9 класс

 

 

                                                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2012 года.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе выделены часы на развитие связной речи.

Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его функциях, о современном состоянии русского языка, культуре речи.

Особое внимание уделяется коммуникативному и языковедческому аспектам обучения.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса. Поурочное планирование обеспечивает целевую подготовку школьников к сдаче ГИА.   Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИя

 

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

 

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Международное значение русского языка. 1ч.

 

Повторение изученного в 5-8 классах. 7 ч.

 

Сложное предложение. 4 ч. Из них -3 РР

 

Сложносочиненные предложения. 2 ч.

 

Сложноподчиненные предложения. 20 ч. Из них - 4 РР

 

Бессоюзные сложные предложения. 5 ч. Из них - 1 РР

 

Сложные предложения с различными видами связи. 4 ч.

 

Общие сведения о языке. 4 ч.

 

Повторение изученного в 5-9 классах. 21. (4 РР.)

 

Контрольных работ - 5

 

 

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

Вид контроля

УУД

(деятельность учащихся)

 

Раздел 1.Введение (1 ч.)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное значение русского языка.

Урок усвоения новых знаний

Анализ     текстов о языке  

Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка.

ФО

Коллективная, самостоятельная работа

 

Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (7 ч.)

2

 

 

Фонетика

Повторительно-обобщающий

урок

 

 

Фонетический разбор слов

Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах.

ФО

Коллективная, самостоятельная работа

3

 

 

Лексика и фразеология

 

Повторительно-обобщающий

урок

 

 

Анализ текста

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы.

ФО

Коллективная, самостоятельная работа

4

 

 

Морфемика и словообразование

 

Повторительно-обобщающий

урок

 

 

Практическая работа

Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.

ФО

Коллективная, самостоятельная работа

5

 

 

Морфология.

Орфография

Повторительно-обобщающий

урок

 

Морфологический разбор слов в предложениях.

Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

ФО

ПДЗ

Коллективная, самостоятельная работа

6

 

 

Словосочетание.

Простое предложение

Повторительно-обобщающий

урок

 

Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения

Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста.

ПДЗ

Коллективная, самостоятельная работа

7

 

 

Синтаксис простого предложенияТекст.

Повторительно-обобщающий

урок

 

Разбор простых предложений. Определение стиля текста.

Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста.

 

Коллективная, самостоятельная работа

8

 

 

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

Урок контроля

Диктант

 

 

 

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение. (1 +3 ч. РР)

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложное предложение Основные виды сложных предложений

Повторительно-обобщающий

урок

 

Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП.

ФО

Практическая коллективная работа.

10

 

 

Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

Урок усвоения знаний, развитие речи.

Работа с текстом упр.№55.

Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.

ПР

Практическая коллективная работа.

11-12

 

 

Р/р. Сжатое изложение.

Урок развития речи.

 

Уметь писать изложение, отбирая основную информацию.

КР

Практическая коллективная работа.

Раздел 4. Сложносочиненные предложения. 2 ч.

13

 

 

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

Урок усвоения знаний.

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

Расширить знания о ССП.

УО

Практическая коллективная работа.

14

 

 

Знаки препинания в ССП.

Урок усвоения знаний.

Практическая коллективная работа

Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

ФО

Практическая коллективная работа.

 

Раздел 5. Сложноподчинённые предложения (16 +4 ч. РР ч.)

15

 

 

 

Сложноподчиненные предложенияСтроение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова.

Повторительно-обобщающий урок

 

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная работа

16

 

 

Строение СПП. Схемы СПП.

Повторительно-обобщающийурок

 

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная работа

17

 

 

Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)

Повторительно-обобщающий урок

 

Работа с текстами сборника изложений.

Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа.

СР

Практическая коллективная работа.

18-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/р. Изложение.

Урок развития речи

Изложение.

Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности.

КР

Самостоятельная работа.

20

 

 

Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительныхсовершенствовать пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПП с придаточными изъяснительными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

22

 

 

СПП с придаточными обстоятельственными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

23

 

 

СПП с придаточными степени и образа действия.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

24

 

 

СПП с придаточными места.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ПДЗ

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

25

 

 

СПП с придаточными времени.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПП с придаточными условными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

27

 

 

СПП с придаточными причины.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

28

 

 

СПП с придаточными цели.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

29

 

 

 

СПП с придаточными сравнительными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

30

 

 

СПП с придаточными уступительными.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

31

 

 

СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными..

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа

32

 

 

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

Урок усвоения знаний.

Самостоятельная работа.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.  

КР

Диктант с грамматическим заданием.

33

 

 

 

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Урок закрепления изученного.

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными.

ФО

 

34

 

 

Р/р. Сочинение-рассуждение

Урок развития речи.

 

Самостоятельная работа.

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

КР

 

Сочинение-рассуждение.

 

Раздел 6. Бессоюзные сложные предложения (4 +1 ч. РР)

35

 

 

Бессоюзные сложные предложения

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

36

 

 

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

37

 

 

Двоеточие в БСП.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения).

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

38

 

 

Тире в БСП.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия).

ФО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

39

 

 

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

Урок развития речи

Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему.

Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников.

ПР

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

Раздел 7.  (4ч.)

Сложные предложения с различными видами связи

40

 

 

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Урок усвоения знаний.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

УО

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

41

 

 

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

Урок-повторение

Обобщение изученного материала.

Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.

ПДЗ

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

42-43

 

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ работ

Урок-контроля

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.

 

Самостоятельная работа

                                                     Раздел 8. Общие сведения о языке (4 ч.)

44

 

 

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

Урок усвоения знаний.

Работа с текстами.

Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества.

ФО

ПДЗ

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

45

 

 

Литературный язык.  

Стили РЛЯ.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Работа с текстами.

Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста.

СР

Практическая коллективная работа.

46-47

 

 

Контрольный тест по программе 9 класса.

Анализ работ.

Урок контроля.

Самостоятельная работа.

Обучить навыкам работы с тестами.

КР

Тест

                                                  

                                                           Раздел 9. Повторение (17 + 4 ч.РР)

48

 

 

 

 

Повторение. Фонетика. Графика. Орфография

Повторительно-обобщающий урок.

 

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.

ФО

Практическая коллективная работа.

49

 

 

Повторение.

Лексика. ФразеологияОрфография

Повторительно-обобщающий урок.

 

Работа со словарем.

Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.

ПДЗ

Практическая коллективная работа.

50

 

 

Повторение.

Состав слова и словообразование. Орфография

Повторительно-обобщающий урок.

 

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки.

СР

Практическая коллективная работа.

51

 

 

Повторение. Морфология. Именные части речи.

Урок-семинар.

Сообщения учащихся. Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора.

ПДЗ

Практическая коллективная работа.

52-53

 

 

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография

Повторительно-обобщающий урок.

 

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

ФО

Практическая коллективная работа.

54

 

 

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

ПР

Практическая коллективная работа.

55

 

 

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

ФО

Практическая коллективная работа.

56-57

 

 

Повторение. Служебные части речи.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

ФО

Практическая коллективная работа.

58-59

 

 

Р/р. Сжатое изложение.

Подготовка к ГИА

Урок развития речи.

 

Изложение.

Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей.

ПР

Самостоятельная работа.

60

 

 

Повторение.

Синтаксис. Словосочетания и предложения Пунктуация.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения.

ФО

Практическая коллективная работа.

61-62

 

 

Употребление знаков препинания.

Урок обобщение

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

ПДЗ

Практическая коллективная работа.

63-64

 

 

Р/р Сочинение-рассуждение Подготовка к ОГЭ.

Урок развития речи

Сочинение

Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи

 

Самостоятельная работа

65

 

 

Анализ сочинения

Урок развития речи

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей

 

Практикум

66-68

 

 

Пробная работа в формате ОГЭ

Урок контроля

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

 

Виды работы контроля измерители

   Планируемые результаты освоения материала

 

Домашнее задание

Дата

План

Факт

97-98

Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.

2

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Сочинение

Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи

 

 

 

 

99

Анализ сочинения

1

Урок развития речи

Практикум

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей

 

 

 

 

100-102

Пробная работа в формате ГИА

3

Урок контроля

Самостоятель- ная работа