Три периода школьной адаптации
(1кл., 5 кл., 10 кл.)
Когда говорят о школьной адаптации, чаще всего имеют в виду переход из детского сада в школу, но есть в школьной жизни ещё два периода, когда ученик вновь попадает в новую учебную ситуацию: переход из начальной школы в основную и из основной - в среднюю.
Таким образом, в адаптационный период попадают первоклассники, пятиклассники и десятиклассники.
Снижение успеваемости в 5-х и 10-х классах во многом объясняется адаптационным периодом, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях: новая система знаний, требований, коммуникации.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен, какие потери и какие приобретения он принесёт.
Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее длительным, менее психологически и физически затратным.
Это период «вхождения» в новый возраст, в новую систему отношений с взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества.
Для каждой возрастной группы есть специфические задачи.
Для первоклассников:
- вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);
- ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Для пятиклассников:
- адаптацию к "разноголосице" требований;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
- выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции – ученик основной школы.
Для десятиклассников:
- принятие позиции ученик-старшеклассник;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
У адаптированного ученика есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение, успеваемость на уровне предыдущего класса.