Основы религиозной культуры 4 класс

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер и имеет сегодня важное зна­чение, так как характер светской школы, определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

Основные принципы, заложенные в содержании программы, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность – отражают культурную, социальную, этническую, религиозную сложность современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики» и является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Ключевые идеи программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  • Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности.
  • Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества.
  • Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).

 

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
  • Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной  традиции.
  • Содержательно раскрыть  понятие «российские  культурно-религиозные   традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
  • Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
  • Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к истокам материальной и духовной культуры.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура.

Вопросы культурных традиций решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)

Формы работы:

  • Заочные экскурсии;
  • Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
  • Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
  • Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
  • Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
  • Создание презентаций, творческих практических работ.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

– о мировых религиях;

– об основателях религий мира,

– о священных книгах религий мира;

– о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

– об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

– названия мировых религий,

– имена основателей религий мира,

– названия основных праздников религий мира,

– особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

– воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

– работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность;

–овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

 

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы

Наименование темы

Количество часов

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 

1

Россия – наша Родина

1

II. Основы мировых религиозных культур

28

 

2

Культура и религия

1

3

Культура и религия

1

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

6

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1

7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

8

Хранители предания в религиях мира

1

9

Человек в религиозных традициях мира

1

10

Священные сооружения

1

11

Священные сооружения

1

12

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

13

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

14

Искусство в религиозной культуре

1

15

Искусство в религиозной культуре

1

16

 

Творческие работы учащихся.

Подведение итогов

1

 

17

Религии России

1

18

Религии России

1

19

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

20

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

22

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

23

Религиозные ритуалы в искусстве

1

24

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

25

Праздники в религиях мира

1

26

Семья, семейные ценности

1

27

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

28

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1

III. Духовные традиции многонационального народа России

5

 

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

31

Подготовка творческих проектов.

1

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

2

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

 

Всего:

34 ч.

       

 

 

Примерные темы исследовательских работ для презентаций:

«Как я понимаю православие»

«Как я понимаю ислам»

«Как я понимаю буддизм»

«Как я понимаю иудаизм»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

«Мое отношение к миру»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мой друг»