Три периода школьной адаптации

Три периода школьной адаптации

(1кл., 5 кл., 10 кл.)

Когда говорят о школьной адаптации, чаще  всего имеют в виду переход из детского сада в школу, но есть в школьной жизни ещё два периода, когда ученик вновь попадает в новую учебную ситуацию: переход из начальной школы в основную и из основной  - в среднюю.

Таким образом, в адаптационный период попадают первоклассники, пятиклассники и десятиклассники.

Снижение успеваемости в 5-х и 10-х классах во многом объясняется  адаптационным периодом, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях: новая система знаний, требований, коммуникации.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен, какие потери и какие приобретения он принесёт. 

Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее длительным, менее психологически и физически затратным.

Это период «вхождения» в новый возраст, в новую систему отношений с взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества.  

Для каждой возрастной группы  есть специфические задачи.

Для первоклассников:

  • вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

Для пятиклассников:

  • адаптацию к "разноголосице" требований;
  • введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
  • выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
  • принятие новой позиции – ученик основной школы.

Для десятиклассников:

  • принятие позиции ученик-старшеклассник;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

У адаптированного ученика  есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение,  успеваемость на уровне предыдущего класса.