Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ

Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ (часть В)

Дидактические материалы

 

 

 

 

Текст 1.

 

1) Я прилетела сюда под вечер, когда меня уже не ждали. 2) Шла с аэродрома тихими захолустными улицами, овеянными луговым ветром.

3) Когда-то я была в Чистополе — во время агитоблета в 1924 году. 4) Думала ли я, что побываю здесь снова? 5) И что в здешней земле будет похоронен ребенок моего ребенка? 6) Привез меня сюда почтовый самолетик. 7) Пилот была жен­щина. 8) Механик, отправлявший машину,  - тоже женщина.

9) На «У-2» чувствуешь себя как на этажерке. 10) Кругом воздух, ветер, пустота. 11) Никакой устойчивости. 12) Воздушная дорога была вся в ямах и рытвинах. 13) Громадное солнце шло к закату. 14) Мы ле­тели над Камой, аромат лугов подымался даже сюда, в высоту.

15) Начальник Чистопольского аэродрома, тоже женщина, стоя по пояс в траве, взяла наш «У-2» за крыло, как журавля, и оста­новила его.

16) …На моем вечере народу было множество: пришли все наши чистопольцы. 17) Точнее, москвичи, собранные здесь войной. 18) В пре­зидиуме: Исаковский, Пастернак, Сельвинский, Асеев. 19) Необычно все это было.

20) Я очень волновалась, но не так, как всегда, а иным, более глубоким, более... как бы это сказать... ответственным волнением. 21) В каком-то смысле я выступала здесь от имени Ленинграда. 22) Все ждали от меня именно этого.

23) Проходы между стульями, подоконники – все было полно. 24) Двери были раскрыты настежь: там тоже стояли.

25) Осыпанная звездами, сухая, жаркая (не такая, как в Ленин­граде) ночь глядела в незатемненные окна.

26) Я говорила и читала хорошо, хотя читать мне было трудно, особенно третью главу поэмы, где говорится о смерти ребенка.

27) Я остановилась, помолчала минуту. 28) И в жаркой тишине услы­шала взволнованное, нервное дыхание десятков людей.

29) Я старалась... мне хотелось через все это пространство, через пол-России, протянуть сюда, придвинуть вплотную к этому тихо­му прикамскому городку гранитную громаду Ленинграда, смутно освещенную сейчас уже догорающими белыми ночами.

30) Я рассказывала о ленинградских людях, о женщинах, о фрон­товиках, о детях... о мальчике, который, плача, гасил песком зажигательную бомбу. 31) Он боялся, ему было только девять лет. 32) Но, плача, он все же гасил ее.

33) Когда я окончила, все бросились ко мне, обступили меня, по­жимали руки. 34) Все это было мне за Ленинград.

В. Инбер  Страницы из «Ленинградского дневника»

 

А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1)   М. Алигер впервые побывала в Чистополь в 1941 г.

2)   Выступление В. Инбер не вызвало особого интереса у слушателей.

3)   В жаркой тишине зала было слышно взволнованное, нервное дыхание десятков людей.

4)   Осыпанная звездами, сухая, жаркая ночь напоминала о Ленинграде.

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 1-5?

1) описание                      3) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение               4) повествование

А30. В каком значении употреблено слово ТРУДНО в предложении 26?

1) тяжело                          3) мучительно

2) затруднительно          4) обременительно

 В1. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 15 выпишите все союзы.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СОБРАННЫЕ ЗДЕСЬ (предложение 17).

В4. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 9-14 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 15-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 30-34 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 «Использование выразительных средств, в том числе ____ (предложения 9, 15) и ____  (предложения 4, 5), делает повествование эмоциональным. Всего одной  ___ («гранитную громаду Ленинграда», предложение 29) автору удается создать запоминающийся образ Ленинграда. Такое синтаксическое средство как _____ ( предложения 20, 23, 25, 27, 28) помогает воссоздать достоверную картину встречи с чистопольцами».

 

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм                                   

2) риторический вопрос                         

3) метафора                                                                 

4) сравнение                                                              

5) эпитет

6) вводные слова

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) лексический повтор 

 

Текст 2.

 

1) Улица их Комсомольская, дом номер сто четыре.

2) Как выйдете на лужок, так по тропке к Каме не спускайтесь. 3) Сверните немного в сторону, в проулок. 4) Если собачка залает, рыженький песик (дети Рыжиком прозвали), тогда стукните цепкой. 5) Анфиса Никитишна мигом выйдет.

6) Сараюшка для дров налево, прямо – хлев для коровушек, в дом же, в сенцы, - направо.

7) Из сеней – прямо в кухоньку, из кухни – в горницу. 8) Занавески на окнах тюлевые, на тумбе герань, красавица роза, граммофончики тоже. 9) Шикарнейший цвет – граммофончики, алым и желтым цветут. 10) За горницей – спальня Анфисы Никитишны, кровать нарядная с шишечками, пять подушек, конечно, - внизу побольше, вверху поменьше – все, как у людей полагается…

11) Зима в этом году нелегкая выдалась – воробьи на лету замерзали. 12) Снег не скрипит под ногами – звенит. 13) И дома, и пароходы в затоне, вроде все хрупкое стало, дотронься – рассыпятся. 14) Вечерами луна поднимается красная, в дымке висит. 15) Дрова, чисто стеклянные, под топором разлетаются. 16) Как в эда­кой стуже на фронте? 17) Как там сынам-соколам, голубчикам?

18) Ты тут на печке сидишь с внучатами, старик самовар поста­вит, а Сашенька с Лешенькой, может, в лесу пробираются? 19) Мо­жет, по полю бегут? 20) Немца проклятого гонят. 21) Потому что в эда­ком холоде, в этой страшеннейшей стуже, слава богу, погнали мы немца.

22) Сидишь на печи, рукавички в мыслях сынам надеваешь, ту­лупчик на них застегиваешь, а самой тебе на сердце так зябко станет, что не удержишься, кликнешь Петра Кузьмича.

23) – Живем мы, старик, с тобой никудышные. 24) Ничем мы Са­шеньке с Лешей помочь не можем!

25) И старик тоже задумывается, невесело и ему.

26) …Потом весна пришла.

27) Весна в Прикамье у нас […] – нет того, чтобы сразу: нате, любуйтесь.

28) Сперва потихонечку ветром повеет: чуйте, люди, земля просы­пается! 29) Сосулькой большущей повиснет, небом высоким вдруг развернется. 30) Или, словно пастушка гусей, облака погонит. 31) А там и ручьи побегут, сначала под снегом, конечно. 32) Ледяная кромка вокруг, чисто кружево тонкое.

33) – И у нас, маманя, весна! 34) И у нас, маманя, весна! — бегут ручьи, голосами детячьими кличут, Сашиным, Лешиным.

35) –  И у нас, маманя, грачи! 36) И у нас почка-листок развер­нется!..

37) Лешенька! 38) Саша!.. 39) Полетела бы я тем грачонком, зашумела бы той водой весенней, чтобы вы знали, мои сыночки, как я по вас тоскую, помочь вам желаю!

Л. Сайфуллина

 

А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 27?

1) дружная           2) хитрая          3) ранняя          4) поздняя

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 6-10?

1) описание                       3) повествование с элементами описания

2) рассуждение                4) повествование

А30. В каком предложении не использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

1) 2           2) 6          3) 3          4) 7  

 В1.  Из предложений 30-31 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В2. Из предложений 7-10 выпишите прилагательное в превосходной степени.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПЯТЬ ПОДУШЕК (предложение 10).

В4. Среди предложений 22-28 найдите сложное(-ые), в состав которого(-ых) входит односоставное безличное предложение. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В5. Среди предложений 14-18 найдите предложение с одиночным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказ не оставляет равнодушным, потому что посвящен матери – самому главному и дорогому человеку в жизни каждого из нас. Благодаря мастерскому использованию таких выразительных средств, как ____ (предложения 16-19), ____ («цепкой», «сперва», «маманя», «детячьми, «кличут»), включению в повествование _____ (предложения 23-24),  автору удалось создать запоминающийся образ матери, передать глубину ее тревоги за сыновей-солдат. Необычные  ____ (предложения 15, 30, 32) делают картины родной природы зримыми, узнаваемыми».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм                                    

2) риторический вопрос                        

3) метафора                                                                 

4) сравнение                                                              

5) эпитет

6) прямая речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) разговорная и просторечная лексика 

 

Текст 3.

 

1) …И снова утро, знакомые шаги за окном. 2) Заботливая ру­ка ставит на подоконник кувшин с молоком. 3) Я слышу голос Зуль­фии, она зовет маму, заглядывает в окно. 4) И я впервые вижу Зульфию. 5) Смуглое с глубокими морщинами лицо, черные, с живым блеском глаза. 6) Эти глаза оглядывают комнату и вдруг оста­навливаются на моей кровати, на мне. 7) Зульфия хмурится и при­стально смотрит на меня.

8) Мама уже нашла деньги и подходит к окну, чтобы дать их Зульфии. 9) Но Зульфия указывает на меня:

10) – Это кто?

11) – Дочь.

12) – Больная?

13) – Да, очень больная.

14) Зульфия минуту молчит, затем спрашивает:

15) – Откуда ты?

16) – С Украины.

17) – Там война? 18) Фашист дом забрал, да?

19) –  Да, да... фашисты там все забрали, нашу советскую землю хотят забрать...

20) Зульфия задумывается. 21) Ее черные глаза снова останавли­ваются на мне.

22) – Не надо деньги,— говорит она и отходит от окна.

23) – Зульфия, Зульфия! — зовет мама. 24) Но Зульфия исчезает так быстро, что я даже не слышу шарканья ее туфель.

25) А на следующий день кувшин появляется на своем обычном месте, рядом с ним еще три большие, коричневые картофелины и два ярко-зеленых, пахнущих свежестью огорода огурца…

26) Идут дни... 27) Над Камой воют бураны. 28) Вечерами в печурке пы­лает огонь. 29) Днем мы не позволяем себе такой роскоши. 30) Я осво­бождаюсь от своих тридцати трех одежек и вижу две седые голо­вы. 31) Они склонились над маленьким смятым листочком – это наскоро написанный, словно опаленный дыханием войны, листок – письмо от сына Зульфии. 32) Мама читает, а Зульфия не сводит глаз с ее губ, словно хочет впитать в себя каждое слово.

33) Сын Зульфии сражается где-то там, за тысячи километров от маленького, заснеженного прикамского городка. 34) Может быть, он на обагренных кровью полях Украины, может быть, Белорус­сии, а может быть, под славной столицей – Москвой. 35) Мы не знаем, где он, но мы знаем – он солдат Советской Армии, защи­щает Родину, мир и счастье всех нас.

36) Вот мама закончила чтение. 37) Две старые женщины, две матери тихо беседуют о чем-то. 38) Вязальные спицы поблескивают в их руках. 39) Завтра еще одна посылка с теплыми варежками отправит­ся на фронт.

40) Я протягиваю руку и беру перо. 41) Еще болит голова, еще болит серд­це, но я пишу, и эти строки кажутся мне чудом!

42) Я пишу о женщинах, что сидят там, у печурки. 43) Одна с цвету­щих берегов Днепра, другая с Камы. 44) Я пишу о тепле материн­ских сердец, дружбе советских людей в тяжелые военные годы.

45) …Эти листки уже пожелтели от времени, уже навсегда ушла от меня моя дорогая мама. 46) Нет уже Зульфии – где-то на камском берегу зеленеет весной ее могила. 47) Но когда я прикасаюсь к этим пожелтевшим страницам дневника, мне кажется, что я чувствую тепло материнских сердец, которые согревали нас в годы суровых испытаний.

М. Сенгалевич.  Из дневника военных лет

 

А28. В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 25               2) 32            3) 35           4) 47

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 1-8?

1) описание                       

2) рассуждение с элементами описания

3) повествование с элементами описания

4) повествование

А30. В каком предложении использован фразеологический оборот?

1) 29         2) 30         3) 32         4) 35

 В1.  Укажите способ образования слова ПОСЫЛКА (предложение 39).

В2. Из предложения 25 выпишите действительное(-ые) причастие(-я).

В3. Из предложений 36-38 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 42-47 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 33-37 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 36-44 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Дневниковый характер записи и повествование от первого лица делают рассказ особенно проникновенным. Способствует этому и использование изобразительных средств: ____ («опаленный дыханием войны листок», «тепло материнских сердец»), ____ (предложения 26-28), а также включение в повествование ____ (предложения 9-23). Для большей выразительности автор использует такое лексическое средство, как ____ (предложение 41)».

 

Список терминов:

1) лексический повтор                                   

2) риторический вопрос                        

3) метафора                                                                 

4) сравнение                                                              

5) эпитет

6) прямая речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) диалог

 

 

Текст 4.

 

1) Как все это далеко и рядом, немыслимо и просто, почти обы­денно — длинный зеленый состав на сырой, смутной платформе, жесткий вагон, и словно в странном тяжелом сне, который все никак не кончается, мы все почему-то должны уезжать куда-то из своего дома, из своего города... 2) Куда? 3) Зачем? 4) Почему? 5) Пото­му что немцы наступают на Москву... 6) Немцы наступают на Москву! 7) И все это происходит на самом деле. 8) И, как во сне, страшно и внезапно возникают вдруг знакомые лица: Александр Фадеев в легком кургузом плаще не по холодной погоде прово­жает старую мать, и Пастернак, и Маршак, и Шкловский, и трое художников Кукрыниксов, и артисты театра Вахтангова, и Лев Квитко, и Давид Бергельсон, и многие, многие другие. 9) И Анна Ахматова.

10) В том памятном эшелоне, в том жестком вагоне Ахматова и Пастернак ехали в одном отделении... 

11) В Казани мы переехали с вокзала на пристань, погрузи­лись на пароход, и тут-то мы с Анной Андреевной очутились в од­ной каюте

12) И вот мы остались вдвоем, и, устроившись на ночь, по­гасили огонь. 13) Не помню, сколько мы пролежали, чувствуя, одна­ко, что обе не спим. 14) И вдруг Ахматова заговорила. 15) Совсем по-другому, чем говорила она при свете дня и при людях. 16) Совсем другим голосом, другим тоном. 17) И совсем о другом. 18) И словно бы не начав внезапно, а продолжая давно начатый разговор.

19) – Такая огромная страна... 20) Такая огромная война... 21) Челове­чество еще не знало войны такого великого смысла, такого всеоб­щего смысла. 22) Она перевернет мир, эта война, переделает всю на­шу жизнь... 23) Да, да, и нашу жизнь – я именно это и хотела ска­зать. 24) Смотрите, как она срывает все покровы, стирает все комуфляжи, обнаруживает все безобразие, чтобы люди их увидели, поняли, возненавидели, уничтожили... 25) Такая война! 26) И как она трезво и точно определяет, что к чему и кто есть кто... 27) Нет, нет, поверьте мне, это самая великая война в истории человечества.

28) И уверяю вас, никогда еще не было такой войны, в которой бы с первого выстрела был бы ясен ее смысл, ее единственно мысли­мый исход. 29) Единственно допустимый исход, чего бы нам ни стои­ло. 30) Мы выиграем войну для того, чтобы люди жили в преобра­женном мире. 31) Все страшное и гнусное в нем будет смыто кровью наших близких...

32) Она говорила со временем, с историей, с будущим... 33) В ту ночь мы и познакомились по-настоящему.

34) С той ночи я понимаю, сколь горячо и кровно жила она всем, чем жили мы все, ничем не защищенная от жизни, ничем не от­гороженная от страданий людей...

М. Алигер

 

А28. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль А. Ахматовой о войне и ее последствиях?

1) 22           2) 26            3) 27          4) 30

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 19-27?

1) рассуждение

2) описание с элементами рассуждения

3) повествование с элементами рассуждения

4) повествование

А30. В каком предложении использованы антонимы?

1) 11         2) 10         3) 8         4) 1

 В1. Из предложений 22-24 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

В2. Из предложений 28-32 выпишите краткое страдательное причастие.

В3. Из предложений 10-11 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 10-15 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 11-18 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 21-27 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.  Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 4-9 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи союза и  указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Более 65 лет прошло со дня начала Великой Отечественной войны, которая нарушила привычный ход жизни, стронула с мест, привела в движение нашу страну и народы, ее населяющие, подвергла людей духовному и физическому испытанию, мобилизовала на отпор врагу и закалила в борьбе. Ощутить атмосферу первых военных месяцев, проникнуть в чувства и мысли, владевшие людьми тогда, нам помогают воспоминания Маргариты Алигер. Эмоциональность и экспрессивность ее повествованию придают разнообразные синтаксические средства, такие как _____ (предложения 4-5), ______ (предложения 14-18), ______ (предложения 19-20),  _____ (предложение 24). Торжественность и значительность высказыванию А. Ахматовой о войне придает использование книжной лексики».

 

Список терминов:

1) анафора                                   

2) риторический вопрос                        

3) метафора                                                                 

4) парцелляция                                                              

5) эпитет

6) прямая речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) вопросно-ответная форма

 

 

Текст 5.

 

1) В сумрачный день в нашей чистопольской столовой, кото­рую тщательно охранял от посторонних посетителей, проверяя пропуска, сухонький, подвижный поэт и переводчик Парнах, известный так же как танцор, мы прочитали объявление:

2) «Все эвакуированные приглашаются на разгрузку баржи с дровами для детского дома и семей писателей. 3) Срок разгрузки 24 часа».

4) Мне досталась «почетная роль» учетчицы. 5) Я записывала при­ходящих, указывая время прихода на работу.

6) Одними из первых появились длиннолицый Борис Леонидович Пастернак в черном комбинезоне, стройный, подтянутый, и коре­настый крепыш, бывший боксер поэт Павел Шубин, знаток совет­ской поэзии. 7) Оба они направились туда, где были свалены самые увесистые полутораметровые чурки.

8) Работа уже наладилась. 9) Одни вытаскивали чурки из навала и клали их на плечи грузчиков, другие на берегу укладывали в ряд длинные поленницы.

10) Поэты Борис Пастернак и Павел Шубин деловито подставля­ли то правое, то левое плечо, требуя чурки погрузнее, не торо­пясь поднимались по прогибающимся под тяжестью сходням, размеренно и спокойно, каким-то едва уловимым движением пле­ча сбрасывали их у растущих поленниц.

11) Постепенно число грузчиков увеличилось. 12) Баржа была раз­гружена в срок. 13) И дети, и семьи писателей были обеспечены дро­вами на зиму.

14) ...Когда выпал снег, мы отправились вместе с сестрой на остров за шиповником. 15) Дети болели, им требовались витамины. 16) Покупать овощи и фрукты на базаре мы не имели возможности.

17) Шиповник дозревает после первого снега. 18) Кама еще не вста­ла. 19) Ветер подымал крутые, свинцовые валы. 20) У берега покачива­лась большая лодка. 21) В ней сидели женщины с низко спущенными на лоб платками, завязанными накрест у пояса. 22) Стояли корзины, кошелки, узлы. 23) Мы, по уговору, присоединились к ним.

24) Такого изобилья продолговатых крупных «ягод» я не видыва­ла раньше. 25) Алую, красную, вишневую кипень кустов припороши­ло до рези в глазах белым снегом. 26) Мы не рвали плоды шиповни­ка, а стряхивали их прямо в корзины. 27) Не заметили, как стало темнеть. 28) Кинулись к берегу. 29) Лодка, оказывается, без нас отошла от причала.

30) Не крик, а вопль вырвался у нас одновременно. 31) Сидевшие в лодке оглянулись. 32) Лодка повернула обратно. 33) Нам досталось:

34) – Что это вы, бабоньки, зазевались? 35) Еще немного и приш­лось бы вам ночевать на острове.

36) Мы это понимали. 37) Горели засунутые в рукава покрасневшие от холода руки. 38) Жгло ветром глаза.

39) Шиповника нам хватило на всю зиму. 40) Ребята быстро попра­вились.

Г. Колесникова

 

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)   Баржи с дровами для семей писателей разгружали специально нанятые люди.

2)   Автору текста досталась «почетная роль» учетчицы: она записывала при­ходящих, указывая время прихода на работу.

3)   Дети болели, им требовались витамины, но покупать овощи и фрукты на базаре многие  не имели возможности.

4)   Шиповник, собранный за Камой, помог восстановить и укрепить здоровье детям. 

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 6-13?

1) рассуждение

2) описание с элементами повествования

3) повествование с элементами описания

4) повествование

А30. Укажите номер предложения, в котором происходит антонимизация  синонимов.

            1) 10         2) 16         3) 25          4) 30

 В1.  Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

В2. Из предложений 8-10 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В3. Из предложений 23-25 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 24-29 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 24-29 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 17-23 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

            «Воспоминания о военных годах хранят память не только о сражениях, но и о повседневной жизни людей, оказавшихся в глубоком тылу, о проблемах, с которыми они столкнулись, тяжелом труде, человеческом участии.

Этим и интересен фрагмент воспоминаний Г. Колесниковой.

            Использованный прием _____ (предложения 2,3) подчеркивает достоверность повествования, заставляет пристальнее вглядеться  в героев рассказа, известных всем нам писателей. Немногочисленные, но очень точные ____ («длиннолицый Борис Леонидович Пастернак, … стройный, подтянутый», «коренастый крепыш» Павел Шубин, предложение 6) передают их характерные черты.  Своеобразие тесту придают такие средства выразительности, как

 ______ («алую, красную, вишневую кипень кустов», предложение 25) и ____ (предложения 20-22).

 

Список терминов:

1) цитирование                                 

2) риторический вопрос                        

3) метафора                                                                 

4) парцелляция                                                             

5) эпитет

6) прямая речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) разговорная лексика

 

 

         Текст 6.

 

1) В Чистополе – событие. 2) Добралась до нас, точнее до своей дочери Жанны, потерявшей грудного ребенка, Вера Инбер. 3) Она только что кончила «Пулковский меридиан». 4) Провела в блокад­ном Ленинграде несколько месяцев. 5) Чудом выбралась из него.

6) Зал в чистопольском клубе переполнен. 7) У рампы стоит ма­ленькая, худая женщина, сохранившая изящество и изыскан­ность предвоенных лет. 8) Но теперь у нее седые волосы и слегка надтреснутый голос. 9) Слышу, кто-то рассказывает шепотом, что Вера Михайловна приехала в Ленинград последним поездом пе­ред блокадой, решив, что она должна быть вместе с мужем. 10) В ти­шине слышится:

(11) В пролет меж двух больничных корпусов,

В листву, в деревья золотого тона,

В осенний лепет птичьих голосов —

Упала утром бомба, весом в тонну...

12) Чувствую сдерживаемое дыханье замолкшего зала и сама за­мираю, чтобы не пропустить ни слова. 13) Мне кажется, что я слышу уханье бомб, вижу грозное небо, располосованное прожекторами, обледенелые санки с трупами, завернутыми в простыни, женщин в ватниках, повязанных накрест платками. 14) Я не свожу глаз с ма­ленькой седой головы, похожей на камею. 15) Когда-то Вера Инбер писала прелестные, остроумные, смешные детские стихи. 16) Привле­кала глубиной чувств, выраженных в лирике.

17) Знакомый облик Веры Инбер как бы растворяется. 18) Передо мной возникает образ женщины, закутанной в две шубы, в ва­ленках, перчатках, с головой, замотанной платком, из-под кото­рого высовывается лишь кончик носа. 19) Она строчит при свете коптилки, забирается под одеяло, чтобы согреться. 20) Грезя о хлебе, слагает строфы поэмы... 21) Потом шагает, едва передвигая распух­шие от голода ноги, по пустынному Ленинграду – хранителю русской истории... 22) Выступает в госпиталях... 23) Как странно, что первые сборники стихов Веры Инбер назывались «Печальное вино», «Горькая услада», «Бранные слова». 24) Все это в далеком прошлом...

25) После вечера не хотелось расходиться. 26) Толпились около Веры Михайловны, жали ей руку.  27) Думалось: «(28)Несокрушима сила народная. (29) Не совладать фашистам с нашими войсками...»

30) Вспоминая встречу с Верой Инбер, я была уверена, что она происходила зимой, когда Чистополь, отрезанный от железной дороги, утопал в сугробах. 31) А в «Ленинградском дневнике» Веры Инбер запись об этом вечере датирована 24 июля 1942 года. 32) И еще в нем сказано очень существенное: 33) «...Мне хотелось, что­бы через все это пространство, через пол-России, протянуть сю­да, придвинуть вплотную гранитную громаду Ленинграда, смутно освещенную сейчас догорающими белыми ночами». 34) Это желание Веры Инбер осуществилось.

Г. Колесникова

 

А28. В каких предложениях наиболее полно выражена основная мысль теста?

            1) 1-2           2) 9         3) 23-24          4) 27-29         

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 6-12?

1) рассуждение

2) описание с элементами повествования

3) повествование с элементами описания

4) повествование

А30. Укажите номер предложения, в котором использован синоним с экспрессивной окраской к слову «писать».

            1) 15         2) 19         3) 25          4) 31

 В1.  Из предложения 33 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 18-21 выпишите действительное причастие.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОХОЖЕЙ НА КАМЕЮ (предложение 14).

В4. Среди предложений 23-26 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 12-16 найдите предложения с обособленными согласованными определениями. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 25-31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но в годы суровых испытаний поэзия и музыка, живопись и театр оказались как никогда востребованы. Они объединяли людей, помогали выстоять, вселяли уверенность в победу. Яркое подтверждение этого – воспоминание Галины Алексеевны Колесниковой о литературном вечере В. Инбер в Чистополе.

Эмоциональность повествования создается за счет использования разнообразных синтаксических средств, в том числе _____ (предложения  3-5) и _____ (предложения 13, 15, 18, 19). Этому же служит и введение в текст ____  (предложения 27-29).

Эмоциональный порыв, объединивший слушателей в зале, передается использованием такого тропа, как _____ (предложение 12). 

 

Список терминов:

1) цитирование                                 

2) риторический вопрос                        

3) метафора                                                                 

4) парцелляция                                                             

5) эпитет

6) внутренняя речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) метонимия

 

Текст 7.

 

1) …Что же более всего запомнилось, что врезалось в память из моего голодного интернатского детства?

2) Старшеклассники придумали игру. 3) В солдатики. 4) Только не в оловянные (которых, естественно, у нас нет), а в бумажные. 5) Ри­суем их, вырезаем так, чтобы они могли стоять, и дуем в «спину». 6) Я – с одной стороны, противник – с другой. 7) Солдатики встреча­ются, сшибаются, и тот, который упал, считается проигранным.

8) Мы, ребята из младших групп, рисуем плохо, наши солдатики некрасивые, и старшеклассники их «бракуют». 9) Что делать? 10) Играть-то хочется. 11) И тут хорошо рисующие старшеклассники говорят: в чем дело? 12) Мы вам нарисуем: за сахар, за хлеб, за порцию второго.

13) Мы, как дурачки, соглашаемся. 14) А им только этого и надо. 15) Для этого, наверное, и игра придумана. 16) Старшие ходят по нашим палатам и ведут бойкую торговлю. 17) Вскоре многие из моих одно­леток, и я в том числе, оказываемся в неоплатном долгу у «тор­говцев оружием». 18) Задолжали на несколько дней вперед. 19) Прихо­дишь в столовую – тот «торговец», которому ты должен, со свое­го стола делает тебе страшные знаки глазами, грозит кулаком – мол, не жри, это мое!

20) И вот, чуть не плача, толкаешь соседа в бок: передай. 21) И идет под столом – из рук в руки – сахар, хлеб или сбой (чаще всего именно сбой – рубленые кишки – подают на второе), а то и все вместе, такому-то твоему «благодетелю». 22) Зарекаешься: вот выплачу долг – и пошли к черту эти солдатики! 23) Но приходит день – продул в неравном бою с кем-либо из старшеклассников свою армию и снова просишь: нарисуй солдатиков. 24) И – опять кабала.

25) …Многие из нас, бывших чистопольцев, встре­чаются до сих пор. 26) Мы собираемся, вспоминаем, как жили. 27) Вспо­минаем и о солдатиках, которые так дорого обходились тем, кому было тогда от девяти до одиннадцати. 28) И вот те, кто изобрел ту игру, говорят: «29) Мы, конечно, были негодяями и подлецами. 30) Оправданий нам нет. 31) Но поверьте, ребята: мы вас страшно в то же время жалели, обдуривали и жалели. 32) И никакие репрессии со стороны начальства нас бы не остановили, если бы мы сами не решили завязать это дело. 33) Совесть замучила. 34) А тех, кто тайком продол­жал выманивать у вас хлеб и сахар, лупили нещадно. 35) Вы помните?..»

36) Как не помнить! 37) Помним, как ходили они в синяках. 38) Только не знали, за что они им понаставлены. 39) Теперь знаем.

         Ю.Томашевский

А28. Почему «торговля оружием» была прекращена?

1)   Игра постепенно всем надоела.

2)   Остановили репрессии со стороны начальства.

3)   Старшеклассников замучила совесть.

4)   Младшие отказались отдавать еду.

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 25-39?

1) рассуждение

2) описание с элементами рассуждения

3) повествование с элементами описания

4) повествование

А30. Укажите номер предложения, в котором использована просторечная лексика.

            1) 1         2) 5         3) 19          4) 21

В1. Укажите способ образования слова ПРОИГРАННЫМ (предложение 7).

В2. Из предложения 32 выпишите все местоимения.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ХОРОШО РИСУЮЩИЕ (предложение 11).

В4. Среди предложений 33-39 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 17-22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 29-35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 25-29 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

            «Детство, опаленное войной… За этой фразой  миллионы судеб наших соотечественников. Один из них – литературовед Юрий Владимирович Томашевский, рассказывающий о своем «голодном интернатском детстве» в Чистополе.

            Разговорная доверительная интонация повествования подчеркнута использованием синтаксических средств _____ (предложения 2-4), _____ (предложения 9, 10) и лексических средств ______ («пошли к черту», «продул», «обдуриваем»),  _____ («негодяями и подлецами» предложение 29).

 

Список терминов:

1) экспрессивно-оценочная лексика                                 

2) вопросительные предложения                        

3) метафора                                                                 

4) эпитет                                                         

5) парцелляция  

6) разговорная и просторечная лексика

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) риторические обращения

 

Текст 8

 

1) Своеобразным «литературным клубом» был дом известного и почитаемого в Чистополе врача Дмитрия Дмитриевича Авде­ева. 2) Его популярность в городе и округе была огромна. 3) Это был идеальный тип старого земского врача. 4) Дом его стоял в противо­положном от берега Камы конце города, на улице Карла Маркса.

5) Д.Д. Авдеев был очень высокий, худощавый пожилой чело­век (мне он казался стариком), с большими, пушистыми усами и лысой головой. 6) Ходил он всегда в свободной блузе, подпоясан­ной ремешком, носил высокие сапоги. 7) Говорил спокойно, медлен­но, немного окая, ухмыляясь в длинный ус. 8) Любил шутить. 9) Он был главой дома.

10) Старший сын Дмитрия Дмитриеви­ча – Арсений Дмитриевич приехал к отцу из Ленинграда на ле­то, тут его застигла война. 11) Он был актером и режиссером ленин­градского ТЮЗа, работал вместе с известным режиссером Бори­сом Зоном. 12) Увлекаясь историей театра, Арсений Дмитриевич уже после войны выпускает книгу о происхождении театра, над кото­рой работал, живя в Чистополе. 13) Был он довольно полный, почти седой, носил очень сильные очки, так как с детства был близорук.

14) Его младший брат Валерий Дмитриевич был по профессии ботаником. 15) Помню, как весной мы ходили с ним в лес собирать разные растения, из которых он составлял красивые коллекции. 16) Кроме того, он увлекался живописью, был хорошим портрети­стом. 17) Благодаря его таланту сохранилась целая галерея портре­тов писателей, живших в те годы в Чистополе.

18) Особенностью всех Авдеевых была влюбленность в искусство. 19) Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все писатели, художни­ки и артисты, волею судеб оказавшиеся в Чистополе, были же­ланными гостями этой замечательной семьи. 20) Двери их дома всегда были открыты. 21) По вечерам за большим столом, во главе которого неизменно сидел сам хозяин, собирались гости. 22) На стол поставлен огромный самовар, подавалось угощение, приготовленное искусными руками Нины Гавриловны.

23) В длинные зимние вечера при свете старинной керосиновой лампы, висящей над столом, читали стихи и прозу, обсуждали злободневные события, слушали рассказы писателей-фронтови­ков.

24) Радушие и гостеприимство семьи Авдеевых очень во многом скрашивало нелегкую жизнь людей, оказавшихся далеко от род­ного дома.

Н. Федина

 

 

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)   Популярность Дмитрия Дмитриевича Авде­ева в городе и округе была огромна.

2)   Все писатели, художни­ки и артисты, волею судеб оказавшиеся в Чистополе, были же­ланными гостями семьи Авдеевых.

3)   В длинные зимние вечера при свете старинной керосиновой лампы за столом велись разговоры о политике.

4)   Радушие и гостеприимство семьи Авдеевых скрашивало нелегкую жизнь людей, оказавшихся далеко от род­ного дома.

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 5-9?

1) рассуждение                                                    3) описание

2) описание с элементами рассуждения           4) повествование

А30. В каком значении употреблено выделенное слово «ПОЧИТАЕМОГО врача» (предложение 1)

1)   знаменитого                       3) талантливого

2)   уважаемого                        4) обожаемого

В1. Укажите способ образования слова ПРОИСХОЖДЕНИЕ (предложение 12).

В2. Из предложения 17 выпишите все предлоги.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЕГО ПОПУЛЯРНОСТЬ (предложение 2).

В4. Среди предложений 13-17 найдите  односоставное определенно-личное предложение в составе сложного. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 15-20 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. Напишите номера этих предложений.

В7. Среди предложений 18-22 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

         «О гостеприимном доме Авдеевых сохранилось много теплых воспоминаний. Нина Константиновна Федина знакомит читателей с каждым членом этой семьи, несколькими штрихами создавая их портреты. В этом ей помогают ______ (предложения 5-7, 13). Повествование  лишено ярких красок, так как воссоздает бытовые детали, поэтому автор использует в основном _____. Из немногочисленных выразительных средств можно отметить _____ (предложения 21-22) и _____ («длинными зимними вечерами», «искусными руками»,  «желанными гостями»).

Список терминов:

1) экспрессивно-оценочная лексика                                 

2) вопросительные предложения                        

3) метафора                                                                 

4) нейтральная лексика                                                        

5) парцелляция  

6) эпитет

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) риторические обращения

 

Текст 9

 

1) Если говорить о музыке, то довелось мне однажды (это было в июле 1942 года) испытать потрясение необычайной силы.

2) Войдя в радиостудию – здесь никого не было – я тихонько при­крыла дверь и не сразу сдвинулась с места. 3) Навстречу мне из нашего старенького репродуктора неслись голоса симфоничес­кого концерта: в них звучали одновременно, переплетаясь, вели­кая мощь и столь же великая, пламенная скорбь. 4) Никогда не слышала я ничего подобного. 5) «Что это? 6)Что же это?» - 7) беззвучно шептала я, на цыпочках пробираясь к столу.

8) Это, конечно, была симфония – но кто же ее написал? 9) Всегда воспринимала я симфонии, особенно трагические симфонии Чайковского и властные творения Бетховена. 10) И тут симфония взывала, требовала, вела страстный рассказ... 11) Но о чем же?

12) «О нас, это о нас, - вдруг померещилось мне, - о нашем времени, таком сложном, так мучительно лежавшем на сердце у каждого: горит и борется Сталинград, горит, борется и голода­ет Ленинград. 13) Вот, вот они звучат, эти титанические сражения!».

14) После паузы, показавшейся мне бесконечной, вдруг грянула жесткая, сопровождаемая сухой барабанной дробью множествен­ная поступь. 15) Фашисты! 16) Это они, фашисты, топчут нашу землю! 17) Никому более не может принадлежать столь механический ритм движения.

18) Слушать эту часть симфонии было почти физически трудно: как-то душно сделалось.

19) Но вот снова широко и ясно зазвучали голоса оркестра – то были голоса надежды и ничем неистребимой веры в победу.

20) После долгой паузы диктор известил слушателей, что Ленин­град передавал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную им в блокадном городе.

21) В студии неслышно появилась Маргарита Ильинична Шор, и я буквально накинулась на нее:

22) – Ленинград! 23) Дмитрий Шоста­кович! 24) Седьмая симфония! 25) Я никогда не слышала такого!

26) Маргарита Ильинична, вошедшая с обычной улицы, в самом обычном настроении, методически повесила свой плащик на отведенное место, поправила волосы и только после этого осведо­милась:

27) – А почему вы папку так к себе прижимаете?

28) Она говорила о папке с текстами передач: я и не заметила, как, слушая симфонию, вцепилась в нее обеими руками.

Н. Чертова

А28. В каком предложении раскрыто восприятие услышанной музыки автором, названа причина потрясения от нее?

            1) 3            2) 10           3) 12            4) 14

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 8-13?

1) повествование                 3) рассуждение

2) описание                          4) описание с элементами повествования

А30. В каком значении употреблено выделенное слово СТРАСТНЫЙ рассказ (предложение 10)?

1)   сильно и пылко чувствующий

2)   проникнутый сильным чувством

3)   способный к сильной любви

4)   со страстью относящийся ко всему

В1. Укажите способ образования слова БЕСКОНЕЧНОЙ (предложение 14).

В2. Из предложений 2-5 выпишите отрицательные местоимения.

В3. Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 1-7 найдите  сложное предложение, все части которого являются односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 17-20 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 19-25 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.

В7. Среди предложений 12-17 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи указательного и личного местоимений и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке», - так Дмитрий Шостакович определил замысел своей знаменитой Седьмой симфонии, созданной им в блокадном Ленинграде. Удалось ли это композитору? Ответ на этот вопрос дает Н. Чертова, вспоминая о потрясении, испытанном ей при первом прослушивании этого произведения.

Эмоциональность ее речи придают такие синтаксические средства, как  многочисленные ____ (предложения 5, 6, 8, 11) и ____ (предложение 10). Богатство и выразительность речи достигается такими средствами, как ____ («трагические симфонии», «властные творения», «страстный рассказ»), ____ («горит и борется Сталинград, горит, борется и голода­ет Ленинград», предложение 13)

 

Список терминов:

1) вопросительные предложения                        

2) парцелляция 

3) метафора                                                                 

4) градация

5) восклицательные предложения

6) эпитет

7) инверсия

8) метонимия

 9) риторические обращения    

 

 

Ключи

 

 

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Текст 4

А28

3

2

4

4

А29

3

1

3

1

А30

3

3

2

4

В1

снова

пастушка

суффиксальный

покровы

В2

тоже, как, и

шикарнейший

следующий, пахнущих

смыто

В3

примыкание

управление

тихо беседуют

тут-то очутилась

В4

9

22, 25, 28

47

13

В5

14

17

34

13

В6

16

4

42

26

В7

34

9

31

7

В8

4, 2, 3, 8

2, 9, 6, 4

3, 7, 9, 1

9, 4, 1, 8

 

 

 

Текст 5

Текст 6

Текст 7

Текст 8

Текст 9

А28

1

4

3

3

3

А29

3

3

1

3

3

А30

4

2

3

2

2

В1

Эвакуиро-

ванные

вплотную

суффиксальный

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

В2

погрузнее

распухшие

никакие, нас, мы, сами, это

Благодаря, в

никакого, ничего

В3

(не) видывала раньше

управление

примыкание

согласование

эту часть

В4

25

25

36

15

1

В5

6

13, 14, 16

20

12

19

В6

27

30

31

15, 19

20

В7

21

31

26

20

16

В8

1, 5, 3, 7

4, 8, 6, 9

5, 2, 6, 1

8, 4, 7, 6

1, 4, 6, 8