9 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по геометрии,

9 класс

 

   Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса составлена   на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С.Атанасяна к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной.

   Обучение ведется по учебнику. Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др. «Геометрия, 7-9».

Согласно федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ по основным темам – 4 и итоговых контрольных работ – 1.

Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Векторы», «Метод координат», «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», «Длина окружности и площадь круга», «Движение», «Начальные сведения из стереометрии», «Об аксиомах планиметрии».

При изучении курса геометрии 9 класса решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач.

 

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:  

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

Задачи курса

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирование умения решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  • отработка навыков решения задач с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, окончившие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Формы организации учебного процесса:   индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

   Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, работа по карточке.

Виды организации учебного процесса самостоятельные работы, контрольные работы, лекции, практикумы.

 

Требования к уровню подготовки выпускников.

 

В результате изучения курса геометрии 9 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • Формулировки основных теорем и их следствий;

Уметь:

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов): для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использовать при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Требования к ЗУН представлены и в тематическом плане по каждой теме.

 

Основное содержание учебного предмета

 

Содержание курса геометрии 9 класса включает следующие тематические блоки:

 

Тема

Количество часов

Контрольных

работ

1

Вводное повторение

2 ч

-

2

Векторы

8 ч

-

3

Метод координат

10 ч

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

11 ч

1

5

Длина окружности и площадь круга

12 ч

1

6

Движение

8   ч

1

7

Начальные сведения из стереометрии

8   ч

-

8

Аксиомы планиметрии

1 ч

-

9

Итоговое повторение

8   ч

1

 

                       Итого

68ч

5

 

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы. На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка умения ее грамотного использования, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.

 

  1. Вводное повторение,   2 ч
  2. Векторы, 8 ч.

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции.

Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

  1. Метод координат, 10 ч

Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора. Уравнение окружности, уравнение прямой.

Цель - познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов, 11 ч

Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга, 12 ч

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

  1. Движение, 8 ч

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

  1. Начальные сведения из стереометрии, 8 ч

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов.

Цель - Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомит учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

  1. Об аксиомах планиметрии, 1 ч

Беседа об аксиомах планиметрии.

Цель - Повторить аксиомы и аксиоматические методы в геометрии

  1. Итоговое повторение, 8 ч

Решение задач.