Рабочая программа Литература 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МАОУ «Малышенская СОШ»   и ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012».  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты изучения предметной области «Литература»:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и е. интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами е. обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

 

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

 

 

Произведения для заучивания наизусть.

 

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

 

 

Произведения для самостоятельного чтения.

 

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы XIX века.

54

Из русской литературы XX века.

23

Зарубежная литература.

22

ИТОГО:

105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

 

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

 

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Домашнее задание

Дата

Корректировка

 

Введение. (1)

 

1

 

Писатели – создатели, хранители и любители книги

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

знать определение «художественное произведение».

Диагностика уровня литературного развития уащихся

 

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии,  формы  проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты

УМК

1.Прочитать с.3-5, ответить на вопрос 4,5.

 

 

Устное народное творчество (3)

 

2

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.

 

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров.

Письменный ответ на проблемную  тему

 

конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен

УМК, фонохрестоматия

с10, вопр 1-3

 

 

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок

 

Мультимедийный проектор

Сообщения индивид.

 

 

Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с.13-14). Подобрать 5 пословиц на одну из тем (счастье, судьба, терпенье, надежда, семья, дети, язык, речь). Выписать пословицы в тетрадь.

2.Ответить на вопросы 3,5 с.16-17.

 

 

4

Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос

 

1.В чем красота и мудрость русских обрядов

2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости»

 

Стр.18-22, читать

 

 

Из древнерусской литературы (1)

5

Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических  событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости).

 

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации       

знать жанры древнерусской литературы, видеть     нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

развитие представлений о русских летописях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека

 

УМК, фонохрестоматия, Мультимедийный проектор

1.Читать, пересказывать «Сказание о белгородском киселе».

2. Подготовить выразительное чтение сказания.(с25, вопр5)

 

 

Из литературы 18 века. (3)

6

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

формирование ответственного отношения к учению.  

 принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  

уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Вопросы в учебнике с 30, вопр2,3,5

 

 

7

И.А.Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.»

 

 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 знать краткие сведения   о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос 

Толкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен.

Конкурс на лучшее инсценирование басни.

 

 

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Подготовить инсценировку (или чтение по ролям) басен.

 

 

8

«Ларчик», «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока» непонимающего истинного искусства.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

знать краткие сведения   о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос 

викторина на знание басен  и их иллюстраторов

Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?»

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Выучить басню «Ларчик» наизусть

 

 

Из русской литературы 19 века (26+3)

9

Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. «Узник». Выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  расширить знания  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

 

развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении 

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

 

 

10

 «И.И. Пущину» «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить стихотворение «И.И.Пущину».

2Найти стих-е Пушкина, посвященное лицейским друзьям.

 

 

11

«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  расширить знание  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

 

слово учителя, сообщения учащихся;

 

портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина

“Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села.

Мультимедийный проектор

1Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро».

2. Прочитать «Барышню-крестьянку», записать в читательский дневник.

 

 

12.

Вн.чт. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль Антитезы.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

расширить знание  жанров  эпоса, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза»,  о роли пейзажа в повести, работать со словарем литературоведческих терминов

слово учителя, сообщения учащихся;

 

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Прочитать «Выстрел», записать в читательский дневник.

 

 

13.

«Выстрел». Мастерство композиции: три выстрела и три рассказа о них.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

расширить знание  жанров  эпоса, знать элементы композиции рассказа, уметь находить кульминацию работать со словарем литературоведческих терминов

слово учителя, сообщения учащихся;

 

УМК

Подготовить характеристику Сильвио.

 

 

14

О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства .Конфликт Андрея Дубровского и КирилыТроекурова.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  расширить знание  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

 

слово учителя, беседа по тексту.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Прочитать главы 1,2.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138).

 

 

15

Протест   Владимира   Дубровского   против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.   Р.р. Анализ эпизода «Пожар  в Кистиневке»)

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  расширить знание  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

 

письменный ответ на проблемные вопросы:

- В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

-Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности?

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1Прочитать главы 3-6.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138-139).

 

 

16

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  расширить знание  жанров  лирики,  подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

 

различные виды чтения.Составление простого и  цитатного планов.

Рассказ по плану

Сопоставительная характеристика.

Речевая характеристика.

 Дискуссия

УМК, фонохрестоматия

1.Подготовить выразительное чтение  9-11 глав.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.139-140 ).

 

 

17

Классное сочинение (1) по творчеству А.С. Пушкина.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



умение  работать над композицией сочинения-рассуждения, используя цитаты из прочитанного произведения.

 владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведчес-кого анализа.

письменная работа по выбранной теме.Составление простого и  цитатного планов.

Рассказ по плану

Сопоставительная характеристика.

Речевая характеристика.

 

УМК, фонохрестоматия

1.Выполнить 1-е задание на с.138 (первую часть задания выполнить письменно).

2.Прочитать 12 главу.

1.дочитать роман до конца.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.140).

 

 

 

18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски; любовь поэта-изгнанника.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета  с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя)

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Биография Лермонтова (по учебнику), ответить на вопросы 1-3(с.150)

 

 

19-

 «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Утес». Особенности выражения темы одиночества. Обучение Анализу стихотворения.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой, письменно анализировать стихотворение по плану.

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

начальные понятия о поэтической интонации.

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Тучи», «Утёс»,

(с.157, вопр. 1,3,4)

 

 

20

«Три пальмы». Разрушение   красоты  и гармония человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

уметь определять двусложные и трехсложные размеры

знать определение понятия «баллада», находить признаки баллады в изучаемом произведении, роль антитезы в изображении авторского замысла.

начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе

УМК

Выучить наизусть стихотворение  «Три пальмы».

 

 

21

Р.р. Классное сочинение (2) «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

письменная работа

 

 

 

 

 

22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

 

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

уметь находить нужную информацию.

уметь разграничивать понятия «верование», «поверье» и «предание»

чтение вслух, анализ прочитанного с использованием цитат.

Портрет писателя , УМК,

с 190. вопр. 1,2

 

 

23

Портреты героев как средство изображения их характеров.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

портрет в литературе и в живописи.

развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя

развитие представлений о портретной характеристике персонажей, понятие о пейзаже в литературном произведении, создание собственных иллюстраций к рассказу

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Близко к тексту описать портрет мальчиков (по выбору)

2.Пересказатьистории мальчиков.

 

 

24

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

 

развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе.

Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить наизусть одно из стихотворений.

 

 

25

Р.р. Обучение анализу стихотворения. «Листья».

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

 

развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе.

Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Презентация биографии Фета.

 

 

27.

А.А. Фет. Природа как мерило человеческой нравственности

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

лекция, беседа, проблемные задания.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Наизусть стих-е по выбору.

Подготовить ответ на один из вопросов по выученному стих-ю. (с.204,206,208)

 

 

28.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Тютчева и Фета.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

 беседа, проблемные задания.

УМК

К одному из стихотворений Тютчева или Фета подобрать музыкальное сопровождение.

 

 

29

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение “Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда.

 

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

развивать понятие о пейзажной лирике, о звукописи, иметь начальные понятия о строфе, уметь сопоставлять стихотворение с картиной

составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы)

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выразительное чтение стихотворения;

2.Выписать в тетрадь трудные для восприятия слова

 

 

30.

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

умение работать с разными источниками информации, находить ее.

уметь отличать понятия «реальность» и «фантастика», иллюстрировать свои тезисы примерами из текста

Работа с таблицей  по композиции стихотворения, умение отбирать материал по заданной проблеме.

 

с 220, вопр 5,6

 

 

31

Поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

декабристская тема в истории и литературе, кино (к/ф «Звезда пленительного счастья»)

знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение

Цитатный план, Письменное объяснение рефрена «Вырастешь, Саша, поймешь»

 

Подготовиться к контрольной работе.

 

 

32

Контрольная работа по творчеству

Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России,  творческой деятельности эстетического характера

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

знать изученные теоретико-литературные понятия

тестовая проверка знаний по теории литературы

 

 

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Читать вступительную статью учебника (с.224-226). 1 Читать главы сказа «Левша» 1-3.

 

 

33

Н. С. Лесков. Слово о писателе.  “Левша”. Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление викторины на знание текста сказа

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Читать 4-10 гл.;

2. с 268, вопр 1,4

3. с270, вопр2

 

 

34

Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

чтение сказа. Комментарии.

УМК, фонохрестоматия

1.Читать сказ до конца.

2. с 270, вопр 5,6

 

 

35

 Внеклассное чтение.

А. П. Чехов.  Слово о писателе.  Герои рассказов «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.

совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 

 

развитие понятия о комическом и комической ситуации.

Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах А.П.Чехова»

 викторину на знание текста рассказов

владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова; опреде-

лять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор», составлять

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Инсценировать понравившийся эпизод рассказа.

 

 

36

«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

 

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, уметь составлять инсценировку

конкурс на  инсценирование отрывка рассказа; создание собственных иллюстраций к рассказам

УМК, фонохрестоматия

1.Придумать рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное

 

 

37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

знать  характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

уметь выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Стихотворение по выбору наизусть

 

 

Из русской литературы 20 века (17+1)

38

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». Признаки святочного рассказа в произведении Куприна.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

знать, что такое святочный  рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания

 поиск в тексте черт святочного  рассказа и подбор цитатных примеров, особенности святочного  рассказа, составление устного рассказа о герое и его прототипах

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Подготовить пересказ рассказа одного из героев.

Ответить на вопросы стр.15-16

 

 

 

39

А. Грин. Слово о писателе. “Алые паруса”.  Победа романтической мечты над реальностью жизни.

 

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

знать понятие о жанре феерии, составление таблицы «Реальность и фантастика в произведении», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии

 

усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям…».

 

 

40

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. “Неизвестный цветок” Прекрасное вокруг нас.

 

совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе.  

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

 познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества;     воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики платоновской прозы.

 

 

поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

.Сочинение-миниатюра «Чему научил вас рассказ «Неизвестный цветок»?

 

 

41-42

Стихи  поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов, Д.С.Самойлов

совершенствова

ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

 отношения к русской литературе, к культурам других народов.

 

выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы

совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму, 

  настроение, которым проникнуто стихотворение.

 

выявление  художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Выучить стих по выбору наизусть.

 

 

43

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа,  анализировать эпизод

подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

 

 

 

44

Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа,  анализировать эпизод

подбор цитат к теме «Нравственные проблемы рассказа», анализ эпизода «Интересно и весело проведенный день в лесу»

УМК, фонохрестоматия

Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами

 

 

45

В.Г. Распутин «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод

подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Дочитать рассказ;

2.Ответить на вопросы с.121 вопр2-4.

 

 

 

46

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод

подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки»

УМК, фонохрестоматия

 

 

1.Расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с.122 вопр. 2);

 

 

 

47

 Классное сочинение (3).Роль доброты в формировании характера героя.

 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение  строить собственное письменное высказывание по данной теме,

строить  логическое рассуждение, умозаключение.

владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

письменная работа

УМК, фонохрестоматия

 

 

 

48

Н.М.Рубцов. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.  «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

развивать понятие о лирическом герое, выявлять художественно  значимые изобразительно – выразительные средства языка,  определять их художественные функции в произведении

выразительное чтение стихов,  сравнительный анализ актерского чтения с чтением одноклассников,  выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить наизусть “Звезда полей» с 165-166.

 

 

49-50

Внеклассное чтение

В.М. Шукшин. «Срезал». Герои-чудики: правдоискатели, праведники.

 

 «Критики». Образ Странного героя в творчестве Шукшина.

 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

иметь представление об особенностях шукшинских героев-чудиков», выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием

подбор цитат к теме « Особенности шукшинских героев-чудиков»

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Пересказ понравившегося эпизода.

 

 

51-52

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

 

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

 познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества;  совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

развитие понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Вспомнить смешной случай из своей жизни.

2.Подготовить кроссворд по рассказу «13-й подвиг Геракла».

 

 

53

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова

знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин   знать,  Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка  лирики разных поэтов

развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, обучение анализу стихотворения

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выразтельное чтение стихотворений А. Блока, А.Ахматовой

2.Выучить наизусть стихотворение по выбору.

 

 

 

54-55

Из литературы народов России

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…».

 

 воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

 отношения к русской литературе, к культурам других народов.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности.

определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов

подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Выучить наизусть стихотворение по выбору.

 

 

 

 

Подготовить развёрнутый ответна вопрос 1-4  (с.172) или 1-5 (с.175).

 

 

Из зарубежной литературы (11).

56

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». Понятие о мифе.

знание      основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества

отличие мифа от сказки

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции».

2. Нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции.

 

 

57

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

знание      основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества

отличие мифа от сказки

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф»

УМК, фонохрестоматия

Прочитать другие мифы Древней Греции.

 

 

58

Геродот. Слово о писателе-историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

выполнять сопоставительный анализ произведений

поиск цитатных примеров, сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Составить рассказ об Арионе.

 

 

 

59-60

Гомер «Илиада», «Одиссея» как героические эпические поэмы. 

Храбрость, сметливость Одиссея.

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

понятие о героическом эпосе, Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф»

устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге

 

УМК, фонохрестоматия

Дочитать «Илиаду».

Дочитать «Одиссею».

 

Составить простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе.

 

 

 

61

М. де Сервантес «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

понятие о рыцарском романе,  анализ пародийных образов и ситуаций в романе

 

формирование умения анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею,   характеризовать его героев;

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

с 220, вопр. 2,3

 

 

62

Ф.Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе.

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею,   характеризовать его героев, с

понятие о рыцарской балладе. Сопоставление русских переводов баллады Шиллера

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.с 226 вопр 1

 

 

 

63-64

П. Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле.

 

Р.р. Сравнительный анализ прозаического и стихотворного текстов Фальконе и Жуковского.

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

 уметь организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

знать понятие о новелле, уметь анализировать эпизод из новеллы

уметь анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею,   характеризовать его героев, умение давать развернутый письменный ответ на вопросы.

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.с.244 вопр 1,3,4

 

 

65-66

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

 

 

Маленький принц, его друзья и враги.

знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

знать понятие о притче. Анализ эпизода

 

уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) 

  оценивать и анализировать поступки героев 

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

с. 264, вопр 1,3

 

 

67

Повторение, обобщение, итоговый контроль

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви и    уважительного отношения к  литературе, к культурам других народов.

владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам:

– Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

 знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

 

 

 

 

 

 

68

Задание на лето

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

 

 

 

 

Список литературы на лето.