9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по литературе для 9 классапод ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

            Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

     Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности.   На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

            Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

            Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

            Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Задачи учебной деятельности

Задачи изучения литературы в 9 классе:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

  1. Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII   ВЕКА – 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 54 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский.Слово о писателе.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 25 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на меня похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение - 2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

Вид контроля

УУД

(деятельность учащихся)

 

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1

 

 

 

 

Литература и её роль в духовной жизни человека.

 

Урок-беседа.

 

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой

 

УО

Беседа

Раздел 2. Из древнерусской литературы (2 ч.)

2

 

 

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве»

Изучение нового материала

Слово как жанр древнерусской литературы

Знать жанры древнерусской литературы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

ФО

Практикум. Выписать средства художественной выразительности из «Слова…»

3

 

 

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов.

Изучение нового материала

Стилистическая окрашенность повествования

Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

ФО

Подготовка к домашнему сочинению.

Раздел 3. Из литературы XVIII века ( 9ч.+1 ч. РР)

4

 

 

Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Изучение нового материала

Классицизм, пафос повествования

Знать литературные направления, признаки классицизма

 

Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему

УО

Лекция, практикум

5

 

 

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

Изучение нового материала

Интегрированный

(история)

Ода как жанр лирической поэзии

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Беседа

6

 

 

«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

Урок закрепления знаний

Ода как жанр лирической поэзии

Знать биографию поэта.

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

 

7

 

 

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего.

Изучение нового материала

Литературное направление -классицизм

Знать биографию поэта.

Уметь выступать с устным сообщением,выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Ответить на вопрос «В чем видит свой долг автор «Властителей и судей»?».

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Изучение нового материала

Основные положения классицизма

Знать основные положения классицизма, история создания произведения, жанровое своеобразие литературного направления,

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

ФО

Работа с учебником

10

 

 

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Изучение нового материала

Литературные жанры и их особенности

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

ПДЗ

Рассказ учителя, беседа

11

 

 

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Изучение нового материала

Проблематика произведения

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

ФО

Беседа

12

 

 

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Изучение нового материала

 

Интегрированный

(история)

Литературные направления своеобразие жанра

Знать биографию писателя, жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

ФО

Лекция, работа с УМК

13

 

 

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Изучение нового материала

Литературные направлениясвоеобразие жанра

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

ФО

Беседа, работа с текстом

14

 

 

Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя».

Развитие речи

Классицизм, сентиментализм

Знать литературные направления   конца XVIII века

ФО

Обучение написанию сочинения

15

 

 

Общая характеристика русской литературы XIXвека. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия.

Урок изучения нового материала

Романтизм, реализм

Знать литературные течения поэзии, прозы, драматургии русской литературы XIXвека.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

УО

УМК

16

 

 

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

Урок изучения нового материала

Романтизм и его признаки

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выступать с устным сообщением.

ФО

Презентация

17

 

 

Жуковский «Светлана».Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

Закрепление

Баллада как жанр

Знать жанровое своеобразие произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Беседа, практикум

18

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Урок изучения нового материала

Драма, драматург, комедия как жанр

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

УО

Презентация

19

 

 

«Горе от ума».Обзор содержания.Особенности

Изучение нового материала

Жанр, композиция произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Лекция

20

 

 

Фамусовская Москва в комедии.

Урок изучения нового материала

Действия и явления, монолог и диалог

Знать содержание произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

Беседа, работа с текстом

21

 

 

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

Урок изучения нового материала

Сатира

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Работа с текстом

22

 

 

Чацкий в системе образов комедии.

Изучение нового материала

Афоризмы, крылатые выражения

Знать содержание произведения

Уметь обосновывать в устной и письменной формеответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

Беседа, работа с текстом

23

 

 

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Урок изучения нового материала

Художественный язык комедии

Знать содержание произведения

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

ФО

Беседа, конспект

24

 

 

Р.Р.Язык комедии. Преодоление канонов классицизма.Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Развитие речи

Анализ эпизода

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, грамотно изложить материал, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, самостоятельно редактировать текст

КР

Обучение анализу эпизода

25

 

 

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом.сочинению по комедии «Горе от ума».

Развитие речи

Статья Гончарова «Мильон терзаний»

Знать содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Уметь самостоятельно редактировать текст

СР

конспект

26

 

 

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок изучения нового материала

Лирика и ее жанры

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

лекция

27

 

 

«К Чаадаеву».Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».

Урок изучения нового материала

Лирика

Знать жанровое своеобразие стихов

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Беседа, практикум

28

 

 

Любовь как гармония душ в интимной лирикеПушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

Урок изучения нового материала

Любовная лирика, средства художественной выразительности

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Работа с УМК

29

 

 

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения.

Развитие речи

Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Уметь обосновывать в устной и письменной формеответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

СР

Практикум

30

 

 

Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

Развитие речи

Анализ лирического стихотворения

Уметь обосновывать в устной и письменной формеответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

КР

 

31

 

 

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма.Герои поэмы.Индивидуалистический характер Алеко.

Урок изучения нового материала

Поэма

Знать основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выразительно читать

УО

Работа с текстом

32

 

 

А.С. Пушкин«Евгений Онегин».История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа.

Изучение нового материала

Реализм, роман в стихах, онегинская строфа

Знать направления в литературе XIX века, систему образов в романе

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

УО

Работа с УМК

33

 

 

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме

ФО

Беседа

34

 

 

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина.Татьяна и Ольга.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме

ПДЗ

Работа с текстом

35

 

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Развитие речи

Анализ писем

Знать содержание романа

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, передавать динамику чувств героя в выразительном чтении

КР

Составление таблицы

36

 

 

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок изучения нового материала

Автор и лирический герой

Знать содержание романа

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Работа с УМК

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.Реализм романа.Белинский, Писарев о романе.

Урок изучения нового материала

Русские критики: Белинский, Писарев

Знать содержание романа,

Владеть навыками работы с

различными источниками информации

СР

Презентация

38

 

 

Р/р. Классное сочинение (2)по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развитие речи

 

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его

СР

Работа с текстом

39

 

 

Р/р. Классное сочинение (2)по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развитие речи

 

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его

СР

Работа с текстом

40

 

 

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

Урок изучения нового материала

Трагедия как жанр драмы

Знать содержание драмы Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Работа с текстом

41

 

 

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва».

Урок изучения нового материала

Лирика

Знать биографию поэта, основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Презентация

42

 

 

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Работа с УМК

42

 

 

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

Работа с УМК

43

 

 

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание».Тема России и ее своеобразие: «Родина».

Урок изучения нового материала

Тема родины

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Работа с УМК

44

 

 

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа.

Урок изучения нового материала

Психологический роман

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

УО

Работа с УМК

45

 

 

Печорин как представитель «портрета поколения».

Урок изучения нового материала

Психологизм

Знать содержание романа

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Лекция, работа с учебником

46

 

 

Анализ повестей «Бэла»,«Максим Максимыч».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Беседа, работа с текстом

47

 

 

Анализ повести «Тамань».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа

Уметь анализировать и интерпретироватьпроизведения

СР

Беседа, работа с текстом

48

 

 

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер).Печорин и Мери. Печорин и Вера.

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПР

Таблица: Печорин и Грушницкий

48

 

 

Анализ повести «Фаталист».Ее философско-композиционное значение.

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать содержание романа

Уметь анализировать и интерпретироватьпроизведения

ПР

Беседа, работа с текстом

49

 

 

Р/р.Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Развитие речи

 

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

КР

 

50

 

 

Н.В. Гоголь: судьба писателя.

Первые творческие успехи.

Урок изучения нового материала

 

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Презентация

51

 

 

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра.

Урок изучения нового материала

Особенности жанра

 

УО

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

52

 

 

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок изучения нового материала

Образы героев

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Беседа, работа с текстом

53

 

 

Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

Урок изучения нового материала

Образы помещиков

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПР

Беседа, работа с текстом

54

 

 

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок изучения нового материала

Образы помещиков

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Беседа, работа с текстом

55

 

 

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

Урок изучения нового материала

Образы чиновников

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

56

 

 

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы.

Урок изучения нового материала

Образ Чичикова

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

Беседа, работа с текстом

57

 

 

Лирические отступления в поэме

Урок изучения нового материала

Поэма, лирические отступления

Знать роль лирических отступлений

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ФО

Составление таблицы

58

 

 

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа).

Урок изучения нового материала

Образы героев и авторский замысел

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

59

 

 

Р/р.Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Развитие речи

 

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

КР

 

60

 

 

Ф.М.Достоевский.Слово о писателе. «Белые ночи».

Урок изучения нового материала

Сентиментальный роман

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

61

 

 

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

Урок изучения нового материала

Роман «Белые ночи», петербургский «мечтатель»

Знать содержание произведения

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

УО

Беседа, работа с текстом

62

 

 

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Урок изучения нового материала

Пьеса

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

63

 

 

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок».

Урок изучения нового материала

 

Знать содержание произведения

 

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

64

 

 

Л.Н. Толстой.Слово о писателе. «Юность».Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

Урок изучения нового материала

Диалектика души

Знать биографию писателя, содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

65

 

 

А.П. Чехов.Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему.

Урок изучения нового материала

Рассказ, тема «маленького человека»

Знать биографию писателя,содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

66

 

 

А.П.Чехов. «Тоска».Тема одиночества человека в мире.

Урок изучения нового материала

Рассказ

Знать содержание произведения

Уметь выступать с устным сообщением.

УО

Беседа, работа с текстом

 

Раздел 5. Из русской литературы ХХ века.(

67

 

 

 

 

 

 

 

 

Многообразие жанров и направлений в литературе XX века.

Урок изучения нового материала

Жанры и направления в литературе ХХ века

Уметь выступать с устным сообщением

УО

таблица

68

 

 

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

Урок изучения нового материала

Поэтика рассказа

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

Беседа, работа с текстом

69

 

 

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.

Урок изучения нового материала

Лирика Блока

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

70

 

 

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

Урок изучения нового материала

Тема Родины

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

Беседа, работа с текстом

71

 

 

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Уметь выступать с устным сообщением.

ФО

Беседа, работа с текстом

72

 

 

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

Урок изучения нового материала

Новаторство Маяковского

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Презентация

73

 

 

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Урок изучения нового материала

Социально-философская сатира

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

Беседа, работа с текстом

74

 

 

История создания и судьба повести. Система образов.

Урок изучения нового материала

Система образов

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Беседа, работа с текстом

75

 

 

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению

Урок изучения нового материала

 

Знать содержание произведения

 

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

76

 

 

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой

Урок изучения нового материала

Лирическая героиня Цветаевой

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

77

 

 

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

Урок изучения нового материала

Стихи о Родине

Уметь определять смену чувств в стихах   на основе личностного восприятия

УО

Беседа, работа с текстом

78

 

 

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

Беседа, работа с текстом

79

 

 

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

Урок изучения нового материала

Тема поэта и поэзии

Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия

ФО

Беседа, работа с текстом

80

 

 

Н.Заболоцкий. Слово о поэте.Философский характер лирики Заболоцкого.

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

ФО

Беседа, работа с текстом

81

 

 

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе.

Урок изучения нового материала

Патриотизм. Тема судьбы Родины

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

82

 

 

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика.

Урок изучения нового материала

Рассказчик и автор

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

 

83

 

 

Б.ПастернакСлово о поэте.Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

Урок изучения нового материала

Философская лирика

Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Беседа, работа с текстом

84

 

 

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

Урок изучения нового материала

Лирика. Стихи о родине

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

85

 

 

Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом».

Урок изучения нового материала

Военная тема в литературе

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Работа с УМК

86

 

 

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».Картины послевоенной деревни в рассказе.

Урок изучения нового материала

Притча. Образ праведника

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

87

 

 

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

Урок изучения нового материала

Философия рассказа

Знать содержание произведения

 

ПДЗ

Беседа, работа с текстом

88

 

 

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XХвеков.

Урок изучения нового материала

Романс как жанр

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Работа с УМК

89

 

 

Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека.

Урок изучения нового материала

Романсы

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

ПДЗ

Работа с УМК

90

 

 

Р/р Классное сочинение (5)по лирике, прозе ХХ века.

Урок развития речи

 

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

СР

 

91

 

 

Р/р Классное сочинение (5)по лирике, прозе ХХ века.

Урок развития речи

 

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

СР

 

Раздел 6.Из зарубежной литературы.

92

 

 

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

93

 

 

Гораций.Слово о поэте. «Я воздвиг памятник».Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок изучения нового материала

Ода

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

94

 

 

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».Обзор содержания.

Урок изучения нового материала

Комедия, поэма

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

95

 

 

Множественность смыслов поэмы и ее философский характер.

Урок изучения нового материала

Философский характер поэмы

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно,

ПДЗ

Работа с УМК

96

 

 

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

Урок изучения нового материала

Драматургия трагедия

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

97

 

 

Трагизм любви Гамлета и Офелии.Философский характер трагедии.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ПДЗ

Работа с УМК

98

 

 

И. Гете. Слово о поэте. «Фауст».Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.Противостояние добра и зла.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

УО

Работа с УМК

99

 

 

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

Урок изучения нового материала

Философско-драматическая поэма

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

ФО

Работа с УМК

100-101

 

 

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок изучения нового материала

Тестирование

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

Работа с УМК

102

 

 

Итоги года и задания для летнего чтения.