Эколого - социальный проект "Мы - за чистое село"

ОТДЕЛЕНИЕ МАОУ «МАЛЫШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«ЧЕРЕМШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Эколого-социальный проект

 

«Мы — за чистое село»

 

 

   Автор:  Саздыкова Бижамал, 5 класc

 

 Руководитель проекта:  учитель русского языка и литературы

                                            Емельянченко Татьяна Михайловна

 

д. Черемшанка

2017 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение.

     1.1. Описание проекта.

      1.2. Актуальные вопросы.

2. Этапы проекта:

      2.1. Подготовительный.

      2.2. Организационно – теоретический и практический.

      2.3. Заключительный.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

 

    1. Введение.

Цель:

-Изучить  экологическое состояние окружающей среды  в деревне Черемшанка.

- Учить  детей собирать информацию из научной литературы, сопоставлять факты.

-Приобщать учащихся  к практической, исследовательской работе совместно с учителями школы.

-Помочь увидеть окружающий мир таким, каков он есть, со всеми его противоречиями.

Развивать: умение видеть проблему и находить пути её решения.

Воспитывать:

- потребность в непосредственном участии каждого ребёнка в  деятельности по улучшению экологической обстановки;

- бережное отношение к природе;

-Формировать личность с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 год. Каждый десятый ребёнок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие  генетических изменений. Российский народ приближается к грани вырождения.

А часто ли мы задумываемся над тем, что можем конкретно сделать своими силами для улучшения экологической обстановки  нашего небольшого, но ОЧЕНЬ любимого села?

Такой проблемой мы озадачились с детьми нашей школы, хотим провести ряд интересных исследований, сделать выводы и реализовать проект «Мы – за чистое село!»

 

    1. Описание проекта:

      Тип проекта – творческий, коллективный.

      Исполнители – учащиеся 5 класса,  руководитель проекта – учитель русского языка и литературы. 

      Характер проекта – учебно-исследовательская работа.

       

      Проект "Мы – за чистое село! " направлен на:

      - изучение экологической обстановки села;

      - определение  роли селян в изменении состояния окружающей среды;

      - определение вклада, который могли бы внести учащиеся школы  в решение этой проблемы.

                             “Всё меньше – окружающей природы…

                                   Всё больше окружающей среды”

                                                           Р. Рождественский

      Эти слова становятся горькой правдой. Наше село не исключение. И об этом надо говорить во весь голос! Этот проект - и есть наш громкий клич, который оповестит всех жителей о ключевых проблемах села: об уровне озеленения, о санитарном и эстетическом состоянии личных усадеб граждан поселения и бесхозных построек, о несанкционированных свалках, об охране лесов, полей, рек. Как часто мы наблюдаем картины неправильного отношения человека к родному краю, окружающей нас среде!

       Загрязнена река… А когда-то она была очень чистой, и наши родители с удовольствием купались в ней. К тому же, вода в реках  необходима для срочного тушения возникшего пожара. Сейчас же реки  обмелели, давно не чистятся, да ещё и загрязняются.

         А как часто мы наблюдаем то, что мусор, вывозимый с личных подворий хозяев, выгружается за село в канаву придорожной полосы или на чистое поле, опушку леса!.. Готовят селяне дрова, пилят деревья, рубят сучья, за собой оставляют целые свалки ветвей и щепок. Вновь и вновь страдает природа, ухудшается экологическая обстановка! И подобных примеров, к сожалению, можно привести немало. Сколько же можно наносить ущерб родной природе? Не пора ли  сказать: «Стоп! Кому вредите, люди?!»

       

      Вот одна из фотографий о жизнедеятельности  нашего села!

                                     («Доска позора»)

Грустно смотреть на подобное. В нашей деревне есть несколько дворов, в которых никто не проживает. А кто свалил сюда мусор? Стыдно отвечать, но ответ один: ЧЕЛОВЕК !

Мы, дети и взрослые, понимаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем. Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, уют, красоту и  учиться сажать деревья, цветы. Но как эту проблему довести до понимания всех нас,  детей?

Ведь можно же сделать наше село зелёным и чистым, уютным и красивым?

Важно не просто  теоретически любить окружающий мир и не вредить ему! Важно каждому из нас подключиться к практическому  решению экологической проблемы села! Тогда будет результат!

   Гипотеза Если каждый человек  научится с детства уважать, любить, беречь родной уголок земли, вносить личный вклад в улучшение экологической обстановки, то вся Россия постепенно станет экологически чистой страной. Экологическая проблема будет решена.

1.2. Актуальные  вопросы:

1) Можем ли мы защитить от загрязнения наше село?

2) Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята Черемшанской школы?

3) Как это можно сделать?

2. Этапы проекта:

2.1. Подготовительный этап.

Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта. Согласование  вопросов на уровне местной администрации поселения. Подготовка учебно-материальной базы, требуемой для реализации проекта.

Задания исследовательского характера для  детей:

1.Изучение экологической обстановки села Черемшанка. (Как выяснили ребята, экологическая обстановка с. Черемшанка неблагополучная:  несанкционированные  свалки за селом и на территории поселения; аварийное и антисанитарное состояние бесхозных построек).

2.Роль человека в изменении  состояния окружающей среды.

По изучению данного вопроса мы  пришли к важным выводам:

1.Эгоистическое отношение человека к природе ведёт к гибели села, его вымиранию - человек только берёт от природы, не давая взамен ничего.

2.И наоборот:  активное участие  человека в улучшении экологической обстановки ведёт к хорошему санитарному состоянию территории села, уюту и красоте.

3. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашей школы и их родители?

2.2. Организационно-теоретический и практический этапы.

* Сходы граждан села для обсуждения проблемы совместно с администрацией Голышмановского  сельского поселения;

• Агитационная  работа среди жителей села на добровольные работы по приведению отдельных территорий села в полный порядок (санитарную очистку и озеленение);

* Агитационная работа среди учащихся Черемшанской  школы по оказанию посильной помощи селянам в улучшении экологической обстановки территории поселения;

* Проведение воспитательной работы среди детей и подростков, среди взрослого населения по вопросам:

-как не допустить загрязнения окружающей среды?

-что мы должны знать и какие правила соблюдать при заготовке дров, выпасе скота, вывозе мусора и т.д.

-как правильно озеленять приусадебную территорию, территории учреждений в соответствии с требованиями САНПиНа?

• сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме;

• анализ и обработка полученной информации под руководством учителя.

Что нужно сделать, чтобы село Черемшанка   стало чистым и зелёным?

Эту проблему надо решать сообща  со взрослыми, на уровне местной администрации поселения. Важно собрать сходы жителей и обсудить все вопросы, связанные с санитарной очисткой и озеленением села. Привлечь к решению проблемы местную администрацию и частных предпринимателей, которые могут выделить  инвентарь для  обрубки старых деревьев и скоса травы на бесхозных участках, а также технику для вывоза мусора…

Важно привлечь внимание всей общественности, всех граждан, от мала до велика. Это общее дело! Окружающая среда – наш общий дом.

Вот какой фронт и последовательность работ предлагают ученики нашей школы:

1.Привести в полный порядок всю территорию села. Запретить  несанкционированные свалки  на территории села.  

2. Ежегодно проводить субботники возле каждого учреждения.

3. Каждую весну сажать деревья, кустарники и цветы на закреплённых территориях. Вести уход за цветниками, саженцами.

4. Ежегодно проводить конкурсы “Самая лучшая улица (территория)”, “Самый красивый приусадебный участок”.

Какой вклад могут внести ребята нашей школы, чтобы сохранить село в чистоте?

 1.Активно участвовать в практической помощи местному населению в уборке территории села (в субботниках).

 2.Соблюдать чистоту, бороться за поддержание установленного порядка.

3. Проводить праздники, направленные на пропаганду экологической защиты села (“День птиц”, “День Земли” и др.).

4.Озеленить деревьями заброшенные и пустые территории села.

2.3 Заключительный этап.

Как  преобразится  наше  село?

   Мы  видим,  что  через  год-два  оно  будет  вычищенным  от  ненужных  свалок и старых аварийных построек. На этих местах зацветут пёстрыми цветами клумбы. Здесь же можно организовать зоны культурного отдыха для детей и молодёжи.  А почему бы не разбить парк отдыха, небольшой «сельсад» (сельский  сад), подобный городскому саду? Почему только в городе есть карусели, батуты и другие развлечения для детей? Нам хочется создать всё это здесь, в нашем селе! Разве это не будет радовать нас, детей, молодёжь и взрослых?  Только  это  надо  всё  сохранить, беречь. Но мы считаем, что созданное своими руками бережётся ответственнее, надёжнее.

   Свежая зелень деревьев будет шуметь на ветру с весны до осени, радовать нас своими красками, а самое главное – вырабатывать для нас чистый воздух, который так необходим всем нам.  Природа не останется в долгу перед нами, обязательно отдаст нам всё сполна: подарит нам хорошее здоровье и настроение!

    3 Заключение.

В процессе реализации проекта мы выяснили:

 Человек, загрязняющий территорию села пищевыми отходами, бытовым  мусором и старыми предметами быта, отходами строительных материалов и т.д., наносит значительный ущерб окружающей среде.

 Над состоянием окружающей среды нужно ещё много работать  не только нам, детям, а всем  вместе, иначе говоря «… от мала до велика…».  Взявшись за решение проблемы дружно, взрослые и дети смогут преобразить наше село, сделать его  краше.

 А  Черемшанка заслуживает внимания к себе как старинное, с богатой историей село. О нём собрано много интересного и познавательного материала в нашем школьном музее.

  Если  каждый  из  нас  будет  заинтересован в  наилучшем  состоянии  родного  уголка  и  приложит  все  силы,  чтобы  сделать  его  краше,  то  наша  Земля будет  цвести  садом!

 

4. Список использованной литературы:

 

 

*Вопросы экологии: Википедия

*Материалы из Интернета по вопросам экологии.

*Собственные наблюдения.