Школа территория здоровья

Паспорт программы

«Школа – территория здоровья»

Наименование программы

«  Школа  –  территория   здоровья »

Заказчик программы

 

Исполнитель программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Королёвская средняя школа»  Голышмановского  района

Цель программы

Сформировать  в образовательном учреждении здоровьесберегающую образовательную систему, основанную на принципах педагогики здоровья

Задачи программы

- провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся;

- разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования;

- обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования;

- сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья;

- сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;

- разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования;

- разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни;

- разработать систему мониторинга условий обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса;

- разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям.

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2016 годы

I этап 2013-2014 г.г. – Формирование представлений о здоровьесберегающей системе; изучение социального заказа на воспитание здорового человека; разработка нормативных документов, системной программы;

II этап 2014-2015 г.г. – внедрение нормативных документов, целевой системной программы

III этап 2015-2016 г.г. – развитие здоровьесберегающей образовательной системы школы.

Ожидаемые конечные результаты

Создана нормативная, методическая и организационная база с целью формирования культуры здоровья и здорового образа жизни; внедрены в систему образования для всех ступеней и форм образовательные программы, проекты, досуговые модели; создана адаптивная образовательная среда, снижен уровень заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Королёвская средняя школа» 

 

 

 

«Школа- территория здоровья»

 

Здоровьесберегающая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1.  Актуальность использования здоровьесберегающей программы в образовательном пространстве МАОУ «Королёвская СОШ ».

 

  1.  Теоретические основы здоровьесберегающей педагогической программы.

 

   3.  Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного     процесса.

4.Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МАОУ «Королёвская СОШ ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Актуальность использования здоровьесберегающей системы в образовательном пространстве МАОУ «Королёвская СОШ ».

 

Здоровье человека - фундамент его жизни.

 

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими. Полноценное здоровье обеспечивает нормальное существование и воспроизведение, как отдельного человека, так и населения вплоть до планеты в целом. Установлено, что здоровье людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% - от социально-экологических и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения и т.п.).

Здоровье, как и продолжительность жизни человека,- основной критерий успешности социально-экономического развития страны. У нас в стране среднее статистическое количество хронических заболеваний человека равно трем.

С каждым годом в России становится значительно меньше здоровых учащихся школ. Около 70% всех учащихся имеют как минимум хоть одно хроническое заболевание. Практически в школах отсутствуют абсолютно здоровые дети. В структуре распространенности заболеваний среди детского населения ведущее место занимают болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни органов пищеварения и мочеполовой системы.

Такое состояние здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.

Проблема заболеваемости учащихся в школах является одной из главных, для решения которой необходимо внедрять в образовательный процесс школы здоровьесберегающее технологии.

Новые подходы в организации образования обусловлены не только необходимостью преодоления недостатков существующей системы образования, но и стремлением способствовать выработке положительной мотивации на ведение здорового образа жизни. По нашему мнению, задача применения здоровьесберегающих технологий в образовании состоит в том, чтобы путем удовлетворения актуальных для каждого возраста базовых и вспомогательных потребностей обеспечить развитие (саморазвитие) занимающихся, побудить их к ведению здорового образа жизни и способствовать непроизвольному овладению ими основных навыков образовательной деятельности.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили необходимость разработки комплексно-целевой здоровьесберегающей программы «Школа- территория здоровья».

На основании вышесказанного определили следующую цель: на основе обобщения теоретико-практических данных разработать комплексно-целевую программу, способствующую сохранению и развития здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Обобщить и проанализировать состояние вопроса в теории и практике.

2. Разработать комплексно-целевую здоровьесберегающую программу « Школа -  территория   здоровья » 

3. Оценить эффективность внедрения первого и второго этапов комплексно-целевой здоровьесберегающей программы.

Были использованы следующие методы:

  1. Метод теоретического анализа и синтеза  работ  отечественных педагогов, психологов, физиологов, по проблеме исследования;
  2. Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического развития, обобщение опыта);
  3. Метод проектирования;
  4. Метод математической статистики.

 

  1. Практическая значимость работы в МАОУ «Королёвская СОШ ».

заключается в том, что разработанная модель может эффективно реализована в других сельских школах.

 

 

 

2. Теоретические основы здоровьесберегающей педагогической программы.

  1. Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в  школе  (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
    возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
    гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
    возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный
    двигательный режим.

При создании нашей программы « Школа -  территория   здоровья » мы решили придерживаться определения здоровьесберегающей образовательной технологии Петрова О.В., который характеризует ее так:

здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая

максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
    мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
    возрастной группы.
  2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

Компонентами здоровьесберегающей технологии являются:

 

  • Аксиологический
  • Гносеологический
  • Экологический
  • Здоровьесберегающий
  • Эмоционально-волевой
  • Физкультурно-оздоровительный

 

Функции здоровьесберегающей технологии:

 

формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

По типам технологии можно разделить:

 

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные: технологии рациональной организации
    образовательного процесса, технологии формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.
  • Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
  • Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
    различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
    воспитание культуры здоровья.

 

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни. Умение осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов и обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение здоровья окружающих. В период обучения в школе организм ребёнка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы. Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий школы может, как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности.

К числу школьных факторов риска негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье детей, по данным Института возрастной физиологии РАО, относят:

  • стрессовая педагогическая тактика.
  • интенсификация учебного процесса.
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  • провалы в существующей системе физического воспитания.
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (профилактика вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное

использование средств физического воспитания и спорта и т.п.)

Отношению к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном в социализации личности, где среди прочих ценностей ребёнком может усваиваться и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной среды, по нашему мнению, должно включать:

  • оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности (комплекс эколого-гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов);
  • научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
  • разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости;
  • снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов;
  • восстановление обратимого резерва здоровья;
  • реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности;
  • оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
  • работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
  • создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;
  • организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся. Сегодня нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституционных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.Мы должны найти такую модель образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни. Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы « Школа -  территория   здоровья » по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса.

 

 

 

 

  1. Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МАОУ «Королёвская СОШ ».

Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

  • провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся;
  • разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования;
  • обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования;
  • сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья;
  • сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
  • разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования;
  • разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни;
  • разработать систему мониторинга условий обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
  • разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям
  • снизить уровень заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей.

Образовательно-валеологическое направление

Цель- обучить учащихся навыкам здорового образа жизни

Задачи:

  1. сформировать у учащихся поведение, обеспечивающее охрану и укрепление их здоровья;
  2. воспитывать у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье.

В рамках этих предметов дается представление о следующих факторах, формирующих здоровье: наследственность, репродуктивность, режим труда и отдыха, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, чистота среды обитания, отказ от вредных привычек.

Формы работы: беседы, дискуссии, игры, викторины.

Учебные предметы:

- Физическая культура

- Биология

- Экология

- Основы безопасности жизнедеятельности

- Мир вокруг нас

- Окружающий мир

- Информационная культура

- Природоведение

- Разговор о правильном питании

Элективные курсы:

- Практикум по биологии

-  Здоровье  человека

- Основы генетики

Педагогами начальных классов была создана программа «В здоровом теле – здоровый дух»

 

 

Проектно-исследовательское направление

Цель – построить обучение  здоровью  на основе проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности является одним из методов развивающего обучения направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных данных).

Задачи:

- Выработка самостоятельных  исследовательских  умений.

- Развитие творческих способностей и логического мышления.

- Приобщение учащихся к необходимости решения жизненно важных проблем.

Темы  исследовательских  и проектных  работ  учащихся:

  1. Влияние экологической ситуации на  здоровье  детей, обучающихся в МАОУ «Королёвская СОШ ».
    1. Защита человека от шумового загрязнения.
    2. Вредные привычки человека:  курение  и алкоголь.
    3. Пища настоящего: польза и вред.
    4. Влияние аквариума на улучшение качества воздуха учебных кабинетов.
    5. Оценка загрязненности воздуха пришкольной территории.
    6. Фитонцидные растения в  школе .
    7. Влияние музыки на снижение утомляемости учащихся.
    8. Рациональное питание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационное направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Реализация в практической деятельности школы требований СанПина

в течение года

администрация

Составление расписания уроков с учетом СанПина

август

заместитель директора по учебной работе

Организация горячего питания для учащихся 1-11 классов

в течение года

заведующая столовой

Сезонная витаминизация питания в столовой

 

осень, весна

заведующая столовой

Проведение влажной уборки во время учебного процесса согласно должностных обязанностей обслуживающего персонала

в течение года

заместитель директора по хозяйственной части

Создание экологических зон в школьных коридорах

в течение года

учитель биологии

Организация конкурса «Самый зеленый класс»

октябрь-апрель

Педагог -организатор

Выполнение гигиенических требований воздушно-теплового режима, режима ОВП

в течение года

заместитель директора по хозяйственной части, учителя предметники

 

 

 

 

Воспитательное направление

1. Антиникотиновая программа. Курение  сегодня является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Большинство школьников (около 17%) начинают регулярно курить в возрасте 13-14 лет. Люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Кроме нанесения непоправимого вреда  здоровью  курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Цель программы – сформировать у учащихся социальные и жизненные навыки, обеспечивающих  здоровье  и активную деятельную жизнь.

Задачи:

  1. создать систему профилактических мероприятий;
  2. сформировать у учащихся отрицательное отношение к  курению ;
  3. уменьшить количество курящих в  школе ;
  4. предоставить учащимся выбор действий.

Проблема  курения  среди подростков актуальна во всем мире и в нашей  школе  тоже. В 2012 году 35% учащихся  школы  были курящими, вследствие этого почти каждый школьник являлся пассивным курильщиком. Возникла необходимость в создании программы действий направленную на снижение количества курящих учащихся в  школе .

Участниками программы стали учащиеся и сотрудники  школы , родители, администрация поселения, представители правоохранительных органов.

Программа реализуется по четырем направлениям.

  1. Учебный план - создание комплекса уроков в рамках предметов «Разговор о правильном питании», «Здоровый образ жизни»; «Экология», «Биология», направленных на формирование у школьников знаний о влиянии  курения  на организм человека.
  2.  Работа  с родителями - информирование родителей о последствиях  курения , об отрицательном влиянии  курения на различные сферы жизни человека (классные часы, классные и общешкольные родительские собрания, просмотры видеофильмов).
  3. Ученическое самоуправление - создание школьной антиникотиновой агитбригады в рамках ученического самоуправления (проведение классных часов, химических опытов, демонстрации - «курящая кукла»).
  4. Система внеклассных мероприятий:

А) пропаганда здорового образа жизни (беседы, стенгазеты, театральные представления, Дни  здоровья );

Б) проведение профилактических мероприятий (тренинги, ток-шоу, общешкольные выступления);

В) проведение школьных акций «День борьбы с  курением »;

Д) создание комплекса досуговых и спортивных кружков в  школе  (разнообразие кружков по увлечениям,  работа  4 спортивных секций);

Е) знакомство учащихся с основами правовых знаний (работа информационного характера административной комиссии поселения, представителей правоохранительных органов).

 

 

 

 

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Анкетирование

 

октябрь

волонтёры

Конкурс рисунков, лозунгов

ноябрь, май

учащиеся 1-11 классов

 

Проведение акции «Меняю конфету на сигарету»

ноябрь

волонтёры

Антиникотиновый информ-дайджест

 

декабрь

учащиеся 5-11 классов

Классные часы

 

В течение года

Классные руководители

Методики для тех, кто хочет бросить курить

 

В течение года

психолог

учитель биологии

Демонстрационные опыты

 

январь

учитель биологии

волонтёры

День борьбы с курением

 

ноябрь, май

волонтёры

учащиеся 1-11 классов

учителя

классные руководители

Общешкольное мероприятие

 

ноябрь, май

учитель биологии

волонтёры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Активный отдых.

 

Время проведения

Ответственные

Общешкольный поход

сентябрь

Педагог -организатор Классные руководители

Уроки безопасности

сентябрь

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Прыжки в длину

октябрь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Подтягивание, отжимание

ноябрь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Пионербол

январь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Волейбол

февраль

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Лыжи

март

Учитель физической культуры

Классные руководители

Папа, мама, я - спортивная семья

март

Педагог -организатор Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Теннис

апрель

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Лапта, футбол

май

Учитель физической культуры

Классные руководители

«День здоровья»

май

Классные руководители

Учитель физической культуры

 

 

 

3. Секционно-кружковские занятия.

 

Время проведения

Ответственные

Общая физическая подготовка

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Футбол

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Лапта

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Волейбол

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

 

4. Просветительская работа

 

Время проведения

Ответственные

Организация методических занятий с педагогами по вопросам охраны здоровья детей во время образовательно-воспитательного процесса.

В течение года

Учитель ОБЖ

Проведение лекции для 5-11 классов, родителей с приглашением работников ЦРБ по вопросам санитарно-гигиенического просвещения.

В течение года

Фельдшер ФАПа

Пропаганда ЗОЖ через проведение классных и общешкольных мероприятий.

В течение года

Педагог -организатор

Психологические тесты, анкеты по вопросам сохранения здоровья, самоконтроля, саморегуляции для учащихся и педагогов.

В течение года

Педагог -организатор

Оформление уголка «Здоровье» для учащихся.

1 раз в четверть

Классные руководители

Учащиеся 5-11 классов

Оформление книжных и журнальных выставок по вопросам здоровья.

1 раз в четверть

Библиотекарь

Проведение общешкольных родительских собраний по вопросам здоровья детей.

В течение года

Педагог -организатор

 

 

 

 

Лечебно-профилактическое направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Дыхательная гимнастика

ежедневно

Классные руководители

Глазная гимнастика

ежедневно

Классные руководители

Прием витаминов

ноябрь-январь

Классные руководители

 

Физкультурно-оздоровительное направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Физкультурные занятия в зале и на улице

3 раза в неделю

Учитель физической культуры

Экспертиза качества уроков физической культуры

В течение года

Администрация

Физкультминутки

Ежедневно

Классные руководители

Самостоятельная двигательная активность

(теннис, подвижные игры)

Ежедневно на переменах

Учитель физической культуры

Классные руководители

Участие в летних и зимних спартакиадах школьников.

В течение года

Учитель физической культуры

Организация отдыха детей в каникулярное время с учетом состояния их здоровья.

В течение каникул

Учитель физической культуры

Использование лыжной базы, теннисных столов, спортивного зала для проведения занятий во внеурочное время.

В течение года

Учитель физической культуры

 

 

Медико-профилактическое направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Осмотр вновь прибывших детей

ежемесячно

 

 

 

 

 

 

 

 

фельдшера медицинского пункта.

 

 

 

 

Осмотр диспансерных детей

ежемесячно

Выполнение плана профилактических прививок

по плану фельдшера медицинского пункта.

Осмотр на педикулез и чесотку

ежемесячно

Контроль на пищеблоке

ежедневно

Консультации для педагогов и учащихся:

- первая медицинская помощь

-профилактика вирусных инфекций

- ведение здорового образа жизни

- режим дня

-вредные привычки человека

- гигиена

июнь-июль в рамках летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ребенка.

Консультации для родителей

2 раза в год на общешкольных родительских собраниях

 

 

«Влияние   курения  на развитие мыслительных способностей и  здоровья  учащихся»

 

В своей  работе  мы хотим доказать, что  курение  – враг каждого человека и человечества в целом. Этот враг искусно притворяется другом, он якобы помогает лучше настроиться на  работу , снять нервное напряжение, поддержать беседу, отвлечь, скрасить одиночество. Но что может быть хуже коварного друга?

В настоящее время 80 % школьников хотя бы раз пробовали курить, 50 % курят постоянно. Поэтому пропаганда здорового образа жизни является очень актуальной.

И если хоть один человек, после нашей  работы  в  школе  или посторонний взрослый прочитав нашу  работу , бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать свою цель достигнутой.

Исследование проводилось среди учащихся 5 – 11 классов  школы . Новизна нашей  работы  в том, что мы нашли пути решения проблемы  курения . Объединившись, мы провели огромную  работу  по привлечению курящих учеников в  работу  нашей группы. Это – интервью с ними, выпуск газеты «О вреде  курения », составления памятки «Как отказаться от  курения », выступление агитбригады. Наш материал можно использовать на классных часах, проводить тесты о влиянии табака на внимание, память и т.п. В  школе  большой процент заболеваемости и падает качество знаний. В связи с этим мы решили провести  исследовательскую   работу  «Влияние  курения  на развитие мыслительных способностей и  здоровье  учащихся».

Исследования показали, что 30 % учащихся  школы  – курят, 20% - пробовали курить, 15% - ведёт борьбу с  курением , 35% - не курят. Радует то, что всё-таки большая часть не курит.

Основной причиной курения детей является: любопытство 42,2%, подражать товарищам - 17,3%, привлечь внимание -35,3%, казаться взрослыми -25%, для самоуспокоения - 10,5%.

Анализ анкет показывает, что 35% учащихся выкуривают в неделю 1-2 сигареты, 87% выкуривают 2-3 сигареты ежедневно, а 12% выкуривают более 3 сигарет в день.

Влияние курения на умственное развитие учащихся.

Уровень интеллекта учащихся исследовали при помощи теста умственного развития ШтурВ результате исследования было установлено, что уровень интеллекта у курящих школьников ниже, чем у некурящих, а именно 25,9% и 68% соответственно.

Влияние курения на развитие памяти.

Оперативную зрительную память проверяли при помощи методики “Запомни фигуры”. Исследование оперативной зрительной памяти показало, что у курящих учащихся она развита слабее 37%, а у некурящих 90%.

Влияние  курения  на развитие внимания.

Для определения уровня развития внимания использовали метод Мюнстенберга. Исследование внимания показало, что у курящих учеников оно хуже в 1,5 раза, чем у некурящих.

Влияние  курения  на качество знаний.

Для определения успеваемости среди курящих и некурящих учащихся, мы взяли средний бал годовых оценок, показатель качества знаний составил у детей, которые курят - 27 %, у некурящих детей – 89%.

Влияние  курения  на  здоровье

В результате анкетирования мы получили следующие данные: в течение года не болели простудными заболеваниями 20% курящих учащихся, до двух раз в год болели 53% учащихся, три раза в год и чаще – 30% учащихся. Таким образом, мы установили, что одной из причин низкой успеваемости и высокой заболеваемости в нашей  школе  является  курение .

 

Составили план внутришкольных мероприятий по профилактике  курения

 

 

 

 

 

 

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Анкетирование

 

октябрь

волонтёры      

Конкурс рисунков, лозунгов

ноябрь, май

учащиеся 1-11 классов

 

Проведение акции «Меняю сигарету на конфету»

ноябрь

волонтёры

Антиникотиновый информ-дайджест

 

декабрь

учащиеся 5-11 классов

Классные часы

 

В течение года

Классные руководители

Методики для тех, кто хочет бросить курить

 

В течение года

психолог

учитель биологии

Демонстрационные опыты

 

январь

учитель биологии

волонтёры

День борьбы с курением

 

ноябрь, май

волонтёры

учащиеся 1-11 классов

учителя

классные руководители

Общешкольное мероприятие

 

ноябрь, май

учитель биологии

волонтёры

 

 

 

 

 

 

 

 

Своей  работой  мы доказали учащимся нашей  школы , что  курение  отрицательно влияет на растущий организм. Это проявляется в ухудшении памяти, внимания, интеллекта.

После проведенной нами  работы  10% курильщиков изменили свое отношение к  курению , 5% перестали курить сразу после показа эксперимента, 3% пытаются бросить курить, 63% учащихся отметили, что мероприятия, проведенные во время декады, заставили их изменить свое отношение к курению,2% остались равнодушными.

Таким образом, мы считаем, что поставленные нами цели достигнуты. Сторонников здорового образа жизни стало больше.