План работы школьного музея. Пояснительная записка.
Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета истории . Наряду с уроками - основной формой педагогического процесса важное значение имеет и внеклассная работа. Одной из форм внеклассной работы является историко-краеведческий кружок, созданный при музее. Кружок есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Он является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроке. Он дает возможность организовать работу по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Работу провожу в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской работы) и практическом (экскурсии, практикумы в музее, библиотеке). Задача учителя осуществлять научное методическое руководство: давать консультации, рекомендовать источники, систематизировать, оценивать и обобщать собранные материалы. Особое внимание уделяю выбору тематики, определению источников и планированию. На определенном этапе начинаем переходить к элементам исследовательской работы. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности. Одним из методов работы историко-краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выберет тему и самостоятельно будет работать над ней. В конечном итоге каждый из учащихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы. По мере работы, буду стараться постепенно развивать интересы учащихся к занятиям в кружке, пытаться разнообразить методы и приемы работы, сочетаем теоретические и практические занятия.
Цель работы школьного музея.
Задачи школьного музея.
Изучение прошлого и настоящего села Голышманово, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. Активизация поисковой деятельности учащихся. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения. Пополнение фондов музея, школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Механизм реализации плана работы:
пешие экскурсии по селу; экскурсии в музей, внеклассных мероприятий и т.п.; сбор материалов; создание презентаций; оформление собранных материалов; создание и оформление музейного уголка в школе; участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- вести архивную работу;
- работать с техническими средствами;
Календарно-тематическое планирование занятий
№ |
Дата |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
|
Введение. Краеведение- наука о родном крае. |
2 |
Цели и задачи кружка. |
2 |
|
Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности. |
10 |
Паспортизация экспонатов, занесение в книгу учета. |
3 |
|
Основы музееведения |
2 |
Беседа |
4 |
|
Как правильно подготовить и провести экскурсию. |
4 |
Беседа |
5 |
|
Репетиция экскурсий по музейному уголку. |
4 |
Отработка текста 4 экскурсий |
6 |
|
Разработка краеведческой викторины в рамках школьной военно-патриотической игры «Зарница». |
2 |
|
7 |
|
Проведение экскурсии «Пол Европы прошагали» в рамках школьной военно-патриотической игры «Зарница». |
4 |
5-11 кл. |
8 |
|
Проведение экскурсии «Оружие Победы» в рамках школьной военно-патриотической игры «Зарница». |
2 |
1-4 кл. |
9 |
|
Подготовка к районной краеведческой игре «Наследники» |
8 |
|
10 |
|
Подготовка к районной олимпиаде по школьному краеведению «Голышмановская земля». |
8 |
|
11 |
|
Подготовка к муниципальному конкурсу «Лучший туристический маршрут». |
8 |
|
12 |
|
Экскурсия «По дорогам памяти» приуроченная к празднованию Дня Победы. |
4 |
5-11 кл. |
13 |
|
Подготовка к акции «Бессмертный полк», «Бессмертный тыл». |
4 |
|
14 |
|
Пополнение экспонатами фондов музея. |
7 |
Паспортизация экспонатов, занесение в книгу учета. |
15 |
|
Встречи с интересными людьми. (Труженики тыла). |
4 |
|