Рабочая программа Информатика 8 класс

I.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного  стандарта( приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)

      Программа   разработана на основе программы Информатика – 8 кл Угринович Н. Д. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

 

 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 

II.Требования к уровню подготовки учащихся ,обучающихся по данной программе.

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • ¾ создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
    • ¾ создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    • ¾ создавать записи в базе данных;
    • ¾ создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

 

 

 

III.Содержание учебного курса.

 

Глава 1. Информация и информационные процессы. 9ч.

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике    

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы     

1.2.3. Кодирование информации  

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации      

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации

Актуальная тематика для региона:

Практические работы:«Логические высказывания о флоре и фауне Тюменской области»; «Моделирование природных явлений юга Тюменской области».

Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).

 

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.11ч.

2.1. Программная обработка данных на компьютере

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с  файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации 

Актуальная тематика длярегиона:   «Использование компьютерной техники на производстве» на примере Антипинского НПЗ (виртуальная экскурсия).

 «Создать различные виды диаграмм сравнения территориальных районов Тюменской области».

 

Глава 3. Коммуникационные технологии.13ч.

3.1. Передача информации

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете    

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

 

Актуальная тематика для региона: Написать резюме на получение желаемой профессии с указанием предполагаемого места работы в регионе. Создание сайта:

- Исторические места Тюменской области

- Известные люди Тюм.обл

- Животный мир (растительный мир)

- Моя малая Родина

- Профессии данного предприятия (на выбор учащегося из списка предложенных)

ОАО «НК Роснефть», Антипинский НПЗ, ООО «Сибгазаппарат», Богандинский кирпичный завод, Племзавод Юбилейный, Молочный комбинат Ялуторовский, Голышмановский ООО УК «Дамате», Нижнетавдинский ЗАО «Сибирская аграрная группа» и т.д.

 

 

 

IV.Тематическое планирование.

 

 

Тема

Кол-во часов

 

Количество практических работ

Количество контрольных

Глава 1.Информация и информационные процессы

9

2

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

5

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

13

8

1

Повторение

1

 

 

Итого

34

15

3

 

 


V.Календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс.

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Актуальная тематика для региона

Элементы содержания

Требование к уровню содержания

Интеграция предметов

Д/з

Дата

по плану

 

фактически

 

 

 

Информация и информационные процессы, 9ч

 

 

1

Информация. Информатика

 

1

 

Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

 

§ 1.1.1

 

Техника безопасности

 

Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

 

2

Информация в живой и в неживой природе

 

1

 

Информационные процессы, свойства информации

Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

 

§ 1.1.2, 1.1.3

 

Правила набора текста

 

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку

 

3

Информационные процессы в технике

 

 

1

Росгосстат.

Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах

География

§ 1.1.4, Стр. 126.

 

Правила набора текста «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

 

 

Применять правила набора текста

 

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

 

1

ООО «Тюменьнеруд»

ОАО «Сибнефтемаш»

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

География Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население

§ 1.2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с фрагментами

 

Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение

Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

 

5

Знаковые системы

 

 

 1

 

 

Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит.

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

 

§ 1.2.2

 

Работа с фрагментами

 

 

Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента

 

6

Кодирование информации

 

 

1

 

Кодирование, длина кода, код

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода

 

§ 1.2.3

 

Работа с фрагментами

 

 

Применять навыки копирование фрагмента при наборе длинных текстов

 

7

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации.

 

 

1

 

Количество информации,

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие.

 

§ 1.3.1

 

 «Перевод единиц измерения количества информации»

 

 

 

 

8

Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

 

Алфавит. Мощность алфавита

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита.

 

§ 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7 (письменно§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10)

 

 

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

 

 

 

 

 

10н

 

 

 

 

10

Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

1

Использование компьютерной техники на производстве» на примере Антипинского НПЗ (виртуальная экскурсия)

Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Антипинский НПЗ

§ 2.1, § 2.2,

 

 

 

11н

 

11

Процессор и системная плата

 

 

1

 

Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъмы.

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

 

§ 2.2.1

§ 3.5.3

13н

 

 

Прайс-лист на процессоры и на системные платы

Определение характеристик процессора по прайс-листу.

 

12

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

 

 

 

 

1

 

Устройства ввода Устройства вывода,, растр, пиксель, разрешающая способность

Понимать назначение устройств ввода, вывода  информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода  информации

 

§ 2.2.2, оформить таблицу

§ 2.2.3, оформить схему

14н

 

Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши».

 

Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения

 

13

Внутренняя память компьютера Долговременная память

 

 

 

1

 

Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

 

§ 2.2.4
§ 2.2.5

Стр. 133

15н

 

 «Форматирование дискеты».

 

 

 

 

14

Файловая система

 

1

 

 

Файл, имя файла, расширение, Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (Одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

 

§ 2.3.2
№ 2.8

16н

 

Поиск файлов

 

Поиск файлов и папок

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов

 

15

Работа с файлами и дисками.

 

 

 

1

 

Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация

 

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска

 

§ 2.3.3,

17н

 

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

 

 

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

 

Стр. 130

16

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

 

 

1

 

Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

 

§ 2.4

Стр. 58-62

 

19н

 

Правовая охрана программ и данных.

 

Понимать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения

Опрос

 

§ 2.8.1, 2.8.2

Стр. 72-75

 

 

17

Графический интерфейс операционных систем и приложений

 

 

1

 

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы

Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

 

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

20н

 

«Установка даты и времени».

 

 

 

 

Стр. 137

 

 

18

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.

 

 

 

 1

 

 

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов

 

§ 2.7

Стр. 69-72

§ 2.8.3

Стр.76-78

21н

 

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

 

 

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации

 

Стр. 140

19

Контрольная работа

 № 2.

«Устройство компьютера».

1

 

 

 

 

§ 2.8.

Стр. 72-78

22н

 

 

 

 

20

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

ОАО «НК Роснефть»

Антипинский НПЗ

ООО «Сибгазаппарат»

Богандинский кирпичный завод

Племзавод Юбилейный

Молочный комбинат Ялуторовский

Голышмановский ООО УК «Дамате»

Нижнетавдинский ЗАО «Сибирская аграрная группа» и т.д

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.

Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие.

Все предметы

§ 3.1.

Стр. 80-81

23н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

 

 

Совместное использование оборудования.

 

§ 3.2

Стр. 81-84

21

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

1

 

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Протокол передачи данных, маршрутизация.

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.

 

§ 3.3

Стр. 84-94

24н

 

 «Подключение к Интернету».

 «География» Интернета».

 

 

 

 

Стр. 144

Стр. 149

22

Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине».

«Работа с электронной Web-почтой».

1

 

Адрес электронной почты

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Биология Многообразие Птиц

§ 3.4

Стр. 94-100

Стр. 151

Стр. 155

25н

 

23

Файловые архивы.

 

 

1

 

Файловые архивы.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

 

§ 3.4

Стр. 100-102

27н

 

«Загрузка файлов из Интернета».

 

 

 

 

Стр. 158

24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

 

 

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

 

§ 3.4

Стр. 102-106

28н

 

25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

 

 

1

 

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин.

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет.

 

§ 3.5

Стр. 107–110

29н

 

«Поиск информации в Интернете».

 

 

 

 

Стр. 161

26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

 

Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка

Понимать назначение технологии WWW  и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет

 

§ 3.7

Стр. 113 -117

30н

 

27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

 

Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес.

Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок.

 

 

§ 3.7.4, 3.7.5

Стр. 117-119

31н

 

 

28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

 

Бегущая строка

Использование интерактивных форм на Web-страницах.

 

§ 3.7.6, 3.7.7

Стр. 119-123

33н

 

29-30

«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

2

 

 

Разработка собственного сайта

 

Стр. 165

34-35н

 

31

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

 

1

 

 

 

 

 

36н

 

 32-34

Повторение

3

 

 

 

 

 

37-39н