Паспорт программы
«Школа – территория здоровья»
Наименование программы |
« Школа – территория здоровья » |
Заказчик программы |
|
Исполнитель программы |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Королёвская средняя школа» Голышмановского района |
Цель программы |
Сформировать в образовательном учреждении здоровьесберегающую образовательную систему, основанную на принципах педагогики здоровья |
Задачи программы |
- провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся; - разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования; - обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования; - сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья; - сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся; - разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования; - разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни; - разработать систему мониторинга условий обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса; - разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2016 годы I этап 2013-2014 г.г. – Формирование представлений о здоровьесберегающей системе; изучение социального заказа на воспитание здорового человека; разработка нормативных документов, системной программы; II этап 2014-2015 г.г. – внедрение нормативных документов, целевой системной программы III этап 2015-2016 г.г. – развитие здоровьесберегающей образовательной системы школы. |
Ожидаемые конечные результаты |
Создана нормативная, методическая и организационная база с целью формирования культуры здоровья и здорового образа жизни; внедрены в систему образования для всех ступеней и форм образовательные программы, проекты, досуговые модели; создана адаптивная образовательная среда, снижен уровень заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Королёвская средняя школа»
«Школа- территория здоровья»
Здоровьесберегающая программа
Содержание:
- Актуальность использования здоровьесберегающей программы в образовательном пространстве МАОУ «Королёвская СОШ ».
- Теоретические основы здоровьесберегающей педагогической программы.
3. Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.
4.Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МАОУ «Королёвская СОШ ».
Глава 1. Актуальность использования здоровьесберегающей системы в образовательном пространстве МАОУ «Королёвская СОШ ».
Здоровье человека - фундамент его жизни.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими. Полноценное здоровье обеспечивает нормальное существование и воспроизведение, как отдельного человека, так и населения вплоть до планеты в целом. Установлено, что здоровье людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% - от социально-экологических и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения и т.п.).
Здоровье, как и продолжительность жизни человека,- основной критерий успешности социально-экономического развития страны. У нас в стране среднее статистическое количество хронических заболеваний человека равно трем.
С каждым годом в России становится значительно меньше здоровых учащихся школ. Около 70% всех учащихся имеют как минимум хоть одно хроническое заболевание. Практически в школах отсутствуют абсолютно здоровые дети. В структуре распространенности заболеваний среди детского населения ведущее место занимают болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни органов пищеварения и мочеполовой системы.
Такое состояние здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.
Проблема заболеваемости учащихся в школах является одной из главных, для решения которой необходимо внедрять в образовательный процесс школы здоровьесберегающее технологии.
Новые подходы в организации образования обусловлены не только необходимостью преодоления недостатков существующей системы образования, но и стремлением способствовать выработке положительной мотивации на ведение здорового образа жизни. По нашему мнению, задача применения здоровьесберегающих технологий в образовании состоит в том, чтобы путем удовлетворения актуальных для каждого возраста базовых и вспомогательных потребностей обеспечить развитие (саморазвитие) занимающихся, побудить их к ведению здорового образа жизни и способствовать непроизвольному овладению ими основных навыков образовательной деятельности.
Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили необходимость разработки комплексно-целевой здоровьесберегающей программы «Школа- территория здоровья».
На основании вышесказанного определили следующую цель: на основе обобщения теоретико-практических данных разработать комплексно-целевую программу, способствующую сохранению и развития здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.
В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Обобщить и проанализировать состояние вопроса в теории и практике.
2. Разработать комплексно-целевую здоровьесберегающую программу « Школа - территория здоровья »
3. Оценить эффективность внедрения первого и второго этапов комплексно-целевой здоровьесберегающей программы.
Были использованы следующие методы:
- Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных педагогов, психологов, физиологов, по проблеме исследования;
- Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического развития, обобщение опыта);
- Метод проектирования;
- Метод математической статистики.
- Практическая значимость работы в МАОУ «Королёвская СОШ ».
заключается в том, что разработанная модель может эффективно реализована в других сельских школах.
2. Теоретические основы здоровьесберегающей педагогической программы.
- Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия
обучения ребенка в школе (отсутствие
стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания); - рациональная
организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); - соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка; - необходимый,
достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
При создании нашей программы « Школа - территория здоровья » мы решили придерживаться определения здоровьесберегающей образовательной технологии Петрова О.В., который характеризует ее так:
здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе
реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии
с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы. - Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение
резервов
здоровья, работоспособности.
Компонентами здоровьесберегающей технологии являются:
- Аксиологический
- Гносеологический
- Экологический
- Здоровьесберегающий
- Эмоционально-волевой
- Физкультурно-оздоровительный
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся
направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет
народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
По типам технологии можно разделить:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
- Внесубъектные: технологии
рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п. - Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
- Предполагающие активную
субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни. Умение осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.
Здоровье и отношение к здоровью педагогов и обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение здоровья окружающих. В период обучения в школе организм ребёнка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы. Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий школы может, как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности.
К числу школьных факторов риска негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье детей, по данным Института возрастной физиологии РАО, относят:
- стрессовая педагогическая тактика.
- интенсификация учебного процесса.
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- провалы в существующей системе физического воспитания.
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (профилактика вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное
использование средств физического воспитания и спорта и т.п.)
Отношению к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном в социализации личности, где среди прочих ценностей ребёнком может усваиваться и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной среды, по нашему мнению, должно включать:
- оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности (комплекс эколого-гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов);
- научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
- разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости;
- снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов;
- восстановление обратимого резерва здоровья;
- реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности;
- оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
- работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;
- организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся. Сегодня нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституционных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.Мы должны найти такую модель образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни. Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы « Школа - территория здоровья » по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса.
- Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МАОУ «Королёвская СОШ ».
Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся;
- разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования;
- обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования;
- сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья;
- сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
- разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования;
- разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни;
- разработать систему мониторинга условий обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
- разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям
- снизить уровень заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей.
Образовательно-валеологическое направление
Цель- обучить учащихся навыкам здорового образа жизни
Задачи:
- сформировать у учащихся поведение, обеспечивающее охрану и укрепление их здоровья;
- воспитывать у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье.
В рамках этих предметов дается представление о следующих факторах, формирующих здоровье: наследственность, репродуктивность, режим труда и отдыха, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, чистота среды обитания, отказ от вредных привычек.
Формы работы: беседы, дискуссии, игры, викторины.
Учебные предметы:
- Физическая культура
- Биология
- Экология
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Мир вокруг нас
- Окружающий мир
- Информационная культура
- Природоведение
- Разговор о правильном питании
Элективные курсы:
- Практикум по биологии
- Здоровье человека
- Основы генетики
Педагогами начальных классов была создана программа «В здоровом теле – здоровый дух»
Проектно-исследовательское направление
Цель – построить обучение здоровью на основе проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности является одним из методов развивающего обучения направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных данных).
Задачи:
- Выработка самостоятельных исследовательских умений.
- Развитие творческих способностей и логического мышления.
- Приобщение учащихся к необходимости решения жизненно важных проблем.
Темы исследовательских и проектных работ учащихся:
- Влияние экологической ситуации на здоровье детей,
обучающихся в МАОУ «Королёвская СОШ ».
- Защита человека от шумового загрязнения.
- Вредные привычки человека: курение и алкоголь.
- Пища настоящего: польза и вред.
- Влияние аквариума на улучшение качества воздуха учебных кабинетов.
- Оценка загрязненности воздуха пришкольной территории.
- Фитонцидные растения в школе .
- Влияние музыки на снижение утомляемости учащихся.
- Рациональное питание учащихся.
Организационное направление
|
Время проведения |
Ответственные |
Реализация в практической деятельности школы требований СанПина |
в течение года |
администрация |
Составление расписания уроков с учетом СанПина |
август |
заместитель директора по учебной работе |
Организация горячего питания для учащихся 1-11 классов |
в течение года |
заведующая столовой |
Сезонная витаминизация питания в столовой
|
осень, весна |
заведующая столовой |
Проведение влажной уборки во время учебного процесса согласно должностных обязанностей обслуживающего персонала |
в течение года |
заместитель директора по хозяйственной части |
Создание экологических зон в школьных коридорах |
в течение года |
учитель биологии |
Организация конкурса «Самый зеленый класс» |
октябрь-апрель |
Педагог -организатор |
Выполнение гигиенических требований воздушно-теплового режима, режима ОВП |
в течение года |
заместитель директора по хозяйственной части, учителя предметники |
Воспитательное направление
1. Антиникотиновая программа. Курение сегодня является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Большинство школьников (около 17%) начинают регулярно курить в возрасте 13-14 лет. Люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.
Цель программы – сформировать у учащихся социальные и жизненные навыки, обеспечивающих здоровье и активную деятельную жизнь.
Задачи:
- создать систему профилактических мероприятий;
- сформировать у учащихся отрицательное отношение к курению ;
- уменьшить количество курящих в школе ;
- предоставить учащимся выбор действий.
Проблема курения среди подростков актуальна во всем мире и в нашей школе тоже. В 2012 году 35% учащихся школы были курящими, вследствие этого почти каждый школьник являлся пассивным курильщиком. Возникла необходимость в создании программы действий направленную на снижение количества курящих учащихся в школе .
Участниками программы стали учащиеся и сотрудники школы , родители, администрация поселения, представители правоохранительных органов.
Программа реализуется по четырем направлениям.
- Учебный план - создание комплекса уроков в рамках предметов «Разговор о правильном питании», «Здоровый образ жизни»; «Экология», «Биология», направленных на формирование у школьников знаний о влиянии курения на организм человека.
- Работа с родителями - информирование родителей о последствиях курения , об отрицательном влиянии курения на различные сферы жизни человека (классные часы, классные и общешкольные родительские собрания, просмотры видеофильмов).
- Ученическое самоуправление - создание школьной антиникотиновой агитбригады в рамках ученического самоуправления (проведение классных часов, химических опытов, демонстрации - «курящая кукла»).
- Система внеклассных мероприятий:
А) пропаганда здорового образа жизни (беседы, стенгазеты, театральные представления, Дни здоровья );
Б) проведение профилактических мероприятий (тренинги, ток-шоу, общешкольные выступления);
В) проведение школьных акций «День борьбы с курением »;
Д) создание комплекса досуговых и спортивных кружков в школе (разнообразие кружков по увлечениям, работа 4 спортивных секций);
Е) знакомство учащихся с основами правовых знаний (работа информационного характера административной комиссии поселения, представителей правоохранительных органов).
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
Анкетирование
|
октябрь |
волонтёры |
Конкурс рисунков, лозунгов |
ноябрь, май |
учащиеся 1-11 классов
|
Проведение акции «Меняю конфету на сигарету» |
ноябрь |
волонтёры |
Антиникотиновый информ-дайджест
|
декабрь |
учащиеся 5-11 классов |
Классные часы
|
В течение года |
Классные руководители |
Методики для тех, кто хочет бросить курить
|
В течение года |
психолог учитель биологии |
Демонстрационные опыты
|
январь |
учитель биологии волонтёры |
День борьбы с курением
|
ноябрь, май |
волонтёры учащиеся 1-11 классов учителя классные руководители |
Общешкольное мероприятие
|
ноябрь, май |
учитель биологии волонтёры |
2. Активный отдых.
|
Время проведения |
Ответственные |
Общешкольный поход |
сентябрь |
Педагог -организатор Классные руководители |
Уроки безопасности |
сентябрь |
Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Прыжки в длину |
октябрь |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Подтягивание, отжимание |
ноябрь |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Пионербол |
январь |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Волейбол |
февраль |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Лыжи |
март |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Папа, мама, я - спортивная семья |
март |
Педагог -организатор Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Теннис |
апрель |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Конкурс «Самый спортивный класс» Лапта, футбол |
май |
Учитель физической культуры Классные руководители |
«День здоровья» |
май |
Классные руководители Учитель физической культуры |
|
|
|
3. Секционно-кружковские занятия.
|
Время проведения |
Ответственные |
Общая физическая подготовка |
2 раза в неделю |
Учитель физкультуры |
Футбол |
2 раза в неделю |
Учитель физкультуры |
Лапта |
2 раза в неделю |
Учитель физкультуры |
Волейбол |
2 раза в неделю |
Учитель физкультуры |
4. Просветительская работа
|
Время проведения |
Ответственные |
Организация методических занятий с педагогами по вопросам охраны здоровья детей во время образовательно-воспитательного процесса. |
В течение года |
Учитель ОБЖ |
Проведение лекции для 5-11 классов, родителей с приглашением работников ЦРБ по вопросам санитарно-гигиенического просвещения. |
В течение года |
Фельдшер ФАПа |
Пропаганда ЗОЖ через проведение классных и общешкольных мероприятий. |
В течение года |
Педагог -организатор |
Психологические тесты, анкеты по вопросам сохранения здоровья, самоконтроля, саморегуляции для учащихся и педагогов. |
В течение года |
Педагог -организатор |
Оформление уголка «Здоровье» для учащихся. |
1 раз в четверть |
Классные руководители Учащиеся 5-11 классов |
Оформление книжных и журнальных выставок по вопросам здоровья. |
1 раз в четверть |
Библиотекарь |
Проведение общешкольных родительских собраний по вопросам здоровья детей. |
В течение года |
Педагог -организатор |
Лечебно-профилактическое направление
|
Время проведения |
Ответственные |
Дыхательная гимнастика |
ежедневно |
Классные руководители |
Глазная гимнастика |
ежедневно |
Классные руководители |
Прием витаминов |
ноябрь-январь |
Классные руководители |
Физкультурно-оздоровительное направление
|
Время проведения |
Ответственные |
Физкультурные занятия в зале и на улице |
3 раза в неделю |
Учитель физической культуры |
Экспертиза качества уроков физической культуры |
В течение года |
Администрация |
Физкультминутки |
Ежедневно |
Классные руководители |
Самостоятельная двигательная активность (теннис, подвижные игры) |
Ежедневно на переменах |
Учитель физической культуры Классные руководители |
Участие в летних и зимних спартакиадах школьников. |
В течение года |
Учитель физической культуры |
Организация отдыха детей в каникулярное время с учетом состояния их здоровья. |
В течение каникул |
Учитель физической культуры |
Использование лыжной базы, теннисных столов, спортивного зала для проведения занятий во внеурочное время. |
В течение года |
Учитель физической культуры |
Медико-профилактическое направление
|
Время проведения |
Ответственные |
Осмотр вновь прибывших детей |
ежемесячно |
фельдшера медицинского пункта.
|
Осмотр диспансерных детей |
ежемесячно |
|
Выполнение плана профилактических прививок |
по плану фельдшера медицинского пункта. |
|
Осмотр на педикулез и чесотку |
ежемесячно |
|
Контроль на пищеблоке |
ежедневно |
|
Консультации для педагогов и учащихся: - первая медицинская помощь -профилактика вирусных инфекций - ведение здорового образа жизни - режим дня -вредные привычки человека - гигиена |
июнь-июль в рамках летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ребенка. |
|
Консультации для родителей |
2 раза в год на общешкольных родительских собраниях |
«Влияние курения на развитие мыслительных способностей и здоровья учащихся»
В своей работе мы хотим доказать, что курение – враг каждого человека и человечества в целом. Этот враг искусно притворяется другом, он якобы помогает лучше настроиться на работу , снять нервное напряжение, поддержать беседу, отвлечь, скрасить одиночество. Но что может быть хуже коварного друга?
В настоящее время 80 % школьников хотя бы раз пробовали курить, 50 % курят постоянно. Поэтому пропаганда здорового образа жизни является очень актуальной.
И если хоть один человек, после нашей работы в школе или посторонний взрослый прочитав нашу работу , бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать свою цель достигнутой.
Исследование проводилось среди учащихся 5 – 11 классов школы . Новизна нашей работы в том, что мы нашли пути решения проблемы курения . Объединившись, мы провели огромную работу по привлечению курящих учеников в работу нашей группы. Это – интервью с ними, выпуск газеты «О вреде курения », составления памятки «Как отказаться от курения », выступление агитбригады. Наш материал можно использовать на классных часах, проводить тесты о влиянии табака на внимание, память и т.п. В школе большой процент заболеваемости и падает качество знаний. В связи с этим мы решили провести исследовательскую работу «Влияние курения на развитие мыслительных способностей и здоровье учащихся».
Исследования показали, что 30 % учащихся школы – курят, 20% - пробовали курить, 15% - ведёт борьбу с курением , 35% - не курят. Радует то, что всё-таки большая часть не курит.
Основной причиной курения детей является: любопытство 42,2%, подражать товарищам - 17,3%, привлечь внимание -35,3%, казаться взрослыми -25%, для самоуспокоения - 10,5%.
Анализ анкет показывает, что 35% учащихся выкуривают в неделю 1-2 сигареты, 87% выкуривают 2-3 сигареты ежедневно, а 12% выкуривают более 3 сигарет в день.
Влияние курения на умственное развитие учащихся.
Уровень интеллекта учащихся исследовали при помощи теста умственного развития Штур. В результате исследования было установлено, что уровень интеллекта у курящих школьников ниже, чем у некурящих, а именно 25,9% и 68% соответственно.
Влияние курения на развитие памяти.
Оперативную зрительную память проверяли при помощи методики “Запомни фигуры”. Исследование оперативной зрительной памяти показало, что у курящих учащихся она развита слабее 37%, а у некурящих 90%.
Влияние курения на развитие внимания.
Для определения уровня развития внимания использовали метод Мюнстенберга. Исследование внимания показало, что у курящих учеников оно хуже в 1,5 раза, чем у некурящих.
Влияние курения на качество знаний.
Для определения успеваемости среди курящих и некурящих учащихся, мы взяли средний бал годовых оценок, показатель качества знаний составил у детей, которые курят - 27 %, у некурящих детей – 89%.
Влияние курения на здоровье
В результате анкетирования мы получили следующие данные: в течение года не болели простудными заболеваниями 20% курящих учащихся, до двух раз в год болели 53% учащихся, три раза в год и чаще – 30% учащихся. Таким образом, мы установили, что одной из причин низкой успеваемости и высокой заболеваемости в нашей школе является курение .
Составили план внутришкольных мероприятий по профилактике курения
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
Анкетирование
|
октябрь |
волонтёры |
Конкурс рисунков, лозунгов |
ноябрь, май |
учащиеся 1-11 классов
|
Проведение акции «Меняю сигарету на конфету» |
ноябрь |
волонтёры |
Антиникотиновый информ-дайджест
|
декабрь |
учащиеся 5-11 классов |
Классные часы
|
В течение года |
Классные руководители |
Методики для тех, кто хочет бросить курить
|
В течение года |
психолог учитель биологии |
Демонстрационные опыты
|
январь |
учитель биологии волонтёры |
День борьбы с курением
|
ноябрь, май |
волонтёры учащиеся 1-11 классов учителя классные руководители |
Общешкольное мероприятие
|
ноябрь, май |
учитель биологии волонтёры |
Своей работой мы доказали учащимся нашей школы , что курение отрицательно влияет на растущий организм. Это проявляется в ухудшении памяти, внимания, интеллекта.
После проведенной нами работы 10% курильщиков изменили свое отношение к курению , 5% перестали курить сразу после показа эксперимента, 3% пытаются бросить курить, 63% учащихся отметили, что мероприятия, проведенные во время декады, заставили их изменить свое отношение к курению,2% остались равнодушными.
Таким образом, мы считаем, что поставленные нами цели достигнуты. Сторонников здорового образа жизни стало больше.