«100 лучших фильмов для школьников»

Скачать «100 лучших фильмов для школьников»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию в образовательной деятельности
перечня «100 лучших фильмов для школьников»
Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных
организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического
обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приёмов работы
по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон № 273-Ф3). Эти положения в полной мере относятся
к использованию такой формы организации образовательной деятельности, как
киноурок, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных
программ (статья 15 Федерального закона № 273-Ф3).
Перечень «100 лучших фильмов для школьников» (далее - перечень
«100 фильмов») создан по инициативе Союза кинематографистов России при
поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства культуры Российской Федерации с целью его использования в
образовательной деятельности (Приложение).
Министерством культуры Российской Федерации получены права на показ
фильмов, включённых в перечень «100 фильмов», в общеобразовательных
организациях Российской Федерации, а также на их размещение в свободном
бесплатном доступе на портале «Культурное наследие России» www.культура.рф.
При использовании в образовательной деятельности лучших отечественных
кинофильмов важно побудить школьников к пониманию и самостоятельной оценке
окружающего мира, что должно способствовать не только развитию образного
восприятия, но и формированию навыков аналитической работы, критического
мышления и соотнесения получаемой художественной информации с научно
обоснованным знанием.
ФГОС общего образования предоставляет возможность использования в
образовательной деятельности перечня «100 фильмов»:
в рамках изучения учебных предметов (прежде всего литературы, истории,
обществознания);
через факультативные и элективные учебные предметы (в том числе такие, как
«Экранизация русской классики», «Шедевры отечественного кинематографа»,
«Вечные темы в киноискусстве» и др.), в том числе психологической, социальной,
этической тематики;
во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки
с просмотром и обсуждением кинофильмов, в том числе на базе школьных
библиотек; киноклубы; кружки любителей кино; проектно-исследовательская
деятельность (в том числе в области киноискусства и смежных с ним видов
искусства);
в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через
такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формы организации внеурочной деятельности с использованием проекта
«100 фильмов» также определяются образовательными организациями
самостоятельно, с учётом специфики основной образовательной программы школы,
её кадровых, технических и иных возможностей.
В примерных основных образовательных программах начального общего
и основного общего образования, включённых в реестр примерных основных
образовательных программ (www.fgosreestr.ru), представлены некоторые
из возможностей использования киноуроков в образовательной деятельности.
На уровне начального общего образования - как форма реализации:
гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими
страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры
гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями
гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным
творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта
народов России; содержанием и значением государственных праздников);
нравственного и духовного воспитания (знакомство с основными правилами
поведения в школе, общественных местах; приобретение первоначального опыта
нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной
организации);
культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных
представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур
народов России освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе
родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через
художественные образы);
освоение навыков видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей,
развитие умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее,
созидательное и разрушительное (через участие в беседах о художественных
фильмах);
экологического воспитания (усвоение элементарных представлений об
экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей
среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России,
других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном
взаимодействии человека с природой (в том числе в ходе просмотра учебных
фильмов).
На уровне основного общего образования - при изучении учебных предметов:
«Изобразительное искусство», ориентированного в том числе на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у
учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях
русской художественной культуры через практическую художественно-творческую
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
по изобразительному искусству включает в себя основы разных видов визуальнопространственных
искусств, в том числе киноискусства (изобразительная природа
экранных искусств; специфика киноизображения: кадр и монтаж; кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук);
документальный, игровой и анимационный фильмы; коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссёр, оператор, художник, актёр); мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский,
Н.С. Михалков); телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др.).
«История» (изучение истории культуры, в том числе достижения российской
культуры Средневековья, Нового времени и XX века, включая великие
произведения кино).
Использование видеоматериалов в процессе воспитания и социализации детей
и подростков также имеет ряд преимуществ.
Кино в настоящее время обладает высоким мотивационным потенциалом и
высокой положительной валентностью для школьников, в том числе для тех из них,
кто испытывает сложности в концентрации внимания и усвоении учебного
материала на слух. Видеоряд, как правило, длительно удерживает непроизвольное
внимание ученика, вовлекая его в предлагаемую тематику. Поскольку
использование видеоматериалов в воспитательных и педагогических целях является
одним из способов воздействия на высшие психические функции и личность
ребенка, кино открывает новые возможности для формирования активного
личностного отношения учащегося к предлагаемой тематике, рефлексии и росту
самосознания.
Кино, видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные
средства воспитательной работы, исходя из следующих критериев (принципов),
характеризующих подобную форму работы:
Наглядность (данный психологический принцип применительно к киноуроку
особенно эффективен, поскольку обеспечивает длительное непроизвольное
внимание даже слабомотивированных к учению учащихся, пробуждая их интерес к
3
происходящему на экране и готовность включиться в обсуждение увиденного;
видеоряд воздействует на зоны мозга, которые при классических методах обучения
обычно не задействуются).
Психологическая безопасность (принцип, при котором всё происходящее
с киногероями, благодаря механизмам идентификации, проецируется учащимися на
себя, вследствие чего происходит социальное научение и рефлексия сходств и
различий себя и героя; киноматериал позволяет детям и подросткам определить
собственные мировоззренческие позиции в важных жизненных вопросах).
Идентификация (эмоциональное проживание, «соединение» с героями
кинофильмов, обеспечивающее уникальную возможность осознать свои
особенности и приобрести бесценный личностный опыт, что само по себе создает
условия для личностного роста и самораскрытия учеников, а также улучшает
психологический климат в классе).
Проблемностъ (совместное обсуждение и рефлексия киносюжетов,
построенных вокруг универсальных общечеловеческих смыслов (любовь,
одиночество, мечта, приключения, борьба добра и зла и др.) развивает личностномотивационную
и ценностно-смысловую сферу учащихся).
Работа на уроке с киноматериалом является также эффективным средством
воспитания социально значимых качеств и развития личности и мотивации
учащихся.
В процессе приобщения к образцам отечественного киноискусства школьники
научатся личностно воспринимать, анализировать, интерпретировать идейнохудожественное
содержание и других художественных фильмов, что в целом
повысит у учащихся степень избирательности при выборе кинопродукции и будет
способствовать воспитанию квалифицированного зрителя.
4
Перечень «100 лучших фильмов для школьников» с учётом возрастных групп и направлений реализации программы воспитания
и социализации учащихся в соответствии с ФГОС общего образования
возрастные
группы
направления реализации программы воспитания и социализации учащихся
духовно-нравственное развитие, гражданско-
патриотическое, эстетическое воспитание
социализация и профессиональная ориентация,
трудовое, интеллектуальное воспитание
формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни

1-4 классы

Адмирал Нахимов-В. Пудовкин, 1946
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Александр Невский-С. Эйзенштейн, 1938
Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959
Белеет парус одинокий - В. Легошин, 1937
Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969
Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968
Броненосец «Потемкин» - С. Эйзенштейн, 1925
В бой идут одни «старики» - Л. Быков, 1973
Веселые ребята-Г. Александров, 1934
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Добро пожаловать, или Посторонним вход
воспрещен - Э. Климов, 1964
Ёжик в тумане - Ю. Норштейн, 1975
Звезда-А. Иванов, 1949
Золушка-Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
Иваново детство - А. Тарковский, 1962
Илья Муромец-А. Птушко, 1956
Королевство кривых зеркал - А. Роу, 1963
Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923
Марья-искусница - А. Роу, 1959
Морозко-А. Роу, 1964
Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966
Новый Гулливер - А. Птушко, 1935
Подвиг разведчика - Б. Барнет, 1947
Семеро смелых-С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934
Чук и Гек - И. Лукинский, 1953
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Добро пожаловать, или Посторонним вход
воспрещен-Э. Климов, 1964
Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
Семеро смелых-С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Ёжик в тумане - Ю. Норштейн, 1975
Илья Муромец-А. Птушко, 1956
Марья-искусница - А. Роу, 1959
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
100 фильмов для школьников-08


5-9 классы

А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972 (8-9 кл)
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946
Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938
Баллада о солдате — Г. Чухрай, 1959
Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969
Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970 (8-9 кл)
Берегись автомобиля - Э. Рязанов, 1966
Бриллиантовая рука - JI. Гайдай, 1968
Броненосец «Потемкин» - С. Эйзенштейн, 1925
В бой идут одни «старики» - J1. Быков, 1973
Веселые р еб я т а -Г . Александров, 1934
Война и мир - С. Бондарчук, 1965-1967 (8-9 кл)
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Восхождение - JI. Шепитько, 1976 (8-9 кл)
Гамлет - Г. Козинцев, 1964 (8-9 кл)
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Живые и мертвые - А. Столпер, 1963 (7-9 кл)
Звезда - А. Иванов, 1949 (5-7 кл)
Земля - А. Довженко, 1930
Иван Грозный (1-2 серии) - С. Эйзенштейн,
1944-1946 (8-9 кл)
Иваново детство - А. Тарковский, 1962 (5-7 кл)
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923
Крылья - J1. Шепитько, 1966 (8-9кл)
Летят журавли - М. Калатозов, 1957 (8-9 кл)
Мать - В. Пудовкин, 1926 (8-9)
Машенька - Ю. Райзман, 1942 (5-9 кл)
Дядя В ан я -А . Кончаловский, 1977 (8-9)
Молодая гвардия - С. Герасимов, 1948
Монолог - И. Авербах, 1972 (8-9 кл)
Начало - Г. Панфилов, 1970 (8-9 кл)
Не горюй! - Г. Данелия, 1969 (8-9 кл)
Необычайные приключения мистера Веста в
стране большевиков - JI. Кулешов, 1924__________
А элита-Я. Протазанов, 1924
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий,
1968
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Крылья - JT. Шепитько, 1966 (8-9кл)
Монолог - И. Авербах, 1972 (8-9 кл)
Начало - Г. Панфилов, 1970 (8-9 кл)
Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8-9 кл)
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Подранки - Н. Губенко, 1976
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5-7 кл)
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
Сто дней после детства - С. Соловьев, 1975
Щит и м е ч -В . Басов, 1968
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963
(8-9 кл)
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта,
1961 (5-7 кл)
Человек с киноаппаратом - Д. Вертов, 1929
Девять дней одного года -
М. Ромм, 1961
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980
(8-9 кл)
Пацаны-Д. Асанова, 1983 (8-9 кл)
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Подранки - Н. Губенко, 1976
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931
(5-7 кл)
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов,
1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
100 фильмов для школьников-08
Неоконченная пьеса для механического
пианино - Н. Михалков, 1976 (8-9 кл)
Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966
Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966
Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966
Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975
(8-9 кл)
Освобождение - Ю. Озеров, 1972
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8-9 кл)
Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8-9 кл)
Пётр Первый - В. Петров, 1937
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Пиковая д ам а -Я . Протазанов, 1916 (8-9 кл)
Плохой хороший человек - И. Хейфиц, 1973
(8-9 кл)
Подранки - Н. Губенко, 1976
Проверка на дорогах - А. Герман, 1972 (8-9 кл)
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5-7 кл)
Радуга- М. Донской, 1943
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Стенька Разин (Понизовая вольница) -
В. Ромашков, 1908 (8-9 кл.)
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
Судьба человека - С. Бондарчук, 1959
Тихий Дон - С. Герасимов, 1957-1958 (8-9 кл)
Холодное лето пятьдесят третьего -
А. Прошкин, 1987 (8-9 кл)
Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934
Чучело - Р. Быков, 1983
Щит и меч - В. Басов, 1968
Юность Максима - Г. Козинцев, J1. Трауберг,
1934 (5-7 кл)
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8-9 кл)
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта,
1961 (5-7 кл)
100 фильмов для школьников-08


10-11 классы


А если это любовь? - Ю. Райзман, 1961
А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972
Бег-А.Алов, В.Наумов, 1970
Белорусский вокзал-А. Смирнов, 1970
Бесприданница - Я. Протазанов, 1936
В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968
Война и мир - С. Бондарчук, 1965-1967
Восхождение - J1. Шепитько, 1976
Г ам л ет -Г . Козинцев, 1964
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С.Ростоцкий, 1968
Живые и мертвые - А. Столпер, 1963
Застава Ильича (Мне двадцать лет) -
М. Хуциев, 1964
Иван Грозный (1-2 серии) - С. Эйзенштейн,
Иди и смотри - Э. Климов, 1985
История Аси Клячиной, которая любила, да не
вышла замуж - А. Кончаловский, 1967
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Курьер-К. Шахназаров, 1986
Летят журавли —М. Калатозов, 1957
Маленькая Вера - В. Пичул, 1987
Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977
Дама с собачкой - И. Хейфиц, 1960
Дворянское гнездо - А. Кончаловский, 1969
Месть кинематографического оператора -
В. Старевич, 1913
М еч та-М . Ромм, 1941
Монолог - И. Авербах, 1972
Несколько дней из жизни И.И. Обломова -
Н. Михалков, 1979
Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966
Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980
Пацаны-Д. Асанова, 1983
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972___________
Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966
В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Пацаны - Д. Асанова, 1983
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
Маленькая Вера - В. Пичул, 1987
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
Месть кинематографического
оператора-В. Старевич, 1913
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
100 фильмов для школьников-08
Покаяние —Т. Абуладзе, 1984
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Тихий Дон - С. Герасимов, 1957-1958
Утомленные солнцем - Н. Михалков, 1994
Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин,
1987
Школьный вальс - П. Любимов, 1978
Щит и меч - В. Басов, 1968
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963
Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966
Собачье сердце - В. Бортко. 1988
100 фильмов для школьников-08