных условиях осуществляется ПМПС постоянно, посредством отслеживания динамики развития детей, прошедших через ПМПК, на основании прогноза развития и адаптации в системе образования, в соответствии с данными рекомендациями. Кратность представления информации или очного обследования определяется показаниями и рекомендациями, данными в заключении ПМПК.

3.4. ПМПС формирует базу данных:

  • о детях, прошедших обследование через ПМПК;
  • об учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении или содействующих его обеспечению.

3.5. ПМПС может иметь базовые специальные (коррекционные) образовательные классы, группы, закрепленные за ней в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для углубленного обследования детей, динамическо-дифференциальной диагностики, апробирования новых методик обследования и обучения.

       3.6. Специалисты ПМПС посредством профессионально организованных способов, осуществляют консультирование:

- детей и подростков, обратившихся в ПМПС;

- лиц, представляющих интересы детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении (родителей, законных представителей, педагогических, медицинских, социальных работников и проч.);

- специалистов образовательных организаций в части обеспечения постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения.

        3.7. ПМПС осуществляет сотрудничество с родителями (законными представителями) при реализации программы сопровождения ребенка.

 

IV. Структура ПМПС

        4.1. ПМПС является структурным подразделениея Отдела образования Администрации ГОлышмановского муниципального района.

4.2. Штатная численность ПМПС определяется штатным расписанием, утверждается начальником Отдела образования.

4.3. Заведующий ПМПС назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем органа управления образованием из числа высококвалифицированных работников психолого-педагогического профиля. Заведующий ПМПС является председателем ПМПК.

4.4. Сотрудники ПМПС назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя органа управления образования по согласованию с заведующим ПМПС.

4.5. Заведующий ПМПС:

- организует работу и руководит деятельностью ПМПС;

- разрабатывает и вносит на утверждение Положение о ПМПС, должностные регламенты работников службы;;

- определяет оперативные задачи службы;

- вносит предложения по поощрению работников службы, наложению на них взысканий;

- дает работникам службы обязательные для исполнения поручения, контролирует их выполнение;

- имеет право подписи под документами со штампом и печатью ПМПС и несет юридическую и профессиональную ответственность за содержание и порядок предоставления родителям, учреждениям и ведомствам документов на ребенка.

- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ПМПС задач и функций в соответствии с настоящим Положением, отвечает за соблюдение специалистами трудовой дисциплины.

4.6. В отсутствие заведующего ПМПС его обязанности исполняет один из специалистов.

4.7. В ПМПС ведется делопроизводство в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

4.8.  Сотрудники ПМПС входят в состав территориальной ПМПК.

         4.9.  Продолжительность рабочего времени работников ПМПС устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

4.10. Планирование деятельности ПМПС осуществляется в соответствии с ее функциями. Деятельность службы предполагает гибкий подход к вопросам распределения рабочего времени в соответствии с региональными, местными, сезонными особенностями работы.

4.11. Работа ПМПС осуществляется в соответствии с планом  работы, утвержденным  начальником Отдела образования.

4.12. Отдел образования Голышмановского муниципального района  обеспечивает ПМПС необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.

 

 

V. Права и обязанности работников ПМПС

 

5.1. Для ведения деятельности, предусмотренной настоящим Положением, психолого-медико-педагогическая служба имеет право на помещение, технические и транспортные средства, денежные средства, методическое обеспечение и диагностическое оборудование, на затраты по обеспечению диагностико-консультативной деятельности.

5.2. ПМПС может осуществлять свою деятельность (консультативную и диагностическую) как непосредственно в помещении ПМПС, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для осуществления деятельности ПМПС в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, администрация данных организаций обеспечивает ПМПС транспортом.

5.3. В пределах своей компетенции ПМПС оказывает методическую помощь, осуществляет контроль деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,

5.4. Запрашивает и получает в установленном порядке информацию и материалы от учреждений, относящиеся к вопросам деятельности комиссии.

5.5. Специалисты ПМПС имеют право на свободу выбора в использовании методик диагностики и коррекции отклонений в развитии.

5.6. Работники ПМПС имеют право получать необходимую методическую и консультативную помощь в вышестоящих органах управления образования, областной ПМПС, повышать квалификацию, пользоваться Интернетом.

           5.7. Работники ПМПС несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них должностным регламентом.

 

VI. Права и обязанности родителей (законных представителей)

 

6.1. Родители (законные представители) имеют право:

- защищать законные права и интересы детей;

- получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) детей, давать согласие на проведение таких обследований или отказаться от проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований детей;

- присутствовать на коррекционных  занятиях, при обследовании ребенка,  обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

- в случае несогласия родителей (законных представителей) с рекомендациями муниципальной ПМПК - обращаться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию.

6.2. Родители (законные представители) обязаны:

- обеспечить развитие детей, получение детьми образования, соответствующего их возможностям;

- уважать честь, достоинство и профессионализм (компетентность) работников ПМПС;

- выполнять относящиеся к ним требования положения о ПМПС.

 

VII. Финансовое обеспечение деятельности ПМПК

 

7.1. Финансовое обеспечение деятельности ПМПС, в части расходов на оплату труда основного состава специалистов, осуществляется за счет средств областного бюджета, передаваемых органам местного самоуправления на реализацию государственного полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

7.2. Оплата труда работников ПМПС производится в соответствии с Положением об оплате труда в Отделе образования Администрации Голышмановского муниципального района.

7.3. Органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на обеспечение деятельности ПМПС, в том числе в части текущих расходов, приобретения оборудования, инвентаря и др.